Духовно-нравственное развитие на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе
учебно-методический материал по теме
Обобщение опыта по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oboshchenie_opyta.docx | 36.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Обобщение опыта по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работы
Лев Николаевич Толстого говорил: «Для того чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. В каждом человеке живут два человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. Один — слепой человек — ест, пьет, работает, отдыхает… Другой — зрячий, духовный человек — сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек» [1].
Сегодня качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного, духовного развития подрастающего поколения. Из Интернета и телевидения на ребенка льется огромный информационный поток, зачастую низкопробного качества. Важно научить школьника фильтровать эту информацию, понимать, как говорил Толстой, «что надо и чего не надо делать». То есть сформировать того самого «зрячего, духовного человека», который будет одобрять или не одобрять то, что делает «слепой, животный человек». И поэтому главная задача для меня, как учителя-словесника, состоит в том, чтобы превратить каждый урок литературы и русского языка в урок нравственности. Помимо этого, я еще являюсь классным руководителем, поэтому работа по духовно-нравственному воспитанию продолжается и во внеклассной работе.
Пословицы и поговорки подробно изучают в 5, 6 и 7 классах основной школы. Эти малые жанры фольклора - кладезь народной мудрости. Пословицы и поговорки не только украшают нашу речь, делают ее образной и живой, но и служат средством духовно-нравственного воспитания, являясь своеобразной народной педагогикой.
Одно из заданий, которое я использую на этапе закрепления знаний, такое: ребятам необходимо вытянуть карточку с пословицей, объяснить ее значение, рассказать, чему она учит.
Примеры пословиц:
Глаза – бирюза, душа – сажа.
Школьники понимают, что не нужно судить человека по внешности, нужно заглянуть в душу, ведь превосходство внутренней красоты перед внешней неоспоримо. Особенно важно научить этому подростков, которые зачастую нетерпимы к физическим недостаткам других и делают их причиной насмешек.
Спасибо тому, кто поит да кормит, а вдвое спасибо тому, кто хлеб-соль помнит.
Пословица учит быть признательным за помощь и помнить доброту к себе долгие годы, ведь это залог и нашей собственной душевной щедрости. Об этом также необходимо напоминать школьникам, чтобы не дать развиться юношескому максимализму и эгоцентризму.
Человек не тот, от которого плачут, а тот, по кому плачут.
Эта народная мудрость помогает оценить свои поступки и их последствия: приносим ли мы радость окружающим или чаще огорчаем. Ведь от этого зависит то, какой след мы оставим послед себя. Школьники нечасто задумываются над такими масштабными и, можно сказать, философскими вопросами. Однако рассуждения над вопросом «А что я оставлю после себя» бывают крайне полезны и могут многое изменить в ребенке.
Подобные задания важны не только потому, что формируют ценностные ориентации обучающихся, но еще и потому, что, как показывает моя практика, современные дети знают крайне мало пословиц и зачастую не понимают их смысл.
Во время изучения темы «Проблемы воспитания и образования в комедии «Недоросль» в 9 классе заканчиваю урок вопросом: «Если бы вас назвали недорослем, вы бы обиделись? Почему?» Конечно, школьники, уже изучив произведение и образ Митрофанушки, понимают, что это совсем не тот персонаж, на которого стоит равняться. Тогда мы, подводя итог урока, составляем цепочку качеств, ценностей, поступков, которые могут нас сделать недорослями. На слайде вы как раз видите ответы моих девятиклассников. Некоторые ребята находят в этом списке и свои собственные недостатки, поэтому такая работа на уроке помогает обратить внимание ребенка на самого себя, на свой внутренний мир, и способствует работе над собой.
Духовно-нравственная составляющая обязательно присутствует и на моих уроках русского языка. Например, во время изучения темы «Диалог» я знакомлю ребят не только с особенностями построения и пунктуационного оформления диалогов, но и воспитываю в них нравственные качества. На этапе применения и добывания знаний я предлагаю ребятам поработать с таким диалогом.
Вова пришел из школы, бросил в прихожей портфель, разбросал верхнюю одежду и крикнул бабушке:
- Хочу есть!
- Конечно, внучек, проходи на кухню. Как прошел день в школе, Володенька?
- Норм, - Вова сел за стол и достал телефон.
- Что нового узнал на уроках, - бабушка заботливо наливала чай.
- Ба, отстань, я играю, - ответил мальчик, не отрывая взгляда от экрана телефона.
В глазах бабушки мелькнули слезы.
Необходимо найти и исправить не только пунктуационные ошибки, но и увидеть нарушение правил культурного, духовно-нравственного общения. Такая работа учит не только культуре общения, но и бережному, внимательному отношению к самым родным и близким людям.
Работа по духовно-нравственному воспитанию и развитию не заканчивается на уроках русского языка и литературы. Огромное внимание формированию духовных ценностей учащихся я уделяю и во внеклассной работе. В прошлом году я стала классной руководителем 5-ого класса. Начав работать в классе и знакомиться с ребятами, я заметила, что у значительной части учащихся ценностные ориентации сформированы слабо, неверно или сформированы вообще. Поэтому теперь вся моя деятельность как классного руководителя направлена на духовно-нравственное воспитание и развитие моих ребят. Работа сложная, кропотливая и длительная, ведь это не механический, формализованный процесс. Мне часто приходится придумывать необычные классные часы, которые бы затронули сердце ребят и надолго остались в памяти.
Год назад в преддверии всеми любимого праздника мы писали письмо Деду Морозу. Каждый ученик получил чудесные конверты с открытками, на которых мы и писали письмо волшебнику. Я спросила у ребят, что они хотят попросить в подарок.
- Новый телефон, ноутбук, машину на радиоуправлении, - наперебой перечисляли ребята.
- Для вас это важно? Почему?
- Конечно! У многих уже есть такой телефон! В ноутбуке можно играть в «стрелялки»! Если у меня будет машина, мне все начнут завидовать!
- А что важнее: здоровье ваших родных или дорогой телефон? Мир во всем мире или ноутбук? Чтобы дети без родителей обрели семью или машина на радиоуправлении?
Учащиеся задумались.
- А нужен вам будет телефон, если кто-то из родных сильно заболеет? А ноутбук, если начнется война?
- Нет…
После этой беседы ребята начали писать письмо Деду Мороза. Задание звучало так: написать письмо, соблюдая правила эпистолярного этикета и просить только то, что действительно важно.
«Пожалуйста, пусть мои мама и папа никогда не болеют и всегда будут со мной. А еще, чтобы у всех животных был хозяин и они не жили на улице».
«Дедушка Мороз, я желаю, чтобы никогда не было войны, а у всех детей-сирот была бы семья».
«Пусть у всех в мире все будет хорошо: будет счастье, здоровье и всё, что они хотят».
Письма мы отнесли на почту. Совсем недавно одной из моих учениц пришел ответ от Деда Мороза. Теперь и остальные ребята ждут весточки из Великого Устюга.
Тема дружбы стандартна для классных часов и, безусловно, важна в формировании духовно-нравственных ценностей, поэтому мне хотелось подать ее необычно. За день до классного часа я дала ребятам задание: принести отрезок ткани, который по цвету, фактуре или рисунку ассоциируется с ними самими.
Ребята видят, что кусочки ткани разные, как и мы все. Одного отрезка мало, чтобы согреться под ним, но если мы сложим все кусочки и сошьем вместе, то получим большое одеяло. Наше одеяло непростое – это одеяло дружбы. Под ним мы всегда сможем укрыться от невзгод, под ним нам не будет одиноко. Затем девочки сшивают отрезки ткани, а мальчики придумывают девиз для своего дружного класса. Девиз: «На рваные раны души ты одеяло дружбы приложи».
Тема классного часа «Ценности современного мира» тоже не нова, но крайне важна сегодня. Я решила сделать эту тему ближе современным детям и обратилась к помощи Интернета.
Подмена истинных ценностей современности на ложные показывается через обсуждение ироничных иллюстраций современных художников. Ребята должны указать, какие истинные ценности нарушены и что необходимо сделать, чтобы восстановить духовность в мире.
В качестве рефлексии предлагаю написать телеграмму другу и ответить на вопрос: «Что во мне изменил этот классный час?»
«Знаешь, лучше посидеть попить чай с другом, чем играть в виртуальные игры»
«Я стану реже смотреть телик и больше читать книжки»
«Главное - это любовь и уважение. Во мне изменилось состояние души»
Процесс формирования духовных ценностей — длительный, быстрого результата быть не может. Но подобная работа, проводимая на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе, поможет «заронить» драгоценное зерно в душу любого ученика.
Ссылки и примечания:
[1] http://www.pereplet.ru/moshkow/LITRA/TOLSTOJ/way_of.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ».
Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых резуль...
Развитие духовно-нравственных качеств ребенка на уроках русского языка и литературы
Педагогический опыт работы...
Реализация методического комплекса "Надпредметные прораммы" на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе.
Данная статья содержит описание методического комплекса "Надпредметные программы", который может быть реализован на уроках русского языка , литературы и других школьных дисциплин. Методический комплек...
Статья Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы
Стать Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы....
Гражданственность – одна из составляющих в духовно-нравственном воспитании школьников на уроках русского языка и литературы
В статье «Гражданственность - одна из составляющих в духовно-нравственном воспитании школьников на уроках русского языка и литературы» учитель делится опытом практической работы по формированию гражда...
Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности на уроках русского языка и литературы.
Сегодня мы должны придавать серьезное значение вопросам нравственного воспитания учащихся, проводить регулярную работу по духовному оздоровлению. Необходимо дать подрастающему поколе...
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе
Статья на тему духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе....