Интеграция предметов на уроках развития речи
статья на тему

Просвиркина Татьяна Вячеславовна

                Особенность ФГОС ОО нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.

          Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Изменяются также и технологии обучения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКУ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА

ЧИСТОПОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

Интеграция предметов на уроках развития речи

                                 Просвиркина Татьяна Вячеславовна

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

                                  по должности «Учитель»

   МБОУ «Средняя общеобразовательная

                                  школа №1»

 « Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора. эрудиции»

В.А. Сухомлинский

         Особенность ФГОС ОО нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.

          Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Изменяются также и технологии обучения.

         Современные образовательные технологии обеспечивают включение в образовательный процесс специально организованной деятельности учащихся, среди которых одной из главных является  деятельностная компетенция, которая включает элементы логической, методологической учебной деятельности, целеполагание, планирование, анализ, рефлексию, самооценку, приемы решения учебно-познавательных проблем, функциональную грамотность.

          Каждый ученик совместно с учителем двигается по своей учебной траектории, что позволяет первому, независимо от изучаемой области, включать себя в целеполагание (учиться формулировать цель любой деятельности), организовывать и планировать свою деятельность, деятельность подчиненных, регулярно проводить анализ деятельности, корректировать ее, подводить итог, делать выводы. При таком подходе учебная деятельность периодически приобретает исследовательский или практико-преобразовательный характер.     Здесь можно использовать разные методические приемы: компетентностно- ориентированные задания, проектную технологию, ИКТ, интегрированные уроки.

         «Интеграция - есть процесс сближения и связи  наук,  происходящий  наряду  с  процессами   дифференциации.  Процесс  интеграции  представляет   собой   высокую   форму  воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения».

         Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории, так и для практики.

      Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе и обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.

         Интегрированные уроки – это уроки изучения определенных тем на основе 2 – 3 учебных предметов.  Учитель должен уметь смотреть на окружающий мир глазами художника, писателя, музыканта.  Это необходимо для того, чтобы можно было дать детям основы целостного представления об этом мире.

         Интеграция - это синтез, возникновение нового. А возникновение нового - это сложный процесс познания, поэтому проведение, а вернее подготовка интегрированного урока, - это длительный и особый процесс.

         Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.  

    Сегодня такие предметы, как русский язык, история, география, литература, обществознание, МУЗЫКА, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО и др., имеют свои точки соприкосновения.

         Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.

         Во-первых, мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

         Во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

         В-третьих, форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

        В-четвертых, интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности: подготовку образованных, хорошо подготовленных специалистов.

          В-пятых, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.

Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они:

  • - способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
  • - в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;
  • - не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.
  • - интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.

         Структура интегрированных уроков отличается  четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.  

         Интегрированный урок требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворенности личностного общения, когда дети положительно воспринимают учителя (уважают, любят, доверяют), а учитель расположен к детям (вежлив, ласков, внимателен). Педагог больше даст детям, если откроется им как личность многогранная и увлеченная.

Интегрированные уроки как основное средство повышения активности учащихся

         Главная цель интеграции – создание у школьника целостного представления об окружающем мире, т.е. формирование мировоззрения. Возможные варианты  при интегрированном построении учебного процесса, позволяющих качественно решать задачи обучения и воспитания учащихся:

  • Переход от внутрипредметных связей к межпредметным позволяет ученику переносить способы действий с одних объектов на другие, что облегчает учение и формирует представление о целостности мира. При этом следует помнить, что такой переход возможен только при наличии определенной базы знания внутрипредметных связей, иначе перенос может быть поверхностным и механическим.
  • Увеличение доли проблемных ситуаций в структуре интеграции предметов активизирует мыслительную деятельность школьника, заставляет искать новые способы познания учебного материала, формирует исследовательский тип личности.
  • Интеграция ведет к увеличению доли обобщающих знаний, позволяющих школьнику одновременно проследить весь процесс выполнения действий от цели до результата, осмысленно воспринимать каждый этап работы.
  • Интеграция увеличивает информативную емкость урока.
  • Интеграция позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении различных предметов.
  • Интеграция является средством мотивации учения школьников, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, способствует снятию перенапряжения и утомляемости.
  • Интеграция учебного материала способствует развитию творческого мышления учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни.

Интеграция в преподавании русского языка

         Связи русского языка как предмете школьного преподавания с  другими  учебными  дисциплинами  в   зависимости   от   дидактических   целей   могут   рассматриваться с разных позиций.  Обычно указывают на то, что русский язык связан со всеми  школьными дисциплинами, «поскольку язык является необходимым   средством выражения по  всем  предметам",   поскольку,  "он  отражает    все   стороны  действительности  и  поскольку  без  овладения  языком   невозможна  никакая мыслительная деятельность".   Наличие такой связи бесспорно.  В цепочке "русский язык -  другие  предметы"  эта связь устанавливается не столько для русского языка,  сколько  для  всех  других предметов, т.к.  язык в качестве орудия познания  является  одним  из  решающих условий усвоения учащимися знании по любому предмету.

        Русский  язык  как  предмет   школьного   образования   –   явление  многоаспектное,    и контакты его с  другими  предметами  обнаруживаются  не  только  в  содержании.  Связь  между  предметами,   как   отмечают   учёные,   выражается также и в том, "что один предмет  служит как бы инструментом при решении вопросов и задач в  другом  предмете.   

           Наиболее распространённой является интеграция русского   языка с литературой, краеведением,  изобразительным искусством,   музыкой.  А так же эти связи могут переплетаться ещё теснее,  где интегрируются не два предмета, а три и даже больше.  Такие   уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово,  в мир красок и звуков, помогают формированию грамотной устной  и  письменной  речи  учащихся,   её   развитию   и   обогащению,   развивают   эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства,  красоту   и богатство родной природы.

          Тема интеграции является моей методической темой уже на протяжении нескольких лет. За это время я подробно изучила литературу, опыт учителей и активно внедряю интегрированные уроки в своей практике. На своем личном опыте я убедилась, что уроки с элементами интеграции активизируют познавательный интерес учащихся. Особенно эффективны на занятиях по развитию речи при подготовке к сочинению. Таким образом, у меня сложилась система интегрированных уроков развития речи:

5 класс - На уроках развития речи по обучению написания сочинения -  описания предмета проводится интегрированный урок  развития речи и ИЗО «Ты как душа народа красива. Описание декоративной игрушки» 

Цели урока:

  1. Развивать устную и письменную речь учащихся;
  2. Развивать художественное видение окружающего мира;
  3. Создать целостное представление о роли игрушки в жизни русского народа;
  4. Обучить создавать художественный текст - описание по собственным впечатлениям .

Структура урока:

  • Введение понятия «интеграция»;
  • Работа с художественным текстом – описанием матрешки; выявление признаков типа речи – описания;
  • Заочная экскурсия на  ярмарку народного искусства – детские поделки, сообщения учащихся о кустарном мастерстве: дымковская и филимоновская игрушка,
  • (работа с толковым словарем – понятие рукотворный, кустарный)
  • Костюмированная инсценировка «На ярмарке»;
  • Составление плана сочинения– описания понравившейся игрушки

6 класс –  Тему «Описание местности» дополняю уроком развития речи с элементами интеграции (русский язык, литература) «Человек и природа».

Цели урока:

  1. Научить детей видеть, чувствовать и понимать природу через изучение творчества русских художников – пейзажистов, стихи  поэтов – классиков;
  2. выражать словами свое отношение к природе;
  3. уметь составлять текст – описание; отработать умение комплексного анализа текста.

Структура урока

  • Работа с эпиграфом: «Для всего, что существует в природе… есть великое множество слов» (К.Паустовский)
  • Тема природы в русской поэзии. Анализ стихотворений Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…», А.С.Пушкина «Зимнее утро»; роль прилагательных в тексте, подбор синоним;сравнительный анализ различных редакций стихотворений
  • Тема природы в живописи. Репродукции картин художников – пейзажистов
  • Создание текста – описания «Пейзаж за окном».

      7 класс – На уроках развития речи по обучению описания внешности человека провожу интегрированный урок  развития речи и ИЗО  «Описание внешности. Портрет. Экскурсия в  Государственную Третьяковскую галерею».

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с шедеврами русского портретного искусства путем заочной экскурсии в Государственную Третьяковскую галерею.

2. Формировать у учащихся умения и навыки передавать словами состояние человека, писать этюды, отражающие то или иное его состояние, «прочитанное» по репродукции картины.

3.Воспитывать познавательный интерес к предмету; воспитывать чувство любви к Родине через знакомство с произведениями русских художников.

Структура урока

  • Редактирование текста – описания внешности.
  • Экскурсия в Государственную Третьяковскую галерею
  • Словарная работа. Что такое описание.
  • Творческая работа.

- А теперь, вооружившись полученными знаниями, обратимся еще раз к репродукции картины В.А. Серова «Девочка с персиками»

    Отметьте, как художник передает обаяние девочки, опишите ее лицо, позу, обратите внимание на освещение комнаты, девочки. (Это должна быть миниатюра)

  • Написание миниатюры.

Чтение работ учащимися.

  • Подведение итогов. Домашнее задание.

      8 класс – публицистический стиль, описание достопримечательностей города.  Интегрированный урок развития речи и краеведения «Прошлое и настоящее рядом.  Мой Чистополь»

Цели:

  1. продолжить работу над формированием умений и навыков, связанных с написанием сочинения;
  2. обучать умениям написания сочинений на данную тему (умению выбрать точку обзора, видеть детали местности и т. д.);
  3. совершенствовать речевые умения и навыки

Структура урока

  • Историческая справка, численность населения, национальный состав;
  • Город в годы Вов;
  • Фотографии Чистополя второй половины XIX — начала XX
  • Достопримечательности
  • Культура
  • Промышленность
  • Современный Чистополь
  • Рекомендуемые темы сочинения:
  1. Из истории возникновения нашего города
  2. Наши предки знали, где ставить города
  3. Читая страницы прошлого (описание старых построек).
  4. О чём рассказали названия улиц.
  5. Наш  город строится, преображается.
  6. Нам жить и работать в родном городе.

       Вывод

Критерии и показатели результативности интегрированного подхода   на уроках развития речи

Критерии

Показатели

Диагностики

Умение учащихся осуществлять перенос знаний из одной области деятельности в другую.

1. Умение использовать полученные знания в новых условиях, ситуациях.

2. Умение комбинировать усвоенные элементы учебной информации и способы деятельности с целью получения целого, обладающего новизной.

Самостоятельные и контрольные работы, исследовательские работы, устные опросы.

Способность учащихся к самостоятельному научному поиску и решению проблем в нестандартных ситуациях.

1. Степень самостоятельности приобретения знаний учащимися,  умение решать практические проблемы.

2. Способность выполнять задания творческого характера  с акцентом на создание новых схем и структур.

Анализ творческих работ учащихся, рефератов

Качество знаний учащихся по изучаемым предметам и глубокое всесторонние понимание ими основных терминов, правил правописания

Положительная динамика результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам. Полнота привлечения  опорных  межпредметных связей.

Место опорных знаний в ответах учащихся.

Беседа, устный опрос, контрольные и проверочные работы, тестовые задания

Личностное развитие учащихся

Наличие собственных “творений” учащихся (стихотворения, рисунки, проекты и т.), являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам в природе, в мире.

Анализ результатов проектно-исследовтельской деятельности учащихся по учебным предметам.

Анализ результатов участия школьников в конкурсах

          Таким образом, интегрированные уроки развития речи с другими видами искусства способствует формированию у ребенка целостного восприятия мира, что помогает

  • успешно решать задачи обучения и воспитания:
  • обеспечить прочность и устойчивость знаний на основе расширения ассоциативных связей,
  • развивать духовный мир ребенка,
  • воспринимать и понимать произведения живописи.

         Следующим важным моментом, говорящим  в пользу интегрированных уроков является возможность построить и провести урок  по  всем требованиям ФГОС ОО нового поколения:

  • Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
  • Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
  • Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
  • Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
  • Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
  • Продумать форму подведения итогов урока.
  • Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

Список использованных источников

1. Борисова, Н. В. Терминологическое пространство образовательных технологий. Справочное издание / Н. В.Борисова, В. П. Бугрин . - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006

2. Браже, Т.Г. Интеграция предметов в современной школе / Т.Г. Браже // Литература в школе. - 2004. - № 5.

3.  Воронина, Т. П. Образование в эпоху новых информационных технологий / Т. П. Воронина.- М.: АМО, 2008

4. Глинская, Е. А. Межпредметные связи в обучении / Е.А. Глинская, С.В. Титова. – 3-е изд. – Тула: Инфо, 2007

5. Горберг, Г.С. Информационные технологии / Г.С. Горберг, А.В. Зафиевский, А. А. Короткин. - М.: Академия, 2004

6. Косарев И.С. Концепция интегрированного обучения [Электронный ресурс] / И.С. Косарев // School4-perm.narod.ru : Городской портал. - Пермь, 2009. — Режим доступа: http : // www. school4-

7. 1SEPTEMBER.Ru: издательский портал «Первое сентября». – М., 2009. – Режим доступа: http://www.1september.ru/infor/php/

8. Metodichka.Net: информационный портал. – М., 2009. – Режим доступа: http://www.metodichka.net/integr.php?catid=40&blogid

9. RusEdu.Ru: образовательный портал. – М., 2009. – Режим доступа: http://www.rusedu.info.

10. Занков Л.В. Избранные педагогические сочинения / Л. В. Занков. -  М.: Просвещение,  2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе.Подробное изложение повествовательного характера с элементами описания предмета(по отрывку из книги Л.Кассиля"Ранний восход")

Урок является закреплением понятия "подробное изложение",учит подробно излагать повествовательный текст с элементами описания предмета,совершенствовать умение раскрывать тему и основную мысль текста.К...

Урок развития речи с элементами интеграции (Русский язык и рисование)

Урок развития с элементами интеграции (Русский язык и рисование)...

Различные способы интеграции Урок развития речи по литературе в 10 классе. Стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Опыт анализа поэтического произведения.

Различные способы интеграции. Урок развития речи по литературе в 10 классе. Стихотворение Ф.И. Тютчева "Есть в осени первоначальной..." Опыт анализа поэтического произведения....

Интеграция предметов как метод развития ключевых компетенций и творческих способностей учащихся

Интеграция предметов как метод развития ключевых компетенций и творческих способностей учащихся...

Учебное занятие по предмету "Письмо и развитие речи" по теме "Наречие как часть речи". 9 класс

Конспект учебного занятие по предмету "Письмо и развитие речи"...

Сказочная картина как предмет речи на уроке развития речи в среднем звене

В данной статье рассматривается методический аспект обучения школьников среднего звена сочинению в жанре отзыва по сказочной картине....