Интеграция предметов как метод развития ключевых компетенций и творческих способностей учащихся
статья по химии

Емельянова Ирина Васильевна

Интеграция предметов как метод развития ключевых компетенций и творческих способностей учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеграция предметов как метод развития ключевых компетенций и творческих способностей учащихся.

Добрый день уважаемые члены жюри, коллеги, гости.

Я, Емельянова Ирина Васильевна, учитель биологии и химии Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 г.Дмитриева»

СЛАЙД 1

Тема моего выступления: интеграция предметов как метод развития ключевых ко мпетенций и творческих способностей учащихся.

СЛАЙД 2  Проблема: разработка приемов формирования у учащихся ключевых компетенция и развития творческих способностей через интеграцию предметов естественно-научного цикла.

Цель: рассмотреть интегрированный урок как средство формирования ключевых компетенция и развития творческих способностей учащихся

СЛАЙД 3  Задачи:

  • провести анализ литературы по педагогике по проблемам формирования компетенций при обучении и механизмы ее осуществления;
  • использовать опыт моей работы по теме «Формирование универсальных умений школьников на уроках биологии,   обобщенного на базе Курского института развития образования;
  • обозначить основные методы работы на уроках;

Одним из приоритетов школьного образования сегодня становится овладение учащимися знаниями о современном обществе и умение применять их в конкретных жизненных ситуациях. Получение достоверной социальной информации, умение ее осмысливать и использовать являются настоятельной необходимостью для современного человека. Следовательно, основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникативной, информационной сферах.

СЛАЙД 4  Компетенции учащихся в соответствии с требования ФГОС, профессионального стандарта «Педагог» и национального проекта «Образование» — это совокупность результатов образования, системы ценностных ориентиров, привычек и пр. Сложно выделить принципиальные различия между разными компетенциями в сфере образования, поскольку они являются взаимно подчиненными компонентами друг друга.

«Компетентность» — личностный ресурс, предусматривающий обладание разносторонними знаниями в специфической области и соответствующим авторитетным мнением (по сути, это актуальное проявление соответствующей компетенции).

СЛАЙД 5  Понятие «Интеграция» происходит от латинского integer-цельный, что подразумевает восстановление некоего единого образовательного пространства, в данном случае пространства изучаемых предметов.

СЛАЙД 6 Перечень ключевых компетенций из Федерального Государственного Образовательного Стандарта составляют: критическое мышление, креативность, коммуникабельность, социально-эмоциональный интеллект, саморегулирование. При формировании базовых компетенций  возникают трудности в связи с увеличением в учебных планах числа изучаемых дисциплин, с сокращением времени на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе химии, биологии.  Предметные программы, к сожалению, составлены так, что знания обучающегося остаются разрозненными, искусственно расчленёнными по предметному признаку.  В этом случае, поставленные перед учениками проблемы требуют использования межпредметных знаний. Изучаемые вопросы рассматриваются с различных точек зрения и с помощью нескольких предметов. Эти обстоятельства потребовали поиска новых подходов в организации учебного процесса, целью которого являются развитие у учащихся умения обобщать, синтезировать знания из смежных учебных предметов, формируя целостный взгляд на мир, понимание сущности взаимосвязи явлений и процессов на основе ключевых компетенций. Многие из этих задач решают  интегрированные уроки. Хочу показать отличительные особенности и преимущества интегрированных уроков от традиционных.

Тип урока

Форма урока

Отличительные особенности от традиционных уроков

СЛАЙД 7

 Урок формирования новых знаний

урок-лекция; урок-путешествие; урок-экспедиция; урок-исследование; урок-инсценировка; учебная конференция; урок-экскурсия; мультимедиа-урок

Используется информация по данной теме в сочетании по двум- трем предметам

СЛАЙД 8

Урок обучения умениям и навыкам

урок-практикум; урок-исследование; комбинированный урок; путешествие

Используются карты-схемы, материал из лабораторий по биологии и по химии

  СЛАЙД 9 В преподавании биологии и химии происходит взаимопроникновение несколько дисциплин, таких как экология, физика, математика, география. В интеграции можно расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт учащихся и теорию его понимания, систематизировать изученный материал. При проектировании интегрированного урока планирую, прежде всего, деятельность учащихся. Деятельность должна быть разнообразной, соответствующей уровню возможностей школьников и направленной на формирование базовых ключевых компетенций и универсальных учебных действий.

 СЛАЙД 10 На уроках применяю технологию критического мышления, проектную деятельность, исследовательскую работу, дискуссионную технологию, коллективную и индивидуальную деятельность, ИКТ и проблемно-диалогический метод. Эффективным является решение компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ) или ситуационных заданий на уроках. Такие задачи позволяют представить как полученные знания и умения можно применить в практической деятельности, в новой ситуации.  Например: СЛАЙД 11

Тема урока

Межпредметные связи

Методика урока

Практическая деятельность

Почему болят зубы. Уход за зубами

Биология Гигиена Валеология

Урок формирования новых знаний. Проблемно-диалогический метод

Выявление состояния зуба Видеосюжет «Чистка зубов» Самостоятельная работа «Правила по уходу за зубами»

Здоровое питание и пищевые добавки

Биология Химия Валеология

Урок — исследование Проблемно - диалогический метод

Исследование содержания пищевых добавок в продуктах питания Химический эксперимент «Качественный анализ кока — колы, чипсы»

В зависимости от возможностей и способностей учащихся предлагаю разнообразные методы усвоения знаний на основе творческих интегрированных заданий: (теоретические, экспериментально-теоретические, расчетные, проектно-исследовательские). Задания рассчитаны на размышление, анализ, самостоятельное решение проблемы, моделирование ситуаций.

СЛАЙД 12  Теоретическая задача:

На западе Франции, в Бретани, улитки стали обгрызать краску с наружных стен домов, заползая на высоту до четырех метров. Попытайтесь объяснить этот факт и предложить варианты решения проблемы (металлы).

СЛАЙД 13  Расчетная задача):

Растения суши и Мирового океана ежегодно выделяют при фотосинтезе 320 млрд тонн газообразного кислорода, с избытком восполняя расход этого газа в промышленности, энергетике и на транспорте. Сколько молекул кислорода ежегодно выделяет земная растительность?

Межпредметные связи стимулируют тягу к знаниям, укрепляют интерес к предметам, расширяют заинтересованность, углубляют знания. Значительные возможности формирования ключевых компетенций предоставляет метод проектно-исследовательской деятельности учащихся. Такой вид работы позволяет формировать активную, самостоятельную, инициативную позицию учащихся в учении, развивать общеучебные умения и компетенции. Интеграция предметов естествознания через исследовательскую деятельность во внеурочное время позволила выявить одаренных и творческих учащихся. СЛАЙД 14 Одной из форм развития творческого потенциала школьников является работа школьного научного общества «Эрудит» . Ежегодно проходит защита проектов учащихся по актуальным темам: «Фракталы: удивительное рядом», «По страницам Красной книги Курской области», «Исследование меда», «Биологическая роль железа», «Кисломолочнын продукты в нашей жизни» и др. Проектная исследовательская деятельность школьников раскрывает потенциал их творческих способностей, помогает реализации достижения нового качества результата образования, расширяет социокультурное образовательное пространство.

Интегрированные уроки  имеют творческую и практическую направленность, благодаря им создаются большие возможности для решения многих задач, реализации творческого потенциала, создаются условия для полного развития личности учащегося. В процессе своей работы выявила рост познавательного интереса учащихся к предметам биологии и химии под влиянием межпредметных связей.

  • СЛАЙД 15, 16 Ежегодно на государственной итоговой аттестации химию, биологию выбирают 40 % выпускников. Достигается 100 % поступление в ССУЗ, ВУЗ.
  • СЛАЙД 17 Повышение качества успеваемости учащихся за последние 3 года по биологии от 62–68 %, по химии от 57–62 %.
  • СЛАЙД 18 Учащиеся показывают высокие показатели ВПР по биологии.
  • СЛАЙД 19 Успешное участие учащихся на предметных олимпиадах по биологии, химии (Олимпис, Форсфорд, Инфоурок и т.д.)
  • СЛАЙД 20 Активное и успешное выступление учащихся на научно-практических конференциях регионального уровня. В прошлом учебном году мои ученики стали финалистами Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо»

Я считаю, что внедрение интегрированной системы может в большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать развитию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, умением самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций через творческую деятельность учащихся

В  настоящее  время  возросла  роль некоторых качеств  личности, ранее  не  особо  важных  в  обществе, таких как  предприимчивость,  мобиль...

Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.

Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.   Большинство учеников средних классов испытывают значительные трудности в обучении «у...

Опыт работы по теме: "Использование нетрадиционной техники изображения на уроках изобразительного искусства как средства развития художественной культуры и творческих способностей учащихся"

Автор работы убеждена, что при создании необходимых условий для самореализации каждого ученика через использование   нетрадиционной техники изображения на уроках изобразительного искус...

Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся при изучении нового предмета

Данная методическая разработка ставит своей целью качественный тренинг процессов, обеспечивающих полное запоминание объемного материала, его закрепление; активизацию познавательных процессов обучающих...

Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкально - ритмических и творческих способностей учащихся

Игра в оркестре детских шумовых и ударных инструментов способствует развитию музыкально - ритмических и творческих способностей учащихся. Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключе...

Творческая деятельность учителя как решающий фактор развития познавательного интереса и творческих способностей учащихся

Аннотация: Статья отражает творческую деятельность учителя через его участие в профессиональных конкурсах и выставках творческих работ. Отражено влияние таланта педагога на развитие познавательного ин...