Презентация педагогического опыта по теме "Организация проектно-исследовательской деятельности школьников"
методическая разработка по географии на тему
В данном материале изложена система работы по организации проектно-исследовательской деятельности и достижения учащихся по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_opyta.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Презентация собственного педагогического опыта по теме «Проектно-исследовательская деятельность на уроках географии и внеурочное время»
В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывает недостаточно для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Но не все учащиеся способны самостоятельно добывать знания, для этого нужны ключевые компетенции и возможности овладения ими.
Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. Методов и способов формирования ключевых компетенций школьников существует много, но собственная исследовательская практика ребёнка, бесспорно, - один из самых эффективных.
« Стремясь сделать благое дело – научить, мы, не обращая внимания на природную исследовательскую потребность ребёнка, сами препятствуем развитию детской любознательности». Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения.
Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.
На смену человеку-исполнителю должен прийти человек-творец, человек-исследователь. Что является ведущей деятельностью в творчестве? Поиск. Это и стало основополагающей идеей моей работы.
Цель: | Развитие способностей учащихся на основе формирования устойчивого интереса к проектной и исследовательской деятельности. |
Актуальность: | Технология проектов и исследований направлена на повышение компетентности школьников в предметной области и на создание или исследование продукта, имеющего значимость для других. |
Факторы, оказавшие влияние на возникновения и становления педагогического опыта: |
- Онлайн-курс «Исследования на уроках естественных наук из серии «Intel «Элементы» - II Международная образовательная научно-практическая онлайн-конференция «Новая школа: мой маршрут»:
- Проектирование уроков географии в 5-6 классах на основе деятельностного подхода - «Актуальные проблемы современной науки и техники. Организация работы с одарёнными детьми» - «Создание условий для развития исследовательской деятельности учащихся через эколого-валеологическое образование»
|
Метод проектов – это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремлённости и самостоятельности, обучающихся в постижении нового, стимулируя их природную тягу к непознанному, помогает овладеть новым способом деятельности. Метод проектов как образовательная технология, ориентированная на формирование опыта творческой деятельности учащихся. Схему проектной деятельности можно представить как «Задумал- спроектировал - осуществил». Метод проектов возник в 20-е годы прошлого века в США. Его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Киллпатриком. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Направления работы по организации проектно-исследовательской деятельности:
- Классно-урочная деятельность.
- Внеурочная деятельность
Проектно-исследовательский метод способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, но при этом не исключает и не заменяет других методов обучения. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.
Метод проектов как технология прекрасно решает многие педагогические задачи, именно поэтому его актуальность не снижается уже многие годы.
Проектная деятельность учащихся при изучении географии рассматривается как условие развития их самостоятельной исследовательской и творческой деятельности, с ориентацией на личность каждого ребенка. Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, преследуются такие цели:
• выявление талантливых детей (с помощью педагога-психолога);
• активизация учебного процесса;
• формирование у учащихся интереса к научной работе;
• формирование навыков публичного выступления;
• профессиональная ориентация учащихся старших классов;
• повышение уровня научной и методической работы.
Благодаря возможностям исследовательского характера урока, ученик из объекта педагогической деятельности (“меня учат”) превращается в её субъект (“я учусь”).
Важную роль в организации проектной деятельности учащихся играет умение учителя определить тип проекта и его приоритетное направление, соответственно этому разработать цели, содержание и методику реализации проекта.
Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутого результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Отличия проектной и исследовательской деятельности
Проектная деятельность | Исследовательская деятельность |
Цель проектной деятельности: реализация проектного замысла | Цель исследовательской деятельности: - уяснение сущности явления, истины, открытия новых закономерностей. |
Этапы выполнения проекта:
| Этапы научного исследования
|
В проекте гипотезы может и не быть Проект это замысел, план, творчество по плану. | Исследование подразумевает выдвижение гипотез. Исследование- процесс выработки новых знаний, истинное творчество. |
Функции учителя в этом процессе: направлять, координировать, поддерживать непрерывную обратную связь, чтобы помогать ученикам, продвигаться в работе над проектом.
Таким образом, учебный проект с точки зрения учителя - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Конечно, педагогическим результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама деятельность. И с точки зрения детей тоже. Они что-то делали, у них родилось множество идей и замыслов, они столкнулись с необычными проблемами, преодолели их, узнали много нового, использовали свои знания. Об этом очень важно рассказать во время презентации. А продукт - это одно из воплощений замысла.
Применяя исследовательский метод обучения, происходит развитие навыков исследовательской деятельности и формирование положительной мотивации к географии. Уроки строю так, чтобы у каждого ученика раскрылся его творческий потенциал. В основе уроков лежит деятельностный способ обучения, т.е. личностное включение школьника в процесс. Тезис понимания метода проектов: “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить”.
Ученики впервые знакомятся с данным методом уже в 5 классе и выполняют свой последний школьный проект в 11 классе. В 5 классе на одном из уроков в начале года ребятам рассказываю о методе проектов, о том, что такое проект, какие виды проектов бывают, как можно оформить результат работы над проектом и предлагаю им сделать творческий проект.
Цель: не столько достижение результата, сколько освоение самого процесса исследования.
Технология: учитель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит найти учащемуся. Исследование реализуется как форма организации индивидуальной деятельности ученика во внеурочное время.
Как один из способов оформления проектов предлагается электронная презентация. Ребята очень охотно работают на компьютере, печатают текст, подбирают иллюстрации или картинки. Когда проекты готовы, назначается день защиты проектов и ребята представляют их. Когда тема проекта совпадает с темой урока, можно защиту провести на уроке. Конечно, проект, выполненный учеником 6 класса, намного проще и не претендует на звание исследовательского, но уже в 6 классе ребята учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, гипотезу, отбирать содержание, формулировать выводы. Можно предложить ролевые проекты и мини-проекты на один урок.
Проекты в 5-6 классах:
Творческий проект – фотография «Самое синее море», творческие проекты: «Креативные страны мира», «Сохраним природу края!»
Удачно проекты вписываются в рабочую программу по предмету и на уроках обобщающего повторения после больших тем или в конце и начале года. В 7 классе ребята защищают проекты, и вспоминают пройденный материал. С целью обобщения знаний учащиеся получают задание – проектирование маршрутов, составление памяток, кроссвордов и др.
Цель: развитие проблемного видения, стимулирование поискового мышления.
Технология: учитель ставит проблему, но уже метод ее решения ученики ищут самостоятельно. Реализуется как форма организации групповой и коллективной деятельности ученика во время урока.
Пример таких проектов: «Путешествие по Африке», «Своеобразие органического мира Австралии», «Арктика – фасад России», «Мой придуманный материк», «Животные Антарктиды», «Вторая жизнь полиэтиленового пакета».
Степень сложности проекта возрастает с каждым годом и в старших классах учащимся несложно сделать проект исследовательского характера, то есть выйти на более высокий уровень.
В 8-9 классе темы проектов более серьезные и требуют серьезной работы над литературными источниками. Эти проекты уже можно называть исследовательскими и результаты таких проектов могут быть интересны не только участникам проекта, но и другим учащимся. Особенно это касается тем с экологической и краеведческой направленностью: «Алтай - аграрный край», «Топонимика с. Новоярки», «Экологические проблемы Черного моря», «Красная книга Алтая», «Сельский туризм: проблемы и перспективы», «Эмблема нашего края», «По земле алтайской», «Увлечения жителей п. Филипповский», «Не исчезай, моё село!», «Развитие К(Ф)Х, как один из факторов существования деревни. На примере К(Ф)Х «Искра».
Цель: формирование научного мышления, синтез процесса исследования и его результатов.
Технология: постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется учащимся самостоятельно.
В старших классах (10-11) проекты могут носить прикладной характер (веб-сайты, газеты, фильмы и др.) некоторые используются для проведения лекции на уроке географии (проекты-лекции), есть чисто исследовательские работы, которые ребята могут выставить на научно-практические конференции.
Творческие работы и исследовательские проекты носят межпредметный характер на стыке географии и таких наук как история и экономика, биология и экология, физика и химия, информатика. Нами реализованы следующие проекты: «Ярмарка туристических идей», «Многопризнаковая классификация стран региона», «Историко-культурные области мира», «Природные катастрофы моего края», «Транспортная инфраструктура моего края». Проектно-исследовательские работы учащихся размещены на личном сайте http://nsportal.ru/yuliya-gennadevna и странице сайта МКОУ «Новоярковская СОШ» http://novschool.edu22.info/index.php/lichnye-stranichki-uchitelej/portfolio-uchastnika-konkursa-uchitel-goda-altaya-2016
Для учащихся составляю памятки и рекомендации по выполнению и оформлению проектов
Создание в школе условий для проектной работы способствует активному вовлечению детей в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди обучающихся, которые недостаточно активно проявляют себя в привычной для них урочной системе.
Проектная работа становится средством индивидуализации образовательного процесса. Интерес к данному виду деятельности поддерживается с помощью проведения внутришкольных мероприятий, участия в конкурсах на различных уровнях. Основной формой презентации результатов проектной деятельности школьников стала научно-практическая конференция, проводимая в рамках работы межшкольного образовательного округа. А так же, на протяжении нескольких лет мои ученики являются активными участниками, лауреатами и победителями традиционных конкурсов: муниципального «Шаг в будущее», краевого «Моя малая Родина», муниципального и краевого конкурсов «Дети Алтая исследуют окружающую среду», краевого конкурса исследовательских работ по географии «Вокруг света», «Поиск и творчество», «Ветер странствий».
Успешному выступлению способствует система работы по формированию навыков проектной деятельности. Если видна заинтересованность ученика в изучении предмета, то формулируется конкретная проблема, над решением которой нужно работать дальше.
Метод учебного проекта работает на повышение уровня знаний и качества обучения, как на уроках, так и внеурочной деятельности, результативность его использования доказывает актуальность и эффективность в применении в процессе образования и воспитания школьников. Метод исследовательских проектов наиболее важен при работе со старшеклассниками. Овладение навыками исследовательской деятельности предполагает наличие у старшеклассников системы базовых знаний и непосредственного участия в исследовательской работе.
Результативность изложенного опыта работы позволяет отметить развитие у учащихся творческой и коммуникативной активности, познавательной самостоятельности, интеллектуальных способностей. Повысился интерес к предмету. Ежегодно новые учащиеся включаются в поисковую деятельность. Увеличился объем знаний, приобретаемых и контролируемых самостоятельно.
Определив группу учеников, которые могут участвовать в предметных олимпиадах, конкурсах и конференциях, ставлю перед собой цель: обеспечить условия для развития творческих способностей и познавательного запроса своих учеников.
Используя метод проектов на уроках географии и внеклассных занятиях, можно сделать вывод:
1. Использование данных методов на уроках географии и внеурочной деятельности приемлемо, эффективно и результативно.
2. Проектная технология всегда должна работать на результат. Результативность проявляется во всей педагогической деятельности.
3. Проектный и исследовательский методы умело сочетается с другими технологиями, а не исключают их использование на уроках.
Таким образом, в основу метода проектов и исследовательскую деятельность положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, его компетенции и личностные ценности.
Работа с проектами облегчает получение географических знаний, развивает навыки работы с компьютерными технологиями. Используя их, учащиеся не только увлекаются темой предмета, но и совершенствуют свои знания и умения, прививается интерес и любовь к предмету география, к науке в целом.
На протяжении четырёх лет работаю по теме «Проектно-исследовательская деятельность школьников». За это время накоплен немалый опыт, которым с удовольствием делюсь коллегами:
№п\п | Тема | Форма | Уровень | Дата |
1 | «Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время» | Доклад | V региональный этап Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций | 26.03.2013г. |
2 | «Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочной деятельности» | Выступление | Школьное МО естественнонаучного цикла | 16.01.2014г. |
3 | «Групповая форма работы как эффективная форма организации урока географии» | Выступление | Новоярковский межшкольный округ. Муниципальный этап. Научно - практическая конференция «Реализация ФГОС второго поколения: опыт, проблемы, решения» | 18 марта 2015 г. |
4 | «Групповая форма работы как эффективная форма организации урока географии» | Выступление | Краевая конференция «Введение ФГОС основного общего образования в школах Алтайского края: опыт, проблемы, решения» | 31.03.2015г. |
5 | «Проектно-исследовательская деятельность учащихся» | Мастер-класс | Новоярковский межшкольный округ. | 23.10.2015 г. |
6 | «Ориентирование на местности» | Открытый урок | ||
7 | «Рельеф суши. Горы» | Открытый урок | Муниципальный конкурс «Учитель года - 2016» | 26.11.2015г. |
8 | «Своеобразие органического мира» | Открытый урок | Для краевого конкурса «Учитель года Алтая – 2016» | 12.01.2016г. |
9 | «Арктика- фасад России» | Открытый урок | Всероссийский урок «Арктика – фасад России» в рамках IX российской молодежной экспедиции «На лыжах - к Северному полюсу!». | 26.02.2016г. |
10 | «Исследовательская деятельность школьников на основе краеведческого материала» | Доклад | III Российские ежегодные педагогические чтения имени академика РАО С. О. Шмидта «Краеведческий педсовет» | 29-30 марта 2016 г |
«Знание должно служить творческим целям человека.
Мало накоплять знания:
нужно распространять их возможно шире
и применять в жизни...»
Н.А. Рубакин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом семинаре по теме: "ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ"
Материал содержит информацию о применениии методов проектов, исследовательской деятельности в обучении детей в школе....
Выступление на педагогическом семинаре по теме: "ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ"
Материал содержит информацию о применениии методов проектов, исследовательской деятельности в обучении детей в школе....
Публичное представление собственного инновационного пеагогического опыта по теме "Проектно-исследовательская деятельность как способ развития творческой личности"
Современнон образование направлено на развитие творческой личности, способной творчески мыслить, способной к самоопределению и самореализации. Важную роль в этом играют проектно-исследовательские техн...
Обобщение педагогического опыта по математике "Активизация самостоятельной деятельности на уроках математики как условие для развития личности школьника"
Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совер...
Из опыта работы организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся по технологии
Выступление по теме "Из опыта работы организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся по технологии" на VIII Фрадковских педагогических чтениях "Мои первые открытия: путь...
Представление педагогического опыта по теме: "Использование исследовательской деятельности как метода формирования экологической культуры школьников"
В системе непрерывности экологического образования школа призвана заложить основу формировния личности с новым образом мышления и типом поведения в окружающей среде- экологическим. Проектно- исследова...
Выступление на районной конференции педагогических работников с докладом «Проектно-исследовательская деятельность на уроке английского языка в начальной школе»
В работе рассматривается использование современной проектно-исследовательской деятельности, способствующей повышению мотивации в изучении иностранного языка в начальной школе....