Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» «Внеклассное чтение» для 5 класса составлена на основе Программы курса «Язык и литература» (раздел «Чтение (классное, внеклассное) и развитие речи») для 6 классов
рабочая программа (5 класс) на тему

 Данная разработка может быть полезна учителям русского языка и литературы школ II вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_5_kl._sl._sl.docx37.36 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» «Внеклассное чтение» для 5 класса составлена на основе Программы курса «Язык и литература» (раздел «Чтение (классное, внеклассное) и развитие речи») для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (2-е отделение, вариант II). Авторы К. Г. Коровин, А. Г. Зикеев, Л. И. Тигранова и др. Издательство: Москва «Просвещение» 2006г.

Чтение, являясь одним из ведущих видов речевой и мыслительной деятельности, выступает в качестве важнейшего учебного предмета и одновременно средства обучения, развития и воспитания. Знания о жизни природы и общества, первые сведения из истории Родины, нравственные понятия, нормы поведения и общения — все это, почерпнутое в чтении, закладывает мировоззренческие основы развивающейся личности школьника. Особенно значима эта функция книги и чтения в процессе обучения слабослышащих детей, контакты которых с окружающим миром ограничены, а знания обеднены.

Задачами обучения чтению являются: дальнейшее совершенствование первоначального навыка чтения, его правильности, беглости, сознательности и выразительности; формирование полноценного восприятия детьми художественного произведения; развитие у них нравственно-этических чувств и художественного вкуса; развитие умения работать с текстом; активное приобщение учащихся к чтению книг и на этой основе обогащение их знаниями об окружающем мире.

На выполнение этих задач направлена целевая методическая установка — формирование культуры чтения школьников, что является составной частью общекультурного развития человека.

2. Общая характеристика учебного предмета, курса

Содержание программного материала по чтению представлено главным образом произведениями русской и современной художественной и научно-популярной литературы, устного народного творчества.

Чтение, так же как  развитие речи, охватывает важные в образовательно-воспитательном отношении стороны окружающей ребенка действительности и вводит его в тематику, типичную для художественной и научно-популярной литературы, обеспечивает необходимую подготовку для изучения систематических курсов литературы и истории в средней школе.

Методика чтения в школе для слабослышащих детей содержит три большие группы задач: общеобразовательно-познавательные, воспитательные (в том числе и эстетические), коррекционно-развивающие. Часть составных компонентов этих задач определена в программе по чтению, часть из них учитель должен сформулировать самостоятельно, исходя из особенностей того или иного произведения, его тематики и проблематики, уровня общего и речевого развития школьников, особенностей их читательских умений, нравственного и эмоционального опыта. Каждая группа задач представляет собой комплекс знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся, и решается на уроке взаимосвязанно, с учетом специфики литературного произведения и этапа его изучения в соответствующем классе.

При очевидной равноценной значимости образовательно-познавательных, воспитательных, коррекционно-развивающих и эстетических задач чтения следует иметь в виду особую значимость воспитания эстетического отношения к читаемому произведению. Не запоминание сюжета, идей, характеров литературных персонажей, а получение эстетического наслаждения от чтения должно привлекать читателя к книге. Помочь слабослышащему ученику эстетически воспринять читаемое — благородная гуманистическая задача школы. Каждое произведение или даже отрывок из него должно осваиваться школьниками как художественная ценность, а не только как источник знаний или учебник жизни.

Иными словами, современная методика чтения, определяя целью уроков чтения воспитание читательской культуры, приближается по своим целям, задачам и требованиям к урокам литературы, тем более что уроки чтения и уроки литературы составляют единую систему литературного образования школьников.

Продвижение учащихся в умственном, нравственном, эстетическом, речевом развитии обеспечивается путем усвоения постепенно (от класса к классу) усложняющихся по содержанию, языку и оформлению произведений и книг.

В центре внимания учителя и ученика на уроках чтения должны быть изучаемое художественное произведение, его содержание, идейная направленность и изобразительные средства языка.

Большая часть времени (30—35 мин) на уроках чтения отводится чтению и работе над текстом. Беседы и рассказы, предваряющие чтение, должны быть тесно связаны с содержанием произведений, возбуждать интерес к ним, эмоционально настраивать учащихся и помогать правильному восприятию этих произведений.

Успешному решению воспитательных задач уроков чтения должна способствовать не только проводимая на уроке углубленная работа с художественным произведением, но и тесная ее взаимосвязь с окружающей жизнью, с общественно полезным трудом.

  Обучение детей чтению предполагает использование на уроках их жизненного опыта. Для его обогащения учитель организует экскурсии на культурно-бытовые, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, а также наблюдения за явлениями природы, общественной жизнью и трудом взрослых. Это должно развивать в детях умение воспринимать прекрасное в окружающей действительности, видеть красоту родного края, радость труда

          3. Место учебного предмета, курса в учебном плане

Распределение учебных часов по классам

Количество часов в неделю по классам

5 класс

4

4. Содержание учебного предмета, курса

5 класс

    В данном классе   учителю предоставляется право самостоятельно определить, какие произведения следует изучать и какое количество часов отвести на каждую тему. Представленное количество часов является лишь рекомендательным.

Введение (1ч)

Летописи. Былины. Жития (9ч)

Знакомство с понятиями.

И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда.

И вспомнил Олег коня своего .        

Ильины три поездочки...

Житие Сергия Радонежского

Чудесный мир классики (24ч)

 Пётр Павлович Ершов

 Конёк-горбунок

Александр Сергеевич Пушкин

Няне

Туча

Унылая пора! Очей очарованье!

Внеклассное чтение

Осень

Михаил Юрьевич Лермонтов

Дары Терека

Ашик-Кериб

Внеклассное чтение

Лев Николаевич Толстой

Детство

Как мужик убрал камень

Внеклассное чтение

Акула

Антон Павлович Чехов

Мальчики

  Поэтическая тетрадь (5ч)

Фёдор Иванович Тютчев

Ещё земли печален вид

Как неожиданно и        ярко

Афанасий Афанасьевич Фет

Весенний дождь

Бабочка

Евгений Абрамович Баратынский

Весна, весна! как воздух чист!

Как неожиданно и        ярко

Внеклассное чтение

Есенин

С добрым утром

Алексей Николаевич Плещеев

Дети и птичка

Иван Саввич Никитин

В синем небе плывут над        полями

Николай Алексеевич Некрасов

Школьник

В зимние сумерки нянины        сказки

Иван Алексеевич Бунин

Листопад

Литературные сказки (15ч)

Владимир Фёдорович Одоевский

Городок в табакерке

Всеволод Михайлович Гаршин

Сказка о жабе и розе        

Павел Петрович Бажов

Серебряное копытце

Сергей Тимофеевич Аксаков

Аленький цветочек

Делу время — потехе час (12ч)

 Евгений Львович Шварц

Сказка о потерянном времени

Виктор Юзефович Драгунский

Главные реки

Что любит Мишка

Виктор Владимирович Голявкин

Никакой я горчицы не ел

Страна детства (15ч)

Борис Степанович Житков

Как я ловил человечков        

Константин Георгиевич Паустовский

Корзина с еловыми шишками

Михаил Михайлович Зощенко

Ёлка

Внеклассное чтение

Константин Георгиевич Паустовский

Резиновая лодка

Поэтическая тетрадь( 6 ч)

Валерий Яковлевич Брюсов

Опять сон

 Сергей Александрович Есенин

Бабушкины сказки

Марина Ивановна Цветаева

Бежит тропинка с бугорка

Природа и мы (16ч)

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Приёмыш

Александр Иванович Куприн

Барбос и Жулька

Михаил Михайлович Пришвин

 Выскочка

Евгений Иванович Чарушин

Кабан

Виктор Петрович Астафьев

Стрижонок Скрип

Поэтическая тетрадь (5ч)

Борис Леонидович Пастернак

^Золотая осень

Сергей Антонович Клычков

Весна в лесу

Дмитрий Борисович Кедрин

Бабье лето

Николай Михайлович Рубцов

Сентябрь

Сергей Александрович Есенин

Лебёдушка

Родина (3ч)

Иван Саввич Никитин

Русь

Спиридон Дмитриевич Дрожжин

Родине

Внеклассное чтение

Стихи кубанских поэтов

Страна Фантазия (6ч)

Евгений Серафимович Велтистов

Приключения Электроника

Кир Булычёв

Путешествие Алисы

Внеклассное чтение

Носов

Живая шляпа

Зарубежная литература (19ч)

 Джонатан Свифт

Путешествие Гулливера

Ганс Христиан Андерсен

Русалочка

Марк Твен

Приключения Тома Сойера

Сельма Лагерлёф

Святая ночь

В Назарете

5. Тематическое планирование

Таблица тематического распределения количества часов, 5 класс:

№ п/п

Разделы,

 темы

Количество часов

Авторская

программа

Рабочая программа

1

Введение

1

2

Летописи. Былины. Жития

9

3

Чудесный мир классики

24

4

Поэтическая тетрадь

16

5

Литературные сказки

15

6

Делу время- потехе час

12

7

Страна детства

15

8

Природа и мы

16

9

Родина  

3

10

Страна Фантазия

6

11

Зарубежная литература

19

         6. Материально-техническое обеспечение

  1. Учебник «Родная речь» 4 класс в 2 ч. , составители: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Москва : Просвещение , 2008 г.;
  2. Художественная литература

     7. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

      Обучающиеся должны уметь:  

  • Бегло, сознательно, правильно, выразительно читать с соблюдением основных норм литературного произношения.
  • Читать  незнакомый текст — 85—95 слов в минуту
  • Осознанно читать  текст  про себя.        
  • Самостоятельно выявлять  основной смысл прочитанного (формулирование главной мысли своими словами),  становление смысловых связей частей текста, составление плана рассказа или статьи.
  • Подробно, выборочно и сжато пересказывать текст с опорой на самостоятельно составленный план или словесные иллюстрации.
  • Находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.
  • Соблюдать при пересказе логическую  последовательность  и точность  изложения.
  • Воспроизводить  содержание  текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием.
  • Составлять  творческие  рассказы:  от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с вымышленным продолжением (продолжением рассказа о судьбе героя).
  • Ориентироваться  в учебной книге по оглавлению, самостоятельное пользование методическим и ориентировочно-справочным аппаратом учебника (вопросы, задания к тексту, сноски, абзацы, подзаголовки и др.).

СОГЛАСОВАНО

Прокол заседания МО

учителей русского языка и литературы

ГБС(К)ОУ ШИI-IIвида г.Тихорецка

от_______________№1

____________Н.Н. Шрамченко

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________Е.Е.Романова

«________»______________2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Чтение и развитие речи" 9 класс VIII вид

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 9 класса  составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классы /  И.М. Бгажнокова. – М.: Про...

Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» для детей с ОВЗ 6 класс

На уроках чтения и развития речи в 6  классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с ...

Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» для детей с ОВЗ 5 класс

Рабочая программа составлена для учащихся коррекционной школы 5 класса...

рабочие программы по предмету "чтение и развитие речи" 6 класс для детей с ОВЗ

пояснительная записка к рабочай программе, содержание учебного плна, календарно тематическое планирование,КИМ...

рабочие программы по предмету "чтение и развитие речи" 7 класс для детей с ОВЗ

пояснительная записка к рабочей программе,содержание по учебному плану, календарно-тематическое планированте, КИМ...

Аннотации к адаптированным рабочим программам по предметам: "Чтение", "Письмо", "Развитие речи"

Аннотации к рабочим программам по предметам "Чтение" и "Письмо" ( по Программе под ред. В.В.Воронковой); "Развитие речи" - (по Программе под ред. Л.Б.Баряевой)...

Адаптированная рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» для 9 класса

Программа предназначена для развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала художественных ...