Проблемы организации проектно – исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп с учетом предметных особенностей.
план-конспект урока по географии на тему
Проблемы организации проектно - исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп с учетом предметных особенностей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
(1 слайд) Проблемы организации проектно – исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп с учетом предметных особенностей
Прочитать афоризм!
(2 слайд) Цель: познакомить учителей с проблемами научно- исследовательской деятельности с учащимися, на основе своего опыта.
(3 слайд) В настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы.
Каковы же понятия слов «проект» и «исследование»?
В чем их различие?
Слово «проект» — иноязычное, происходит оно от латинского projectus.
Прямое значение этого слова — «брошенный вперед». Понятие слова «исследование» в обыденном употреблении — процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Главная цель исследовательского обучения — стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, а также формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
(4 слайд) Один из путей повышения мотивации учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, имеющие следующие особенности:
1. учебно-деятельская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми группами одноклассников и учителей. Строя различного рода отношения в ходе поисковой продуктивной деятельности, подростки овладеют нормами взаимоотношений с разными людьми, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.
2. организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
(5 слайд) Развитие идеи проекта:
При построении учебно-исследовательского процесса учителю важно учесть следующие моменты:
- тема исследования должна быть интересна для ученика
- необходимо, чтобы учащийся хорошо осознал суть проблемы, иначе весь ход поиска ее решения будет быссмыслен;
- организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика друг перед другом и взаимопомощи
- раскрытие проблемы в первую очередь должна приносить что-то новое ученику, а потом уже науке.
(6 слайд) Проблемы:
1. недостаток времени на подготовку и на проведение проектной деятельности на уроке (подготовка проектов занимает очень много времени);
2. Учащиеся выполняют проект без энтузиазма, как обычную работу;
3. для организации исследовательской деятельности учащихся учитель сам должен быть исследователем, обладать сверхчувствительностью к противоречиям, быть способным видеть «удивительное в обыденном», уметь находить и ставить перед учащимися реальные учебно-исследовательские задачи в понятной для детей форме.
4. организация самостоятельного определения учащимися проблем, т.е. первого этапа проектной деятельности;
5. целеполагание, чаще всего цели бывают сформулированы нечетко;
6. не всегда удачно идет «мозговая атака», т.е. нельзя критиковать идеи на раннем этапе;
7. неумение учениками составить план деятельности;
8. учитель часто сталкивается с отсутствием или недостаточным уровнем развития информации;
(7 слайд) Выделим возможные типы учебных проектов по географии:
- По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные.
- По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные.
- По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных – продолжительностью от месяца и более.
- По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
(8 слайд) Можно также рассматривать учебные проекты по степени самостоятельности учащихся и формам учительского руководства проектами.
Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся; в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты – от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе. Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие, пусть в разных по продолжительности и сложности информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.
Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени. Специфика предметного содержания географии позволяет организовать исследовательские проекты на местности.
Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а может – практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме “Горы (или равнины) Земли”.
(9 слайд) Я проводила во 2 четверти проектно – исследовательский урок в 10 классе на тему: «География населения мира».
( 10 слайд) Цель проекта которые готовили дети была: «формирование о народах азиатских стран».
Задачи: 1. Формирование представления о мире.
2. Расширение знаний о населении стран Азии.
3. Углубление знаний об особенностях традиционного костюма.
4. Развитие познавательного интереса, делать выводы на основе полученной информации.
(11 слайд) Проблемы с которыми столкнулись ученики 10 класс: не всегда удачно идет «мозговая атака»;
- неумение учениками составить план деятельности;
- отсутствие и недостаточный уровень развития информации.
(12 слайд) Если сравнить со среднем звеном 6 классами:
Заинтересованность учеников, гораздо выше;
Ученики находят время на дополнительные проекты;
Информацию добывают, сначала от родителей, а потом из источников интернета;
(13 слайд) Советы для руководителя проектов: 1.Подходите к проведению этой работы творчески. 2. Не сдерживайте инициативу учащихся. 3. Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите ребят действовать самостоятельно. 4. Помните о главном педагогическом результате – не делайте за школьника то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно. 5.Не спешите с вынесением оценочных суждений. 6. Оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать. 7. Обратите внимание на основные составляющие процесса усвоения знаний: учите прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями; старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования; старайтесь обучать школьника умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую им информацию .8 В процессе работы не забывайте о воспитании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной и исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп в условиях реализации современных образовательных стандартов.
Разработка и реализация на практике методических рекомендаций для учителя географии по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО....
Методические рекомендации "Организация проектно - исследовательской деятельности школьников по биологии в образовательном учреждении"
В сборнике представлена система организации и воспитательная роль исследовательской деятельности учащихся по биологии и экологии в образовательном учреждении, алгоритм разработки проекта, подготовки к...
Презентация педагогического опыта по теме "Организация проектно-исследовательской деятельности школьников"
В данном материале изложена система работы по организации проектно-исследовательской деятельности и достижения учащихся по данной теме....
Проблемы организации проектно–исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп с учетом предметных особенностей
Проблемы организации проектно - исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп с учетом предметных особенностей....
«Организация проектной и исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп в условиях реализации современных образовательных стандартов»
Организация проектной и исследовательской деятельности школьников. Планирование исследовательской и проектной работы по русскому языку...
«Особенности организации центров театрализованной деятельности в разных возрастных группах»
Доклад об особенностях организации театрализованной деятельности в разных возрастных группах...