Рабочая программа по МХК 10-11 кл.2013 г.
рабочая программа по мхк (10 класс) по теме

Аюшеева Светлана Цыбиктуровна

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов (35 часов в 10 классе, 35 часов в 11 классе).

Используемые учебники:

Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII в. 10 класс. Москва, изд-во «Дрофа», 2011 г.;

Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 11 класс. Москва, изд-во «Дрофа», 2011 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mirovaya_khud_kultura_programma.doc305 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Представленная программа по мировой художественной культуре для 10-11 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

     Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт  распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  • ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год;
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
  • Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Республики Бурятия, реализующих программы общего образования (Приказ Министерства  образования и науки Республики Бурятия №1168 от 03.09.2008 г.);
  • Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Дыренская средняя общеобразовательная школа»;
  • Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Дыренская средняя общеобразовательная школа»;
  • Положение о рабочей программе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Дыренская средняя общеобразовательная школа»;
  • Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Дыренская средняя общеобразовательная школа»;
  • Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» (2004г.);
  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (базовый уровень);
  • 3-е издание авторской программы  Даниловой Г. И. Программы для общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2007.;

            

Базисный учебный план муниципального образовательного учреждения «Дыренская средняя общеобразовательная школа» отводит 70 часов для изучения  курса «Мировая художественная культура» на этапе основного общего образования, в том числе: на 10 класс – 35ч.,  11 класс – 35 ч., из расчета 1 учебный час в  неделю. Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов (35 часов в 10 классе, 35 часов в 11 классе).

Используемые учебники:

Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII в. 10 класс. Москва, изд-во «Дрофа», 2011 г.;

Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 11 класс. Москва, изд-во «Дрофа», 2011 г.

Цели и задачи курса:

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
  • изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;
  • формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;
  • осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
  • постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
  • освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
  • знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
  • интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Воспитательные цели задачи курса:

  • помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
  • способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
  • подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
  • развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
  • создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

Общая характеристика учебного предмета

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

В курс 10 класса входят темы: «Художественная культура древнейших цивилизаций», «Художественная культура  античности», «Художественная культура средневековья», «Средневековая культура Востока», «Художественная культура возрождения».

В курс 11 класса входят темы: «Художественная культура XVII-XVIII в.в», «Художественная культура  XIX - XX века».

Результаты обучения

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

Содержание курса «Мировая художественная культура»

В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры эпохи Возрождения). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного-двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию – исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.

Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.

С учетом специфики предмета «Мировая художественная культура» главным критерием в оценке должны служить не знания формального характера, а озвучивание собственной позиции, умение мыслить самостоятельно и тривиально. Обучающемуся рекомендуется продемонстрировать наличие своей точки зрения и, если она не совпадает с общепринятой, аргументировано её отстаивать.

Высшего уровня оценки заслуживает демонстрация личной модели культурного развития школьника на путях духовного и гражданского становления личности, её социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей. Следует высоко оценивать компетенции, связанные с организацией личного досуга, активной позицией как полноправного члена общества, приобщившегося к высшим ценностям, эстетическим и этическим нормам позитивного опыта человечества, зафиксированного в художественных образах, обращая внимание на способность учащегося давать критическую оценку «внушающей силе искусства», широко используемой в массовой культуре, рекламе, СМИ. Наиболее ценным предоставляется умение ученика демонстрировать личное толерантное отношение к миру, способность воспринимать национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой, оценивать её уникальность и неповторимость.  

10 класс

Раздел 1.

Художественная культура древнейших цивилизаций (6 час). Роль мифа в культуре (миф – основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня – мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал – основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре).

Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий – свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Древний Египет – культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона.

Опыт творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, ТV и др.) и быте (привычки, суеверия и др).

Раздел 2.

Художественная культура античности (3 час). 

Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники – динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Славы и величия Рима – основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) – основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности.

Раздел 3

Художественная культура средневековья (11 час). София Константинопольская – воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас – Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева («Троица»). Ансамбль московского Кремля – символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного,  синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).

Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев).

Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».

Раздел 4

Средневековая культура Востока (6 час). Модель Вселенной Древней Индии – ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. «Скульптурное» мышление древних индийцев. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам).

Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) – синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора.

Воплощение мифологических (космизм) и религиозно – нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав философии (дзен – буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото).

Опыт творческой деятельности. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».

Раздел 5 

Художественная культура Возрождения (9 час). Возрождение в Италии. Флоренция – воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Пантеизм – религиозно – философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса – комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира – энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира.

11 класс

Раздел 1

Художественная культура XVII – XVIII вв. (13 час). Стили и направления в искусстве Нового времени - проблема многообразия и взаимовлияния. Изменение мировосприятия в эпоху барокко: гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия. Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Петра Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец, Петергоф, Ф.-Б. Растрелли) - национальные варианты барокко. Пафос грандиозности в живописи П.-П. Рубенса. Творчество Рембрандта Х. ван Рейна как пример психологического реализма XVII в. в живописи. Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко («Орфей» К. Монтеверди). Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах).

Классицизм - гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга. От классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А. Иванова. Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы: В.-А. Моцарт («Дон Жуан»), Л. ван Бетховен (Героическая симфония, Лунная соната).

Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф. Шуберта), и опере («Летучий голландец» Р. Вагнера). Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического героя в творчестве О. Кипренского. Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).

Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Г. Курбе, О. Домье) и русской (художники - передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков) школ. Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П. И. Чайковский).

Опыт творческой деятельности. Подготовка рефератов и эссе по персоналиям. Сравнительный анализ художественных стилей, национальных вариантов внутри единого стилевого направления. Участие в дискуссии о роли художественного языка в искусстве, соотношении искусства и реальной жизни («реализм без границ»).

Раздел 2

Художественная культура XIX в. (10 час). Основные направления в живописи конца XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме (К. Моне); постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. ван Гога и П. Гогена, «синтетическая форма» П. Сезанна. Синтез искусств в модерне: собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. О. Шехтеля. Символ и миф в живописи (цикл «Демон» М. А. Врубеля) и музыке («Прометей» А. Н. Скрябина).

Опыт творческой деятельности. Посещение и обсуждение выставок, спектаклей и др. с целью определения личной позиции в отношении современного искусства. Подготовка сообщений, рецензий, эссе. Участие в дискуссии о современном искусстве, его роли, специфике, и направлениях.

Раздел 3

Художественная культура XX в. (12 час). Художественные течения модернизма в живописи XX века: деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (П. Пикассо), отказ от изобразительности в абстрактном искусстве (В. Кандинский), иррационализм подсознательного в сюрреализме (С. Дали). Архитектура XX в.: башня III Интернационала В.Е. Татлина, вилла «Савой» в Пуасси Ш.-Э. Ле Корбюзье, музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта, ансамбль города Бразилиа О. Нимейера. Театральная культура XX века: режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX века: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке). Синтез искусств - особенная черта культуры XX века: кинематограф («Броненосец Потёмкин» С.М. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл («Иисус Христос - Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер). Рок-музыка (Битлз - «Жёлтая подводная лодка, Пинк Флойд - «Стена»); электро -акустическая музыка (лазерное шоу Ж.-М. Жарра). Массовое искусство.

Опыт творческой деятельности. Посещение и обсуждение выставок, спектаклей и др. с целью определения личной позиции в отношении современного искусства. Подготовка сообщений, рецензий, эссе. Участие в дискуссии о современном искусстве, его роли, специфике, и направлениях.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:

Знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;
  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;
  • шедевры мировой художественной культуры;
  • особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;
  • организации личного и коллективного досуга;
  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
  • самостоятельного художественного творчества.


Календарно-тематический план

10 класс

Дата

№ урока

Тема

 Содержание учебного материала

Система заданий

Домашнее задание

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

Раздел 1. Художественная культура древнейших цивилизаций (6 часов)

3.09

1

Первые художники Земли

Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия. Живопись Альтамиры. Символика геометрического орнамента в произведениях изобразительного искусства. Зарождение архитектуры, ее связь с религиозными верованиями и представлениями человека (Стоунхендж). Театр, музыка и танец

Стихотворение русского поэта В.Д. Берестова «Первые рисунки» (1958 г.) и его анализ. 

Выполнить эскизы костюма и маски тотема первобытного человека.

10.09

2

Архитектура страны фараонов

Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света

Стихотворение русского поэта В.Я. Брюсова «Ассаргадон» (1897 г.), его анализ.

Разработать схему маршрута путешествия по долине Гизе.

17.09

3

Архитектура страны фараонов

Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре

Скульптурный портрет Нефертити. Свои мысли и впечатления от произведения изложить в виде небольшого эссе.

Напишите рецензию на художественный фильм «Фараон» (Реж.Е.Кавалерович, Польша, 1966 г.).

24.09

4

Изобразительное искусство и музыка Египта

Гигантизм и неизменность канона – примета Вечной жизни в изобразительном искусстве (скульптурные памятники, рельефы и фрески). Музыкальное искусство Древнего Египта

Презентация: Скульптурные  памятники в древнем Египте: Большой сфинкс, Статуя фараона Хефрена, Статуя фараона Тутмоса I, Скульптурный портрет писца Каи, Царевич Рахотеп и его супруга Нофрет. Сокровища гробницы Тутанхамона. Музыка Древнего Египта. Тест по культуре Египта.

1.10

5

Художественная культура Древней Передней Азии

Особенности художественной культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона. Изобразительное искусство и музыка

Анализ изобразительного искусства древней Передней Азии (Большая львиная охота. 1Х в.до н.э)

8.10

6

Искусство доколумбовой Америки

Оригинальность и самобытный характер доколумбовой Америки. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефах (Паленке, Теночтитлан)

Эскизы одежды или предметов декоративно-прикладного искусства (изделия из перьев, маски, геометрические орнаменты, аппликации из кожи) в традициях древнеамериканского искусства.

Раздел 2. Художественная культура античности (3 часа)

15.10

7

Золотой век Афин

Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле афинского акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации. Парфенон – главное украшение Акрополя

Стихотворение русского поэта В.Я. Брюсова «Эгейские вазы» (1916-1917 гг.). Какие отличительные особенности их стиля отмечены поэтом?

Памятник архитектуры эллинизма - Пергамский алтарь. Свои мысли и впечатления оформите в виде небольшого эссе.

Составить небольшой терминологический словарь основных понятий древнегреческой ордерной системы.

22.10

8

Архитектура Древнего Рима

Архитектурные символы римского величия. Римский форум, центр деловой и общественной жизни «вечного города». Пантеон – «храм всех богов». Колизей – величественная зрелищная постройка Древнего Рима

Материал учебника (пп.10.1., с.102-105). Сочинить рассказ на тему «Римский император в скульптурном портрете и в жизни».

Написать рецензию на художественный фильм об истории Древнего Рима («Спартак»: Реж. С. Кубрик, США, 1960г.)

29.10

9

Театральное и музыкальное искусство Античности

Рождение греческого театра (обобщение ранее изученного). Особенности театрализованного действа. Музыкальное искусство Античности

Значение таких музыкальных понятий, как «мелодия», «гармония», «ритм», «хор», «оркестр», «рапсодия», «симфония».

Составить словарь

Раздел 3. Художественная культура средневековья (11 часов)

12.11

10

Мир византийской культуры

Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Собор Святой Софии в Константинополе как воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Искусство мозаики и иконописи

Византийская икона «Владимирская Богоматерь». Свои мысли и впечатления оформить в виде эссе.

Описать скульптурное убранство «Королевских врат» собора в Шартре во Франции.

19.11

11

Архитектурный облик Древней Руси

Древнерусский крестово-купольный тип храма. Космическая, топографическая, временная символика храма. Архитектурный облик Киева – «матери городов русских». Внешний облик и внутреннее убранство собора Святой Софии в Киеве

Заполнение сравнительной таблицы «Архитектурные особенности Византии и Древней Руси»

Перечислите важнейшие архитектурные сооружения Древней Руси.

26.11

12

Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры

Архитектура Великого Новгорода и ее архитектурные особенности. Храм Софии Новгородской.  Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Внешний и внутренний облик Успенского собора во Владимире. Храм Покрова Богородицы на реке Нерль

Составить таблицу: «Архитектура Великого Новгорода и ее архитектурные особенности» (Новгородский собор Святой Софии, Владимиро-Суздальская архитектура, Успенский собор (Владимир), Церковь Покрова на Нерли).

Подготовить сообщение по выбранной теме

3.12

13

Архитектура Московского княжества

Следование традициям владимиро-суздальских мастеров, обращение к лучшим достижениям западноевропейского зодчества. Ансамбль Московского Кремля. Успенский собор как его главное украшение

«Успенский собор стал главным храмом Российского государства». Почему?

«Московский Кремль — величайший памятник истории нашей Родины, гениальное творение русской национальной архитектуры и искусства». Так ли это?

Подготовить презентацию «Архитектура Московского княжества»

10.12

14

Изобразительное искусство и музыка Древней Руси

Икона и иконостас. Мозаики и фрески Киевской Софии. Особенности новгородской школы живописи. Творчество Феофана Грека

Сообщения: «Мозаика и фрески Киевской Софии»; Ф. Грек

17.12

15

Изобразительное искусство и музыка Древней Руси

Шедевры Андрея Рублева и основные вехи его творчества. Музыкальная культура Древней Руси

"Троица" Андрея Рублева. Свои мысли и впечатления оформить в виде эссе.

Сопоставить иконы Рублёва
«Рождество Христово»
и Дионисия «Сошествие во ад»
(Чем отличаются композиции?).

24.12

16

Архитектура западноевропейского Средневековья

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор как образ мира

Сообщения: «Романский стиль»; «Готический собор»

Написать Эссе «Собор в Кёльне -произведение готики»

14.01

17

Архитектура западноевропейского Средневековья

Региональные школы Западной Европы (Франция, Германия). Соборы Нотр-Дам в Париже и в Кельне

Собор Нотр-Дам  (Собор Парижской Богоматери) -  «огромная каменная симфония, колоссальное творение и человека, и народа» - эссе

Составить таблицу «Сравнительная характеристика: Романский стиль, Готический стиль»

21.01

18

Архитектура западноевропейского Средневековья

Центры романской архитектуры - Италия. Пизанский собор - грандиозная и простая  пятинефная базилика. В средней части трансепта- эллиптический купол. «Падающая башня»

«Соборный комплекс в Пизе» - сообщения

28.01

19

Изобразительное искусство Средних веков

Скульптура романского стиля и готики, ее теснейшая связь с архитектурой. Искусство витража

Сообщения: «Скульптура готики»; «Витраж»

Подготовить презентацию «Театральное искусство Средних веков»

4.02

20

Театральное искусство и музыка Средних веков

Понятие о литургической драме и средневековом фарсе. Монодический склад средневековой музыкальной культуры

Работа по группам: анализ стихотворений Средневековья:

«Доброе старое имя», Вальтера фон дер Фогельвейде (ок. 1170-1230)

Познакомиться с лирикой французских трубадуров и немецких миннезингеров. Ответить на вопрос

Раздел 4. Средневековая культура Востока  (6 часов)

11.02

21

Индия – «страна чудес»

Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества. Ступа в Санчи, ее назначение и особенности внешнего облика. Пещерные храмы (чайтья в Карли) и храм Кандарья Махадевы в Кхаджурахо

«Ступа в Санчи». Пещерные храмы. Искусство живописи, музыкальное и театральное искусство Индии

Подготовить презентацию «Индия – «страна чудес»

18.02

22

Индия – «страна чудес»

Искусство живописи. Музыкальное и театральное искусство Индии

Прочитайте стихотворение русского поэта Н.С. Гумилева «Северный раджа» (1908г.). Сделайте анализ этого стихотворения.

25.02

23

Художественная культура Китая

Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры. Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине

Сообщения: «Великая китайская стена – крупнейший памятник архитектуры»

Подготовить сообщение: «Воплощение мифологических и нравственных представлений в храме Неба в Пекине»

4.03

24

Художественная культура Китая

Скульптура и живопись Китая. Пекинская музыкальная драма

Изучить материал учебника (пп.21.2., с.231-236). Нарисуйте пейзажи в традиционных жанрах китайской живописи («горы-воды», «цветы-птицы»).

Повторить тему «Традиционные виды китайской живописи»

11.03

25

Искусство Страны восходящего солнца (Япония)

Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Шедевры японской архитектуры. Философия и мифология в садово-парковом искусстве. Мастера японской гравюры. Театральное искусство

Лекция: Философия и мифология в садово-парковом искусстве с. 209. Мастера японской гравюры.

Подготовить небольшое сообщение «Сакура»

18.03

26

Художественная культура ислама

Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (древний Самарканд). Изобразительное искусство и литература Арабского Востока

С. 215 ответы на вопросы

Подготовить реферат на темы по выбору: «Шедевры Исламской культуры»; «Литература Арабского Востока»

Раздел 5. Художественная культура Возрождения (9 часов)

1.04

27

Флоренция – колыбель итальянского Возрождения

Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Флорентийской чудо Ф. Брунеллески – собор Санта-Мария дель Фьоре. Скульптурные шедевры Донателло. В мире образов С. Боттичелли

Сравнительные характеристики произведений (презентация)

Подготовить небольшое сообщение о Леонардо да Винчи

8.04

28

Золотой век Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи

Судьба Леонардо да Винчи и основные этапы его творческой деятельности. Прославленные шедевры художника

Напишите небольшое эссе по личным впечатлениям на тему «Любимое произведение итальянского художника Проторенессанса или Раннего Возрождения».

Глава 23 читать, ответить на вопросы.

Выявить и выписать в тетрадь эстетические принципы данного времени.

15.04

29

Золотой век Возрождения. Бунтующий гений Микеланджело

Скульптурные и живописные шедевры художника. Отражение в них глубоких философских размышлений автора о смысле жизни и смерти

Внимательно рассмотрите скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (1520-1534 гг.). Свои мысли и впечатления оформите в виде небольшого эссе.

Подготовить краткое сообщение по биографии Рафаэля

22.04

30

Золотой век Возрождения. Рафаэль – «первый среди равных»

Судьба художника, основные этапы его творчества. Рафаэль – певец женской красоты. Портретное творчество художника

Что из произведений итальянского художника Рафаэля особенно вам понравилось? Рассказ

Составить таблицу «Художественные особенности произведений эпохи Возрождения»

29.04

31

Возрождение в Венеции

Архитектурный облик Венеции. Художественный мир Тициана и основные вехи его творческой биографии. Мифологическая и библейская тематика

Работа с учебником: сообщения: «Джорджоне»; «Тициан»

Ответить на вопросы с. 281

6.05

32

Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров

Гентский алтарь Яна ванн Эйка как обобщенный образ Вселенной, гармонии человека с жизнью природы. Мастерство Дюрера-гравера

Работа с учебником. Сообщения: Замок Шамбор, Братья Ван Эйк, Дюрер

      Прочитать §

13.05

33

Музыка и театр эпохи Возрождения

Музыкальная культура Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира

Презентация «Театр Шекспира»

Написать рецензию на фильм «Ромео и Джульетта»

20.05

34

Заключительные уроки

Проведение семинарского занятия, выполнение учебных и творческих заданий (эссе, докладов, рефератов, отзывов сочинений, рецензий) и их защита по изученной теме курса

Выполнение учебных и творческих заданий (эссе, докладов, рефератов, отзывов сочинений, рецензий)

27.05

35

Заключительные уроки

Проведение семинарского занятия, выполнение учебных и творческих заданий (эссе, докладов, рефератов, отзывов сочинений, рецензий) и их защита по изученной теме курса

Защита по изученной теме курса

ИТОГО: 35 часов

Календарно-тематический план

11 класс

Дата

№ урока

Тема

 Содержание учебного материала

Система заданий

Домашнее задание

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

Раздел 1. Художественная культура ХVII – ХVIII вв. (13 часов)

6.09

1

Стилевое многообразие искусства XVII – XVIII вв.

Стили и художественные направления в искусстве. Разграничение понятий «стиль» и «историческая эпоха» в искусстве. Человек и новая картина мира. Возникновение новых стилей и Возрождение

Составить таблицу: «Маньеризм. Барокко. Классицизм. Рококо. Реализм».

Подготовить краткое сообщение по стилям

13.09

2

Стилевое многообразие искусства XVII – XVIII вв.

От «трагического гуманизма» Возрождения  к барокко и классицизму. Эстетика и главные темы искусства барокко и классицизма. Понятие о рококо. Реалистические тенденции в развитии искусства XVII – XVIII вв. Взаимопроникновение и обогащение художественных стилей

Рассмотрите репродукцию картины «Портрет инфанты Маргариты» (1659 г.) работы испанского художника Д. Веласкеса. Напишите психологический портрет героини произведения.

20.09

3

Архитектура барокко

Характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского барокко. Творчество Леонардо Бернини. Оформление площади перед собором Святого Петра в Риме. Архитектурные творения Ф. Б. Растрелли в Санкт-Петербурге и его окрестностях. «Дивное узорочье» московского барокко

Сообщения: «Петергоф – творение Растрелли», «Екатерининский дворец в Царском Селе», «Зимний дворец», «Грандиозный комплекс Смольного монастыря»

Составить схему характерных черт архитектуры барокко

27.09

4

Изобразительное искусство барокко

Скульптура и живопись барокко, основная тематика и ее художественное воплощение. П. П. Рубенс – «король живописи». Судьба художника, основные этапы его творческой биографии. Характерные особенности его живописной манеры. Мифологические и библейские сюжеты и образы в произведениях Рубенса

Рассмотрите репродукцию картины фламандского художника П.П. Рубенса «Автопортрет с Изабеллой Брандт» (1609-1610 гг.). Составьте и запишите диалог между главными персонажами живописного произведения.

Подобрать материал по П. Рубенсу

4.10

5

Классицизм в архитектуре Западной Европы

Идея величия и могущества империи, нашедшая образное воплощение в архитектурных сооружениях классицизма и ампира. Характерные черты архитектуры классицизма. Создание нового типа грандиозного дворцового ансамбля (ансамбли Парижа). Прогулка по Версалю – зримому воплощению парадно-официальной архитектуры классицизма. Развитие понятия о регулярных (французских) парках. Архитектурные творения К. Рена. Собор Святого Павла – главное творение архитектора

Задание: Докажите, что классицизм, это отдельный стиль, отличный и от барокко и от стиля эпохи Возрождения?

Подготовить презентацию. Тема по выбору уч-ся

11.10

6

Шедевры классицизма в архитектуре России

«Архитектурный театр» Москвы (В. И. Баженов и М. Ф. Казаков). Дом Пашкова, дворцовый ансамбль в Царицыно – лучшие творения В. И. Баженова. Классический облик Москвы в творчестве М. Ф. Казакова. Проект здания Сената в Кремле, строгость и простота внешнего облика «русского пантеона»

Сообщения: Особенности архитектуры классицизма в России,  Основные этапы творческой биографии В.И. Баженов и М.Ф. Казаков

Прочитать ст. «Классицизм в России»

18.10

7

Шедевры классицизма в архитектуре России

«Строгий, стройный вид» Петербурга. Архитектурный облик Северной Пальмиры и его блистательные зодчие. Архитектурные пригороды Санкт-Петербурга. Здание Двенадцати коллегий Д. Трезини, Адмиралтейство А. Д. Захарова, Казанский собор А. Н. Воронихина

А.Н. Воронихин «Казанский собор» - написать эссе

О. Э. Мандельштама «На площадь выбежав, свободен…» (1914 г.). Сделайте анализ этого стихотворения.

25.10

8

Изобразительное искусство классицизма и рококо

От классицизма к академизму в живописи. Пуссен как основоположник классицизма. Характерный черты его живописи. Мифологические. Исторические, религиозные и пейзажные темы его произведений. Творчество Ж. Л. Давида. Мастера «галантного жанра» (рококо): А. Ватто, Ф. Буше

Рассмотрите репродукцию картины французского художника Н. Пуссена «Смерть Германика» (1628 г.). Напишите психологический портрет автора данного произведения.

Изучите материал учебника (пп.12.1., с.123-126). Какая из картин французского художника Ж.Л. Давида произвела на вас лично наибольшее впечатление?

1.11

9

Реалистическая живопись Голландии

Многообразие жанров голландской живописи и ее знаменитые мастера. Творчество Рембрандта – вершина реализма. Судьба художника, основные вехи его творческой биографии. Своеобразие художественной манеры, богатство и разнообразие тематики произведений. Мифологические и библейские сюжеты и образы. Рембрандт – блестящий мастер портретной живописи

Сообщение: «Творчество Рембрандта. Великий голландский живописец и гравер»

Подготовить сообщение по теме «Русский портрет»

15.11

10

Русский портрет XVIII в.

У истоков портретного искусства. Шедевры русских портретистов: Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского. Мастера скульптурного портрета: Б. К. Растрелли, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский

Рассмотрите репродукции картин русского художника Д.Г. Левицкого из серии портретов воспитанниц Петербургского Смольного института благородных девиц. Составьте психологический портрет автора этих произведений.

Подготовить реферат «Творчество И.С.Баха»

19.11

11

Музыкальная культура барокко

Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко. Создание оперных школ в Италии и их выдающиеся мастера. Высший расцвет свободной полифонии в творчестве И. С. Баха. Многогранность и разнообразие творческого наследия композитора. Русская музыка барокко

Прослушайте пр-е И.С.Баха «Токката и фуга ре-минор». Оформите свое впечатление в виде эссе

22.11

12

Композиторы Венской классической школы

Музыка Венской классической школы – высшее выражение эстетики классицизма. Формирование классических жанров и принципов симфонизма. Музыкальный мир В. А. Моцарта. Судьба композитора и основные этапы его творческой биографии. Оперные шедевры Моцарта. Л. ван Бетховен: путь от классицизма к романтизму, его смелые эксперименты и творческие поиски. Разнообразие музыкального наследия композитора

Сравнительная характеристика: «Симфония №40» В.А.Моцарта, «Симфония №9» Л.Бетховена

Подготовьте программу концерта на тему «Композиторы Венской классической школы». Какие музыкальные произведения вы отберёте?

29.11

13

Театральное искусство XVII – XVIII вв.

Западноевропейский театр барокко, его особенности, цели и задачи. Золотой век французского театра классицизма, его основные драматурги и художественные принципы. Мольер – создатель классической комедии, бытописатель нравов современного общества. Пути развития русского драматического театра.

Краткое сод-е: «Мещанин во дворянстве» Мольер

Раздел 2: Художественная культура ХIХ в. (10 часов)

6.12

14

Романтизм

Романтизм как художественный стиль эпохи конца XVIII – начала XIX в. «Путь к свободе через красоту» (эстетика романтизма). Национальное своеобразие романтизма в искусстве различных стран. Значение романтизма для дальнейшего развития мировой художественной культуры

Особенности романтизма

Подготовить презентацию «Э.Делакруа», «О.А.Кипренский»

13.12

15

Изобразительное искусство романтизма

Герой романтической эпохи в творчестве Ф. Гойи, Э. Делакруа, О. А. Кипренского и К. П. Брюллова. Пейзажная живопись. История глазами романтиков

Выступления уч-ся с сообщениями «Э.Делакруа», «О.А.Кипренский»

Подготовить сообщение «Пейзажисты-романтики»

20.12

16

Реализм – художественный стиль эпохи

«Правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» (художественные принципы  реалистического искусства). Реализм и романтизм, их связь и отличие

Выделить этапы

реализма.

«Связь и отличие романтизма и реализма» – сост-ть таблицу

27.12

17

Изобразительное искусство реализма

Интерес к жизни человека простого сословия и бытовые картины жизни в творчестве Г. Курбе, О. Домье, художников-передвижников: И. Е. Репина, В. И. Сурикова. Мастера реалистического пейзажа. История и реальность

Работа по картинам И.Е.Репина «Бурлаки на Волге», В.И.Сурикова «Боярыня Морозова»

Подготовить сообщение по темам: «К.Моне», «О.Ренуар», «Ван Гог»

17.01

18

«Живописцы счастья» (художники импрессионизма)

Художественные искания импрессионистов. Пейзажи впечатления К. Моне. Жизнь и Человек в произведениях Э. Дега, О. Ренуара. Постимпрессионизм В. ван Гога, П. Сезанна, П. Гогена

Сообщения по темам: «К.Моне», «О.Ренуар», «Ван Гог»

Прочитать ст.учебника стр 158-168

24.01

19

Многообразие стилей зарубежной музыки

Западноевропейская музыка романтизма. Романтический идеал и его отображение в музыке Р. Вагнера и Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Г. Берлиоза. Музыка импрессионизма. Творчество К. Дебюсси и М. Равеля

Написать небольшое эссе на тему: «Что рассказала мне музыка композиторов-романтиков?».

Составить программу музыкально-поэтического концерта на тему «Романтика русского романса».

31.01

20

Русская музыкальная культура

Русская музыка романтизма. Зарождение русской классической музыкальной школы. М. И. Глинка как основоположник русской музыкальной классики. Композиторы «Могучей кучки»: М. А. Балакирев, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков.

Прослушивание оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки. отв.на вопрос: Какое впечатление произвела музыка?

Подготовить сообщения по творчеству композиторов «Могучей кучки».

7.02

21

Русская музыкальная культура

Русская музыка романтизма. Композиторы «Могучей кучки»: М. А. Балакирев, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков. Многообразие творческого наследия П. И. Чайковского.

Сообщения по темам: Балакирев М.А., А.П.Бородин, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков.

Изучить материал учебника (пп.19.2., с.214-217). Написать творческий портрет П.И.Чайковского

14.02

22

Пути развития западноевропейского театра

«Порывы духа и страсти души» в театре романтизма. В. Гюго как теоретик и реформатор театральной сцены.  «Торжество правды и истины» в реалистическом театре. Э. Золя как теоретик западноевропейского театра реализма. Реализм и символизм в национальном драматическом театре

Лекция по тв-ву В.Гюго.

Э.Золя

Подготовить сообщение «История развития русского театра»

21.02

23

Русский драматический театр

Русский театр романтизма и его знаменитые актеры (П. С. Мочалов и В. А. Каратыгин). Русский реалистический театр и его драматурги. М. С. Щепкин – выдающийся актер и реформатор русской театральной сцены. «Русский национальный театр» А. Н. Островского. Особенности театра А. П. Чехова. Рождение МХТ

Ответить на вопросы. Анализ отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Раздел 3: Художественная культура ХХ в. (12 часов)

28.02

24

Искусство символизма

Художественные принципы символизма и его известные мастера. Символ и аллегория в искусстве. Символ и миф в живописи. Символизм в творчестве М. А. Врубеля и В. Э. Борисова-Мусатова

Написать небольшое эссе «Искусство символизма»

Изучить материал учебника стр.235-241

7.03

25

Триумф модернизма

Модерн – «последняя фаза искусства прошлого века». Создание новых художественных форм и образов, выработка единого интернационального стиля в искусстве. Особенности модерна в различных видах искусства

Изучите материал учебника (пп.21.1.-21.4., с.242-253). Нарисуйте эскизы интерьера вашей комнаты в стиле модерн (мебель, посуду, предметы быта, одежду, орнаменты обоев и тканей).

Нарисовать рекламный плакат или афишу в стиле модерн

14.03

26

Архитектура: от модерна до конструктивизма

Идеи и принципы архитектуры начала XX в. мастера и шедевры зарубежной архитектуры: А. Гауди, В. Орта, Ш. Э. Ле Корбюзье, Ф. Л. Райт, О. Нимейер. Архитектурные достижения в России. Творчество Ф. О. Шехтеля. Модерн как основа для формирования и развития архитектуры конструктивизма

Ответить на вопросы: Какие основные идеи и принципы развития архитектуры начала 20 столетия? Какое воплощение нашел стиль модерн в архитектуре рубежа веков

Выписать основные идеи и принципы развития архитектуры начала ХХ века

21.03

27

Стили и направления зарубежного изобразительного искусства.

Разнообразие художественных направлений и стилей изобразительного искусства. Фовизм А. Матисса. Кубизм П. Пикассо. Сюрреализм С. Дали

Изучите материал учебника (пп.23.2., с.274-278). Составьте творческий портрет испанского художника П. Пикассо.

Рассмотрите репродукцию картины испанского художника С. Дали «Лицо войны» (1941 г.). Свои мысли и впечатления изложите в виде небольшого эссе

4.04

28

Мастера русского авангарда

Абстракционизм В. Кандинского. Супрематизм К. Малевича. «Аналитическое искусство» П. Филонова. В. Татлин – основоположник живописного конструктивизма

Рассуждения о трех видах картин Кандинского

Прочитать ст. «Супрематические размышления Малевича о предметном мире»

11.04

29

Зарубежная музыка XX в.

Музыкальный мир XX в., разнородность его стилей и направлений. Новые принципы организации музыки. Мастера музыкальной классики. Искусство джаза и его истоки. Рок-музыка. Мюзиклы Э. Ллойда Уэббера

Слушание, затем обсуждение произведений Э.Л.Уэббера: Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Мюзикл «Кошки»

Подготовить сообщения по выбранным темам:

А. Н. Скрябин.,

С. В. Рахманинов,

И. Ф. Стравинский

С. С. Прокофьев,

Д. Д. Шостакович

18.04

30

Русская музыка XX столетия

Традиции символизма и романтизм в творчестве А. Н. Скрябина. Многообразие творческого наследия С. В. Рахманинова и И. Ф. Стравинского. Творчество С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и А. Г. Шнитке

Сообщения по выбранным темам: А. Н. Скрябин.,

С. В. Рахманинов,

И. Ф. Стравинский

С. С. Прокофьев,

Д. Д. Шостакович

Слушание их музыки

Написать эссе «Мое впечатление от музыки…»

25.04

31

Зарубежный театр XX в.

Основные пути развития зарубежного театра. Интеллектуальный театр Б. Шоу. Экспрессионизм и сюрреализм на театральной сцене. Театр абсурда. Эпический театр Б. Брехта. Творческие эксперименты П. Брука. Зарубежный театр последних лет

Составить таблицу

Прочитать одну из пьес немецкого писателя Б. Брехта.

2.05

32

Русский театр XX в.

К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко как основоположники русского театрального искусства. Понятие о «системе Станиславского». Театральный авангард В. Э. Мейрхольда и А. Я. Таирова. Мастера современного отечественного театра

Обсуждение вопросов о К.С.Станиславсом, В.Э.Мейрхольде, А.Я.Таирове

Отв.на вопрос «Представьте себе, что вы попали в Москву первой половины ХХ века. У вас всего один вечер и одна возможность сходить в театр. Какой из театров вы выберете - Станиславского, Мейерхольда, Таирова? Почему?»

8.05

33

Становление и расцвет мирового кинематографа

Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой. Ч. С.  Чаплин – выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино. Киноавангард XX века. Рождение национального кинематографа. Шедевры отечественного кино, его режиссеры и исполнители

Охарактеризовать некоторые жанры совр. кино: фэнтези, детектив, фильм ужасов, фильм-катастрофа, военный фильм, триллер, мелодрама, боевик, вестерн, мюзикл, комедия, «мыльная опера». Заполнить предложенную таблицу

Подобрать материал для творческого задания по выбору

16.05

34

Заключительные уроки

Проведение семинарского занятия, выполнение учебных и творческих заданий (эссе, докладов, рефератов, отзывов, сочинений, рецензий) и их защита по изученной теме курса

Выполнение учебных и творческих заданий (эссе, докладов, рефератов, отзывов сочинений, рецензий)

Подготовить творческие задания по выбору

23.05

35

Заключительные уроки

Проведение семинарского занятия, выполнение учебных и творческих заданий (эссе, докладов, рефератов, отзывов, сочинений, рецензий) и их защита по изученной теме курса

Защита по изученной теме курса

ИТОГО: 35 часов


Оценка результатов учебной деятельности учащихся

по курсу «Мировая художественная культура»

Отметка «5» ставится, если ученик дает исчерпывающие, точные ответы, отлично знает материал, умеет свободно аргументировать свою точку зрения, владеет терминологией, подбирает уместные примеры и цитаты, излагает свои мысли последовательно, с необходимыми обобщениями и выводами, умеет вести инициативный  диалог, говорить правильным литературным языком, при написании итоговых творческих работ проявляет самостоятельность и умение проводить параллели между изучаемыми явлениями культуры и собственными знаниями, жизненным опытом.

Отметка «4» ставится, если ученик обнаруживает хорошее знание материала, умеет аргументировать свою точку зрения, подбирает примеры и цитаты, излагает свои мысли последовательно и грамотно, умеет вести диалог. Однако при ответе ученик испытывает некоторые затруднения, формулируя обобщении, не всегда проявляет самостоятельность в оценке отдельных явлений культуры.

Отметка «3» ставится, если ученик в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения, раскрывает материал, формулирует выводы и обобщения далеко не в полном объеме, допускает существенные ошибки в речевом оформлении. Работы и высказывания не отличаются самостоятельностью и осознанностью, нет опоры на личный опыт, учащийся не может проводить параллели между различными явлениями культуры.

Отметка «2» ставится, если ученик демонстрирует недостаточное, поверхностное знание материала, нарушает последовательность изложения, не может сформулировать выводы. Иллюстративный материал в ответе практически не представлен, нет самостоятельности в оценке фактов, недостаточно сформированы навыки устной речи, имеются отклонения от литературных норм, содержание ответа не соответствует материалу, изученному на уроке.

Наиболее важными критериями оценки анализа являются:

1. Знание (хорошее или плохое) произведений искусства.

2. Полнота и глубина характеристики произведений.

3. Знание изобразительно-выразительных средств, используемых автором.

4. Умение логически связывать теоретический материал по  искусству.

5. Наличие (отсутствие) эстетического вкуса (определенного эмоционально-эстетического предпочтения, выбора конкретных объектов изображения, содержащих элементы понимания их эстетических достоинств).

6. Наличие (отсутствие) определенной системы эстетических суждений, понятий, взглядов на действительность.

7. Развернутость и глубина, аргументированность и осознанность эстетических суждений.

8. Умение (неумение) связывать явления, изображенные в картинах художников с действительной жизнью.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

86% и более

отлично

60-85%%

хорошо

40-59%%

удовлетворительно

менее 35%

неудовлетворительно


При выполнении практической работы и текущего контроля знаний:


           Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.


Исходя из норм выставляется отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
  • «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.


Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.


Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Учебно-методическое обеспечение курса «Мировая художественная культура»

Для учащихся

  1. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.
  2. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.
  3. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. – М.: «АСТ-ПРЕСС», 2000.
  4. Русские художники от «А» до «Я». – М.: СЛОВО/SLOVO, 2005.
  5. Ушакова О. Д. Понятия и определения: Мировая художественная культура / Словарик школьника. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2005.
  6. Мировая художественная культура. 3 DVD-диска. – Екатеринбург, 2009. www.nd.ru

Для учителя

  1. Бирич И. А., Ломоносова М. Т. Основы художественной культуры: Изобразительное искусство и архитектура: Тестовые задания для оценки развития творческих и художественных способностей школьников и абитуриентов вузов: В 2 книгах. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  2. Данилова Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура: Факультативный курс. 5 – 9 кл.; Курс для школ и классов гуманитарного профиля. 10 – 11 кл.  – М.: Дрофа, 2010.
  3. Дмитриева Е. В. Россия. – СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт, 2002.
  4. Ивлев С. А. Мировая художественная культура. Культура Древнего Востока: Материалы для учителя МХК. – М, 2001.
  5. Ивлев С. А. Мировая художественная культура. Художественная культура античности: Материалы для учителя МХК. – М, 2001.
  6. Ивлев С. А. Мировая художественная культура. Художественная культура средневековья: Материалы для учителя МХК. – М, 2001.
  7. Мировая художественная культура. 5 и 6 класс. Поурочные планы по учебнику даниловой Г. И. / Сост. Н. Н. Куцман. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
  8. МХК 10 и 11 класс. Поурочные планы по учебнику Л. А. Рапацкой «Мировая художественная культура» / сост. А. В. Хорошенкова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.Солоницына М. Н. история национально-государственных религий в схемах и таблицах: дидактический материал по курсу «История религий». – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006.
  9. Тематическое и поурочное планирование к учебникам «Мировая художемтвенная культура: От истоков до XVII века. 10 класс» и «Мировая художественная культура: От XVII века до современности. 11 класс». – М.: Дрофа, 2010.
  10. Хоруженко К. М. Мировая художественная культура: Структурно-логические схемы: Учеб. пособие для студ. и сред. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Контрольно-измерительные материалы

10 класс

Тест «Возрождение»

        

Вариант №1

А.1. Примерные хронологические рамки Раннего Возрождения:

а) 1420 по 1500  

б) 1500 по 1580 год

в) XVI – XVII века

А.2. Идеал ренессансного «универсального человека»:

а) Сандро Боттичелли

б) Филиппо Брунеллески

в) Леонардо да Винчи

А.3 Время самого пышного развития стиля. Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла.

а) Раннее Возрождение

б) Высокое Возрождение

в) Северное Возрождение

А.4. Фламандский живописец. Оказал глубокое влияние на флорентийских живописцев: Гирландайо, Леонардо да Винчи. 

а) Микеланджело Буонарроти

б) Хуго ван дер Гус

в) Рафаэ́ль Са́нти

В.1. Определите автора и эпоху написания представленных картин.

В.2. Особенности творчества, вклад в мировую культуру: Ян ван Эйк

С.1. Особенности Высокого Возрождения

Вариант №2

А. 1. Примерные хронологические рамки Северного Возрождения:

а) XIV—XVI века.

б) 1500 по 1580 год

в) XVI – XVII века

А.2. Скульптор Раннего Возрождения:

а) Сандро Боттичелли

б) Филиппо Брунеллески

в) Микеланджело Буонарроти

А.3 В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности:

а) Раннее Возрождение

б) Высокое Возрождение

в) Северное Возрождение

А.4. Итальянский живописец, график и архитектор, представитель флорентийской школы. Все его картины кажутся легкими и воздушными

а) Леонардо да Винчи

б) Хуго ван дер Гус

в) Рафаэ́ль Са́нти

В.1. Определите автора и эпоху написания представленных картин.

В.2. Особенности творчества, вклад в мировую культуру: Рогир ван дер Вейден

С.1. Особенности Северного Возрождения

Контрольно-измерительные материалы

11 класс

Итоговая контрольная работа (тест)

Вариант 1

1. Художественное  направление,  предшествовавшее   непосредственно постимпрессионизму?

           А)  Возрождение          Б) Реализм          В) Импрессионизм        Г) Романтизм

2. В картинах  Э. Дега  «Голубые  танцовщицы»  и  И. Э. Грабаря «Февральская  лазурь»:

А) Преобладают  голубые  тона                 Б) Запечатлена  ускользающая  красота    В)Отражен  внутренний  мир  человека    Г) Содержатся  черты  музыкальности

3.Музыка  импрессионизма:

             А) Основана  на  зрительных  образах     Б) Имеет  поэтичные  названия

             В) Камерная                                                Г) Ее  можно  слушать  и  видеть

4.Какие  черты  живописи  импрессионизма  отмечены  в  данном  отрывке?

             Художник  нам  изобразил

             Глубокий  обморок  сирени

             И  красок   звучные  ступени

             На  холст,  как  струпья,   положил.

             А) Пейзажи-впечатления                     Б) Техника  крупного  мазка  

             В) Изображение  чувств  человека      Г) Демократичность

5.Какая  особенность  мировоззрения  художника  Ван  Гога  отражена   в   этих   строчках?  

Рассудок  у  зверей  не  погружен  во  тьму,

Есть  у  цветов  душа,  готовая  раскрыться,

В  металле  тайна  спит  и  хочет  пробудиться.

Все  в  мире  чувствует.  Подвластен  ты  всему.

А) Языческое  восприятие   мира    

Б) Считал  животных  разумными  существами.

В) Считал  человека  царем  природы      

Г) Интересовался  свойствами цветных  металлов.

6. Эстетике  какого  стиля   посвящен  данный  отрывок?                                

Милый  друг,    иль  ты не  видишь,

Что  все  видимое  нами –

Только  отблеск,  только  тени

От  незримого  очами ?

             А) Модерна           Б) Символизма        В) Постимпрессионизма       Г) Реализма

7.Указать  ошибочное  утверждение.

            А) Язык  символов  такой  же  древний,  как  и  само  искусство.

            Б) Он    связан  с  научными  открытиями.

            В) Характерная  черта  средневекового  искусства  -  символичность.

            Г) Искусство  Северного  Возрождения   тоже  символично.

8.Какая   черта   нетрадиционных  направлений  в  искусстве  конца  19 – нач. 20 вв. выражена  в  стихах Э. Верхарна?

Христос,  о  пастырь  душ,  идущий  по  полянам

Звать  светлые  стада  на  светлый  водопой,

Взгляни:  восходит  Смерть  в  тоске  вечеровой,

И  кровь  твоих  овец  течет  ручьем  багряным. . .

             А) Упадническое  настроение    

 Б) Религиозный  характер

             В) Видение  красоты  в  окружающей  жизни

             Г) Гармония   с  природой  

9.Какие  особенности   архитектуры   модерна  не  названы  в  следующем  высказывании:  «Природа – это  величайший  архитектор,  а  она  не  производит  ничего  параллельного  и   ничего  симметричного»?

            А) Подражание  языку  природы        Б) Асимметрия  

В) Сложная  узорность                         Г) Обращение  к  фантастическим  образам            

10.О  каком  таланте  художника -  фовиста   сказано  в  выражении: « Прежде  всего  надо  обладать   даром  цвета,  как  певец  должен  обладать  даром  голоса «?

            А) Умении  петь                                                 Б) Даре  цвета  

В) Умении  петь  и  красиво  рисовать             Г) Создании  музыкальных  картин

11.С  какими  утверждениями  Вы  не  согласны?

            А) Призыв  Поля  Сезанна    трактовать   «мир  посредством  шара,   конуса,   куба»   нашел   отражение   в  творчестве    А. Матисса.

            Б) П. Пикассо  последовал   призыву  Сезанна.    

В) Этот способ   стал  основным  в  творчестве  М. А. Врубеля.    

Г) Его  не  использовал    В.А. Серов.

12. Идеалом  красоты  в  стиле  модерн  считались:

            А) Декоративная  линия                         Б) Изысканность  

В) Орнаментальность                              Г) Простота

13.Русский  композитор,  автор   музыки  первых  балетов:

            А) М. Глинка             Б) П. И. Чайковский             В) Г. Лепс             Г) Б. Окуджава

14.Какая  особенность  живописи  И. Левитана   отмечена  в   стихах?    

Березы  тихо  дремлют  у  пруда,

И  лошаденка  тянет  неустанно

Худые  сани -  неведомо  куда,

А  над  безлюдьем  светится  звезда.

          А)  Развивал  жанр  пейзажа                   Б)  Любил  рисовать  звездное  небо

          В) Был  портретистом                              Г) Рисовал  сцены  катания  на  лошадях.

11 класс

Итоговая контрольная работа (тест)

Вариант 2

1. Указать  логическую  ошибку.

        А)  Темы  живописи  импрессионистов   были  современны.

        Б)  Идеалом   художников  являлась  ускользающая  красота.

        В) Она  изображалась  и  в  японской  гравюре.

        Г) Не  случайно  импрессионисты  развивали  исторический  жанр.

2.Черты,  не  характерные  для  музыки  импрессионизма:

            А) Она   связана  с  живописью  импрессионизма      

Б) Воплощает  героические  образы    

В) Ее  можно  слушать  и  видеть    

Г) Характерна  только для  жанра  симфонии

3.Указать  правильную  хронологию   художественных  направлений.

          А) Постимпрессионизм        Б) Романтизм        В) Реализм       Г) Импрессионизм

4.В  картине  «Персики  и  груши»  Поль  Сезанн  стремился  изобразить:

А) Легкость  и  воздушность  предметов      Б) Их  весомость  и  материальность      

В)  Их  вкусовые  качества                        Г) Фрукты  как     источник витаминов                                                                                                                       5.Какие  черты  архитектуры   модерна   отражены  в  высказывании:  «Природа – это  величайший  архитектор,  а  она  не  производит   ничего  параллельного  и   ничего   симметричного»?  

А) Подражание  языку  природы      Б) Асимметрия    

В) Декоративность                             Г) Обращение  к  фантастическим  образам                                                                                                                              6.Какая  особенность  нетрадиционных  направлений  в  искусстве   конца  19- нач. 20 вв.   выражена  в  стихах?

Неутомимо  снег  идет,

Ложится  на  поля,  как  длинные  заплаты,

Как  длинные  клочки  уныло  бледной  ваты,

Безлюбый,  ненавидящий,  косматый.

             А) Упадническое  настроение    

Б) Воспевание   природы

              В) Постижение   красоты  окружающего  мира

              Г) Отражение  экологических  проблем  

7.Какие   утверждения  являются  верными?

               А) Символизм  встречается  в  искусстве  разных  эпох.    

Б) Он  связан  с миром  фантазий.  

В) Одним  из  направлений   в   искусстве  «серебряного  века»  был   символизм.      

Г) Символисты  ценили   красоту  окружающего      мира.

8. Какое  литературное   произведение  вдохновило    М. А. Врубеля    на создание    образа   Демона?

             А) Музыка   А. Скрябина                       Б) Сказка   А. С. Пушкина   о  царе  Салтане

             В) Поэма   М. Ю.  Лермонтова «Демон»            Г) «Илиада»

9.О  каком  открытии  символистов  в  области  поэзии  утверждал  К. Д. Бальмонт?

Я - изысканность  русской  медлительной  речи,

Предо  мною  другие  поэты- предтечи.

Я  впервые  открыл  этой  речи  уклоны,

Перепевные,  гневные,  нежные  звоны.

             А) Об   использовании  рифмы            Б) Об  образном  видении   мира

             В) О  музыке  стиха                               Г) О  живописности   поэтической  речи

10.О  какой  опере  Н. А. Римского-Корсакова   упоминается   в  стихах?

Девчата  с  парубками,  в  колдовство

Вовлечены,  гуторят  на  поляне,

Как  пел  Садко  в  глубоком  океане,

Пленен  морским  царем,  пленив  его.

         А) «Садко»         Б) «Евгений  Онегин»         В) «Снегурочка»       Г) «Щелкунчик»

11.С  каким  утверждением   Вы  не  согласны?

         А) Назначение  фовизма – облагородить  быт.

         Б) Особенность:   преобладание  цвета  над  формой.

         В) Душой  фовизма  был  живописец   Анри  Матисс.

         Г) В   его  картинах   отсутствует  светотень.

12.Черты  какого   стиля  живописи   конца  19 – нач. 20 вв. выражены  в  данном  отрывке?

Зеленый. Зелень. Изумрудный.  Чудный.

И  рядом – синь.  Лазурь.  Голубизна.

Он  видел  мир  и  солнечным,  и  юным,

А  что  мешает  мне  открыть  глаза!

          А) Кубизма          Б) Импрессионизма          В) Романтизма         Г) Фовизма

13.   С  каким  утверждением   Вы  согласны ?

         А)  Призыв  Поля  Сезанна  трактовать  «мир  посредством  шара,  конуса,  куба»     нашел  отражение  в  творчестве  А. Матисса.    

Б) П. Пикассо  последовал   призыву   Сезанна.  

В) Этот  способ   стал  основным  в  творчестве   М. А. Врубеля.        

Г) Его  не  использовал  В. А. Серов.

14.Что  сближало  эстетику   символизма,  фовизма,  кубизма?

         А) Являлись  течениями  живописи   Франции.

         Б) Отрицательное  отношение  к  реализму.

         В) Гармоничное  мировосприятие.

         Г)  Декадентские   настроения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку На 2012/2013 учебный год 4 класс ( 4 часа в неделю) УМК « Английский язык» Авторы И.И. Верещагина, О.В.Афанасьева

Рабочая программа  составлена на основе:·         Федерального компонента государственного образовательного стандарта;·...

рабочая программа по математике 6 класс на 2013 - 2013 учебный год

расчитанный на 6 часов в неделю, 204 в год, п оучебнику И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович, Математика 6 класс, Учебник для образовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2007 г....

Рабочая программа по истории 6 класс 2012-2013 учебный год

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/), примерной программы основного общего...

Рабочая программа по истории 7 класс 2012 - 2013 учебный год

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории(http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/),   Примерной  программы...

Рабочая программа по истории 8 класс 2012 - 2013 учебный год

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по истории (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/),  примерной програмы основного...

Рабочая программа по истории 9 класс 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  разработана на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории и  авторских программ -  Сороко-Цюпа ...

Рабочая программа по физике 7 класса 2012-2013 уч.год

Пояснительная записка Рабочая программа по физике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта и  примерной программы основного общего образования по физике....