Опыт организации проектно-исследовательской деятельности школьников 4-10 классов в ОУ
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)

Жербин Александр Джабраилович

Статья содержит описание опыта и основные практические положения, связанные с организацией проектно-исследовательской роботы в ОУ Санкт-Петербурга из опыта автора

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основы подхода к организации проектно-исследовательской деятельности учащихся

на 2021/2022 учебный год и перспективу

Жербин А.Д.,

методист по проектно-

исследовательской деятельности

Гимназии №70 Петроградского района

Конечная цель системы проектно-исследовательской деятельности 4ых-10ых классах – формирование способности учащегося к самостоятельному выполнению проектной исследовательской (как вариант – творческой или социальной) работы, ее грамотному оформлению и представлению во всех основных ныне практикуемых формах.

Характерные особенности предлагаемой модели состоят в следующем:

  • Каждый год с 4 по 10 класс – законченный и защищенный проект.
  • Нарастающая сложность проектов и их защит.
  • Ежегодный выбор предмета и темы (продолжение прошлогодней – приветствуется, но не более того)
  • Открытость защит для родителей, привлечение сторонних педагогов и ученых в основное жюри, учет мнений ученического и студенческого (выпускники) жюри
  • Выставление отметок за проект в качестве текущих в количестве, влияющем на итоговые (четвертные или полугодовые), а также использование результатов проектно-исследовательской работы в качестве формы промежуточной аттестации.

Формы, основные требования к содержанию и критерии оценивания проектных работ в 4-10 классах

Класс – 4

Форма работы – групповой (до 6 человек) социальный или творческий проект

В работе должны быть отражены и в защите представлены:

  • Цель
  • Задачи
  • Актуальность
  • Этапы работы
  • Распределение работы между участниками (для группового проекта)
  • Результат

Оформление результатов – стендовая презентация (стенд), выполненная по образцу, с устным групповым представлением.

Отметки (при недопуске работы до защиты выставляются отметки «2» по всем критериям):

  • Содержание (отметки «2» быть не может, так как такая работа не должна быть допущена до защиты)
  • Исследовательский компонент (при наличии выставляется «5»)
  • Оформление
  • Устная защита (при защите группового проекта может выступать  вся группа или ее часть согласно распределению работы в группе)

Класс – 5

Форма работы – групповой (до 3 человек) или индивидуальный учебно-исследовательский или творческий (макет) проект

Социальные и иные (не макет) творческие формы проектов допускаются только в индивидуальном порядке.

В работе должны быть отражены и в защите представлены:

  • Цель
  • Задачи
  • Актуальность
  • Этапы работы
  • Распределение работы между участниками (для группового проекта)
  • Результат, выводы
  • Основные источники и/или литература

Оформление результатов:

  • стендовая презентация (стенд) с устным индивидуальным или групповым представлением (необходимо помнить, что это - форма представление результатов работы, а не ее содержание!),
  • компьютерная презентация с устным индивидуальным или групповым представлением (10-12 слайдов) (необходимо помнить, что это - форма представление результатов работы, а не ее содержание!),
  • текстовая работа с устным индивидуальным или групповым представлением. Объем текстовой работы должен составлять 8-10 страниц (не считая приложений) (С учетом того, что титульный лист, содержание, список литературы и/или источников – это отдельные страницы, а введение, основная часть и заключение начинаются каждая с новой страницы, независимо от объема текста)
  • учебный макет с устным индивидуальным или групповым представлением (необходимо помнить, что это - форма представление результатов работы, а не ее содержание!)

Неоформленное заимствование текста и/или слайдов (плагиат), а также представление макета, изначально выполненного другими лицами, не допускается!

Отметки (при недопуске работы до защиты выставляются отметки «2» по всем критериям):

  • Содержание (отметки «2» быть не может, так как такая работа не должна быть допущена до защиты)
  • Исследовательский компонент (при наличии выставляется «5»)
  • Оформление
  • Устная защита (при защите группового проекта должна выступать вся группа)

Класс – 6

Форма работы – групповой (до 3 человек) или индивидуальный учебно-исследовательский или творческий (макет) проект

Социальные и иные (не макет) творческие формы проектов допускаются только в индивидуальном порядке.

В работе должны быть отражены и в защите представлены:

  • Цель
  • Задачи
  • Актуальность
  • Этапы работы
  • Распределение работы между участниками (для группового проекта)
  • Выявление объекта, отвечающего авторским интересам.
  • Выделение характеристик объекта.
  • Описание объекта.
  • Результат, выводы
  • Основные источники и/или литература

Оформление результатов:

  • стендовая презентация (стенд) с устным индивидуальным или групповым представлением (необходимо помнить, что это - форма представление результатов работы, а не ее содержание!),
  • компьютерная презентация с устным индивидуальным или групповым представлением (10-12 слайдов) (необходимо помнить, что это - форма представление результатов работы, а не ее содержание!),
  • текстовая работа с устным индивидуальным или групповым представлением. Объем текстовой работы должен составлять 8-10 страниц (не считая приложений) (С учетом того, что титульный лист, содержание, список литературы и/или источников – это отдельные страницы, а введение, основная часть и заключение начинаются каждая с новой страницы, независимо от объема текста)
  • учебный макет с устным индивидуальным или групповым представлением (необходимо помнить, что это - форма представление результатов работы, а не ее содержание!)

Неоформленное заимствование текста и/или слайдов (плагиат), а также представление макета, изначально выполненного другими лицами, не допускается!

Отметки (при недопуске работы до защиты выставляются отметки «2» по всем критериям):

  • Содержание (отметки «2» быть не может, так как такая работа не должна быть допущена до защиты)
  • Исследовательский компонент (при наличии выставляется «5»)
  • Оформление
  • Устная защита (при защите группового проекта должна выступать вся группа)

Класс – 7

Форма работы – групповой (до 3 человек) или индивидуальный учебно-исследовательский или творческий (макет) проект

Социальные и иные (не макет) творческие формы проектов допускаются только в индивидуальном порядке.

В работе должны быть отражены и в защите представлены:

  • Цель
  • Задачи
  • Актуальность
  • Этапы работы
  • Распределение работы между участниками (для группового проекта)
  • Выявление объекта, отвечающего авторским интересам.
  • Выделение критериев характеристики объекта в соответствии с выбранной учебной дисциплиной.
  • Описание объекта по выделенным критериям в соответствии с выбранной учебной дисциплиной.
  • Результат, выводы
  • Основные источники и/или литература

Оформление результатов:

  • стендовая презентация (стенд) с устным индивидуальным или групповым представлением (необходимо помнить, что это - форма представление результатов работы, а не ее содержание!),
  • компьютерная презентация с устным индивидуальным или групповым представлением (12-15 слайдов) (необходимо помнить, что это - форма представление результатов работы, а не ее содержание!),
  • текстовая работа с устным индивидуальным или групповым представлением. Объем текстовой работы должен составлять 8-12 страниц (не считая приложений) (С учетом того, что титульный лист, содержание, список литературы и/или источников – это отдельные страницы, а введение, основная часть и заключение начинаются каждая с новой страницы, независимо от объема текста). Больший объем допустим только для работ, имеющих ярко выраженный исследовательский компонент.
  • учебный макет с устным индивидуальным или групповым представлением и развернутым письменным описанием (необходимо помнить, что это - форма представление результатов работы, а не ее содержание!)

Неоформленное заимствование текста и/или слайдов (плагиат), а также представление макета, изначально выполненного другими лицами, не допускается!

Отметки (при недопуске работы до защиты выставляются отметки «2» по всем критериям):

  • Содержание (отметки «2» быть не может, так как такая работа не должна быть допущена до защиты)
  • Исследовательский компонент (при наличии выставляется «5»)
  • Оформление
  • Устная защита (при защите группового проекта должна выступать вся группа)

Класс – 8

Форма работы –индивидуальный учебно-исследовательский проект. Групповой проект допускается в индивидуальном порядке.

Социальные и творческие формы проектов допускаются только в индивидуальном порядке.

В работе должны быть отражены и в защите (в краткой форме) представлены:

  • Цель
  • Задачи
  • Актуальность
  • Этапы работы
  • Выявление объекта, отвечающего авторским интересам.
  • Выделение критериев характеристики объекта в соответствии с выбранной учебной дисциплиной.
  • Описание объекта по выделенным критериям в соответствии с выбранной учебной дисциплиной.
  • Выделение и сравнение двух точек зрения или сравнение двух объектов с обоснованием возможности такого сравнения
  • Описание чужого опыта исследовательской деятельности.
  • Результат, выводы
  • Основные источники и/или литература

Оформление результатов:

  • стендовая презентация (стенд) с устным индивидуальным представлением (необходимо помнить, что это - форма представление результатов работы, а не ее содержание!),
  • компьютерная презентация с устным индивидуальным представлением (12-15 слайдов) (необходимо помнить, что это - форма представление результатов работы, а не ее содержание!),
  • текстовая работа с устным индивидуальным представлением. Объем текстовой работы должен составлять 12-15 страниц (не считая приложений) (С учетом того, что титульный лист, содержание, список литературы и/или источников – это отдельные страницы, а введение, основная часть и заключение начинаются каждая с новой страницы, независимо от объема текста). Больший объем допустим только для работ, имеющих ярко выраженный исследовательский компонент.

Неоформленное заимствование текста и/или слайдов (плагиат) не допускается!

Отметки (при недопуске работы до защиты выставляются отметки «2» по всем критериям):

  • Содержание (отметки «2» быть не может, так как такая работа не должна быть допущена до защиты)
  • Исследовательский компонент (при наличии выставляется «5»)
  • Оформление
  • Устная защита

Класс – 9

Форма работы –индивидуальный учебно-исследовательский проект - реферат

Социальные и творческие формы проектов допускаются только в индивидуальном порядке.

В работе должны быть отражены и в защите (в краткой форме) представлены:

  • Цель
  • Задачи
  • Актуальность
  • Этапы работы
  • Структура работы (введение, главы основной части, заключение)
  • Выявление объекта, отвечающего авторским интересам.
  • Выделение критериев характеристики объекта в соответствии с выбранной учебной дисциплиной.
  • Описание объекта по выделенным критериям в соответствии с выбранной учебной дисциплиной.
  • Сравнение, анализ и обобщение источников и точек зрения
  • Работа с текстом: анализ различных видов текстов, выявление актуальной для исследования информации, интерпретация текстов и выстраивание «диалога» с автором.
  • Описание чужого опыта исследовательской деятельности.
  • Формулировка самостоятельного развернутого вывода
  • Список источников и/или литературы
  • Доля оригинального текста (не включает в себя цитирование!) – не менее 40%. Изложение содержания источников и/или литературы своими словами в реферате (при соблюдении требования к указанию источника информации) допустимо рассматривать как оригинальный текст.
  • Объем реферативной работы должен составлять 15-20 страниц (не считая приложений). Необходимо помнить, что титульный лист, содержание, список литературы и/или источников – это отдельные страницы, а введение, основная часть и заключение начинаются каждая с новой страницы, независимо от объема текста). Больший объем допустим только для работ, имеющих ярко выраженный исследовательский компонент.
  • Оформление – согласно основным требованиям ГОСТа
  • Реферат может содержать элементы самостоятельного исследования. В таком случае работа отмечается дополнительной поощрительной отметкой «5».
  • Тезисы на русском и краткая аннотация на иностранном языке

Оформление результатов:

  • Оформленная надлежащим образом текстовая работа с устным индивидуальным представлением, сопровождаемым компьютерной презентацией (оформленной согласно основным требованиям (см. Приложение)).

Неоформленное заимствование текста и/или слайдов (плагиат) не допускается!

Отметки (при недопуске работы до защиты выставляются отметки «2» по всем критериям):

  • Содержание (отметки «2» быть не может, так как такая работа не должна быть допущена до защиты)
  • Исследовательский компонент (при наличии выставляется «5»)
  • Оформление
  • Устная защита
  • Компьютерная презентация

Класс – 10

Форма работы –учебно-исследовательская работа

Социальные и творческие формы проектов допускаются только в индивидуальном порядке.

В работе должны быть отражены и в защите (в краткой форме) представлены:

  • Цель
  • Задачи
  • Актуальность
  • Проблема
  • Гипотеза.
  • Методы (при необходимости)
  • Этапы работы (при наличии практической части)
  • Структура работы (введение, главы основной части, заключение)
  • Выявление объекта, отвечающего авторским интересам.
  • Выделение критериев характеристики объекта в соответствии с выбранной учебной дисциплиной.
  • Описание объекта по выделенным критериям в соответствии с выбранной учебной дисциплиной.
  • Сравнение, анализ и обобщение источников и точек зрения
  • Работа с текстом: анализ различных видов текстов, выявление актуальной для исследования информации, интерпретация текстов и выстраивание «диалога» с автором.
  • Описание чужого опыта исследовательской деятельности.
  • Формулировка самостоятельного развернутого вывода с указанием его новизны
  • Список источников и/или литературы
  • Доля оригинального текста (не включает в себя цитирование!) – не менее 60%. Изложение содержания источников и/или литературы своими словами в учебно-исследовательской работе (при соблюдении требования к указанию источника информации) допустимо рассматривать как оригинальный текст.
  • Объем учебно-исследовательской работы должен составлять 15-25 страниц (не считая приложений). Необходимо помнить, что титульный лист, содержание, список литературы и/или источников – это отдельные страницы, а введение, основная часть и заключение начинаются каждая с новой страницы, независимо от объема текста).
  • Оформление – согласно основным требованиям ГОСТа (см. Приложение)
  • Тезисы на русском и краткая аннотация на иностранном языке

Оформление результатов:

  • Оформленная надлежащим образом текстовая работа с устным индивидуальным представлением, сопровождаемым компьютерной и стендовой презентацией (оформленными согласно основным требованиям (см. Приложение)).

Неоформленное заимствование текста и/или слайдов (плагиат) не допускается!

Отметки (при недопуске работы до защиты выставляются отметки «2» по всем критериям):

  • Содержание (отметки «2» быть не может, так как такая работа не должна быть допущена до защиты)
  • Исследовательский компонент (при наличии выставляется «5»)
  • Оформление
  • Устная защита
  • Компьютерная презентация
  • Стендовая презентация
  • Устная аннотация и элементы защиты на иностранном языке (по желанию учащегося). Выставляется на основной предмет, по которому выполнялась работа. Грамматические ошибки, не влияющие на восприятие, не оцениваются.

Основные требования к оформлению различных видов проектных работ

Стенд

Стенд – форма материального представления результатов проектно-исследовательской работы, выступающая и как самостоятельный продукт, и как основа для устного выступления учащегося.

В 5-8 классах может выполняться как самостоятельный вид представления результатов проектно-исследовательской работы, в 10 – как обязательный элемент защиты учебно-исследовательской работы.

  1. Размер стенда – А1, расположение - вертикальное.
  2. Стенд может быть выполнен вручную (рукописный текст и иллюстрации), «сборным» (на лист А1 наклеиваются распечатанные или рукописные материалы), «цельнопечатным» (лист А1 распечатывается целиком). Качество полиграфии при оценивании стенда не учитывается, если оно не влияет на восприятие материала!
  3. Отбирая иллюстративный материал, учащийся должен учитывать ограничения выбранного метода выполнения стенда
  4. На стендовой презентации должны содержаться:
  • все данные, обычно размещаемые на титульном листе работы: учреждение, где выполнена работа, тему, указание автора (авторов) и руководителя (руководителей) работы
  • необходимый иллюстративный материал;
  • положения работы, которые автор считает наиболее важными (традиционно к ним относят, как минимум: цель работы, ее актуальность, основные аспекты содержания, выводы, основные (!) источники и/или литературу).
  1. Общий дизайн стенда должен быть целостным, лаконичным, соответствовать содержанию работы.
  2. Цвета и дизайнерские элементы стенда должны соответствовать содержанию работы. Отказ от их использования должен рассматриваться как недостаток стенда.
  3. В содержании стенда не должно содержаться шрифта менее 20 кегля, неоправданного разнообразия шрифтов и трудночитаемых экзотических шрифтов. При этом допускается использование шрифтов большего, чем 20 кегль, размера и различного дизайна в той мере, в какой это оправдано содержанием стенда.
  4. Учащийся должен быть готов объяснить смысл размещения на стенде всех элементов (кроме обязательных), а также – всех примененных решений по оформлению стенда.
  5. Оценивание стенда. В 5-8 и 10 классах (с учетом возрастных особенностей) выставляется отметка с учетом:
  • полноты и лаконичности содержания стенда, отражения содержания и итогов работы (см. п.4-5)
  • дизайна и оформления стенда (включая читаемость текста, иллюстраций, аккуратность выполнения) (см. пп. 3,6, 7)
  • способности объяснить содержание и оформление стенда (этот критерий – отдельный от отметки за содержание работы и устное выступление. Он ориентирован, в первую очередь, на определение самостоятельности работы над стендом)(см.п.8)

Учебный макет

Учебный макет - форма материального представления результатов проектно-исследовательской работы, выступающая и как самостоятельный продукт, и как основа для устного выступления учащегося. Макет лишён, как правило, функциональности представляемого объекта, но отражает важные для представления объекта особенности.

В 5-7 классах макет может выполняться как самостоятельный вид представления результатов проектно-исследовательской работы.

  1. Макет отражает представления (полученные в ходе проектно-исследовательской работы) об объекте учащегося, поэтому покупная сборная модель чего-либо не может выступать в качестве макета.
  2. Макет, в классическом понимании, представляет из себя модель объекта, следовательно, изображения объекта, выполненные в любой технике, или его текстовое описание, оформленное любым образом, не может выступать в качестве макета.
  3. Макет выполняется в любой технике, обеспечивающей очевидное и достаточное сходство макета с изображаемым объектом. Выполнение учебного макета не предполагает использование оригинальных художественных приемов (напр.: макет лягушки из раскрывшихся еловых шишек или макет танка из желе).
  4. Учащийся на этапе выбора объекта должен, при помощи руководителя, соотнести свои возможности с задачей изготовления конкретного макета.
  5. Макет должен быть выполнен аккуратно
  6. Для возможности организации представления макетов они должны иметь основание размером не более 40х40 см. Исключения возможны, но только в случае крайней необходимости и по согласованию с руководителем проекта.
  7. Макет должен иметь закрепленную (прикрепленную) идентификационную карточку белого цвета размером не менее5х10 см, содержащую следующую информацию:
  • Точное название макета
  • Сведения об авторе макета, включая класс
  • Сведения о руководителе проекта, включая должность
  1. Учащийся должен быть готов объяснить смысл всех содержательных элементов макета, а также – всех примененных при изготовлении макета приемов и способов изготовления макета.
  2. Оценивание оформления макета. В 5-7 классах (с учетом возрастных особенностей) выставляется отметка с учетом:
  • адекватности отображения значимых свойств объекта в макете (макет соответствует объекту) (см. п.1,3-4)
  • художественного оформления, аккуратности и презентабельности (см. пп. 3,5,6-7)
  • способности объяснить связь использованных приемов и художественных решений со свойствами объекта (этот критерий – отдельный от отметки за содержание работы и устное выступление. Он ориентирован, в первую очередь, на определение самостоятельности работы над макетом) (см.п.8)

Компьютерная презентация

Компьютерная презентация – форма визуального представления результатов проектно-исследовательской работы, выступающая и как самостоятельный продукт, и как основа для устного выступления учащегося.

В 5-8 классах может выполняться как самостоятельный вид представления результатов проектно-исследовательской работы, в 9-10 – как обязательный элемент защиты учебно-исследовательской работы.

  1. Презентация представляет собой сочетание текста, компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда (но не обязательно всё вместе), которые организованы в единую среду. Кроме того, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации.
  2. Компьютерная презентация должна выполняться в программе MS Office PowerPoint или аналогичных по функционалу и сохраняться в виде специального файла c расширением .ppt, .pptx или совместимых. Представление презентации в формате видеоролика, галереи файлов-изображений или pdf-файла не допускается.
  3. Презентация выполняется учащимся самостоятельно. Руководитель оказывает помощь с содержанием презентации и ее оформлением, но не с ее техническим исполнением. Учащиеся 5-7 классов, не владеющие соответствующими навыками работы на компьютере, должны выбрать другие формы проектной работы!
  4. Объем презентации определяется следующим образом:
  • 5-7 классы – 7-15 слайдов
  • 8 класс – 10-15 слайдов
  • 9-10 классы – количество слайдов определяется содержанием устной защиты при соблюдении общих требований к структуре.
  1. Презентация обязательно должна содержать титульный слайд (содержит все данные, обычно размещаемые на титульном листе работы: учреждение, где выполнена работа, тему, указание автора (авторов) и руководителя (руководителей) работы), слайд с основными (!) источниками и литературой (предпоследний в презентации) и заключительный слайд (предпочтительно продублировать титульный слайд, но допускается и, напр.: «Спасибо за внимание!»)
  2. Остальные слайды должны содержать необходимый иллюстративный материал и положения работы, которые автор считает наиболее важными (традиционно к ним относят, как минимум: цель работы, ее актуальность, структуру работы, основные аспекты содержания, выводы)
  3. Не следует перегружать слайды текстом.
  4. Шрифт должен быть контрастным и достаточно крупным, ясно читаемым.
  5. При оформлении презентации не следует увлекаться эффектами графики и анимации. Плавных переходов будет вполне достаточно.
  6. Правилом хорошего тона является наличие подписей к иллюстрациям.
  7. Общий стиль оформления должен быть сдержанным и соответствовать содержанию работы. При этом подбор цветов и дизайн фона и шрифта должен обеспечивать читаемость текста. Не следует злоупотреблять сложными экзотическими шрифтами.
  8. Учащийся должен быть готов объяснить смысл размещения в презентации всех элементов (кроме обязательных), а также – всех примененных решений по оформлению презентации, в том числе - технических.
  9. Ответственность за организацию предварительной проверки совместимости презентации со школьным оборудованием и ПО лежит на авторе (авторах) работы, но ни в коем случае не на руководителе проекта или иных сотрудниках школы.
  10. Оценивание оформления презентации. В 5-10 классах (с учетом возрастных особенностей) выставляется отметка с учетом:
  • полноты и лаконичности содержания презентации, отражения содержания и итогов работы (см. пп. 5-6)
  • дизайна и оформления презентации (включая читаемость текста, иллюстраций, аккуратность выполнения) (см. пп. 7-10)
  • техническую грамотность при выполнении и представлении презентации (см. пп. 1,2,9,13)
  • способности объяснить содержание и оформление презентации, а также технических приемов ее создания и оформления (этот критерий – отдельный от отметки за содержание работы и устное выступление. Он ориентирован, в первую очередь, на определение самостоятельности работы над презентацией) (см.пп.3 и 12)

Письменная работа

  1. Работа выполняется на листах стандарта А4, шрифтом TimesNewRoman (или аналогичным), размером шрифта 14 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 2,5 см, правое – 1,5 см.
  2. Расположение листа – вертикальное («книжное»). Горизонтальное («альбомное») расположение допускается только в приложении к работе при наличии явной необходимости (напр. – широкая таблица).
  3. Сноски (ссылки, примечания) выполняются постранично с использованием специального встроенного инструментария текстового редактора. Описание книги (статьи, публикации, архивного документа) в ссылке выполняются в соответствии с требованиями к библиографическому описанию.
  4. Работа должна содержать список источников и/или литературы. Разделение списка на источники и литературу определяется особенностями работы. Источники и/или литература оформляются в соответствии с требованиями к библиографическому описанию. Список выполняется в алфавитном порядке.
  5. В 5-7 классах допускается упрощенное библиографическое описание, которое, однако должно содержать в правильном порядке указание на автора, название, место и год издания, страницу (последнее – только в ссылке).
  6. Страницы основного текста нумеруются арабскими цифрами внизу справа, страницы приложения, желательно, – римскими цифрами.
  7. Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
  8. На новых страницах начинаются (объем текста при этом значения не имеет):
  • Содержание
  • Введение
  • Все главы основной части
  • Выводы
  • Список источников и/или литературы
  • Приложения (при наличии)
  1. Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы при первом использовании (кроме очевидно общеупотребительных - напр.: СССР).

Ссылка на интернет-ресурсы

  1. При ссылке на интернет-ресурсы источником/литературой считается не сам сайт, а публикация, размещенная на нем!
  2. Независимо от наличия на сайте выходных данных «бумажной» публикации, если учащийся пользовался интернет-публикацией, он ссылается на интернет-публикацию.
  3. Для статьи или книги, размещенной в интернете, указывается автор (авторы) и название в соответствии с общими правилами, затем ставится знак //, указывается URL (содержание адресной строки полностью), затем пишется «Дата обращения» и ставится дата в формате ГГ.ММ.ДД. Указание даты важно, так как содержание интернет-публикаций может редактироваться (изменяться) со временем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный опыт организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся

Использование инновационных форм обучения в отличие от традиционных методик отводит ученику главную роль на пути к усвоению знаний, при которой учитель является активным помощником, организует, направ...

Методические рекомендации "Организация проектно - исследовательской деятельности школьников по биологии в образовательном учреждении"

В сборнике представлена система организации и воспитательная роль исследовательской деятельности учащихся по биологии и экологии в образовательном учреждении, алгоритм разработки проекта, подготовки к...

Презентация педагогического опыта по теме "Организация проектно-исследовательской деятельности школьников"

В данном материале изложена система работы по организации проектно-исследовательской деятельности и достижения учащихся по данной теме....

Проблемы организации проектно–исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп с учетом предметных особенностей

Проблемы организации проектно - исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп с учетом предметных особенностей....

Проблемы организации проектно – исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп с учетом предметных особенностей.

Проблемы организации проектно - исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп с учетом предметных особенностей....

Статья "Опыт организации проектно-исследовательской деятельности учащихся по предметам филологического цикла"

В статье представлен опыт работы в организации проектно-исследовательской деятельности учащихся с использованием   критического мышления при подготовке к урокам по русскому языку и литератур...

Организация проектно-исследовательской деятельности по краеведению с целью формирования патриотизма у школьников

В данной статье я делюсь опытом проектно-исследовательской работы по краеведению....