История и культура Санкт-Петербурга. Урок «75 лет моей школы, история в фотодокументах». Калугина Светлана Александровна, учитель истории и обществознания. ГБОУ СОШ № 514 Калининского района Санкт-Петербурга
творческая работа учащихся по краеведению (9 класс) на тему

Калугина Светлана Александровна

     В 2014 году ГБОУ СОШ № 514 г. Санкт-Петербурга отметила свой 75-летний юбилей. В юбилейные для школы дни целесообразно было на уроках истории культуры Санкт-Петербурга, связать историю школы с изученным ранее историческим материалом истории родного города. Актуальность темы урока, обусловлена еще тем, что знания полученные учащимися на уроке должны стать одним из серьезных шагов на пути воспитания у них того самого патриотизма, который начинается с познания своей школы, «малой родины» и Отечества в котором мы живем. Как можно любить то, что неизвестно? В предложенной вниманию учащихся презентации представлен информационный материал, дающий общее (далеко не исчерпывающее) представление об истории школы ее учениках и учителях. Урок только приоткрывает многие страницы прошлого школы, которые прежде были либо позабыты, либо попросту, по разным причинам не упоминались. Многие документы потерялись, а большинство участников тех событий уже нет в живых.

     Цель урока:

−        развить у учащихся интерес к истории своего города, на примере истории школы, в которой они учатся и навыки общения в группах;

−        научить учащихся систематизировать и анализировать исторические факты, определять причинно-следственные связи, выявлять историческую и методологическую обусловленность различных  оценок событий прошлого;

−        научить аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным вопросам.

     Учитель предлагает учащимся на основе исторических и архивных материалов восстановить объективные факты и события, связанные с историей школы. Будет интересно узнать как рассматривая факты и события того времени, вы сможете интерпретировать их. Учитель предлагают учащимся во внеурочное время в рамках проекта «Летопись родной школы» собирать воспоминания, сведения; писать историю родного города, школы, своего класса. Познакомившись с трудной, сложной, порой трагической, но чрезвычайно многогранной и увлекательной историей нашей школы, вы с гордостью сможете сказать: «Я горжусь тем, что учусь в 514 школе!»

Презентацию см.: https://cloud.mail.ru/public/e90b78952a4b/%D0%9F%D...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_moey_shkole_75_let.docx47.66 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: История и культура Санкт-Петербурга

Калугина Светлана Александровна, учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ № 514 Калининского района Санкт-Петербурга

Урок «75 лет моей школы, история в фотодокументах»

9 класс

(базовый уровень)

Выходные данные литературы, использованных материалов из музейных фондов и интернет источников, использованных на уроке:

1. Гражданка и окрестности / Глейзеров Сергей – СПб.: «Муниципальный совет муниципального образования Гражданка», 2007.

2. Даринский А. В., Старцев В. И. История Санкт-Петербурга в ХХв. – СПб., 1997.

3. Ермолаева Л. К. История и культура Санкт-Петербурга и края с древнейших времен до ХХ1 в. Ч. 1 – 2. Учебник для учащихся 7 – 9 классов. – 2011.

4. Музей истории Калининского района при доме детского и юношеского творчества на пр. Мечникова, д. 2.

5. Музей детского центра исторического воспитания на Болотной ул., д.13.

6. Сайт ГБОУ СОШ № 514 Калининского района г. Санкт-Петербурга./ http://www.school514.ru/

7. Узнай и полюби Санкт-Петербург: Пособие по историческому краеведению / Сост. В. Ф. Помарнацкий. – СПб., 1997.

Цели урока:

1)        В предметном направлении:

Пробудить интерес к изучению истории города Санкт-Петербурга на примере истории родной школы. Познакомившись с трудной, сложной, порой трагической, но чрезвычайно многогранной и увлекательной историей школы, учащиеся с гордостью смогут сказать: «Я горжусь тем, что живу в Санкт-Петербурге и учусь в этой школе!» 

2)        В метапредметном направлении:

Формировать личностные универсальные учебные действия. Формирование коммуникативных и регулятивных умений, навыков групповой работы, способности выделять главное, существенное в изучаемом материале. Развитие у учащихся умения искать информацию из разных источников, делать выводы, обобщать и систематизировать информацию, формировать их познавательную активность и творческое мышление. В результате изучения истории родного города учащиеся получат практические навыки работы с первоисточниками, с музейными и архивными экспонатами, научатся доступно и логично излагать собранный в процессе поиска материал.

3)        В направлении личностного развития:

По типу урок является развивающим. Назначение его в том, чтобы учащиеся воспитали в себе осознанное уважение к культурному и историческому наследию своей «малой» Родины. Практическое значение  – активизация познавательной деятельности учащихся, формирование у них наблюдательности к окружающим явлениям, осознанное усвоение учащимися сложных вопросов истории. Развитие логического и критического мышления, способности внимательно относиться к документам любого рода. Урок, посвященный истории школы, станет одним из серьезных шагов на пути воспитания ребят патриотизму, который начинается с познания своей «малой Родины».

Задачи:

  • развить у учащихся интерес к истории своего города, на примере истории школы, в которой они учатся и навыки общения в группах;
  • научить учащихся систематизировать и анализировать исторические факты, определять причинно-следственные связи, выявлять историческую и методологическую обусловленность различных  оценок событий прошлого;
  • научить аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным вопросам.

Оборудование и материалы к уроку:

  • Презентация «75 лет моей школы. История в фотодокументах».
  • Раздаточный дидактический материал «Воспоминания выпускников и учеников школы разных лет».
  • Компьютер, проектор.

Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке.

Методы и приемы: обсуждение, диалог, самостоятельная работа, исследование, самопроверка и взаимопроверка.

Формы организации работы на уроке: индивидуальная работа, работа в группах, парах.

На уроке использованы ППС: презентация в Microsoft Power Point, фотодокументы из архива школы, воспоминания ветеранов ВОВ, учеников довоенного и военного времени, учителей.

Индивидуальная работа проходит по теоретическим вопросам, с последующей самопроверкой и взаимопроверкой. Групповая работа необходима при выполнении более сложных заданий. Последующая интерактивная фронтальная проверка позволяет устранить недочеты в решениях, глубже закрепить пройденный материал.

Подготовка и проведение урока:

Деление на группы осуществляется самим учителем с учетом психологических особенностей и способностей детей. Лидера в группе лучше выбрать из числа хорошо успевающих и коммуникабельных учащихся. После урока, опорные конспекты сдаются учителю, что позволяет учителю адекватно оценить знания класса в целом и выбрать предложения учащихся для внеклассной работы. Учащиеся также сами имеют возможность по итогам урока оценить свои знания. Все данные методические приемы вместе позволяют устранить пробелы в знаниях учащихся, заставляют детей сотрудничать со сверстниками, слушать, вступать в диалог, контролировать свои действия, вносить коррективы.

Данное занятие соответствует требованиям ФГОС. В направлении личностного развития: организация взаимодействия детей в группах развивает навыки делового общения. В метапредметном направлении: понимание значимости истории школы в истории города Санкт-Петербурга, поиск информации в различных источниках. В предметном направлении: История становления советской школы в 1930-1950 гг – один из самых значительных периодов истории образования. Именно в этот период происходит закладка тех основ, которые изменят облик советской школы. Именно в этот период совершен переход от безграмотности в стране к новому времени. Утверждается урочная система, рождаются гениальные педагоги, изменяются представления о мире и человеке. Особенно важно сейчас познакомить учащихся с трудной, сложной, порой трагической, но чрезвычайно многогранной и увлекательной историей школы, города, страны. Актуальность данного урока состоит в том, что осознание проблем прошлого нашей страны, воспитывает у молодого поколения чувство истинного патриотизма и любви к Родине. Данная тема подводит итог циклу уроков по «Истории Санкт-Петербурга в предвоенный и послевоенный период» и является основополагающей для всего последующего курса.

Содержание учебного материала урока и этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся.

Этапы урока. Деятельность учителя.

Время

Методы и приемы

Деятельность учащихся

Организационный момент

Деление класса на группы с учетом психологических особенностей и способностей детей. Объяснение навыков работы с документами.

5 мин.

Групповая схема работы

Изучают полученные фото, записи ветеранов и др. документы. Слушают указания учителя по работе с документами, задают вопросы.

Показ презентации

Разъяснение и комментарии к презентации в контексте времени и событий, показанных на слайдах

15 мин

Групповая схема работы

Просмотр презентации с занесением вопросов в опорный конспект для выяснения с учителем.

Актуализация знаний учащихся

Проводится фронтальный опрос учащихся, по материалу презентации, формирующий представление о важности поднятой проблемы урока

5 мин

Дидактическая схема. Индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой

Отвечают на вопросы учителя. Называют поднятые в презентации проблемы, заносят в опорный конспект вопросы для дополнительного исследования

Задания, закрепляющие полученные знания

Учитель просит вспомнить исторические факты и события в родном городе и дать оценку этих событий.

10 мин

Индивидуальная и групповая работа

Выполняют задания, дают друг другу консультации.

Проверка решения задач

Учитель выслушивает выступления учащихся  и дает осмысленную аргументированную оценку этих событий;

5мин

Самооценка и взаимооценка работы на уроке

Проверяют правильность ответов, работа на местах, самооценка знаний

Подведение итогов урока

Учитель вместе с учащимися анализирует важность урока в воспитании патриотизма. Предлагает продолжить изучение истории школы на внеклассных занятиях. Поясняет домашнее задание.

5 мин

Самооценка и взаимооценка работы на уроке

Анализируют свою работу на уроке, оценивают результат, записывают в опорный конспект предложения по внеклассным исследованиям проблемы урока.

ХОД УРОКА:

У каждого ученика на столе лежат бланки опорного конспекта. Учитель просит учеников вписать в опорный конспект фамилию и предлагает ознакомиться с темой и планом урока. Поясняет, что после просмотра презентации учащиеся должны будут ответить в опорном конспекте на вопросы по самоконтролю знаний. Учитель сможет оценить ответы после просмотра их ответов.

Показ презентации

Учитель подчеркивает актуальность урока. В 2014 году наша школа отмечает свой 75-летний юбилей. В юбилейные для нашей школы дни целесообразно связать историю нашей школы с изученным нами историческим материалом по истории и культуре Санкт- Петербурга. Хочется надеяться, что урок, посвященной истории нашей школы, станет одним из серьезных шагов на пути воспитания у вас того самого патриотизма, который начинается с познания своей школы, «малой родины» и Отечества в котором мы живем. Как можно любить то, что неизвестно? В предложенной вашему вниманию презентации представлен информационный материал, дающий общее (далеко не исчерпывающее) представление об истории нашей школы ее учениках и учителях. Урок только приоткрывает многие страницы прошлого нашей школы, которые прежде были либо позабыты, либо попросту, по разным причинам не упоминались. Не буду скрывать: я не уверена, что в данной презентации все объективно, и она не лишена, естественно, субъективной позиции автора. Многие архивные материалы потерялись, а большинство участников тех событий уже нет в живых. Поэтому автор этой презентации надеется, что вместе с вами сможет восстановить объективные факты и события, связанные с историей нашей школы. Мне, вашему учителю, интересно узнать как вы рассматривая факты и события того времени, склонены интерпретировать их. Надеюсь, что познакомившись с трудной, сложной, порой трагической, но чрезвычайно многогранной и увлекательной историей нашей школы, вы с гордостью сможете сказать: «Я горжусь тем, что учусь в 514 школе!»

Высвечивается  Заглавные слайды 1-3.

Комментарии учителя: История школы начинается с 1938 года. 3 ноября прозвенел первый звонок и начались занятия в нашей школе. Четырехэтажное здание школы, расположенное на углу проспекта Непокоренных и Гжатской улицы (прежде Большой Спасской ул. и Беклешевской ул.), было построено по проекту известного ленинградского архитектора Николая Александровича Никольского (1884-1953гг.). Первое наименование – восьмилетняя мужская школа № 121 Выборгского района. Во время войны в здании школы находился госпиталь. Многие ученики старших классов и педагоги ушли на фронт. Вновь свои двери школа открыла в 1945 году.В 1989  году образовательное учреждение реорганизовано в среднюю школу № 514 Калининского района. Далее, в 1994 году школа переименована в Муниципальное образовательное учреждение среднего общего образования с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла - школу № 514 Калининского района.

Задание учащимся: Запишите в опорный конспект. Как историю нашей школы можно связать с историей Санкт- Петербурга?

Высвечиваются слайды 4-6. Первый директор и учителя.

Комментарии учителя: К сожалению, кто был  директором в момент основания школы, мы пока не установили. Но первое послевоенное десятилетие с 1945 по 1955 г.г., директором мужской неполной средней школы был Николай Павлович Галицкий. Его называли «вторым Макаренко». Рядом с ним завуч школы, учитель географии М.К. Котов, который после ухода Галицкого в РОНО, стал директором школы. На другом слайде 1 класс 1939 года,учитель Екатерина Георгиевна Колодкина.

Задание учащимся: Хотели бы вы узнать кто был директор нашей школы в момент ее основания? Какова его судьба?

Высвечивается слайд 7, Фото военного времени.

Комментарии учителя: Вся жизнь, вся история школы неразрывно связаны с историей Санкт-Петербурга и Калининского района, с событиями блокады Ленинграда, непосредственным возрождением и развитием города и страны. С 1941 по 1945 год в здании школы располагался военный госпиталь № 55, в котором лечились и восстанавливались фронтовики - защитники блокадного Ленинграда. Госпиталь постоянно бомбили и обстреливали фашисты. Здание школы горело и сильно пострадало В 1945 году вновь за школьные парты сели ученики. Первые послевоенные годы были трудными. Холодно, в окнах вместо стекла фанера. Но силами учителей и учеников здание было восстановлено.

Задание учащимся: Как раньше называлась улица, на которой находится наша школа? Что было в здании школы во время войны? Почему фашисты так усердно бомбили здание школы?

Высвечивается слайд 8-9. Учителя в 1947-61годы

Комментарии учителя: В сентябре 1946 г. в связи с резким увеличением количества учеников, педагогический коллектив школы № 121 пополнили новые учителя.. Вот что вспоминает учительница начальных классов Вера Арсеньевна Веденисова. «- Я пришла в школу 3 сентября 1945 года, сразу, как вернулась с фронта. До 1954 года школа была мужской. Мне дали 2-й класс, где училось 45 мальчиков от 8 до 16 лет - детдомовцы, дети из общежитий, из совхоза «Лесное», Гражданки, дети сотрудников Политехнического института. Было шумно, бумажные птички летали по классу, навести порядок в школе оказалось непросто». По свидетельству Полины Павловны Разговоровой, проработавшей учительницей в школе 23 года с 1948 года, после войны было очень трудно устроиться на работу учителем - существовала очередь. Учителям, побывавшим на фронте, давали талоны на бесплатное питание в столовой и на одежду. Школа являлась физико-математической и работала в три смены. Третьей сменой была вечерняя школа N» 43 завода «Красный Октябри она имела своих учителей и собственного директора.

Педагогический состав школы N 121 был очень сильным. Душой коллектива был блестящий педагог Николай Павлович Галицин который десять лет работал директором .школы - с 1945 по 1955 год. Учителя боготворили его и считали, чуть ли не вторым Макаренко». Учительское дело, которому он отдал всю свою жизнь, было его настоящим призванием.

Задание учащимся: Обратили ли вы внимание в каких условиях работали тогда учителя? Как вы думаете, что больше всего хотели они тогда?

Высвечиваются 10-11, ученики  1947-51 г.г.

Комментарии учителя: 1946-1951 г.г. были особенно трудным для школы. как и всего населения Ленинграда. В городе ощущались последствия войны: было холодно. голодно. В первые послевоенные годы ленинградцы, как и жители других городов страны, получали крайне урезанные нормы продовольствия по карточкам. Это оказывало влияние, прежде всего, на состояние здоровья учащихся, организацию учебно-воспитательной работы с учащимися и поддержание морально-нравственного поведения учеников. Педагоги и учащиеся школы № 121 достойно прошли через этот тяжёлый период послевоенного лихолетья. Даже в самые нелегкие времена в школе успешно действовала система дополнительного образования, которая именовалась тогда внешкольной работой. После окончания уроков учителя вели разнообразные кружки: драматический, лыжный, легкой атлетики, фото и др., в которых была задействована подавляющая часть учащихся.

Задание учащимся: На что вы обратили внимание на фотографиях учеников 1947-1951г.г.? Что дети писали в оформлении фотоальбомов?

Высвечивается слайд 12, учащиеся 1956 года.

Комментарии учителя: В 1954 году, после раздельного обучения школа приступила к совместному обучению мальчиков и девочек. Это был ответственный период в работе школы, ведь нужно было создать классные и школьные коллективы, ввести новые учебные планы, новые программы и новые предметы. Много было интересного и во внеклассной работе. С 1954 по 1957 годы ученики нашей школы принимали участие в летних и  зимних походах по местам боевой Славы. Из накопленных походных материалов был создан кабинет краеведения и туризма. Был создан туристический кружок. Проведена большая работа по изучению ленинских мест и памятных мест нашего города. В 1957 году коллектив ребята из туристического кружка защищали честь Ленинграда и области на 1У Всероссийском слете юных туристов. Еще одним направлением работы школы была помощь колхозным хозяйствам области. Учащиеся школы работали на полях колхозов и совхозов Ленинградской области. В тот период часто проводились Коммунистические субботники (начиная с 8 класса, все учащиеся должны были отрабатывать 2 часа в неделю), во время которых ученики и учителя работами на строительстве станций метро, ремонте школы и жилых домов. На заработанные деньги школьники покупали музыкальные инструменты и оборудование для  кабинетов школы. Между классами существовало соревнование на «лучший класс» по успеваемости и внеклассной работе.

Задание учащимся: Спросите своих бабушек, дедушек, родственников, что они помнят о том времени?

Высвечивается слайды 13 –14. Октябрятская и пионерская организация в школе.

Комментарии учителя: Историческая справка. После революции молодой Стране Советов необходимо было и новое поколение, растущее на идеях коммунизма. Н.К. Крупская в 1921 году поднимает вопрос о создании детской организации «скаутской по форме и коммунистической по содержанию». В далеком 1924-м году, всем кто приходил учиться в 1 класс, было по семь лет. Они были ровесниками Великого Октября и поэтому дали им имя – октябрята! Октябрятское движение в советском обществе являлось первой ступенью вовлечения подрастающего поколения в жизнь страны

- Кто идет чеканным шагом?- громко спрашивал вожатый.

 – Кто не устает шагать?

И весь отряд в такт своему маршу отвечал:

- Мы смелы, мы юны, мы дети коммуны. Бодра и крепка наша рать. Мы гордо и твердо рабочее дело сумеем всегда отстоять!

Октябрята мечтали стать пионерами, быть всюду вместе с ними. Очень просили они старших братьев и сестер записать их в пионеры. Н.К. Крупская предложила объединить  малышей в особые младшие группы при пионерских отрядах, начиная с восьмилетнего возраста. 4 августа 1924 года впервые на всю страну объявлено о создании  октябрятских групп при пионерских отрядах и поэтому этот день считается днем рождения октябрят. Группы октябрят создавались в первых классах школ и действовали до вступления октябрят в пионеры и образования пионерских отрядов. Символом группы был красный октябрьский флажок. Группа октябрят состояла из нескольких подразделений, называемых «звёздочками», каждая из которых включала обычно по 5 детей — символ пятиконечной звезды.

В нашей школе деятельность октябрят проходила преимущественно в игровой форме и организовывалась учителями и вожатыми. Октябрята и пионеры собирали макулатуру, металлолом, организовывали тимуровские команды. При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный значок, а пионеры носили красный галстук На слайдах: Октябрята проводят праздник республик СССР.

Задание учащимся: Знаете ли вы, кто такие октябрята и пионеры? Спросите у родителей, чем они занимались в школе, будучи октябрятами и пионерами.

Высвечивается слайды 15 – 17. История продолжается

Комментарии учителя: Сегодня в школе обучается около 476 учащихся, которые продолжают успешно осваивать новые образовательные стандарты. Большое внимание в школе уделяется и предметам художественно-эстетического цикла.

В школе высококлассные внимательные педагоги, искренне заинтересованные в успехах своих учеников. Учителя работают по программам, утвержденным Министерством образования, а также используют инновационные методики. Уровень школы постоянно подтверждается государственной аккредитацией. Наши выпускники успешно продолжают образование в ведущих вузах России.

Задание учащимся:

Какую роль играет учитель в современной школе?

Высвечивается слайды 18 – 20. История продолжается. Учебный процесс.

Комментарии учителя:

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 № 1897 и распоряжением Комитета по образованию СПб «Об обеспечении введения ФГОС ООО». в школе началось внедрение ФГОС ООО в учебный процесс. Для осуществления перехода на образовательные стандарты второго поколения педагогами школы пройдены курсы повышения квалификации

В школе оборудованы учебные кабинеты на современном уровне. Компьютерный класс с выходом в интернет, центр документации и информации, библиотека с электронным каталогом и читальным залом. актовый зал. Работает столовая и кафе. Медицинский  кабинет с необходимым медицинским оборудованием

Задание учащимся:

Считаете ли вы, что школьный музей способствует формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, чувства любви к малой родине, уважения к опыту предыдущих поколений?

Высвечивается слайд 21. История продолжается. Спорт.

Комментарии учителя: В школе есть спортивный зал, спортивная площадка. Учащиеся школы участвуют и побеждают в различных городских и всероссийских соревнованиях, и достойно защищают честь учащегося 514 школы Калининского района Санкт-Петербурга.

Задание учащимся:

Участвовали вы в спортивных мероприятиях, защищающих честь школы? Назовите их.

Высвечивается слайды 22–24. История продолжается. Исследовательская работа школьников

Комментарии учителя: В настоящее время главное внимание школьного образования направлено на его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что в школе изучают не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся молодым людям в будущем. Ребята вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу.

Главная задача школьного руководителя исследовательской работы, заключается не только в воспитании у учащегося умения самостоятельно приобретать знания, но и в его профессиональной ориентации, способствуя выбору жизненного пути. Исследовательская работа учащихся в школе служит своего рода стартовой площадкой  для поступления в ВУЗ. Исследовательская работа учащихся школы получает высокую оценку на различных конкурсах и олимпиадах. По результатам 2012-2013 учебного года 16 учащихся школы стали победителями и призёрами районных и городских олимпиад.

Задание учащимся:

Какой проблемой в исследовательской работе вы хотели бы заняться?

Высвечивается заключительный слайд. Поздравление с юбилеем школы выпускников прошлых лет, учителейи учащихся.

Комментарии учителя: В настоящее время изучение своей исторической идентичности занимает большое место в образовании и воспитании школьников. Это воспитание закладывает основы нравственности, гражданственности и патриотизма. Становление личности невозможно без осознания преемственности к определенной культурно - исторической общности. Историческое сознание личности помогает ориентироваться в настоящем, определять направления в будущем, ощутить себя в историко-культурном процессе, осознать преемственность поколений, свою историческую идентичность. Важную роль в формировании исторического сознания играет изучение истории своей школы, своего города, района. Этот материал, как более близкий, понятный и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия, и приобретают особое воспитательное и образовательное значение.

Закрепление полученных знаний

Учитель проводит фронтальный опрос учащихся, по материалу презентации, формирующий представление о важности поднятой проблемы урока. Затем просит вспомнить известные учащимся исторические факты и события в родном городе и дать оценку этих событий. После выслушивания выступлений учащихся, дает осмысленную аргументированную оценку этих событий и делает выводы по актуализации знаний, полученных учащимися на уроке.

Актуализация знаний учащихся

Далее учитель подчеркивает важность темы урока: Таким образом, материал презентации и результаты его обсуждения на уроке позволяют вам осуществить связь с прошлыми поколениями нашей школы. Воспитывает у вас патриотические чувства любви к Родине, к родному городу, своему району.

Как видно из ваших ответов на мои вопросы, конкретный исторический материал, приведенный в презентации, развивает у вас:

  • интерес к историческим знаниям;
  • интерес к истории школы;
  • интерес к изучению и сохранению истории и культуры Санкт-Петербурга;
  • отчетливое представление о неразрывной связи исторических судеб родного города и нашей страны.

Что касается ответов на ваши вопросы, то предлагаю вам во внеурочное время в рамках проекта «Летопись родной школы» собирать воспоминания, сведения; писать историю родного города, школы, своего класса.

Внеурочная деятельность учителя

Работа учителя с учащимися над проектом «Летопись родной школы» ведется в рамках внеурочной работы. В работе над проектом большую роль играет сам факт выявления учеников желающих заниматься исследовательской деятельностью. В ходе работы над проектом, учащиеся приобщаютя к общественно – полезной работе по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного города, а так же организовывают шефство над могилами уважаемых земляков, героев войны и труда.

Ведущая роль здесь принадлежит учителю, который в процессе индивидуальной работы с учеником призван не только разглядеть его исследовательский талант, но и помочь в выборе проблемы предполагаемого исследования, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу. Важно, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его использования (выступление на уроке, использование работы другими учащимися для подготовки домашних заданий, докладов, ответов на выпускных и переводных экзаменах).

Исследовательская работа позволяет стимулировать интерес учащихся к истории своего города, чтению краеведческой литературы, организовать проведение конкурсов, викторин, олимпиад, походов, экскурсий. Проводить торжественные акции, посвященные Дню защитников Отечества, Дню Победы и других памятных событий в истории нашей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Петербург. Культура. Слово" проекты ГБОУ СОШ №184 Калининский район Санкт-Петербург

Для участия в открытой исторической городской игре я приняла решение выставить 3 команды: 5а- "Знатоки", 5б- "Мыслители", 8б- "Путешественники". Мы участвовали первый раз! Было интересно, любознательн...

Рабочая программа учебного курса «история» для 5 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровна

Государственный стандарт основного общего образования по истории содержит раздел пропедевтического модуля «Что изучает история», который отсутствует в программе для общеобразовательных учреждений. «Ис...

Рабочая программа учебного курса «история» для 9 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровна

Рабочая программа  конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она  рассчитана на 68 учебных часов (2 час...

Рабочая программа учебного курса «обществознание» для 5 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровн

Рабочая программа конкретизирует содержание пред­метных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа, ...

Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по теме «Рынок» Автор-составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ школы №476 Санкт-Петербурга Песочина И.А.

На уроке происходит знакомство с видами рынка, законами рынка и проблемами в развитии современных рыночных отношений...

Методическая разработка учителя математики ГБОУ CОШ №28 Калининского района Санкт-Петербурга Бурлаковой Е.А. "Эффективные формы и методы работы с обучающимися ОВЗ и инофонами на уроках математики""

Формы работы на уроках математики с обучающимися ОВЗ и инофонами  Математический диктант;•Эстафета;• Найди ошибку;•Расшифруй;•Математическое лото;•Цепочки;•Уста...