Проект «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ».
рабочая программа по русскому языку по теме
Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых результатов. Должно улучшиться информационное и методическое обеспечение образовательного и воспитательного процессов. Реализация данной программы будет способствовать расширению зоны педагогического воздействия, совершенствованию содержания, форм и методов образовательного процесса и воспитательной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vospitaniya_grazhdanstvennosti_i_patriotizma.doc_ooo.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
общеобразовательная средняя школа №6.
им. И.Т.Сидоренко
Краснодарский край
Усть-Лабинский район
г. Усть- Лабинск
ул.Энгельса,71
Проект
«ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ
И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ».
Автор: Запара Г.В.,
учитель русского языка
и литературы
МОУ СОШ №6
им. И.Т.Сидоренко
2010-2011 учебный год.
Содержание проекта
1. Краткий проблемно-ориентированный анализ реализации проекта
«Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время».
2. Концепция воспитательной работы.
3. Цель программы.
4. Задачи программы.
5. Введение.
6. Тематический план работы.
7. Лексические темы-блоки.
8. Диапазон уроков.
9. Историко - краеведческая работа.
10. Внеклассная работа.
11. Этапы реализации программы.
12. Послесловие.
Краткий проблемно-ориентированный анализ реализации проекта
«Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время».
- Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых результатов. Должно улучшиться информационное и методическое обеспечение образовательного и воспитательного процессов. Реализация данной программы будет способствовать расширению зоны педагогического воздействия, совершенствованию содержания, форм и методов образовательного процесса и воспитательной работы.
- Изучение уровня обученности и воспитанности учащихся должны показать, что у школьников сформированы правильные представления о гражданственности и патриотизме, об общечеловеческих ценностях.
- Педагог совместно с родителями уделяет должное внимание развитию интеллектуальных, творческих и организационных способностей учащихся. Ведётся работа по формированию здорового образа жизни, гражданской и патриотической позиции школьников.
- Учащиеся класса проявляют интерес к литературным произведениям, истории родного края. Увеличивается количество турпоходов и экскурсий. Ребята отличаются развитым чувством собственного достоинства, коллективизма и ответственности за судьбы своей семьи, города, края, страны.
- Вместе с тем, при анализе реализации программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» были выявлены определённые недостатки. Перед командой педагогов стоит проблема совершенствования образовательного и воспитательного процессов и применяемых педтехнлогий, существуют проблемы материально-финансового обеспечения турпоездок и экскурсий. Требует улучшения система гражданского и патриотического воспитания. Необходимо использовать применение дифференцированного подхода к учащимся, формировать доминанту саморазвития и самосовершенствования личности.
Концепция воспитательной работы.
- Я считаю своей основной миссией адаптацию учащихся к жизни в современном обществе на основе становления личности школьников.
- Исходя из неоднородности контингента учащихся , главный акцент в своей деятельности я делаю акцент на учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
- Учебно - воспитательный процесс строится таким образом, чтобы каждый ученик (по своим возможностям) был вовлечён в активную деятельность, как во время урока, так и во внеурочное время.
- Таким образом, моя цель - создание образовательной и воспитательной атмосферы, которая способствует реализации учебных возможностей, наклонностей, умений и навыков учащихся.
Цель проекта
1.На уроках русского языка и литературы закреплять понятия гражданственности и патриотизма, используя тексты программных художественных произведений и произведений регионального компонента.
2.Устанавливать связь теоретического и практического материалов на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время.
3.Развивать навыки самостоятельной аналитической работы с художественными текстами, навыки устной, письменной и ораторской речи.
4.Развивать у учащихся активную гражданскую позицию и чувство патриотизма как важнейших духовно- нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.
5. Формировать чувства собственного достоинства, внутренней свободы личности, дисциплинированности, уважения и доверия к другим гражданам и государственной власти.
6. Формировать способность выполнять возложенные обязанности, гармонично сочетать патриотические и интернациональные чувства.
7.Воспитывать интеллектуальную, всесторонне развитую личность, владеющую творческими умениями и навыками, физически здоровую, с
гибкой и быстрой ориентацией в решении сложных жизненных проблем на основе личностно - ориентированного подхода.
Задачи проекта
1.Развивать в классе ученическое самоуправление;
2.Уделять больше внимания изучению на уроках русского языка и литературы истории и культуры Отечества и родного края;
3. Развивать и совершенствовать систему дополнительного образования во внеурочное время;
4.Популяризировать научно- практическую и исследовательскую работы учащихся;
5.Консолидировать и координировать деятельность школы, семьи и общественности.
6. Развивать интеллект, мыслительные способности учащихся, формировать политическую и правовую культуру, развивать творческие задатки и способности детей, вырабатывать понимание жизненных ценностей и смысла жизни.
7. Формировать нравственные отношения, приобщать к духовным, национальным и общечеловеческим ценностям , воспитывать личность с богатым духовным, социально- нравственным потенциалом. Воспитывать патриота и гражданина своей страны.
8. Развивать физические возможности личности, формировать основы нравственного и здорового образа жизни.
Введение.
Ты, человек, чертами всеми,
всей сутью духа своего
и выражаешь наше время,
и отвечаешь за него.
Я. Смеляков
Человек и история, человек и война, человек и природа- все эти темы художественной литературы не исчерпывают областей познания человека в окружающем мире. Главный интерес познания человека- его нравственность, совесть, представления о добром и злом, о том, как он любит и ненавидит, какими законами морали руководствуется в своих поступках, обладает ли первыми признаками истинности- нежалением себя ради других, чувствует ли свою ответственность перед всеми и всем, что его окружает, перед миром, в котором он живёт. И самое главное, может ли этот человек в любой момент сказать себе: если не я, то кто же?
Я хочу сказать, что прежде чем сейчас нам говорить об ответственности, о человечности, необходимо не опоздать возродить наши души, которые у очень многих очерствели, превратились в камень.
Думаю, и в возрождении совести, и в возрождении человечности и творческого начала наше спасение. А начинается всё с малого. Разрушается церквушка, ну и что? Ведь она не представляет архитектурной ценности, хотя и очень красива. Обидели человека, нахамили ему, ну что же делать, не связывался бы… И, наконец, самое страшное- предательство. Бросить на гибель родного человека, спастись самому. Так что же это с нами происходит? Так и хочется крикнуть: «Спасите наши души» Хочу верить, что откликнутся многие.
Тематический план работы.
5 КЛАСС.
- Моя малая Родина-это моя семья.
- Любимый уголок моего города.
- Я рисую мой город.
- Я живу на Кубани.
- Мои друзья - ребята разных национальностей.
- Любимые наши сказки. Произведения кубанского фольклора.
- Расскажи мне о себе и своем народе.
- Природа моего края и писатели Кубани о ней.
- Экскурсии по городу.
- Праздник класса. Проба пера.
6 КЛАСС.
1. История моего города в литературе.
(Экскурсия в краеведческий музей).
- Конкурс рисунков «Я представляю, каким был бы мой город».
- Обрядовая поэзия и обряды, которые сохранили наши бабушки.
- «Широкая Масленица»- праздник с песнями ,играми, колядками.
- «Русские посиделки» - прикладное искусство наших предков.
- Искусство иконописи.
- Экскурсия в Храм Сергия Радонежского.
- Проба пера.
7 КЛАСС.
Экология и человек.
1. Экскурсия в краеведческий музей.
2. Мир, в котором мы живем.
3. Экскурсия по историческим местам Краснодара.
4. Река Кубань, которая связывает народы Кавказа.
5.Произведения краснодарских авторов о Кубани.
6.«Красная Книга» Краснодарского края. Кто в ней «обитает»?
7. Животный мир Краснодарского края, стихи и рисунки детей о нём.
8 .Птицы нашего края и строительство скворечников, кормушек для них.
9. Викторины для младших учащихся .
10.КВН между 7-ми классами «К цветку цветок...»
11.Проба пера и кисти : рассказы о природе края и ее обитателях, картины с изображением родной природы .
8 КЛАСС.
Война и человек.
Поисковая работа «Судьба семьи в судьбе страны».
1. Экскурсия к памятникам павшим во время ВОВ в нашем городе.«Вспомним всех поименно...»
- «Письма из патрона » - семейные военные реликвии.
- «Дети войны». А.Приставкин «Ночевала тучка золотая».
- Встреча с детьми войны.
- Годы оккупации нашего города (цифры, факты).
«Юная гвардия Кубани».
- Поисковая работа «Смелые сердца».
- «Они защищали Родину» - встреча с участниками ВОв.
- Экскурсия по местам Боевой Славы Кубани.
10. «Они закрыли грудью перевалы и ни пяди не дали врагу».
- «О защитниках Кавказских перевалов» Р.Рождественский «Баллада о молчании», Гнеушев «Дорога на перевал», Гнеушев и Попутько «Тайна Марухского ледника».
- Встреча с участниками битвы за Кавказ и Кубань.
- Война в Афганистане и наши земляки- ее участники.
13.Встреча с афганцами-бардами. Их песни. (А. Федяев, В.Солодовников, Н.Салиев).
14.Защита знаний , итоги поисковой работы «Судьба семьи в судьбе страны».
9 КЛАСС.
Декабристы на Кавказе.
1.«Кавказ-приют опальных поэтов». А.В.Попов «Декабристы на Кавказе».
2.А.Бестужев-Марлинский и его повести.
3.Стихи поэтов-декабристов о Кавказе.
4.А.Одоевский «Куда несетесь вы, крылатые страницы».
5.«Звезда пленительного счастья»- о женах декабристов.
6.Лермонтов и его друзья-декабристы.
7.«России верные сыны»- вечер, посвященный памяти декабристов.
8.«Выкованы грозами России»- защита знаний о декабристах.
9.«Их приютил Кавказ» - как сложилась жизнь декабристов на Кавказе.
10.Творчество поэтов декабристов на Кавказе.
11.Проба пера: «Я пишу о Кавказе» или «Я живу на Кубани».
10 КЛАСС.
Они посетили наш край.
1.Первооткрыватели Кавказа - Пушкин и М.Глинка. К.Черный «Кавказ подо мною».
2.Экскурсия по Лермонтовским местам
Кубани.
3.Л.Н.Толстой на Кавказе и о Кавказе. «Хаджи Мурат», «Набег».
4. Великие гости нашего края.
5. Экскурсия по родному городу и краю.
6. Экскурсия в г. Краснодар с посещением краеведческого музея.
11 КЛАСС.
История в литературе XX века.
1.Гражданская война на Кубани.
2.Великая Отечественная война и людские судьбы.
3.Восстановление хозяйства и жизнь после войны
4.Афганистан в судьбе моих земляков. Встреча с ветеранами Афганистана у памятника в сквере Памяти. Возложение цветов.
5.История, которую пишут наши современники.
- История предприятия, где работают наши родители.
- « Судьба семьи в судьбе страны»- поисковая работа.
8.История нашей школы продолжается: поисковая работа.
«По следам наших выпускников».
9.Защита поисковых работ перед учителями, учащимися, родителями.
Этапы реализации программы.
Каждый год реализация программы проходит под определённым девизом:
- «Земля отцов – моя земля»;
- «Победе в Великой Отечественной войне посвящается»;
- «О доблести, о подвигах, о славе в Афганистане и Чечне»;
- «Славься, моё Отечество»;
Весь грамматический материал основывается на определённых лексических темах- блоках, в соответствии с которыми разрабатываются традиционные и нетрадиционные уроки русского языка и литературы, внеклассные мероприятия различных уровней: классные, общешкольные, городские, районные мероприятия, посвящённые определённым датам, интересным людям. Одновременно представлены результаты работы за предыдущие годы становления программы.
1 блок. «Я – гражданин России».
Я как учитель- словесник ориентируюсь на максимально возможное использование учебного материала патриотического и гражданского
воспитания. В рамках этого проекта проводятся интегрированные уроки русского языка и литературы с привлечением учителей истории, изобразительного искусства и музыки.
- «Кто есть кто в « Слове о полку Игореве», 9 класс, 2005г.
- «Русская матрёшка в истории и литературе», 5 класс, 1998, 2002г.г.
- «Образ куклы в истории и литературе», 5 класс, 1998, 2002г.г.
-«Образ Храма в русской литературе и произведениях местных авторов»,
9 класс,2005, 2009г.
- «Русская геральдика в произведениях русской литературы»,
9 класс,2005, 2009г.
2 блок. « Мы – дети твои, Россия».
На уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности, используются как традиционные формы работы ( уроки, классные часы, месячники, декады, экскурсии, театрализованные представления, творческие конкурсы и т.д.), так и нетрадиционные (конкурсы, слёты, акции, деловые игры).
- Всероссийский конкурс сочинений «Мой дом, мой город, моя страна» -лауреат Запара Екатерина, 8 класс, 2004г.
-Городской конкурс сочинений «Интервью с ветераном»- 1 место, Запара Екатерина, 9 класс, 2005г.
- Городской конкурс, выступление «Овеянные славою флаг наш и герб»
1 место ,Запара Екатерина, 9 класс, 2005г.
-Всероссийская акция «Мужеству - жить» - лауреат Запара Екатерина,
9 класс, 2005г.
-Городской конкурс сочинений «Письмо ветерану»- Запара Екатерина-1 место, Арутюнян Мариам, Миланин
Алексей-2 место, 2003 год.
-Всероссийский конкурс «Моя любимая бабушка»- лауреат Запара Екатерина, 7 класс, 2003г.
- « Русская геральдика в русской истории и литературе»- Гордиенко Денис, 9 класс, 2009г.
3 блок. «Никто не забыт и ничто не забыто».
В школьном музее организуется специальная работа: поисковые операции «История одной фотографии», «Судьба семьи в судьбе страны». Члены детского литературно- краеведческого клуба «Парус» проводили поисково – исследовательскую работу, которая включает в себя сбор материалов о живущих в городе ветеранах ВОВ и локальных войн. Поддерживается связь с военнослужащими- выпускниками школы, организуются встречи с участниками ВОВ и локальных войн, тружениками тыла.
4 блок. «Мы – православные».
Изучение произведений духовной литературы. Организация участия классного коллектива в мероприятиях, посвящённых Православным праздникам, форумах, лекториях. Проведение русских обрядовых праздников, посещение местных храмов и церквей, создание фотовыставок и участие в конкурсах сочинений разных жанров.
- Городской конкурс «Мой любимый православный праздник»- Шумская Мария, Крюков Алексей, Белоусов Алексей, 9 класс, 2008г.
-Краевой конкурс «Эврика»- «Образ Храма в русской истории и литературе»- Шумская Мария.
5 блок. «Наша малая родина».
На уроках русского языка и литературы и во внеурочное время ведётся работа по развитию у детей способностей ценить и любить свою малую родину, свой родной город и край и город, в котором они живут, школу и учителей, людей, отдающих им частицу своей души и сердца.
- урок «Обращение», 5 класс, 2008 год.
-работа пресгруппы в газетах «Сельская Новь», «Златоуст», «Мир».
6 блок. «Мы - строители будущего».
Изучение особенностей языка жителей Кубани, культуры и литературы края, местных обычаев. Включение учащихся в конкретные социально значимые дела. Участие во всевозможных акциях, проведение мероприятий в подшефном классе.
- « В гостях у царицы Витаминки» -1,9 класс, 2008год.
- « Проводы русской зимы. Масленица»-1,5,9 классы, 2009 год.
- Агитбригада «Мы – русские»- 1,5,9 классы, 2009 год.
7 блок. «Мы- путешественники».
Участие школьников разных возрастных групп, членов туристической
группы «Гвандра-2», в экскурсиях по городу и краю, в походах в горах
Западного Кавказа. Сбор фотоматериалов.
- экскурсии по городам Краснодарского края.
- поездка в город- герой Новороссийск.
- посещение летнего спортивно -оздоровительного лагеря «Романтик» в
Архызе;
- туристические походы по местам Боевой Славы в горах Западного
Кавказа.
8блок. «Мы - творцы и фантазёры».
Организация участия школьников в литературно- краеведческом клубе
«Парус», их встречи с интересными людьми, участие в туристско- кра-
еведческих мероприятиях.
- Всероссийская олимпиада по школьному краеведению - лауреат Запара Екатерина, 10 класс, 2006г.
- краевой туристско- краеведческий слёт «Отечество»-1 место, Запара Екатерина, 10 класс, 2006 год.
-краевой слёт участников туристско- краеведческого движения «Отечество» по направлению «История детского движения» -дипломант 3 степени.
9 блок. «Я - воспитатель».
Как и все филологи МЦ нашей школы я стала активным участником реализации инновационного проекта «Оптимизация речевой деятельности учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла и во внеурочное время» (автор проекта Бережная М.Д.)
- написание сценариев проводимых мероприятий: « В гостях у царицы Витаминки», «Кубань православная», «Масленица», «Мы - русские»;
- работа пресгрупп в газетах «Златоуст» и «Мир»;
- работа лекторских групп «Лектории по творчеству Н.В.Гоголя, А.П.Чехова, М.В.Ломоносова».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время».
Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых результатов. Должно...
"Интегративный подход в воспитании гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы"
Гражданско-патриотическое воспитание...
Презентация "Воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы"
Данная презентация может помочь учителям русского языка и литературы для выступления на ШМО, педсоветах по данной теме....
Презентация "Воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы"
Данная презентация может помочь учителям русского языка и литературы для выступления на ШМО, педсоветах по данной теме....
«Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы».
Выступление на педагогическом совете...
Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы
Текст выступления на городской военно-патриотической конференции "Патриотизм - 21 век", Ростов-на-Дону, 2013 г....
Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы
Воспитание гражданственности и патриотизма это длительный, трудный, но интересный как для ученика, тае и для учителя процесс. Для осуществления данного процесса необходима система в работе педагога....