Интеграция предметов как метод развития ключевых компетенций и творческих способностей учащихся
статья по химии
Интеграция предметов как метод развития ключевых компетенций и творческих способностей учащихся
Скачать:
Предварительный просмотр:
Интеграция предметов как метод развития ключевых компетенций и творческих способностей учащихся.
Добрый день уважаемые члены жюри, коллеги, гости.
Я, Емельянова Ирина Васильевна, учитель биологии и химии Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 г.Дмитриева»
СЛАЙД 1
Тема моего выступления: интеграция предметов как метод развития ключевых ко мпетенций и творческих способностей учащихся.
СЛАЙД 2 Проблема: разработка приемов формирования у учащихся ключевых компетенция и развития творческих способностей через интеграцию предметов естественно-научного цикла.
Цель: рассмотреть интегрированный урок как средство формирования ключевых компетенция и развития творческих способностей учащихся
СЛАЙД 3 Задачи:
- провести анализ литературы по педагогике по проблемам формирования компетенций при обучении и механизмы ее осуществления;
- использовать опыт моей работы по теме «Формирование универсальных умений школьников на уроках биологии, обобщенного на базе Курского института развития образования;
- обозначить основные методы работы на уроках;
Одним из приоритетов школьного образования сегодня становится овладение учащимися знаниями о современном обществе и умение применять их в конкретных жизненных ситуациях. Получение достоверной социальной информации, умение ее осмысливать и использовать являются настоятельной необходимостью для современного человека. Следовательно, основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникативной, информационной сферах.
СЛАЙД 4 Компетенции учащихся в соответствии с требования ФГОС, профессионального стандарта «Педагог» и национального проекта «Образование» — это совокупность результатов образования, системы ценностных ориентиров, привычек и пр. Сложно выделить принципиальные различия между разными компетенциями в сфере образования, поскольку они являются взаимно подчиненными компонентами друг друга.
«Компетентность» — личностный ресурс, предусматривающий обладание разносторонними знаниями в специфической области и соответствующим авторитетным мнением (по сути, это актуальное проявление соответствующей компетенции).
СЛАЙД 5 Понятие «Интеграция» происходит от латинского integer-цельный, что подразумевает восстановление некоего единого образовательного пространства, в данном случае пространства изучаемых предметов.
СЛАЙД 6 Перечень ключевых компетенций из Федерального Государственного Образовательного Стандарта составляют: критическое мышление, креативность, коммуникабельность, социально-эмоциональный интеллект, саморегулирование. При формировании базовых компетенций возникают трудности в связи с увеличением в учебных планах числа изучаемых дисциплин, с сокращением времени на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе химии, биологии. Предметные программы, к сожалению, составлены так, что знания обучающегося остаются разрозненными, искусственно расчленёнными по предметному признаку. В этом случае, поставленные перед учениками проблемы требуют использования межпредметных знаний. Изучаемые вопросы рассматриваются с различных точек зрения и с помощью нескольких предметов. Эти обстоятельства потребовали поиска новых подходов в организации учебного процесса, целью которого являются развитие у учащихся умения обобщать, синтезировать знания из смежных учебных предметов, формируя целостный взгляд на мир, понимание сущности взаимосвязи явлений и процессов на основе ключевых компетенций. Многие из этих задач решают интегрированные уроки. Хочу показать отличительные особенности и преимущества интегрированных уроков от традиционных.
Тип урока | Форма урока | Отличительные особенности от традиционных уроков |
СЛАЙД 7 Урок формирования новых знаний | урок-лекция; урок-путешествие; урок-экспедиция; урок-исследование; урок-инсценировка; учебная конференция; урок-экскурсия; мультимедиа-урок | Используется информация по данной теме в сочетании по двум- трем предметам |
СЛАЙД 8 Урок обучения умениям и навыкам | урок-практикум; урок-исследование; комбинированный урок; путешествие | Используются карты-схемы, материал из лабораторий по биологии и по химии |
СЛАЙД 9 В преподавании биологии и химии происходит взаимопроникновение несколько дисциплин, таких как экология, физика, математика, география. В интеграции можно расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт учащихся и теорию его понимания, систематизировать изученный материал. При проектировании интегрированного урока планирую, прежде всего, деятельность учащихся. Деятельность должна быть разнообразной, соответствующей уровню возможностей школьников и направленной на формирование базовых ключевых компетенций и универсальных учебных действий.
СЛАЙД 10 На уроках применяю технологию критического мышления, проектную деятельность, исследовательскую работу, дискуссионную технологию, коллективную и индивидуальную деятельность, ИКТ и проблемно-диалогический метод. Эффективным является решение компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ) или ситуационных заданий на уроках. Такие задачи позволяют представить как полученные знания и умения можно применить в практической деятельности, в новой ситуации. Например: СЛАЙД 11
Тема урока | Межпредметные связи | Методика урока | Практическая деятельность |
Почему болят зубы. Уход за зубами | Биология Гигиена Валеология | Урок формирования новых знаний. Проблемно-диалогический метод | Выявление состояния зуба Видеосюжет «Чистка зубов» Самостоятельная работа «Правила по уходу за зубами» |
Здоровое питание и пищевые добавки | Биология Химия Валеология | Урок — исследование Проблемно - диалогический метод | Исследование содержания пищевых добавок в продуктах питания Химический эксперимент «Качественный анализ кока — колы, чипсы» |
В зависимости от возможностей и способностей учащихся предлагаю разнообразные методы усвоения знаний на основе творческих интегрированных заданий: (теоретические, экспериментально-теоретические, расчетные, проектно-исследовательские). Задания рассчитаны на размышление, анализ, самостоятельное решение проблемы, моделирование ситуаций.
СЛАЙД 12 Теоретическая задача:
На западе Франции, в Бретани, улитки стали обгрызать краску с наружных стен домов, заползая на высоту до четырех метров. Попытайтесь объяснить этот факт и предложить варианты решения проблемы (металлы).
СЛАЙД 13 Расчетная задача):
Растения суши и Мирового океана ежегодно выделяют при фотосинтезе 320 млрд тонн газообразного кислорода, с избытком восполняя расход этого газа в промышленности, энергетике и на транспорте. Сколько молекул кислорода ежегодно выделяет земная растительность?
Межпредметные связи стимулируют тягу к знаниям, укрепляют интерес к предметам, расширяют заинтересованность, углубляют знания. Значительные возможности формирования ключевых компетенций предоставляет метод проектно-исследовательской деятельности учащихся. Такой вид работы позволяет формировать активную, самостоятельную, инициативную позицию учащихся в учении, развивать общеучебные умения и компетенции. Интеграция предметов естествознания через исследовательскую деятельность во внеурочное время позволила выявить одаренных и творческих учащихся. СЛАЙД 14 Одной из форм развития творческого потенциала школьников является работа школьного научного общества «Эрудит» . Ежегодно проходит защита проектов учащихся по актуальным темам: «Фракталы: удивительное рядом», «По страницам Красной книги Курской области», «Исследование меда», «Биологическая роль железа», «Кисломолочнын продукты в нашей жизни» и др. Проектная исследовательская деятельность школьников раскрывает потенциал их творческих способностей, помогает реализации достижения нового качества результата образования, расширяет социокультурное образовательное пространство.
Интегрированные уроки имеют творческую и практическую направленность, благодаря им создаются большие возможности для решения многих задач, реализации творческого потенциала, создаются условия для полного развития личности учащегося. В процессе своей работы выявила рост познавательного интереса учащихся к предметам биологии и химии под влиянием межпредметных связей.
- СЛАЙД 15, 16 Ежегодно на государственной итоговой аттестации химию, биологию выбирают 40 % выпускников. Достигается 100 % поступление в ССУЗ, ВУЗ.
- СЛАЙД 17 Повышение качества успеваемости учащихся за последние 3 года по биологии от 62–68 %, по химии от 57–62 %.
- СЛАЙД 18 Учащиеся показывают высокие показатели ВПР по биологии.
- СЛАЙД 19 Успешное участие учащихся на предметных олимпиадах по биологии, химии (Олимпис, Форсфорд, Инфоурок и т.д.)
- СЛАЙД 20 Активное и успешное выступление учащихся на научно-практических конференциях регионального уровня. В прошлом учебном году мои ученики стали финалистами Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо»
Я считаю, что внедрение интегрированной системы может в большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать развитию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, умением самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетенций через творческую деятельность учащихся
В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее не особо важных в обществе, таких как предприимчивость, мобиль...
Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.
Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства. Большинство учеников средних классов испытывают значительные трудности в обучении «у...
Опыт работы по теме: "Использование нетрадиционной техники изображения на уроках изобразительного искусства как средства развития художественной культуры и творческих способностей учащихся"
Автор работы убеждена, что при создании необходимых условий для самореализации каждого ученика через использование нетрадиционной техники изображения на уроках изобразительного искус...
Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся при изучении нового предмета
Данная методическая разработка ставит своей целью качественный тренинг процессов, обеспечивающих полное запоминание объемного материала, его закрепление; активизацию познавательных процессов обучающих...
Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкально - ритмических и творческих способностей учащихся
Игра в оркестре детских шумовых и ударных инструментов способствует развитию музыкально - ритмических и творческих способностей учащихся. Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключе...
Доклад на тему: «Использование занимательных материалов и новых информационных технологий для развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся при обучении физике» .
Доклады, сообщения:...
Творческая деятельность учителя как решающий фактор развития познавательного интереса и творческих способностей учащихся
Аннотация: Статья отражает творческую деятельность учителя через его участие в профессиональных конкурсах и выставках творческих работ. Отражено влияние таланта педагога на развитие познавательного ин...