Проект «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ».
рабочая программа по русскому языку по теме

Запара Галина Викторовна

 

   Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых результатов. Должно улучшиться информационное и методическое обеспечение образовательного и воспитательного процессов. Реализация данной программы будет способствовать расширению зоны педагогического воздействия, совершенствованию содержания, форм и методов образовательного процесса и воспитательной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

общеобразовательная средняя школа №6.

им. И.Т.Сидоренко

Краснодарский край

Усть-Лабинский район

г. Усть- Лабинск

ул.Энгельса,71

Проект

«ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ

И ВО  ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ».

                                                                Автор: Запара Г.В.,                                                                                                  

                                                         учитель русского языка

                                        и литературы

                                           МОУ СОШ №6

                                                 им. И.Т.Сидоренко

                                          2010-2011 учебный  год.

Содержание проекта

1. Краткий проблемно-ориентированный анализ реализации проекта

«Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время».

2. Концепция воспитательной работы.

3. Цель программы.

4. Задачи программы.

5. Введение.

6. Тематический план работы.

7. Лексические темы-блоки.

8. Диапазон уроков.

9. Историко - краеведческая работа.

10. Внеклассная работа.

11. Этапы реализации программы.

12. Послесловие.

Краткий проблемно-ориентированный анализ реализации проекта

«Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время».

     - Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых результатов. Должно улучшиться информационное и методическое обеспечение образовательного и воспитательного процессов. Реализация данной программы будет способствовать расширению зоны педагогического воздействия, совершенствованию содержания, форм и методов образовательного процесса и воспитательной работы.

       - Изучение уровня обученности и воспитанности учащихся должны показать, что у школьников  сформированы правильные представления о гражданственности и патриотизме, об общечеловеческих ценностях.

      - Педагог совместно с родителями уделяет должное внимание развитию  интеллектуальных, творческих и организационных способностей учащихся. Ведётся работа по формированию здорового образа жизни, гражданской и патриотической позиции школьников.

       - Учащиеся класса проявляют интерес к литературным произведениям, истории родного края. Увеличивается количество турпоходов и экскурсий. Ребята отличаются развитым чувством собственного достоинства, коллективизма и ответственности за судьбы своей семьи, города, края, страны.

        - Вместе с тем, при анализе реализации программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время»  были выявлены определённые недостатки. Перед командой педагогов стоит проблема совершенствования образовательного и воспитательного процессов и применяемых педтехнлогий, существуют проблемы материально-финансового обеспечения турпоездок и экскурсий. Требует улучшения система гражданского и патриотического воспитания. Необходимо использовать применение дифференцированного подхода к учащимся, формировать доминанту саморазвития и самосовершенствования личности.

Концепция воспитательной работы.

- Я считаю своей основной миссией адаптацию учащихся к жизни в современном обществе на основе становления личности школьников.

- Исходя из неоднородности контингента учащихся , главный акцент в своей деятельности я делаю акцент на учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

- Учебно -  воспитательный процесс строится таким образом, чтобы каждый ученик (по своим возможностям) был вовлечён в активную деятельность, как во время урока, так и во внеурочное время.

- Таким образом, моя цель - создание образовательной  и воспитательной атмосферы, которая способствует реализации учебных возможностей, наклонностей, умений и навыков учащихся.

                                                        Цель проекта

1.На уроках русского языка и литературы закреплять понятия гражданственности и патриотизма, используя тексты программных художественных произведений и произведений регионального компонента.

2.Устанавливать связь теоретического и практического материалов на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время.

3.Развивать навыки самостоятельной аналитической работы с художественными текстами, навыки устной, письменной и ораторской речи.

4.Развивать у учащихся активную гражданскую позицию и чувство патриотизма как важнейших духовно- нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность  к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.

5. Формировать чувства собственного достоинства, внутренней свободы личности, дисциплинированности, уважения и доверия к другим гражданам и государственной власти.

6. Формировать способность выполнять возложенные обязанности, гармонично сочетать патриотические и интернациональные чувства.

7.Воспитывать интеллектуальную, всесторонне развитую личность, владеющую творческими умениями и навыками, физически здоровую, с

гибкой и быстрой ориентацией в решении сложных  жизненных проблем на основе личностно - ориентированного подхода.

                                            Задачи проекта

1.Развивать в классе ученическое самоуправление;

2.Уделять больше внимания  изучению на уроках русского языка и литературы истории и культуры Отечества и родного края;

3. Развивать  и совершенствовать систему дополнительного образования во внеурочное время;

4.Популяризировать научно- практическую и исследовательскую работы учащихся;

5.Консолидировать и координировать деятельность школы, семьи и общественности.

6. Развивать интеллект, мыслительные способности учащихся, формировать политическую и правовую культуру, развивать творческие задатки и способности детей, вырабатывать понимание жизненных ценностей и смысла жизни.

7. Формировать нравственные отношения, приобщать к духовным, национальным и общечеловеческим ценностям , воспитывать личность с богатым духовным, социально- нравственным потенциалом. Воспитывать патриота и гражданина своей страны.

8. Развивать физические возможности личности, формировать основы нравственного и здорового образа жизни.

Введение.

                                                                Ты, человек, чертами всеми,

                                                              всей сутью духа своего

                                                               и выражаешь наше время,

                                                                      и отвечаешь за него.

                                                                              Я. Смеляков

             Человек и история, человек и война, человек и природа- все эти темы художественной литературы не исчерпывают областей познания человека в окружающем мире. Главный интерес познания человека- его нравственность, совесть, представления о добром и злом, о том, как он любит и ненавидит, какими законами морали руководствуется в своих поступках, обладает ли первыми признаками истинности- нежалением себя  ради других, чувствует ли  свою ответственность перед  всеми и всем, что его окружает, перед миром, в котором он живёт. И самое главное, может ли этот человек в любой момент сказать себе: если не я, то кто же?

          Я хочу сказать, что прежде чем сейчас нам говорить об ответственности, о человечности, необходимо не опоздать возродить наши души, которые у очень многих очерствели, превратились в камень.

         Думаю, и в возрождении  совести, и в возрождении  человечности и творческого начала наше спасение. А  начинается всё с малого. Разрушается церквушка, ну и что? Ведь она не представляет архитектурной ценности, хотя и очень красива. Обидели человека, нахамили ему, ну что же делать, не связывался бы… И, наконец, самое страшное- предательство. Бросить на гибель родного человека, спастись самому. Так что же это с нами происходит? Так и хочется крикнуть: «Спасите наши  души» Хочу верить, что откликнутся многие.

Тематический план работы.

                      5 КЛАСС.

  1. Моя малая Родина-это моя семья.
  2. Любимый уголок моего города.
  3. Я рисую мой город.
  4. Я живу на Кубани.
  5. Мои друзья - ребята разных национальностей.
  6. Любимые наши сказки. Произведения кубанского фольклора.
  7. Расскажи мне о себе и своем народе.
  8. Природа моего края и писатели Кубани  о ней.
  9. Экскурсии по городу.
  10. Праздник класса. Проба пера.

6 КЛАСС.

1.        История моего города в литературе.

(Экскурсия в краеведческий музей).

  1. Конкурс рисунков «Я представляю, каким был бы  мой город».
  2. Обрядовая поэзия и обряды, которые сохранили наши бабушки.
  3. «Широкая Масленица»- праздник с песнями ,играми, колядками.
  4. «Русские посиделки» - прикладное искусство наших предков.
  5. Искусство иконописи.
  6. Экскурсия в Храм Сергия   Радонежского.
  7.  Проба пера.

                            7 КЛАСС.

                    Экология и человек.        

 1. Экскурсия в краеведческий музей.

2.        Мир, в котором мы живем.

3. Экскурсия по историческим местам Краснодара.

 4. Река Кубань, которая связывает народы Кавказа.                  

 5.Произведения краснодарских авторов о Кубани.

 6.«Красная Книга» Краснодарского края. Кто в ней «обитает»?

 7. Животный мир  Краснодарского края, стихи и рисунки детей о нём.

 8 .Птицы нашего края и строительство скворечников, кормушек для них.

9. Викторины для младших учащихся .

10.КВН между 7-ми классами «К цветку цветок...»

11.Проба пера и кисти : рассказы о природе  края и ее обитателях, картины с изображением родной природы .

8 КЛАСС.

Война и человек.

                                                        Поисковая работа «Судьба  семьи в судьбе страны».

1.        Экскурсия к памятникам павшим во время ВОВ в нашем городе.«Вспомним всех поименно...»

  1. «Письма из патрона » - семейные военные реликвии.
  2. «Дети войны». А.Приставкин «Ночевала тучка золотая».
  3. Встреча с детьми войны.
  4. Годы оккупации нашего города (цифры, факты).

 «Юная гвардия Кубани».

  1. Поисковая работа «Смелые сердца».
  2. «Они защищали Родину» - встреча с участниками ВОв.
  3. Экскурсия по местам Боевой Славы Кубани.
    10. «Они закрыли грудью перевалы и ни пяди не дали врагу».
  1. «О защитниках Кавказских перевалов» Р.Рождественский «Баллада о молчании», Гнеушев «Дорога на перевал»,   Гнеушев и Попутько «Тайна Марухского ледника».
  2. Встреча с участниками битвы за Кавказ и Кубань.
  3. Война в Афганистане и наши земляки- ее участники.

13.Встреча с афганцами-бардами. Их песни. (А. Федяев, В.Солодовников, Н.Салиев).

14.Защита знаний , итоги поисковой работы «Судьба семьи в судьбе страны».

9 КЛАСС.

Декабристы на Кавказе.

1.«Кавказ-приют опальных поэтов». А.В.Попов «Декабристы на Кавказе».

   2.А.Бестужев-Марлинский и его повести.

3.Стихи поэтов-декабристов о Кавказе.

4.А.Одоевский «Куда несетесь вы, крылатые страницы».

5.«Звезда пленительного счастья»- о женах декабристов.

6.Лермонтов и его друзья-декабристы.

7.«России верные сыны»- вечер, посвященный памяти декабристов.

8.«Выкованы  грозами России»- защита знаний о декабристах.

9.«Их приютил Кавказ» - как сложилась жизнь декабристов на Кавказе.

10.Творчество поэтов декабристов на Кавказе.

11.Проба пера: «Я пишу о Кавказе» или «Я живу на Кубани».

                                                   

10 КЛАСС.

                           Они посетили наш край.

 1.Первооткрыватели Кавказа - Пушкин и  М.Глинка. К.Черный «Кавказ подо мною».

  2.Экскурсия по Лермонтовским местам  

     Кубани.

  3.Л.Н.Толстой на Кавказе и о Кавказе. «Хаджи Мурат», «Набег».

  4. Великие гости нашего края.

  5. Экскурсия по родному городу и краю.

  6. Экскурсия в г. Краснодар с посещением краеведческого музея.

11 КЛАСС.

 История в литературе XX века.

1.Гражданская война на Кубани.

2.Великая Отечественная война и  людские судьбы.

3.Восстановление хозяйства и жизнь после войны

4.Афганистан в судьбе моих земляков. Встреча с ветеранами Афганистана у   памятника в сквере Памяти. Возложение  цветов.

5.История, которую пишут наши современники.

  1. История предприятия, где работают наши родители.
  2.  « Судьба семьи в судьбе страны»- поисковая работа.

 8.История нашей школы продолжается: поисковая работа.

 «По следам наших выпускников».

 9.Защита поисковых работ перед учителями, учащимися, родителями.

Этапы реализации программы.

     Каждый год реализация программы проходит под определённым девизом:

  1. «Земля отцов – моя земля»;
  2. «Победе в Великой Отечественной войне посвящается»;
  3. «О доблести, о подвигах, о славе в Афганистане и Чечне»;
  4. «Славься, моё Отечество»;

Весь грамматический материал основывается на определённых лексических темах- блоках, в соответствии с которыми разрабатываются традиционные и нетрадиционные уроки русского языка и литературы, внеклассные мероприятия различных уровней: классные, общешкольные, городские, районные мероприятия, посвящённые определённым датам, интересным людям. Одновременно представлены результаты работы за предыдущие годы  становления программы.

1 блок. «Я – гражданин России».

Я как учитель- словесник  ориентируюсь на максимально возможное использование учебного материала  патриотического и гражданского

воспитания. В рамках этого проекта проводятся интегрированные уроки русского языка и литературы с привлечением учителей истории, изобразительного искусства и музыки.

- «Кто есть кто в « Слове о полку Игореве», 9 класс, 2005г.

- «Русская матрёшка в истории и литературе», 5 класс, 1998, 2002г.г.

- «Образ куклы в истории и литературе», 5 класс, 1998, 2002г.г.

-«Образ Храма в русской литературе и произведениях местных авторов»,

    9 класс,2005, 2009г.

- «Русская геральдика в произведениях русской литературы»,

    9 класс,2005, 2009г.

     

2 блок. « Мы – дети твои, Россия».

На уроках  русского языка и литературы, во внеурочной деятельности, используются как традиционные формы работы ( уроки, классные часы, месячники, декады, экскурсии, театрализованные представления, творческие конкурсы и т.д.), так и нетрадиционные (конкурсы, слёты, акции, деловые игры).

     - Всероссийский конкурс сочинений «Мой дом, мой город, моя страна» -лауреат Запара Екатерина, 8 класс, 2004г.

     -Городской конкурс сочинений «Интервью с ветераном»- 1 место, Запара   Екатерина, 9 класс, 2005г.

     - Городской конкурс, выступление «Овеянные славою флаг наш и герб»

     1 место ,Запара Екатерина, 9 класс, 2005г.

     -Всероссийская акция «Мужеству - жить» - лауреат Запара Екатерина,  

9 класс, 2005г.

     -Городской конкурс сочинений «Письмо ветерану»- Запара Екатерина-1 место, Арутюнян Мариам, Миланин  

     Алексей-2 место, 2003 год.                            

     -Всероссийский конкурс «Моя любимая бабушка»- лауреат Запара Екатерина, 7 класс, 2003г.

     - « Русская геральдика в  русской истории и литературе»- Гордиенко Денис, 9 класс, 2009г.

      3 блок. «Никто не забыт и ничто не забыто».

В школьном музее организуется специальная работа: поисковые операции «История одной фотографии», «Судьба семьи в судьбе страны». Члены детского литературно- краеведческого клуба «Парус» проводили поисково – исследовательскую работу, которая включает в себя сбор материалов о живущих в городе ветеранах ВОВ и локальных войн. Поддерживается связь с военнослужащими- выпускниками школы,  организуются встречи с участниками ВОВ и локальных войн, тружениками тыла.

4 блок. «Мы – православные».

Изучение произведений духовной литературы. Организация участия классного коллектива в мероприятиях, посвящённых  Православным праздникам, форумах, лекториях. Проведение русских обрядовых праздников, посещение местных храмов и церквей, создание фотовыставок и участие в конкурсах сочинений разных жанров.

- Городской конкурс «Мой любимый православный праздник»- Шумская Мария, Крюков Алексей, Белоусов Алексей, 9 класс, 2008г.

-Краевой конкурс «Эврика»- «Образ Храма в русской истории и литературе»- Шумская Мария.

5 блок. «Наша малая родина».

На уроках русского языка и литературы и во внеурочное время  ведётся  работа по развитию у детей способностей ценить и любить свою малую родину, свой родной город и край и город, в котором они живут, школу и учителей, людей, отдающих им частицу своей души и сердца.

- урок «Обращение», 5 класс, 2008 год.

-работа пресгруппы в газетах «Сельская Новь», «Златоуст», «Мир».

6 блок. «Мы - строители будущего».

Изучение особенностей языка жителей Кубани, культуры и литературы края, местных обычаев. Включение учащихся в конкретные социально значимые дела. Участие во всевозможных акциях, проведение мероприятий в подшефном классе.

- « В гостях у царицы Витаминки» -1,9 класс, 2008год.

- « Проводы  русской зимы. Масленица»-1,5,9 классы, 2009 год.

- Агитбригада «Мы – русские»- 1,5,9 классы, 2009 год.

7 блок. «Мы- путешественники».

      Участие школьников разных возрастных групп, членов туристической                  

      группы «Гвандра-2», в экскурсиях по городу и краю, в походах в горах  

      Западного Кавказа. Сбор фотоматериалов.

      - экскурсии по городам Краснодарского края.

      - поездка в город- герой Новороссийск.

      - посещение летнего спортивно -оздоровительного лагеря «Романтик» в

        Архызе;

      - туристические походы по местам Боевой Славы  в горах Западного  

        Кавказа.

       8блок. «Мы - творцы и фантазёры».

      Организация участия школьников в  литературно- краеведческом клубе

     «Парус», их встречи с интересными людьми, участие в туристско- кра-

     еведческих мероприятиях.

- Всероссийская олимпиада по школьному краеведению - лауреат Запара     Екатерина, 10 класс, 2006г.

- краевой туристско- краеведческий слёт «Отечество»-1 место, Запара Екатерина, 10 класс, 2006 год.

-краевой слёт участников туристско- краеведческого движения «Отечество» по направлению «История детского  движения» -дипломант 3 степени.

9 блок. «Я - воспитатель».

    Как и все филологи  МЦ нашей школы я стала активным участником реализации инновационного проекта «Оптимизация речевой деятельности учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла и во внеурочное время» (автор проекта Бережная М.Д.)

- написание сценариев проводимых мероприятий: « В гостях у царицы      Витаминки», «Кубань православная», «Масленица», «Мы - русские»;

- работа пресгрупп в газетах «Златоуст» и «Мир»;

- работа лекторских групп «Лектории по творчеству Н.В.Гоголя, А.П.Чехова, М.В.Ломоносова».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время».

Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых результатов. Должно...

Презентация "Воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы"

Данная презентация может помочь учителям русского языка и литературы для выступления на ШМО, педсоветах по данной теме....

Презентация "Воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы"

Данная презентация может помочь учителям русского языка и литературы для выступления на ШМО, педсоветах по данной теме....

Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы

Текст выступления на  городской военно-патриотической конференции "Патриотизм - 21 век",  Ростов-на-Дону, 2013 г....

Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы

Воспитание гражданственности и патриотизма это длительный, трудный, но интересный как для ученика, тае и для учителя процесс. Для осуществления данного процесса необходима система в работе педагога....