Организация проектно-исследовательской деятельности по краеведению с целью формирования патриотизма у школьников
статья по краеведению

Софронова Марина Михайловна

В данной статье я делюсь опытом проектно-исследовательской работы по краеведению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_kraevedcheskoy_raboty.docx15.74 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектно-исследовательской деятельности по краеведению с целью формирования патриотизма у школьников

Софронова Марина Михайловна,

учитель английского и немецкого языка

МБОУ «Майминская СОШ №3 им.В.Ф. Хохолкова»

           Патриотическое воспитание обучающихся является важнейшей частью общего воспитательного процесса. В требованиях к структуре основных образовательных программ ФГОС в содержательном разделе указано, что программа воспитания и социализации обучающихся должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны. ФГОС также устанавливает требование к метапредметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, включающим освоенные межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности.

           Именно организация проектно-исследовательской деятельности по краеведению является самым эффективным методом, формирующим и умения учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, и воспитывающим чувство патриотизма у школьников.

           Как учитель английского языка я организую проектно-исследовательскую деятельность учащихся и на уроках и во внеклассной деятельности.  В нашей школе ежегодно проводится День Науки и Творчества, на котором учащиеся представляют свои проектно-исследовательские работы – результаты их деятельности в течение учебного года. Мои воспитанники являются постоянными участниками школьного Дня Науки и Творчества. Победители и призёры не раз представляли свои работы на муниципальном и региональном уровнях.

           С обучающимися 8 – 9 классов мы работали над проектами о Республике Алтай. Как учителю английского языка мне, конечно, хотелось не только организовать проектно-исследовательскую работу, но и  использовать знание  учащимися  иностранного языка. Исследовательские проекты «Легенды Алтая» и «Семь Чудес Чуйского тракта» представляют собой экскурсии на английском и русском языках.  

           Работая над проектом «Легенды Алтая», обучающиеся читали книги об Алтае, открывая для себя удивительный мир алтайских легенд. Мы выбрали легенды, которые учащимся хотелось бы рассказать своим друзьям, одноклассникам, гостям нашей Республики; например, о реке Катунь, о Долине каменных Батыров, о водяной лилии и чилиме. Мы перевели понравившиеся легенды на английский язык, сделали красочную презентацию своей работы и познакомили со своим творческим проектом не только учащихся нашей школы на Дне Науки и Творчества, но и представили её на районной и республиканских сессиях НОУ.

            Интересной была работа над проектом «Семь чудес Чуйского тракта». Учащиеся изучали путеводители, карты, фотоальбомы, совершили экскурсии по некоторым маршрутам и выбрали самые интересные туристические объекты Республики Алтай, расположенные вдоль федеральной трассы «Чуйский тракт». На странице ВКонтакте мы поместили информацию об этих объектах и предложили учащимся нашей школы проголосовать за те достопримечательности, которые, по их мнению, должны быть в путеводителе для туристов на английском языке. Использование социальной сети для опроса позволило нам значительно расширить круг участников проекта. Таким образом, было выбрано «семь чудес», о которых было рассказано на английском и русском языках в нашем исследовательском проекте и в буклете для туристов. Эту работу мы также представляли на районной и республиканской сессиях НОУ. Несомненно, такая организация проектно – исследовательской деятельности способствует формированию патриотизма у школьников, развивает метапредметные компетенции и повышает мотивацию к изучению иностранного языка.

            С учащимися 6 – 7 классов мы ежегодно работаем над краеведческими исследовательскими проектами о нашем селе  Майма и её жителях. «Ветераны Великой Отечественной Войны», «Майма: её прошлое, настоящее и будущее», «История Маймы» - вот темы наших исследовательских работ. Думая о будущем своего села, учащиеся составили вопросы и провели анкетирование среди старшеклассников ( проект «Майма: её прошлое, настоящее и будущее»). Результаты анкетирования были всем интересны: что особенно нравится подрастающему поколению в нашем селе, что не нравится и как это можно изменить, планируют ли они жить и работать в родном селе после окончания учёбы. Работая над историческими проектами («Ветераны Великой Отечественной войны», «История Маймы»), учащиеся обращались к архивным справкам, интернету, книгам о Майме, посещали музеи, встречались с жителями села. Таким образом, дети учатся работать с информацией, определять актуальность материала, ставить цели и задачи, формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, выбирать методы исследования, делать выводы, оформлять и представлять свои работы.

            Как руководителю проектно-исследовательской деятельности по краеведению, мне больше нравится работать с ученическими группами.  Обычно  3-4 учащихся занимаются одним исследованием. В группе распределяются обязанности, определяются сроки выполнения, обсуждается ход исследования. Я уверена, что занимаясь проектно –исследовательской деятельностью, учащиеся приобретают бесценный опыт, который позволит им успешно реализовать себя в будущем. А узнавая и познавая свою малую Родину, они будут любить её ещё больше и вырастут настоящими патриотами, осознающими ответственность за настоящее и будущее своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕПОДАВАНИЕ КРАЕВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

             В статье представлен опыт работы по теме патриотического воспитания школьников на уроках и во внеурочное время. Определяющий предмет  - "Кр...

Доклад на конференции по краеведению по теме "Преподавание краеведения в школе как основа формирования патриотизма современного школьника"

Доклад  подготовлен для участия в районной краеведческой конференции "Краеведение как часть социально-культурной политики Красногвардейского района" которая состоялась в г. Бирюч 22 мая. В доклад...

ПРЕПОДАВАНИЕ КРАЕВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

        Актуальность   преподавания краеведения в школе ,на мой взгляд, заключается в том, что в настоящее время Россия, включившись в мировой процесс глобализации...

Краеведение – способ формирования патриотизма у школьников.

Материал касается темы формирвания патриотизма на уроках исторического краеведения....

Методические рекомендации "Организация проектно - исследовательской деятельности школьников по биологии в образовательном учреждении"

В сборнике представлена система организации и воспитательная роль исследовательской деятельности учащихся по биологии и экологии в образовательном учреждении, алгоритм разработки проекта, подготовки к...

Презентация педагогического опыта по теме "Организация проектно-исследовательской деятельности школьников"

В данном материале изложена система работы по организации проектно-исследовательской деятельности и достижения учащихся по данной теме....

Проблемы организации проектно–исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп с учетом предметных особенностей

Проблемы организации проектно - исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп с учетом предметных особенностей....