Реализация методического комплекса "Надпредметные прораммы" на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе.
статья по русскому языку (5 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_metodicheskiy_kompleks.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Шалыгина Ольга Августовна,
учитель русского языка и литературы
Реализация методического комплекса «Надпредметные программы» на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе.
Теоретическая обоснованность продукта. Актуальность методического комплекса.
Основной объем знаний человек получает в процессе работы с книгой. Поэтому научить учащихся работать с книгой, с учебником – главная задача учителя.
Опыт педагогической работы показывает, что у учащихся в процессе обучения могут возникать трудности в понимании текста. Это непонятные ученику слова и неумение найти главные мысли в тексте. Полное и правильное понимание и усвоение изучаемого материала является залогом успешной учебы, приносит ученику радость и удовлетворение. Научить ученика работать с учебными текстами позволяет методический комплекс «Надпредметные программы». Надпредметные программы -- это программы, которыми владеют все учителя –предметники и применяют их на своих уроках. Эти программы помогают ученикам успешно учиться.
Актуальность комплекса ещё и в том, что термин «надпредметные программы» включен в новые стандарты образования.
Целесообразность методического комплекса в том, что он доступен любому специалисту-предметнику и может применяться на уроках любых школьных дисциплин. Данный методический комплекс не требует дополнительных материальных затрат.
Новизна продукта.
Методический комплекс возник в нашей школе из потребностей жизни и складывался постепенно: 2000 г. программа «Работа со словарем»
2001 г. программа «Алфавит»
2002 г. программа «Вдумчивое чтение по абзацам»
2003 г. программа «Устная речь»
2004 г. программа «Письменная речь»
С 2005 г. в школе внедрён Методический комплекс «Надпредметные программы». Все учителя, работающие в школе более одного года, владеют надпредметными программами и применяют их в своей работе. Разработаны зачетные книжки для учителей и учащихся, разработаны тесты по четырём программам.
Этот продукт является оригинальной разработкой коллектива учителей ЧОУ «Школа «Обучение в диалоге» и в полном объеме пока не применяется в школах Санкт-Петербурга.
Методический комплекс «Надпредметные программы» не изменяет целей и содержания обучения, но позволяет использовать новые способы организации образовательной деятельности:
работу со словарями и справочной литературой, медленное, вдумчивое чтение, видеосъёмки устных ответов учащихся.
Практическая значимость продукта.
Методический комплекс позволяет оптимизировать методическое обеспечение образовательного процесса. У учащихся происходит усиление мотивации обучения, повышение личной самооценки, развитие коммуникативных умений. Применение методического комплекса стало новым этапом развития нашего обарзовательного учреждения.
Реализация продукта способствует повышению профессиональной компетенции педагогов.
В 2007 – 2009 гг. на базе нашей школы проводились семинары для учителей Центрального района. В 2009 г. были прочитаны лекции «Надпредметные программы» в АППО и в НМЦ Петроградского района. Лекции вызвали интерес и доброжелательные отзывы. Учителя соглашались с тем, что данный методический комплекс можно и нужно применять в современной школе.
Технологичность.
Методический комплекс состоит из пяти программ: «Работа со словарем», «Алфавит», «Вдумчивое и осознанное чтение по абзацам», «Устная речь», «Письменная речь».
Программа «Работа со словарём».
Задачи программы :
1.Научить учащихся свободно пользоваться словарями и другой справочной литературой.
2.Пополнить словарный запас учащихся.
3.Снять препятствия в понимании текстов разных стилей.
4.Усилить интерес к обучению.
На уроках учителя – предметники планируют работу со словарём, чтобы ученики могли узнать значения незнакомых слов или этимологию. Работа со словарём строится по следующему алгоритму:
1.Найдите слово в словаре.
2.Определите, какое значение подходит.
3.Прочитайте это значение и перескажите его партнёру.
4.Составьте несколько предложений со словом в этом значении.
5.Так же проработайте остальные значения (кроме технических и специальных).
6.Узнайте происхождение слова.
7.Прочитайте фразеологические обороты (если они есть) и составьте с ними предложения.
Программа «Алфавит» помогает учащимся работать со словарём. Ее цель -- добиться свободного владения русским алфавитом всеми учащимися и учителями. На уроках учителя используют небольшие игровые задания , позволяющие ученикам средней школы вспомнить алфавит. Разработана система игровых заданий для разных классов и компьютерная игра «Алфавит».
Программа « Вдумчивое и осознанное чтение».
Задачи программы:
1.Научить школьников выделять главную мысль в абзаце и давать название абзацу.
2.Научить составлять конспект и план текста.
3.Формировать умение сознательно усваивать знания.
4.Воспитать уважительное отношение к книге как основному источнику знаний.
5.Создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся.
Во время изучения нового материала учителя – предметники планируют работу с текстом учебника или другой справочной литературы. Учителя тренируют умение учеников находить главную мысль в абзаце, учат составлять конспект и план текста.
Работа с абзацем строится по следующему алгоритму:
1.Прочитайте абзац.
2.Скажите, о чём говорится в данном абзаце.
3.Найдите ключевые слова.
4.Сформулируйте главную мысль абзаца и запишите её.
5.Скажите, как связана главная мысль данного абзаца с содержанием предыдущего абзаца?
6.Озаглавьте абзац и запишите название.
7.Скажите, о чём предположительно пойдёт речь в следующем абзаце?
Из семи пунктов только четвёртый и шестой выполняются письменно.
Программа «Устная речь».
Задачи программы:
1.Научить школьников логично и правильно строить устный ответ у доски.
2.Научить школьников выступать с докладами и презентациями проектов.
3.Научить школьников высказывать собственное независимое суждение, анализировать и обобщать изученный материал, находить связь с жизнью.
4.Научить учителей-предметников использовать устные ответы учащихся на уроках разных типов.
5.Сформировать у учителей-предметников умение давать четкую и грамотную рецензию устного ответа.
6.Повысить культуру устной речи учеников и учителей.
Учитель оценивает ответ ученика по критериям, разработанным для каждого предмета.
Критериальное оценивание позволяет сделать оценку объективной и дает возможность ученику
самому оценивать ответ.
Внедрение курса «Учись учиться».
1.Создание инициативной группы.
2.Выступление на педсовете руководителя курса.
3.Обучение учителей на семинарах.
4.Посещение уроков учителей.
5.Рассказы учителей на семинарах об опыте работы.
6.Создание методического совета школы.
Контроль за работой по курсу «Учись учиться».
1.Учителя заполняют таблицу со статистикой 1 раз в неделю.
2.Один раз в четверть проводится тестирование по «Надпредметным программам».
3.Два раза в год проводятся видеосъемки устных ответов учащихся.
4.Директор, завуч и руководитель программы посещают уроки учителей.
5.Руководитель программы подводит итоги за месяц, за четверть, за год. Отчитывается о работе по программе 2 раза в год на педсовете.
Обучение новых учителей проводится на индивидуальных консультациях с руководителем программы и на еженедельном семинаре «Тренинг общения».
В заключение хочется отметить, что Методический комплекс «Надпредметные программы» необходим школьникам для развития их метапредметных умений и для успешного обучения.
Список литературы.
1.Архипова В.В. Теоретические основы и практика коллективных занятий.-
Ленинград, 1991.
2.Брейтерман М. Диалоги. Учительская газета, 1989, 31 января.
3.Вильгельм фон Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию.- М.: Прогресс,
1984г.
4.Граник Г.Г., Бондаренко С.М. О типах учебных текстов. /Проблемы
школьного учебника.- М., 1975.
5.Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие.-
М.: Педагогика, 1989 .
6.Копыленко О.М. Роль смысловой структуры текста в его понимании. Автореферат
кандидатской диссертации.- Алма-Ата, 1975.
7.Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте.- М.: Мир, 1993.
8.Микк Я.А. Оптимизация сложности учебного текста: в помощь авторам и редакторам.- М.: Просвещение, 1981.
9.Ханин М.И. Практикум по культурной речи, или как научиться красиво и убедительно говорить .- СПб.: Паритет, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ».
Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых резуль...
Реализация деятельностного подхода на уроках русского языка и внеклассных мероприятиях.
В статье представлен комплекс мероприятий по празднованию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Отмечена важность реализации деятельностного подхода на разных этапах работы....
Духовно-нравственное развитие на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе
Обобщение опыта по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи...
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе
Статья на тему духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе....
Методическая разработка интегрированного урока русского языка, литературы, географии "Гидросфера и глагол"
В данной методической разработке представлены материалы для проведения интегрированного урока русского языка, литературы, географии "Гидросфера и глагол". Разработка включает в себя методиче...
Методическая разработка интегрированного урока (русский язык, литература, история) "Когда-то и сейчас"
Урок постороен в технологии развития критического мышления, затрагивает тему Холокоста....