Различные способы интеграции Урок развития речи по литературе в 10 классе. Стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Опыт анализа поэтического произведения.
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
Различные способы интеграции. Урок развития речи по литературе в 10 классе. Стихотворение Ф.И. Тютчева "Есть в осени первоначальной..." Опыт анализа поэтического произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dlya_sayta.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №4»
Конспект урока
по литературе на тему:
«Стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
для 10 класса
Учитель Изотова Н.К.
Квалификационная категория - высшая
Ефремов 2018 г.
Различные способы интеграции
Урок развития речи по литературе в 10 классе.
Стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
Опыт анализа поэтического произведения.
Учитель Изотова Н.К
Урок развития речи (литература 10 класс)
Опыт анализа поэтического произведения. Стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» (интегрированный урок)
Цель: работа над лингвистическим анализом стихотворения;
организовать коллективную работу класса под руководством учителя;
Ход урока.
- Сегодня мы будем читать стихотворение русского поэта Ф.И. Тютчева. Как вы думаете, о чём нужно знать нам до начала чтения стихотворения, чтобы лучше понять его смысл?
(Да, необходимо вспомнить некоторые факты жизни автора, которые непосредственно относятся со стихотворением.
Стихотворение было написано 22 августа 1857 года по пути из Овстуга в Москву. Первый автограф написан карандашом на обороте листка с перечнем почтовых станций и дорожных расходов. Впервые стихотворение было опубликовано в 1858 году в журнале «Русская беседа» и вошло в собрание стихотворений 1868 года.
- Прослушайте стихотворение, постарайтесь представить, что нарисовал словами поэт.
(чтение стихотворение)
- Какую картину вы мысленно увидели?
- Вы вспомнили, вообразили картины осенней природы. Это очень поможет нашему внимательному, пристальному чтению стихотворения.
- Скажите, о чём, по-вашему, стихотворение?
(Как и всякое настоящее произведение искусства, оно имеет несколько смыслов. Давайте попробуем отыскать и другие, те, которые не открываются читатель сразу, а требуют кропотливой, напряжённой умственной работы и усилий нашего ума, сердца и воображения одновременно.
- Как вы думаете, а как мог бы Тютчев назвать это стихотворение.
- А почему всё-таки он отказался от какого-либо названия?
(Потому что он хотел рассказать не только об осени, но и ещё о чём-то)
При отсутствии заглавия, или, как его называют в науке, при нулевом заглавии, мы должны особенно внимательно отнестись к первой строчке- «Есть в осени первоначальной…»
На первом месте, в сильной позиции стоит слово есть. Что оно обозначает? К какой части речи относится слово есть? Что означает это слово?
(Оно называет действие как вневременное или постоянное, т.е. то, что есть, существует, имеется постоянно, всегда, независимо ни от каких причин. И это короткое ёмкое слово сразу же даёт нам возможность мыслить, размышлять о чём-то вечном, всегдашнем, независимом от человека.)
На втором месте в строке- в осени
- Как вы понимаете значение слова осень?
(Учёные-лингвисты обратили внимание на то, что в языке есть такие слова, которые, кроме своего значения, могут вызывать у нас в сознании множество ассоциаций, сравнений, они способны «будить» наше воображение. К таким словам относится и слово осень.Кроме времени года, оно ещё обозначает пору, когда люди собирают урожай, когда тепло сменяется первыми холодами. А потому слово осень является обозначением, символом засыпающей в природе жизни. Ведь в это время всё в природе готовится к долгому зимнему сну, покою. Но в осени несколько этапов. Тютчев в первой же строке в сильную позицию (конец строки) ставит слово, которое называет этот этап, -первоначальная.
- Как вы понимаете значение этого слова? Слова «первый», «новый», «ранний» - слова синонимичные.
- Почему же Тютчев выбрал для стихотворения слово первоначальный? Чем оно отличается от остальных слов? (Вся дальнейшая работа требует обращения к толковым словарям)
(В этом слове два синонимичных слова (корня) которые определяют раннюю осень дважды.
А значит, автору важно привлечь наше внимание именно к этой характеристике. Это слово звучит более протяжно и торжественно.
Маймин: «В стихах Тютчева такие «долгие» и торжественные слова помогают с самого начала переключить читательское восприятие «на высокую волну», переводят его в необычное, непрозаическое измерение».
- Для чего же поэту потребовалось, по-вашему «перевести» наше читательское восприятие в такое необычное измерение?
Исследователи творчества Тютчева обратили внимание на интересный факт: поэт очень часто употреблял в своих стихотворениях длинные слова, таким образом поэт словно бы старался украсить стихотворение.)
- Как, на ваш взгляд, следует читать первую строку?
Прочитайте первую строфу выразительно, проследите за тем, как первая строка «задаёт» торжественный, размышляющий тон всему стихотворению.
Вторая строка- «Короткая, но дивная пора». Обратите внимание: два определения осени, а между ними коротенькое слово, но.
- Какой частью речи оно является? В чём его работа?
- Короткая, но дивная пора» — это какая? Как вы понимаете смысл строки?
(Это время в осени особенное, потому что оно одновременно и совершенно удивительное по красоте, и очень короткое. А значит, очень дорогое каждому из нас, ведь счёт идёт на дни!)
В природе всего несколько таких дней. Она нам их дарит перед долгой холодной зимой, чтобы мы вспоминали эту «дивную» пору долго-долго. Каждый человек понимает это, поэтому ему хочется запомнить, запечатлеть их в памяти. Он стремится как можно полнее вобрать в себя последнее, быстро уходящее тепло и последнюю красоту осенней природы.
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Обратите внимание в третьей и четвёртой строках на существительные: день и вечера. Своим значением они описывают короткую, но дивную пору осени. Но интересна их форма! Что вы заметили?
(Сущ. День стоит в форме ед. ч, а сущ. Вечера-во мн. числе.)
Форма ед. числа как бы укрупняет предмет, делает его особенным, выделяет из остальных. Вслушайтесь «День стоит как бы хрустальный» Как называется такой художественный приём?
(Это удивительное авторское сравнение. Ведь хрусталь-это же «род, сорт стекла» Что же у них общего?
- Ясный, прозрачный, как хрусталь, ведь осенний воздух постепенно делается холоднее.
- Осенний день такой же звонкий, как хрусталь, потому что звук разносится далеко и чётко слышен.
- День хрупок, как хрусталь. Осенняя пора не постоянна: в любое время может налететь ветер и кончится тишина, покой, безмятежность.
-Почему же вечера лучезарны?
(Это «светлый, ясный, тёплый», а форма мн.ч. даёт нам почувствовать, что таких вечеров много, они следуют один за другим, чтобы каждый из нас напоследок насладился ими. Первую строфу заканчивает знак многоточия. – Что он передаёт?
- Многоточие- знак важный для поэта, потому что в нём много смысла. Во-первых, эта картина неописуемо прекрасна, и читатель может сам представлять себе её ещё подробнее. Во-вторых, многоточие означает большую паузу между строфами, так как во второй строфе рассказывается уже о другом. Этот знак подготавливает читателя к восприятию следующей мысли).
- Прочитайте первую строфу выразительно. А теперь послушайте вторую строфу.
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уже пусто всё-простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
-Что вы представляете, читая её?
(Серп назван «бодрым», значит работал «легко, весело, играючи». Слово серп- в форме ед. числа, чтобы подчеркнуть «Весомость, единичность каждого важного предмета.
-Во второй строке намеренно «собраны» слова, которые обозначают пространство. Назовите и прокомментируйте их.
С слова пусто простор. Они рисуют необозримое, не охватываемое глазам пространство. И усиливают впечатление необозримости слова всё и везде.
Третья строка начинается со слова лишь. Объясните его значение.
(Лишь-«только». Это частица, которая выделяет один предмет, противопоставляет его неоглядному простору. Это «… паутины тонкий волос блестит…»
Что вы «видите» своим внутренним зрением?
Тютчев в этой строке-очень тонкий наблюдатель. Давайте подумаем, а как можно было бы об этом явлении написать по-другому.
- Почему поэт выбрал паутины тонкий волос?
( Всё дело в слове волос. Получается, как у человека! Поэт написал не только о ранней осени, но ещё и о человеке.)
-Как называется худ-ный приём, когда явлению природы придаются черты человека?Олицетворение.
-Эта фраза действительно очень важна для понимания всех смыслов стихотворения. Почему?
(Это стихотворение не только о природе, но и о человеке, о людях).
Осень-это зрелость, старость в жизни человека. Каждый из нас прекрасно это понимает, но поэт только помогает по-новому ощутить вроде бы понятные и знакомые с детства слова.
-В четвёртой строке притягивают наш взгляд слова на праздной борозде. Как вы их понимаете? Растолкуйте.
В совр. русском языке это слово обозначает «свободный от дел, занятый, «проводящий время в праздности, безделье». А в 19 веке в определение праздный выступали и такие оттенки значения, как «чуждый забот и тревог, погружённый в покой».
Русский писатель Л.Н. Толстой, восхищённый стихотворением Ф.И. Тютчева, особо выделил именно эту фразу. А об эпитете праздная писатель заметил: «Здесь это слово «праздной» как будто бессмысленно и не в стихах так сказать нельзя, а между тем, этим словом сразу сказано, что работы окончены, всё убрали, и получается полное впечатление».
-Скажите, как, по-вашему, следует читать вторую строфу?
(Быстро, энергично-первую строфу, а вторую, третью и четвёртую-медленно, задумчиво.)
Послушаем третью строфу.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далёко ещё до первых зимних бурь-
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле.
Третья, заключительная строфы начинается строкой «Пустеет воздух, птиц не слышно боле». Объясните её.
(Это тоже об осени. Воздух пустеет т.е. становится пустым, в нём уже нет запахов, почти нет и звуков. Перед зимой природа утрачивает всё, что украшало её летом.)
Мы понимаем, что земля и небо находятся в согласии, в гармонии. И вдруг во второй строке появляется образ «зимних бурь». Он «обозначен» смутно-до зимы ещё далеко, но упоминание о зиме и буре-это важная примета переходного состояния природы
-Объясните значение слова буря.
(Буря-это «ураган, метель, пурга, буран, сильная непогода, ветер и дождь»)
Это первое, прямое значение слова, связанное с природными стихиями. А иногда мы говорим: «В его душе буря!» Что означает это слово в таком предложении?
(Слово буря многозначно, имеет прямое и переносные значения. Тютчев употребил его не случайно. Оба эти значения важны в стихотворении.) И от этого какие же смыслы приобретает вся вторая строка?
Учёные-исследов. творчества Тютчева пришли к выводам: «Важнейшая тема, введённая поэтом в русское худ-ное сознание, - заключённая в глубине мироздания жуткая, непостижимая тайна, которую природа скрывает от человека… Благодаря Тютчеву в русской поэзии закрепились и обрели философскую значимость образы… гроз, зарниц, бурь»
-Скажите, а эти слова о «первых зимних бурях», какое они производят впечатление на вас-тяжёлое или светлое?
(Не тяжёлое, потому что о них сказано вскользь. А слов, которые вызывают светлое настроение, гораздо больше. И хоть автор упоминает о грядущих холодах в природе, о возможных несчастьях в жизни человека, всё равно у читателя появляется светлое чувство надежды.
Тютчев-философ, мыслитель-понимал, что природа развивается по своим законам, что вслед за безмятежностью и покоем наступят тревожные дни, грозные события. Это неизбежно, но всё это непременно пройдёт и опять наступит ясность.
Теперь прочитаем третью и четвёртую строчки:
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле.
-В этих строчках какое слово притягивает к себе ваше внимание? (Лазурь)
-Что оно означает?
Словарь объясняет это слово как название цвета (тёмно-голубой, светло-синий). Но у Тютчева это название цвета звучит по-особенному: оно овеществляется, ему приданы «качества» вещи: «льётся… лазурь». Мы словно видим, что она текуча. «Лазурь здесь не просто метонимический заменитель слова небо; здесь и солнечный свет, и голубизна воздуха, и тепло, которое как бы изливается сверху.
Обратите внимание на определения, которые поэт подобрал к слову, лазурь-это слова чистая и тёплая.
-Почему, как вы думаете?
-Чистая передаёт цвет неба и воздуха, а теплая-то, что она приятна, не прохладна. И от этих слов мы сами испытываем чувство покоя, безмятежности, тепла, просветлённости. Это стихотворение даёт нам возможность поразмышлять о вечном.
В последней строке стихотворения слова, которые находятся в сильной позиции, а потому очень важны для поэта-отдыхающее поле.
-О каком поле можно так сказать?
(О таком, на котором уже не ведутся никакие работы. А раньше его касались руки человека.
-Подумайте, как нужно читать третью строфу. На что нужно обратить внимание?
-Мы прочитали всё стихотворение внимательно. Как вы теперь ответите на вопрос, о чём оно?
(В этом стихотворении поэт рассказал не только о прекрасной поре золотой осени, но и об «осеннем» времени в жизни любого человека. Тютчев написал о том, что в человеческой жизни всегда есть время покоя, хотя потом может прийти и время «бурь». Это неизбежно. Но человек должен принимать это смиренно, мудро, спокойно.
Д/З написать сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем.
- Как я представляю «дивную» осени по стихотворению Ф.И. Тютчева.
- «Дивная пора» ранней осени из окна моего дома.
- Путешествие золотого листочка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку развития речи в 10-11 классах "Способы выявления и формулировки проблемы по прочитанному тексту"
презентация - сопровождение урока; содержит тексты для работы, тесты, алгоритмы, дидактический материал....
Урок развития речи по литературе на тему: "Подготовка к написанию сочинения по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Урок литературы по программе В.Я.Коровиной и учебнику "Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия" "Урок-обобщение по теме "Подготовка к написанию сочинения по произведению А.С.Пушкина "Капитанская...
Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...».
Урок по творчеству Ф.И.Тютчева. Анализ стихотворения "Есть в осени первоначальной..."...
Урок развития речи по литературе. 6 класс. "Зима - волшебница".
Урок-практикум, на котором обучающиеся закрепляют навыки анализа поэтического текста, определяют значимость средств художественной выразительности, учатся создавать собственные тексты на...
Лингвопоэтический анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной …»
Методичекая разработка урока литературы в 5 классе...
Разработка урока развития речи в 6-м классе. Подготовка к сочинению-описанию осенней природы.
Научить ребёнка чувствовать красоту русского языка, уметь пользоваться его богатством для передачи мыслей, чувств, формировать языковой эстетический идеал - задача уроков ра...
Вопросы к лингвистическому анализу стихотворения Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
В разработке составлены вопросы к полному анализу стихотворения....
- Мне нравится (1)