Опыт организации проектно-исследовательской деятельности школьников 4-10 классов в ОУ
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)
Статья содержит описание опыта и основные практические положения, связанные с организацией проектно-исследовательской роботы в ОУ Санкт-Петербурга из опыта автора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_sistemy_proektno-issledovatelskoy_raboty_shkolnikov_v_ou.docx | 33.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы подхода к организации проектно-исследовательской деятельности учащихся
на 2021/2022 учебный год и перспективу
Жербин А.Д.,
методист по проектно-
исследовательской деятельности
Гимназии №70 Петроградского района
Конечная цель системы проектно-исследовательской деятельности 4ых-10ых классах – формирование способности учащегося к самостоятельному выполнению проектной исследовательской (как вариант – творческой или социальной) работы, ее грамотному оформлению и представлению во всех основных ныне практикуемых формах.
Характерные особенности предлагаемой модели состоят в следующем:
- Каждый год с 4 по 10 класс – законченный и защищенный проект.
- Нарастающая сложность проектов и их защит.
- Ежегодный выбор предмета и темы (продолжение прошлогодней – приветствуется, но не более того)
- Открытость защит для родителей, привлечение сторонних педагогов и ученых в основное жюри, учет мнений ученического и студенческого (выпускники) жюри
- Выставление отметок за проект в качестве текущих в количестве, влияющем на итоговые (четвертные или полугодовые), а также использование результатов проектно-исследовательской работы в качестве формы промежуточной аттестации.
Формы, основные требования к содержанию и критерии оценивания проектных работ в 4-10 классах
Класс – 4
Форма работы – групповой (до 6 человек) социальный или творческий проект
В работе должны быть отражены и в защите представлены:
- Цель
- Задачи
- Актуальность
- Этапы работы
- Распределение работы между участниками (для группового проекта)
- Результат
Оформление результатов – стендовая презентация (стенд), выполненная по образцу, с устным групповым представлением.
Отметки (при недопуске работы до защиты выставляются отметки «2» по всем критериям):
- Содержание (отметки «2» быть не может, так как такая работа не должна быть допущена до защиты)
- Исследовательский компонент (при наличии выставляется «5»)
- Оформление
- Устная защита (при защите группового проекта может выступать вся группа или ее часть согласно распределению работы в группе)
Класс – 5
Форма работы – групповой (до 3 человек) или индивидуальный учебно-исследовательский или творческий (макет) проект
Социальные и иные (не макет) творческие формы проектов допускаются только в индивидуальном порядке.
В работе должны быть отражены и в защите представлены:
- Цель
- Задачи
- Актуальность
- Этапы работы
- Распределение работы между участниками (для группового проекта)
- Результат, выводы
- Основные источники и/или литература
Оформление результатов:
- стендовая презентация (стенд) с устным индивидуальным или групповым представлением (необходимо помнить, что это - форма представление результатов работы, а не ее содержание!),
- компьютерная презентация с устным индивидуальным или групповым представлением (10-12 слайдов) (необходимо помнить, что это - форма представление результатов работы, а не ее содержание!),
- текстовая работа с устным индивидуальным или групповым представлением. Объем текстовой работы должен составлять 8-10 страниц (не считая приложений) (С учетом того, что титульный лист, содержание, список литературы и/или источников – это отдельные страницы, а введение, основная часть и заключение начинаются каждая с новой страницы, независимо от объема текста)
- учебный макет с устным индивидуальным или групповым представлением (необходимо помнить, что это - форма представление результатов работы, а не ее содержание!)
Неоформленное заимствование текста и/или слайдов (плагиат), а также представление макета, изначально выполненного другими лицами, не допускается!
Отметки (при недопуске работы до защиты выставляются отметки «2» по всем критериям):
- Содержание (отметки «2» быть не может, так как такая работа не должна быть допущена до защиты)
- Исследовательский компонент (при наличии выставляется «5»)
- Оформление
- Устная защита (при защите группового проекта должна выступать вся группа)
Класс – 6
Форма работы – групповой (до 3 человек) или индивидуальный учебно-исследовательский или творческий (макет) проект
Социальные и иные (не макет) творческие формы проектов допускаются только в индивидуальном порядке.
В работе должны быть отражены и в защите представлены:
- Цель
- Задачи
- Актуальность
- Этапы работы
- Распределение работы между участниками (для группового проекта)
- Выявление объекта, отвечающего авторским интересам.
- Выделение характеристик объекта.
- Описание объекта.
- Результат, выводы
- Основные источники и/или литература
Оформление результатов:
- стендовая презентация (стенд) с устным индивидуальным или групповым представлением (необходимо помнить, что это - форма представление результатов работы, а не ее содержание!),
- компьютерная презентация с устным индивидуальным или групповым представлением (10-12 слайдов) (необходимо помнить, что это - форма представление результатов работы, а не ее содержание!),
- текстовая работа с устным индивидуальным или групповым представлением. Объем текстовой работы должен составлять 8-10 страниц (не считая приложений) (С учетом того, что титульный лист, содержание, список литературы и/или источников – это отдельные страницы, а введение, основная часть и заключение начинаются каждая с новой страницы, независимо от объема текста)
- учебный макет с устным индивидуальным или групповым представлением (необходимо помнить, что это - форма представление результатов работы, а не ее содержание!)
Неоформленное заимствование текста и/или слайдов (плагиат), а также представление макета, изначально выполненного другими лицами, не допускается!
Отметки (при недопуске работы до защиты выставляются отметки «2» по всем критериям):
- Содержание (отметки «2» быть не может, так как такая работа не должна быть допущена до защиты)
- Исследовательский компонент (при наличии выставляется «5»)
- Оформление
- Устная защита (при защите группового проекта должна выступать вся группа)
Класс – 7
Форма работы – групповой (до 3 человек) или индивидуальный учебно-исследовательский или творческий (макет) проект
Социальные и иные (не макет) творческие формы проектов допускаются только в индивидуальном порядке.
В работе должны быть отражены и в защите представлены:
- Цель
- Задачи
- Актуальность
- Этапы работы
- Распределение работы между участниками (для группового проекта)
- Выявление объекта, отвечающего авторским интересам.
- Выделение критериев характеристики объекта в соответствии с выбранной учебной дисциплиной.
- Описание объекта по выделенным критериям в соответствии с выбранной учебной дисциплиной.
- Результат, выводы
- Основные источники и/или литература
Оформление результатов:
- стендовая презентация (стенд) с устным индивидуальным или групповым представлением (необходимо помнить, что это - форма представление результатов работы, а не ее содержание!),
- компьютерная презентация с устным индивидуальным или групповым представлением (12-15 слайдов) (необходимо помнить, что это - форма представление результатов работы, а не ее содержание!),
- текстовая работа с устным индивидуальным или групповым представлением. Объем текстовой работы должен составлять 8-12 страниц (не считая приложений) (С учетом того, что титульный лист, содержание, список литературы и/или источников – это отдельные страницы, а введение, основная часть и заключение начинаются каждая с новой страницы, независимо от объема текста). Больший объем допустим только для работ, имеющих ярко выраженный исследовательский компонент.
- учебный макет с устным индивидуальным или групповым представлением и развернутым письменным описанием (необходимо помнить, что это - форма представление результатов работы, а не ее содержание!)
Неоформленное заимствование текста и/или слайдов (плагиат), а также представление макета, изначально выполненного другими лицами, не допускается!
Отметки (при недопуске работы до защиты выставляются отметки «2» по всем критериям):
- Содержание (отметки «2» быть не может, так как такая работа не должна быть допущена до защиты)
- Исследовательский компонент (при наличии выставляется «5»)
- Оформление
- Устная защита (при защите группового проекта должна выступать вся группа)
Класс – 8
Форма работы –индивидуальный учебно-исследовательский проект. Групповой проект допускается в индивидуальном порядке.
Социальные и творческие формы проектов допускаются только в индивидуальном порядке.
В работе должны быть отражены и в защите (в краткой форме) представлены:
- Цель
- Задачи
- Актуальность
- Этапы работы
- Выявление объекта, отвечающего авторским интересам.
- Выделение критериев характеристики объекта в соответствии с выбранной учебной дисциплиной.
- Описание объекта по выделенным критериям в соответствии с выбранной учебной дисциплиной.
- Выделение и сравнение двух точек зрения или сравнение двух объектов с обоснованием возможности такого сравнения
- Описание чужого опыта исследовательской деятельности.
- Результат, выводы
- Основные источники и/или литература
Оформление результатов:
- стендовая презентация (стенд) с устным индивидуальным представлением (необходимо помнить, что это - форма представление результатов работы, а не ее содержание!),
- компьютерная презентация с устным индивидуальным представлением (12-15 слайдов) (необходимо помнить, что это - форма представление результатов работы, а не ее содержание!),
- текстовая работа с устным индивидуальным представлением. Объем текстовой работы должен составлять 12-15 страниц (не считая приложений) (С учетом того, что титульный лист, содержание, список литературы и/или источников – это отдельные страницы, а введение, основная часть и заключение начинаются каждая с новой страницы, независимо от объема текста). Больший объем допустим только для работ, имеющих ярко выраженный исследовательский компонент.
Неоформленное заимствование текста и/или слайдов (плагиат) не допускается!
Отметки (при недопуске работы до защиты выставляются отметки «2» по всем критериям):
- Содержание (отметки «2» быть не может, так как такая работа не должна быть допущена до защиты)
- Исследовательский компонент (при наличии выставляется «5»)
- Оформление
- Устная защита
Класс – 9
Форма работы –индивидуальный учебно-исследовательский проект - реферат
Социальные и творческие формы проектов допускаются только в индивидуальном порядке.
В работе должны быть отражены и в защите (в краткой форме) представлены:
- Цель
- Задачи
- Актуальность
- Этапы работы
- Структура работы (введение, главы основной части, заключение)
- Выявление объекта, отвечающего авторским интересам.
- Выделение критериев характеристики объекта в соответствии с выбранной учебной дисциплиной.
- Описание объекта по выделенным критериям в соответствии с выбранной учебной дисциплиной.
- Сравнение, анализ и обобщение источников и точек зрения
- Работа с текстом: анализ различных видов текстов, выявление актуальной для исследования информации, интерпретация текстов и выстраивание «диалога» с автором.
- Описание чужого опыта исследовательской деятельности.
- Формулировка самостоятельного развернутого вывода
- Список источников и/или литературы
- Доля оригинального текста (не включает в себя цитирование!) – не менее 40%. Изложение содержания источников и/или литературы своими словами в реферате (при соблюдении требования к указанию источника информации) допустимо рассматривать как оригинальный текст.
- Объем реферативной работы должен составлять 15-20 страниц (не считая приложений). Необходимо помнить, что титульный лист, содержание, список литературы и/или источников – это отдельные страницы, а введение, основная часть и заключение начинаются каждая с новой страницы, независимо от объема текста). Больший объем допустим только для работ, имеющих ярко выраженный исследовательский компонент.
- Оформление – согласно основным требованиям ГОСТа
- Реферат может содержать элементы самостоятельного исследования. В таком случае работа отмечается дополнительной поощрительной отметкой «5».
- Тезисы на русском и краткая аннотация на иностранном языке
Оформление результатов:
- Оформленная надлежащим образом текстовая работа с устным индивидуальным представлением, сопровождаемым компьютерной презентацией (оформленной согласно основным требованиям (см. Приложение)).
Неоформленное заимствование текста и/или слайдов (плагиат) не допускается!
Отметки (при недопуске работы до защиты выставляются отметки «2» по всем критериям):
- Содержание (отметки «2» быть не может, так как такая работа не должна быть допущена до защиты)
- Исследовательский компонент (при наличии выставляется «5»)
- Оформление
- Устная защита
- Компьютерная презентация
Класс – 10
Форма работы –учебно-исследовательская работа
Социальные и творческие формы проектов допускаются только в индивидуальном порядке.
В работе должны быть отражены и в защите (в краткой форме) представлены:
- Цель
- Задачи
- Актуальность
- Проблема
- Гипотеза.
- Методы (при необходимости)
- Этапы работы (при наличии практической части)
- Структура работы (введение, главы основной части, заключение)
- Выявление объекта, отвечающего авторским интересам.
- Выделение критериев характеристики объекта в соответствии с выбранной учебной дисциплиной.
- Описание объекта по выделенным критериям в соответствии с выбранной учебной дисциплиной.
- Сравнение, анализ и обобщение источников и точек зрения
- Работа с текстом: анализ различных видов текстов, выявление актуальной для исследования информации, интерпретация текстов и выстраивание «диалога» с автором.
- Описание чужого опыта исследовательской деятельности.
- Формулировка самостоятельного развернутого вывода с указанием его новизны
- Список источников и/или литературы
- Доля оригинального текста (не включает в себя цитирование!) – не менее 60%. Изложение содержания источников и/или литературы своими словами в учебно-исследовательской работе (при соблюдении требования к указанию источника информации) допустимо рассматривать как оригинальный текст.
- Объем учебно-исследовательской работы должен составлять 15-25 страниц (не считая приложений). Необходимо помнить, что титульный лист, содержание, список литературы и/или источников – это отдельные страницы, а введение, основная часть и заключение начинаются каждая с новой страницы, независимо от объема текста).
- Оформление – согласно основным требованиям ГОСТа (см. Приложение)
- Тезисы на русском и краткая аннотация на иностранном языке
Оформление результатов:
- Оформленная надлежащим образом текстовая работа с устным индивидуальным представлением, сопровождаемым компьютерной и стендовой презентацией (оформленными согласно основным требованиям (см. Приложение)).
Неоформленное заимствование текста и/или слайдов (плагиат) не допускается!
Отметки (при недопуске работы до защиты выставляются отметки «2» по всем критериям):
- Содержание (отметки «2» быть не может, так как такая работа не должна быть допущена до защиты)
- Исследовательский компонент (при наличии выставляется «5»)
- Оформление
- Устная защита
- Компьютерная презентация
- Стендовая презентация
- Устная аннотация и элементы защиты на иностранном языке (по желанию учащегося). Выставляется на основной предмет, по которому выполнялась работа. Грамматические ошибки, не влияющие на восприятие, не оцениваются.
Основные требования к оформлению различных видов проектных работ
Стенд
Стенд – форма материального представления результатов проектно-исследовательской работы, выступающая и как самостоятельный продукт, и как основа для устного выступления учащегося.
В 5-8 классах может выполняться как самостоятельный вид представления результатов проектно-исследовательской работы, в 10 – как обязательный элемент защиты учебно-исследовательской работы.
- Размер стенда – А1, расположение - вертикальное.
- Стенд может быть выполнен вручную (рукописный текст и иллюстрации), «сборным» (на лист А1 наклеиваются распечатанные или рукописные материалы), «цельнопечатным» (лист А1 распечатывается целиком). Качество полиграфии при оценивании стенда не учитывается, если оно не влияет на восприятие материала!
- Отбирая иллюстративный материал, учащийся должен учитывать ограничения выбранного метода выполнения стенда
- На стендовой презентации должны содержаться:
- все данные, обычно размещаемые на титульном листе работы: учреждение, где выполнена работа, тему, указание автора (авторов) и руководителя (руководителей) работы
- необходимый иллюстративный материал;
- положения работы, которые автор считает наиболее важными (традиционно к ним относят, как минимум: цель работы, ее актуальность, основные аспекты содержания, выводы, основные (!) источники и/или литературу).
- Общий дизайн стенда должен быть целостным, лаконичным, соответствовать содержанию работы.
- Цвета и дизайнерские элементы стенда должны соответствовать содержанию работы. Отказ от их использования должен рассматриваться как недостаток стенда.
- В содержании стенда не должно содержаться шрифта менее 20 кегля, неоправданного разнообразия шрифтов и трудночитаемых экзотических шрифтов. При этом допускается использование шрифтов большего, чем 20 кегль, размера и различного дизайна в той мере, в какой это оправдано содержанием стенда.
- Учащийся должен быть готов объяснить смысл размещения на стенде всех элементов (кроме обязательных), а также – всех примененных решений по оформлению стенда.
- Оценивание стенда. В 5-8 и 10 классах (с учетом возрастных особенностей) выставляется отметка с учетом:
- полноты и лаконичности содержания стенда, отражения содержания и итогов работы (см. п.4-5)
- дизайна и оформления стенда (включая читаемость текста, иллюстраций, аккуратность выполнения) (см. пп. 3,6, 7)
- способности объяснить содержание и оформление стенда (этот критерий – отдельный от отметки за содержание работы и устное выступление. Он ориентирован, в первую очередь, на определение самостоятельности работы над стендом)(см.п.8)
Учебный макет
Учебный макет - форма материального представления результатов проектно-исследовательской работы, выступающая и как самостоятельный продукт, и как основа для устного выступления учащегося. Макет лишён, как правило, функциональности представляемого объекта, но отражает важные для представления объекта особенности.
В 5-7 классах макет может выполняться как самостоятельный вид представления результатов проектно-исследовательской работы.
- Макет отражает представления (полученные в ходе проектно-исследовательской работы) об объекте учащегося, поэтому покупная сборная модель чего-либо не может выступать в качестве макета.
- Макет, в классическом понимании, представляет из себя модель объекта, следовательно, изображения объекта, выполненные в любой технике, или его текстовое описание, оформленное любым образом, не может выступать в качестве макета.
- Макет выполняется в любой технике, обеспечивающей очевидное и достаточное сходство макета с изображаемым объектом. Выполнение учебного макета не предполагает использование оригинальных художественных приемов (напр.: макет лягушки из раскрывшихся еловых шишек или макет танка из желе).
- Учащийся на этапе выбора объекта должен, при помощи руководителя, соотнести свои возможности с задачей изготовления конкретного макета.
- Макет должен быть выполнен аккуратно
- Для возможности организации представления макетов они должны иметь основание размером не более 40х40 см. Исключения возможны, но только в случае крайней необходимости и по согласованию с руководителем проекта.
- Макет должен иметь закрепленную (прикрепленную) идентификационную карточку белого цвета размером не менее5х10 см, содержащую следующую информацию:
- Точное название макета
- Сведения об авторе макета, включая класс
- Сведения о руководителе проекта, включая должность
- Учащийся должен быть готов объяснить смысл всех содержательных элементов макета, а также – всех примененных при изготовлении макета приемов и способов изготовления макета.
- Оценивание оформления макета. В 5-7 классах (с учетом возрастных особенностей) выставляется отметка с учетом:
- адекватности отображения значимых свойств объекта в макете (макет соответствует объекту) (см. п.1,3-4)
- художественного оформления, аккуратности и презентабельности (см. пп. 3,5,6-7)
- способности объяснить связь использованных приемов и художественных решений со свойствами объекта (этот критерий – отдельный от отметки за содержание работы и устное выступление. Он ориентирован, в первую очередь, на определение самостоятельности работы над макетом) (см.п.8)
Компьютерная презентация
Компьютерная презентация – форма визуального представления результатов проектно-исследовательской работы, выступающая и как самостоятельный продукт, и как основа для устного выступления учащегося.
В 5-8 классах может выполняться как самостоятельный вид представления результатов проектно-исследовательской работы, в 9-10 – как обязательный элемент защиты учебно-исследовательской работы.
- Презентация представляет собой сочетание текста, компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда (но не обязательно всё вместе), которые организованы в единую среду. Кроме того, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации.
- Компьютерная презентация должна выполняться в программе MS Office PowerPoint или аналогичных по функционалу и сохраняться в виде специального файла c расширением .ppt, .pptx или совместимых. Представление презентации в формате видеоролика, галереи файлов-изображений или pdf-файла не допускается.
- Презентация выполняется учащимся самостоятельно. Руководитель оказывает помощь с содержанием презентации и ее оформлением, но не с ее техническим исполнением. Учащиеся 5-7 классов, не владеющие соответствующими навыками работы на компьютере, должны выбрать другие формы проектной работы!
- Объем презентации определяется следующим образом:
- 5-7 классы – 7-15 слайдов
- 8 класс – 10-15 слайдов
- 9-10 классы – количество слайдов определяется содержанием устной защиты при соблюдении общих требований к структуре.
- Презентация обязательно должна содержать титульный слайд (содержит все данные, обычно размещаемые на титульном листе работы: учреждение, где выполнена работа, тему, указание автора (авторов) и руководителя (руководителей) работы), слайд с основными (!) источниками и литературой (предпоследний в презентации) и заключительный слайд (предпочтительно продублировать титульный слайд, но допускается и, напр.: «Спасибо за внимание!»)
- Остальные слайды должны содержать необходимый иллюстративный материал и положения работы, которые автор считает наиболее важными (традиционно к ним относят, как минимум: цель работы, ее актуальность, структуру работы, основные аспекты содержания, выводы)
- Не следует перегружать слайды текстом.
- Шрифт должен быть контрастным и достаточно крупным, ясно читаемым.
- При оформлении презентации не следует увлекаться эффектами графики и анимации. Плавных переходов будет вполне достаточно.
- Правилом хорошего тона является наличие подписей к иллюстрациям.
- Общий стиль оформления должен быть сдержанным и соответствовать содержанию работы. При этом подбор цветов и дизайн фона и шрифта должен обеспечивать читаемость текста. Не следует злоупотреблять сложными экзотическими шрифтами.
- Учащийся должен быть готов объяснить смысл размещения в презентации всех элементов (кроме обязательных), а также – всех примененных решений по оформлению презентации, в том числе - технических.
- Ответственность за организацию предварительной проверки совместимости презентации со школьным оборудованием и ПО лежит на авторе (авторах) работы, но ни в коем случае не на руководителе проекта или иных сотрудниках школы.
- Оценивание оформления презентации. В 5-10 классах (с учетом возрастных особенностей) выставляется отметка с учетом:
- полноты и лаконичности содержания презентации, отражения содержания и итогов работы (см. пп. 5-6)
- дизайна и оформления презентации (включая читаемость текста, иллюстраций, аккуратность выполнения) (см. пп. 7-10)
- техническую грамотность при выполнении и представлении презентации (см. пп. 1,2,9,13)
- способности объяснить содержание и оформление презентации, а также технических приемов ее создания и оформления (этот критерий – отдельный от отметки за содержание работы и устное выступление. Он ориентирован, в первую очередь, на определение самостоятельности работы над презентацией) (см.пп.3 и 12)
Письменная работа
- Работа выполняется на листах стандарта А4, шрифтом TimesNewRoman (или аналогичным), размером шрифта 14 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 2,5 см, правое – 1,5 см.
- Расположение листа – вертикальное («книжное»). Горизонтальное («альбомное») расположение допускается только в приложении к работе при наличии явной необходимости (напр. – широкая таблица).
- Сноски (ссылки, примечания) выполняются постранично с использованием специального встроенного инструментария текстового редактора. Описание книги (статьи, публикации, архивного документа) в ссылке выполняются в соответствии с требованиями к библиографическому описанию.
- Работа должна содержать список источников и/или литературы. Разделение списка на источники и литературу определяется особенностями работы. Источники и/или литература оформляются в соответствии с требованиями к библиографическому описанию. Список выполняется в алфавитном порядке.
- В 5-7 классах допускается упрощенное библиографическое описание, которое, однако должно содержать в правильном порядке указание на автора, название, место и год издания, страницу (последнее – только в ссылке).
- Страницы основного текста нумеруются арабскими цифрами внизу справа, страницы приложения, желательно, – римскими цифрами.
- Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
- На новых страницах начинаются (объем текста при этом значения не имеет):
- Содержание
- Введение
- Все главы основной части
- Выводы
- Список источников и/или литературы
- Приложения (при наличии)
- Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы при первом использовании (кроме очевидно общеупотребительных - напр.: СССР).
Ссылка на интернет-ресурсы
- При ссылке на интернет-ресурсы источником/литературой считается не сам сайт, а публикация, размещенная на нем!
- Независимо от наличия на сайте выходных данных «бумажной» публикации, если учащийся пользовался интернет-публикацией, он ссылается на интернет-публикацию.
- Для статьи или книги, размещенной в интернете, указывается автор (авторы) и название в соответствии с общими правилами, затем ставится знак //, указывается URL (содержание адресной строки полностью), затем пишется «Дата обращения» и ставится дата в формате ГГ.ММ.ДД. Указание даты важно, так как содержание интернет-публикаций может редактироваться (изменяться) со временем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный опыт организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся
Использование инновационных форм обучения в отличие от традиционных методик отводит ученику главную роль на пути к усвоению знаний, при которой учитель является активным помощником, организует, направ...
Методические рекомендации "Организация проектно - исследовательской деятельности школьников по биологии в образовательном учреждении"
В сборнике представлена система организации и воспитательная роль исследовательской деятельности учащихся по биологии и экологии в образовательном учреждении, алгоритм разработки проекта, подготовки к...
Презентация педагогического опыта по теме "Организация проектно-исследовательской деятельности школьников"
В данном материале изложена система работы по организации проектно-исследовательской деятельности и достижения учащихся по данной теме....
Проблемы организации проектно–исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп с учетом предметных особенностей
Проблемы организации проектно - исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп с учетом предметных особенностей....
Проблемы организации проектно – исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп с учетом предметных особенностей.
Проблемы организации проектно - исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп с учетом предметных особенностей....
Статья "Опыт организации проектно-исследовательской деятельности учащихся по предметам филологического цикла"
В статье представлен опыт работы в организации проектно-исследовательской деятельности учащихся с использованием критического мышления при подготовке к урокам по русскому языку и литератур...
Организация проектно-исследовательской деятельности по краеведению с целью формирования патриотизма у школьников
В данной статье я делюсь опытом проектно-исследовательской работы по краеведению....