Учебное занятие по предмету "Письмо и развитие речи" по теме "Наречие как часть речи". 9 класс
план-конспект урока (9 класс)
Конспект учебного занятие по предмету "Письмо и развитие речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narechie_kak_chast_rechi_microsoft_word.docx | 29.29 КБ |
narechie_kak_chast_rechi_microsoft_powerpoint.pptx | 634.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Наречие как часть речи
Цель урока: формирование знаний у учащихся о наречии как часть речи.
тип урока: изучение нового материала.
Задачи:
Образовательные:
дать понятие о наречии как части речи, учить находить наречия в предложениях, показать отличие наречия от других частей речи.
Коррекционно-развивающие:
развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость, логическое мышление, память.
Воспитательные:
воспитывать культуру речи, чувство дружбы, любовь к окружающей действительности интерес к урокам русского языка .
I.Организационный момент.
Здравствуйте ребята, сегодня на уроке мы будем работать быстро, ловко, умело, внимательно, чётко, старательно.
Я думаю, что вы легко ответите на любой мой вопрос. И чтобы вам не было грустно, тоскливо, печально, а главное – скучно, мы будем стараться всё выполнять дружно, весело. быстро.
Вспомним: изученные части речи.
Сегодня на уроке мы вспомним изученные части речи
Узнаем:
узнаем новую часть речи. Как вы думаете, что мы должны о ней узнать?
(сформулируют дети, подсказка схема на столе)
что обозначает
На какие вопросы отвечает
Может ли изменяться
Будем учиться: находить новую часть речи в тексте
- Назовите части речи, которые мы уже знаем (сущ., прил, гл, мест,)
Используя схему, раскажите о частях речи, которые мы уже изучили.
По схеме ответь (сущ, прил, глаг)
- Что обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
- Как изменяются
2 Запишите число, классная работа. Оставьте строчку для темы урока. Мы запишем ее позже.
Начинаем урок со словарной работы. Зрительный диктант.
На экране будут появляться слова, которые вы должны распределить по столбикам (с.,п, г.). Если вы не сможете у слова определить часть речи, запишите его в 4 столбик.
1 человек будет выполнять эту работу на доске, на оценку (Арсен или Данил)
Бердников А – индивидуальная карточка.
Словарная работа (зрительный диктант) распределите слова по столбикам
Профессия, изящная, заведует, оригинальный, качественно, окружал, ландшафт, быстро.
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол | ? |
Профессия | изящная | Заведует | |
ландшафт | оригинальный | окружал |
Проверка.
сверьте свою работу и работу ученика у доски. Исправьте ошибки, если они есть в написании.
Правильно ли распределил по столбикам. 1 ряд назовите слова 1 столбика. Объясни. Например: Профессия - это имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос Что?
2 ряд – 2 столбик. 3 ряд – 3 столбик.
Какие слова вызвали затруднения? Качественно, быстро Почему? Как мы определяем часть речи? (по вопросу) На какой вопрос отвечают эти слова (4 столбик)?
Название этой части речи мы узнаем чуть позже.
Разбор (фронтально. Определи у глаголов: время ,лицо и число)
Можно ли составить словосочетания из слов 1 и 2 столбика (называют устно). Как они связаны? Прилагательное -это признак предмета.
Попробуйте составить словосочетания из слов 3 и4 столбика (устно). Можем сказать, что слова 4 столбика описывают/ обозначают признак действия.
Давайте же узнаем, что это за часть речь.
- Фильм. сейчас вы посмотрите фильм и узнаете, как называется эта часть речи.
После просмотра,вам нужно будет заполнить схему, которая лежит у вас на столе. Для этого, нужно запомнить: как называется часть речи? Что обозначает? На какие вопросы отвечает?
Что можем добавить в нашу схему? Название, вопросы
История. Наречие – слово очень старое Римляне называли наречия – приглаголье. Как вы думаете, почему? (возвращаемся к словарной работе, наречия описывают действия, т.е. обозначают признак действия)
А убедиться в этом нам поможет игра. Или а потренироваться использовать наречия в речи нам поможет игра.
- Игра « как? Где? Когда?»
Подбери наречие к слову. Составить словосочетания.
У каждого ряда есть свое слово, к которому нужно добавить наречие, ответив на свой вопрос. Работаем по цепочке.
Наречия: Высоко, сегодня, поздно, быстро, рано, , вчера, слева, позади, здесь, весело, справа.
1 ряд - | 2 ряд – | 3 ряд - |
Прыгал | Шел | Играл |
как?, | где? | когда? |
Образец: Прыгал (как?) высоко
От какого слова задаем вопрос? Гл.
Вывод: может теперь ответить на вопрос, почему римляне называли наречие - приглаголье?
Какую еще информацию добавим в схему?
Обозначает признак действия.
Добавляю глаголы в столбики. ( прыгаешь, шла, играли).
Можно ли эти глаголы добавить/ использовать в словосочетании?
Что изменилось в словосочетаниях (глагол (время, род, число)), а наречие осталось неизменным.
Вывод -наречие неизменяемая часть речи, но об этом мы поговорим на следующем уроке.
Вывод. О какой части речи узнали?
Собираем правило. Расскажи по схеме о наречии.
Наречие – это часть речи, которая обозначает признак действия, отвечает на вопросы …
Сейчас потренируемся употреблять наречия в речи. В этом нам поможет упражнение.
- Упражнение.
Замени фразеологизм (выделенное словосочетание) наречием. Запиши предложения. Ставь вопрос от глагола к наречию.
фразеологизм это устойчивое словосочетание, которое давно «живет», используется в нашей речи, в литературе.
Прочитайте задание. Что вам нужно сделать? Что такое фразеологизм? (объясняю). Какой частью речи заменить? (наречием)
Наречия делают речь более точной, выразительной. Попробуем заменить фразеологические сочетания наречиями. Задание это достаточно сложное: нужно вначале понять смысл устойчивого словосочетания, а потом подобрать подходящее наречие.
Давайте попробуем. Например:
Конца- края не видно- далеко.
Шутки в сторону- всерьёз.
Между делом- попутно.
Курам на смех- нелепо.
Кошки скребут на душе- тревожно.
Яблоку негде упасть- тесно.
Сообразить в одно мгновение- быстро.
Наречия: медленно, близко, мало, близко, гладко, рано, дружно, быстро.
- Малыш шел (как?) черепашьим шагом и не успевал за мамой.
- Хлеба собрали (сколько?) – кот наплакал, и к весне сеять будет нечего.
- Все идет (как?) как по маслу и складывается само собой.
- За это время я должен выбраться на уровень внешних палуб, а там уже и до истребителя добраться (как?) рукой подать.
- На заре, чуть свет, забрался (когда?) в воеводский сад, а тут его пятеро воеводских слуг давно ждали.
- Какое было бы счастье, если бы мы вечно оставались детьми, бродили бы рука об руку под ярким солнцем по лугам, усеянным цветами!
- Ты должен был ко мне бежать (как?) сломя голову.
Проверка. Взаимопроверка. / самопроверка. Сильные ученики. Прочитай предложения, которое у тебя получилось. Назови словосочетание Г+Н, вопрос.
Итог урока. О какой части речи узнали?
Что о ней узнали? (по схеме)
Какую работу выполняли? (распределяли по столбикам, составляли словосочетания, заполняли схему)
Какие выводы сделали самостоятельно?
Оценивание.
Домашнее задание.
Упражнение. Спиши текст. Ставь вопрос от глагола к наречию.
Весело заблестело солнышко. Шустро побежали ручейки по дорожкам . Уныло осел потемневший снег. Птицы давно соскучились по весне.. Весна лёгкими шагами продолжала движение вперёд. Она поднимала вверх свои тёплые руки. Внизу под её ногами появлялись проталины.
физминутка
- Итак, сейчас пришёл черед,
Сыграть в игру наоборот
Слова в игре мы подбираем,
Наречиями их мы называем.
Сядет тот, кто правильно назовет противоположное по значению наречие.
Рано – поздно
Далеко-близко
Сладко – горько
Тихо – громко
Темно- светло
Медленно –быстро
Горячо – холодно
Вправо – влево
Грустно – весело
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Быстро Ловко умело легко Дружно Весело быстро
Четырнадцатое марта. Классная работа.
Вспомним : изученные части речи. Узнаем : новую часть речи; - - - Будем учиться : находить новую часть речи в тексте.
Словарная работа.
заведует
оригинальный
яанщязи
качественно
л а н д ш а ф т
быстро
Высоко, сегодня, поздно, быстро, рано, вчера, слева, позади, здесь, весело, справа 1 ряд 2 ряд 3 ряд прыгал шел играл Как? Где? Когда?
Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов , которое можно заменить синонимом, одним словом. Фразеологизмы – это средства выразительности языка , они делают нашу речь эмоциональной , выразительной и яркой.
Замените фразеологические обороты словами- симонимами . Пальчики оближешь - вкусно Без году неделя – недавно Битый час – долго Днем с огнем – трудно Кот наплакал – мало На край света – далеко Откуда ни возьмись – внезапно Чуть свет – рано Как снег на голову – неожиданно
«море по колено» - не страшно
«Не разлей вода» — дружно
Отгадайте ребусы – наречия
Успехов вам в дальнейшем изучении!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта учебного занятия. Имя прилагательное как часть речи
Консрект урока по русскому языку для 5 класса по теме "Имя прилагательное как часть речи"....
Практическое занятие "Правописание н и нн в словах различных частей речи"
Практика правописания н и нн....
Учебный потенциал музыки Глиэра в развитии фортепианных нывыков у учащихся старших классов
Методические рекомендации...
Конспект учебного занятия по предмету "Чтение" по теме: «Баран» В. Лифшиц", 2 класс
Конспект открытого урока по чтению во 2 классе. Коррекционная школа, 8 видОткрытый урок по чтению во 2 классе«Баран» В. Лифшиц. Прочитай!.»Личностные:-воспитание положительного ...
Конспект учебного занятия по предмету "Биология" по теме «Овощные пасленовые: томат», 7 класс.
Сформировать у учащихся представления о овощных пасленовых. Научить различать виды овощных культур. Знать их особенности, значение. Расширение активного словаря учащихся путем введения и использования...
Конспект учебного занятия "Пошив наволочки бригадным способом" (для учащихся с ОВЗ),9 класс,2023г
Данный материал содержит конспект урока по данной теме....
Конспект учебного занятия по предмету "Математика" по теме «Пирамида. Развертка пирамиды», 9 класс.
Урок с Цифровым образовательным контентом...