Сказочная картина как предмет речи на уроке развития речи в среднем звене
статья по русскому языку

Вдовина Екатерина Васильевна

В данной статье рассматривается методический аспект обучения школьников среднего звена сочинению в жанре отзыва по сказочной картине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vdovina.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Вдовина Е.В.

г. Новокузнецк (Россия)

 

Сказочная картина как предмет речи на уроке развития речи в среднем звене

 

Аннотация: В данной статье рассматривается методический аспект обучения школьников среднего звена сочинению в жанре отзыва по сказочной картине. Статья адресована педагогам-филологам, учителям-словесникам, студентам-филологам.

Ключевые слова: сказочная картина, сочинение, отзыв, анализ картины.

 

         Готовить детей к жизни - это не только дать им определённые знания, выработать навыки, научить трудиться, закалить физически и нравственно, но и привить любовь к искусству. Это возможно лишь тогда, когда дети научатся самостоятельно определять своё отношение к художественным образам. Однако всем известен тот факт, что растущее поколение еще меньше интересуется произведениями разных видов искусства, чем предыдущие. А ведь эмоциональное восприятие детьми художественных предметов является стимулом их творческой активности.

         Безусловно, методика развития речи уже накопила достаточный опыт работы с музыкальными произведениями, живописными полотнами на школьных уроках. Особенно тщательно разработана методика обучения школьников созданию связного высказывания на основе произведений изобразительного искусства в работах Буняковой М.Г., Водовозовой В.М., Гавриш Н.В., Кургановой М.Г., Струниной Е.М., Ушаковой О.С.и многих  других.

       Картина вполне заслуженно завоевала себе прочное место в школьной практике как средство развития речи детей:  воздействуя на чувства школьников, она развивает не только наблюдательность, но и воображение, создаёт основу для сознательного овладения словом, необходимым школьникам для выражения своей мысли.

Однако, наш взгляд, современная школа располагает огромным потенциалом для обучения разным типам, стилям и жанрам речи с опорой на разные виды искусства одновременно. Так, обучение жанру отзыва на основе сказочной картины, музыкального произведения и художественного текста, на наш взгляд, позволит сделать процесс развития связной речи наиболее эффективным для педагога, а для обучающихся – интересным, запоминающимся.

         Исследования отечественных учёных об особенностях восприятия искусства школьниками (А,В.Запорожец, Н.А.Ветлугина, В.А. Езикеева, Н.И. Сакулина, Е.А. Флёрина и др.) доказывают несостоятельность суждений о недоступности детскому восприятию произведений без специального обучения. Они считают необходимым активно направлять внимание ребёнка при восприятии произведений искусства, учить его наблюдать и выделять выразительные средства [10;66,86].

Существует много мнений по вопросу о том, с какого жанра начинать знакомство детей с живописью: А.В. Бакушинский считает с бытового, затем портрета и пейзажа, А.К. Типпель вначале предлагает сюжетные картины, ландшафты позже, В.С. Мурзаев выдвигает на первое место художественный пейзаж, потом бытовой жанр и исторический, В.В. Добровольская - натюрморт, затем пейзаж, М.В. Вовчик-Блакитная - пейзажи со светлыми колоритами, В.А.Езикеева - пейзажную живопись [8:12].

При восприятии живописи дети предпочитают картины бытового жанра, меньше натюрморт и пейзаж. Интерес к тематике неодинаков у девочек (мир животных) и мальчиков (спортивная, героическая темы). Натюрморты и пейзажи вызывают интерес изображением предметов, природы, цветовыми сочетаниями, колоритом.

Однако особый интерес у школьников среднего звена вызывают картины, написанные на основе сказочного сюжета. И это объясняется тем, что сказка - это удивительный мир безграничной фантазии. Многие сказки очень не только поучительны, но они впервые знакомят ребенка с окружающим миром и учат в нем взаимодействовать.

Уже давно не секрет, что наши предки заложили в простые детские сказки гораздо более глубокий смысл, чем нам кажется на первый взгляд. А рассматривая и анализируя сказочную картину, школьники становятся одновременно и соавторами, как художника, так и писателя, и, если хотите, их беспристрастными, субъективными, зато самыми искренними критиками. А потому, по нашему мнению, именно отзыв с элементами описания может стать тем жанром речи, в котором обучающиеся смогут совершенствовать свои речевые умения. Отзыв о прочитанной книге, просмотренном спектакле, кинофильме, телепередаче - вид школьного сочинения, который по специфике жанра должен отражать и выражать авторскую позицию, взгляды и интересы автора. Сочинение-отзыв, на наш взгляд, представляет большие возможности,  для самовыражения личности школьника. Поэтому стоит рассматривать отзыв как особое речевое произведение, основанное на выражении личностного оценочного отношения к прочитанному.

         Итак, работа над отзывом как оценочными высказываниями, с одной стороны, позволит обогатить словарный запас и грамматический строй речи учащихся средствами выражения оценки. С другой стороны, обучение отзыву на основе описания сказочной картины даст возможность совершенствовать умение по созданию и описательного текста, т.к. оценка произведению дается через перечисление изображенного на картине.

С целью выявления знаний школьников о специфике сказочной картины и уровня умений, связанных с её описанием и его воплощением в речевой практики учеников, мы провели анкетирование среди учеников 5-го класса МБНОУ «Лицея №11». Так, результаты опроса позволили нам выяснить, что 1)  мы выявили, что написание сочинения по картине является традиционным видом работы по развитию речи для респондентов; 2) больше половины опрошенных смогли назвать картины, написанные по сказочным сюжетам и их авторов; 3) все без исключения респонденты заявили о любви к сказкам, признались в том, что чтение таких произведений доставляет им удовольствие. Однако описывать картину, даже со сказочным содержанием, не нравится 36% пятиклассников.

Анализ анкетирования позволили нам разработать модель экспериментального обучения школьников сочинению-отзыву по сказочной картине с привлечением музыкального, мультипликационного и текстового фрагментов.  Базой для проведения эксперимента стал лицей №11 5 класс  г. Новокузнецка.

Кратко охарактеризуем ход двух занятий. Цель первого урока - подготовитьпятиклассников к написанию сочинения по сказочной картине. Для эксперимента мы выбрали картину Виктора Михайловича Васнецова «Аленушка». Выбор этого живописного произведения определялся следующими критериями, 1) описание этой картины входит в программу по русскому языку для пятого класса; 2) это живописное полотно создал мастер, хорошо известный пятиклассникам по другим произведениям со сказочной тематикой; 3) манера изображения героини и пейзажа – реалистична; 4) сказочный сюжет народной сказки нашел свое отражение не только в живописи, но и в авторской интерпретации (сказка А.К.Толстого).

На организационном этапе мы провели беседу (любят ли сказки? Каких знаете художников писавших по сказочным сюжетам? Какие их картины вы знаете). Школьники назвали основные теоретические сведения об аргументативном и описательном типах текста и отзыве как жанре речи. На этапе, предваряющем знакомство с картиной,учитель прочитал фрагмент сказки Алексея Николаевича Толстого «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Дети без труда узнали текст и кратко сообщили о его содержании. Чтобы сосредоточить внимание школьников на конкретном фрагменте сказки и облегчить, детализировать особенности изображения героини, учитель предлагает просмотреть эпизод мультипликационного фильма. Так пятиклассники понимают, что Аленушка запечатлена Васнецовым в момент горестного отчаяния, потому что её попытки отыскать братца остались тщетными.

Анализ картины проводился параллельно с составлением плана сочинения. Стоит отметить, что школьники без затруднения называли композиционные части будущего текста и соотносили их с содержанием картины.

На наш взгляд, облегчить работу по составлению плана и описанию картины помогло предварительное чтение фрагмента сказки и просмотр эпизода мультипликационного фильма. Так,  участники обучающего эксперимента объяснили небрежно разметавшиеся волосы героини, её потрепанную одежду не только долгими поисками братца, но и той местностью, где она вела поиски – это хвойный лес, стоящий плотной стеной на заднем плане, колючие иглы сосен и елей, цеплявшиеся за Аленушкин сарафан, царапавшие её руки, ноги, лицо…

Параллельно с анализом картины и составлением развернутого плана,  традиционно велась языковая подготовка – выписывались  опорные слова для сочинения, повторялись изученные орфограммы и пунктограммы (н-р, безударные окончания имени прилагательного, однородные члены предложения как осложняющая конструкция).

Чтобы усилить эмоциональное впечатление от картины и подготовить школьников к формулировке вывода, содержащего общую личностную оценку произведению, перед обсуждением содержания последней композиционной части сочинения, была включена запись музыкальной пьесы Петра Ильича Чайковского "Октябрь" из его альбома "Времена года". Музыкальная запись предварялась установкой на слушание, в которой сообщалось о необходимости соотнести настроение, передаваемое музыкой и картиной. Школьники сделали вывод о том, что музыка очень напоминает своим эмоциональным настроем настроение картины: грустное, печальное, задумчивое. Многие отметили и совпадение в изображении времен года - и у Чайковского, и у Васнецова изображена осень.

Завершился первый урок слушанием устных вариантов сочинений пятиклассников. Второй час школьники писали сочинения.

Анализ полученных работ позволил сделать следующие предварительные выводы. Более 90% работ соответствуют заданному жанру сочинения. В них определяются основные микротемы, соотносимые с композицией текста. 80% пятиклассников включили в свое сочинение о картине сопутствующую информацию, а именно, они использовали:

1.     Отсылку к тексту сказки А.К.Толстого;

2.     Отсылку к музыкальной  пьесе П.И.Чайковского;

3.     Отсылку мультипликационной интерпретации сказки.

         Таким образом, использование визуальной, текстовой и музыкальной наглядности в сочетании с анализом произведения живописи явилось, на наш взгляд, творческим  стимулом для создания собственного высказывания учениками. Пятиклассники смогли разглядеть в живописном полотне детали, которые им подсказал текст сказки, фрагмент мультфильма, музыка... При таком взаимодействии разных видов искусств сказочный эпизод, изображенный на картине, позволяет учащимся погрузиться в атмосферу сказки, пофантазировать и почувствовать себя, даже возможно, героями произведения.  

Библиографический список:

1.     Айзерман Л.С. Сочинения о сочинениях //РЯШ., 1996. - 1. - С. 9.

2.     . Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. – М.: Новая Москва, 1925. – 204 с.

3.     Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1982.

4.     Волков Н.Н. Восприятие картины. Пособие для учителя. Под ред. д-ра пед. наук И.П. Глинской. Изд. 2-е, доп. – М.: Просвещение, 1976. – 245 с.

5.     Корепина Л.Ф. Работа над сочинениями разных жанров публицистического стиля// Начальная шк., 1997. - 12. - С.30

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок развития речи "Картина рассказывает" (работа с тектами о картине А.К. Саврасова "Грачи прилетели"

Данный урок  преследует цель- учить неслышащих обучабщихся  ориентироваться в окружающем мире через умение высказывать свои мысли и задаватьвопросы. Ведь тот, кто умеет задавать вопрос...

Методическая разработка урока развития речи в 5 классе по теме "Сочинение по картине А.А.Пластова "Летом"(конспект урока с мультимедийным приложением)

Урок развития речи носит обучающий характер. Учащиеся 5 класса овладевают алгоритмом сбора материала для написания творческой работы. Закрепляя материал об изобразительно- выразительных средствах, отр...

Урок развития речи в 6 классе. Тема урока: «Картина А.М.Герасимова «Портрет Ольги Лепешинской».

Цели урока: образовательная: обучение краткому конспектированию, умению отбирать и систематизировать материал, составлению сложного плана; воспитательная: воспитание чувства гордости за выда...

Конспект урока по русскому языку. Урок развития речи: написание сочинения по картине А.М.Герасимова «После дождя».

Цели:      1. познакомить учащихся с произведениями русской живописи 20 века             2. собрать материалы, необходимые для написани...

Урок развития речи. Сочинение по картине С.Григорьева "Вратарь" (технологическая карта урока)

Тип урока. Урок развития речиДидактическая цель урока: создать условия для развития речи учащихся средствами личностно - деятельностно - коммуникативной технологии и ИКТ.Цели урока по содержаниюОбразо...

Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»

Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»...

Использование метода проектов на уроках английского языка в среднем звене у учащихся с ЗПР как средство формирования положительного интереса к предмету.

Проект создает максимальные условия для проявления и становления творческих возможностей учащегося. Мотивация достижения является относительно независимым видом человеческой мотивации, от нее во много...