Интегрированный урок математика-физика «Арифметическая и геометрическая прогрессия в окружающем нас мире». (9 класс)
презентация к уроку (9 класс) по теме
Интегрированный урок математика-физика
«Арифметическая и геометрическая прогрессия в окружающем нас мире».(9класс)
Подготовлен и проведен 05.04. 2012г. учителями высшей категории МБОУ лицей №1 г.Волжский Волгоградской области: учитель математики Михайловская М.Ю., учитель физики Строкова Н.Г.
Данный урок проводится после окончания темы «Прогрессии» в качестве повторения пройденного материала, но на более высоком уровне для описания физических, биологических и других научно- естественных процессов природы. На этом уроке включен учебный материал, опережающий изучение: урок-знакомство с новым методом решения физических задач с помощью геометрической прогрессии по теме «Атомная физика».
Тип урока: комбинированный. Описываемый урок является обучающим и развивающим (нужно научиться использовать прогрессии для решения задач прикладного характера; знакомство с числовой последовательностью Фибоначчи, решение задач повышенного уровня сложности по физике с помощью прогрессий, хотя присутствует и обобщение материала (обобщаются теоретические знания по математике, физике, биологии).
Образовательные цели урока:
1)убедится, что раздел математики «Прогрессии» являются неотъемлемой частью общечеловеческой культуры
2) сформировать навыки применения прогрессии к решению прикладных задач.
Образовательные задачи урока:
1)формирование знаково-символических действий, включая моделирование;
2)выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
3)закрепить и углубить имеющиеся теоретические знания по теме «Прогрессия»;
4) повторить некоторые теоретические сведения из курса физики, а также биологии, истории, химии, необходимые для решения рассматриваемых задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progressi.ppt | 2.19 МБ |
arif._i_geom._progres.9.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок математика-физика
«Арифметическая и геометрическая прогрессия в окружающем нас мире».(9класс)
Подготовлен и проведен учителями высшей категории МБОУ лицей №1 г.Волжский Волгоградской области: учитель математики Михайловская М.Ю.,
учитель физики Строкова Н.Г.
Данный урок проводится после окончания темы «Прогрессии» в качестве повторения пройденного материала, но на более высоком уровне для описания физических, биологических и других научно- естественных процессов природы. На этом уроке включен учебный материал, опережающий изучение: урок-знакомство с новым методом решения физических задач с помощью геометрической прогрессии по теме «Атомная физика».
Тип урока: комбинированный. Описываемый урок является обучающим и развивающим (нужно научиться использовать прогрессии для решения задач прикладного характера; знакомство с числовой последовательностью Фибоначчи, решение задач повышенного уровня сложности по физике с помощью прогрессий, хотя присутствует и обобщение материала (обобщаются теоретические знания по математике, физике, биологии).
Образовательные цели урока:
1)убедится, что раздел математики «Прогрессии» являются неотъемлемой частью общечеловеческой культуры
2) сформировать навыки применения прогрессии к решению прикладных задач.
Образовательные задачи урока:
1)формирование знаково-символических действий, включая моделирование;
2)выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
3)закрепить и углубить имеющиеся теоретические знания по теме «Прогрессия»;
4) повторить некоторые теоретические сведения из курса физики, а также биологии, истории, химии, необходимые для решения рассматриваемых задач.
Структура урока:
Этапы урока | Содержание работы | Продолжительность, мин | Задачи, решаемые на этапах урока |
Вводный | Оргмомент Проверка знаний | 1 8 | Коррекция ЗУН |
Установочный | Актуализация темы урока Основные формулы прогрессии Планирование дальнейшей работы (целеполагание) | 2 5 3 | Актуализация темы. Мотивация дальнейшей деятельности. Определение последовательности промежуточных этапов с учетом конечного результата. |
Основной | Роль прогрессий в повседневной жизни Работа в группах. Решение задач Отчеты групп В период перемены - кафе пауза Прикладной характер прогрессии в литературе, астрономии. Числа Фибоначчи. | 20 от3-5 5 | Создание условий эффективной и рациональной деятельности учащихся и учителей. Развитие интереса к физике и математике. Разрушение стереотипа о существовании четкого разграничения математики и физики. Формирование коммуникативных действий: общение, умение вступать в диалог, инициативное сотрудничество. Моделирование с целью выяснения общих законов. |
Контролирующий | Самостоятельная работа Проверка самостоятельной работы | 10-15 2 | Создание условий для индивидуальной работы. Выявление уровня учебных достижений. Коррекция ЗУН |
Итоговый | Рефлексия. Домашнее задание | 5 | Рефлексия способов и условий действия, полученных результатов |
Содержание урока.
Эпиграф к уроку: Гений состоит из 1 процента вдохновения и
99 процентов потения.
Т. Эдисон
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, листы бумаги формата А3, цветные маркеры.
Ход урока.
- Организационный момент: приветствие обучающихся учителей, фиксация отсутствующих на уроке.
- Проверка знаний.
Учитель: Сегодня мы заканчиваем изучение темы «Последовательности». (слайд №1) На уроках познакомились с возрастающими, убывающими, ограниченными, неограниченными последовательностями, но особое внимание удели двум последовательностям, каким?
Ученик: Арифметическая и геометрическая последовательности.
Учитель: этим последовательностям дали имена и сказали о них: «Прогрессии».
Что означает слово «Прогрессия»? (слайд №2)
Ученик: Движение вперед.
Учитель: (сообщает тему урока). Сегодня мы будем двигаться вперед и убедимся, что раздел математики «Прогрессии» является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры и окружающего нас Мира.
Выясним вопросы:
- Какую прогрессию называют арифметической?
- Какую прогрессию называют геометрической?
- Почему арифметическую прогрессию называют арифметической? Сформулировать ее характерное свойство. Вспомним формулы(слайд №3).
- Для какой прогрессии записаны формулы слева? справа?
- Назовите рекуррентную формулу задания арифметической прогрессии. В чем неудобство использования этого способа?
- Назовите формулу n -го члена арифметической прогрессии. Что в формуле обозначает n? Какие значения он может принимать?
- В чем состоит родство между формулами?
Учитель: (слайд №4) перед Вами несколько числовых последовательностей. Выберите те, которые являются арифметической прогрессией и найдите ее разность; геометрической прогрессией и найдите ее знаменатель. Для этого заполните небольшую таблицу на листочках. (Дается время 2мин.).
Сверяем свои ответы и оцениваем себя. (Слайд №5).
3.Установочный этап.
Учитель: (Слайд №6). Прогрессии мы с вами изучали
И много новых формул вы узнали.
Различные задачи прорешали,
И вот теперь настал для вас
Главнейший и важнейший час:
Где мы применим прогрессии сейчас?
Какие задачи можно поставить перед собой на сегодняшнее занятие? (целеполагание обучающимися). (Слайд №7).
1. Убедимся, что раздел математики «Прогрессии» является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры и окружающего нас Мира.
2. Имеют ли место прогрессии в физике, химии, биологии, истории, экономике и т.д.?
3. Уметь переводить любую практическую задачу в математическую модель.
II. Основная часть. Роль прогрессии в повседневной жизни. (слайд №8).
Эпиграф: Наука достигает совершенства лишь тогда, когда ей удается пользоваться математикой.
Фридрих Энгельс.
Учитель: Проверим, используются ли формулы прогрессии другими науками, т.е. ответим на вопрос: «Действительно ли прогрессии играют большую роль в повседневной жизни человека?»
Работу организуем по разным направлениям. Каждая кафедра решает свою задачу. (Класс по группам разбивается заранее. Задачи находятся на столе. Слайд №9).
2.1. Задачи кафедры истории
Задача 1.
Из старинного русского учебника математики, носящего пространное заглавие: «Полный курс чистый математики, сочиненный Артиллерии Штык-Юнкером и Математики партикулярным Учителем Ефимом Войтяховским в пользу и употребление юношества и упражняющихся в Математике» (1795г) следующая задачка:
«Служившему воину дано вознаграждение за первую рану 1 копейка, за другую – 2 копейки, за третью – 4 копейки и т.д. По исчислению нашлось, что воин получил всего вознаграждения 655 руб. 35 коп. Спрашивается число его ран». (Слайд№10)
Задача 2.
Древнейшая задача на прогрессии – не вопрос о вознаграждении изобретателя шахмат, насчитывающий за собой двухтысячелетнюю давность, а гораздо более старая задача о делении хлеба, которая записана в знаменитом египетском папирусе Ринда. Папирус этот, разысканный Риндом в конце пошлого столетия, составлен около 2000 лет до нашей эры и является списком с другого, еще более древнего математического сочинения, относящегося, быть может, к третьему тысячелетию до нашей эры. В числе арифметических, алгебраических и геометрических задаче этого документа имеется такая:
Сто мер хлеба разделить между пятью людьми так, чтобы второй получил на столько же больше первого, насколько третий получил больше второго, четвертый больше третьего и пятый больше четвертого. Кроме того, два первых должны получить в 7 раз меньше трех остальных. Сколько нужно дать каждому? (Слайд№11)
2.2. Задачи кафедры финансы и кредит.
Задача 1: Банк начисляет 20% от суммы, если внесенная сумма 5000 рублей. Какая сумма будет на счету клиента банка через 5 лет?
Задача 2: Банк начисляет 20% годовых, если внесенная сумма 5000 рублей. Какая сумма будет на счету клиента банка через 5 лет? (Слайд№12)
2.3. Задача кафедры физики.
Задача 1: Период полураспада элемента равен 2 суток. Сколько процентов радиоактивного вещества останется по истечении 6 суток?
Задача 2:Автомобиль, двигаясь со скоростью 1 м/с за каждую последующую секунду изменял свою скорость на 0,6 м/с. Какую скорость он будет иметь спустя 10 секунд?
Задача 3: Чему равно перемещение свободно падающего тела в n-ю секунду после начала движения? (Слайд№13,14)
2.4. Задача кафедры социологии.
Задача 1: На сколько процентов увеличится население острова за 10 лет, если ежегодно оно увеличивается на 2%?(Слайд№15)
2.5. Задача кафедры менеджмента.
Задача 1.
В старинной арифметике Л.Ф. Магницкого имеется следующая задача:
Некто продал лошадь за 156 руб. Но покупатель, приобретя лошадь, раздумал ее покупать и возвратил продавцу, говоря:
- Нет мне расчета покупать за эту цену лошадь, которая таких денег не стоит. Тогда продавец предложил другие условия:
- Если, по-твоему, цена лошади высока то купи только ее подковные гвозди, лошадь же получишь тогда в придачу бесплатно. Гвоздей в каждой подкове 6. за первый гвоздь дай мне всего ¼ коп., за второй – ½ коп., за третий – 1 коп., и т.д.
Покупатель, соблазненный низкой ценой и желая даром получить лошадь, принял условия продавца рассчитывая, что за гвозди придется уплатить не более 10 рублей. На сколько покупатель проторговался? (Слайд№16)
Задача 2: Из объявлений. Велосипед за 100 рублей!
Каждый может приобрести в собственность велосипед затратив 100руб. Вместо 500руб.
Условия покупки высылаются бесплатно
(Условие: за 100руб. высылается 4 билета, которые надо сбыть по 100руб. своим знакомым, собранные таким способом 400 рублей следует отправить фирме, после чего высылается велосипед) Выгодна ли фирма горожанам? (Слайд№17)
Учитель: Наступает время отчета групп. ( Каждый выступающий на доске помещает записанное на листе решение и объясняет его. Учащиеся обсуждают решение , задают вопросы, фиксируют запись).
Подводится итог первой части урока.
Учитель: Действительно ли прогрессии играют большую роль в повседневной жизни? (Слайд№18)
Обучающиеся приводят примеры проявления прогрессии в животном и растительном мире, социальном обществе.
Учитель: Рассмотрим прикладной характер прогрессии. Например: Числа Фибоначчи. Что это за числа? (Ответ дает учащийся заранее подготовивший сообщение).Слайд№19-22. ( О применении Чисел Фибоначчи в астрономии рассказ дополняет учитель физики)
Учитель физики:
Вами доказано: прогрессии имеют назначение.
Но разве только этим Душа науки бредит?
Лирика для Физика была нужна всегда.
Поэзия, что муза, ему приносит вдохновение.
А в ней есть ли прогрессия?
Скажите нет, иль Да!!! (Слайд№23)
2.6. Кафедра литературы.
Выступления учащихся о использовании прогрессии в литературном творчестве. (Слайд№24 -26).
Учитель: Вы убедились, что раздел математики «Прогрессии» являются неотъемлемой частью общечеловеческой культуры?
Обучающиеся подводят итоги, высказываясь о значимости прогрессии.
Учитель: Сейчас вам необходимо показать свои знания по этой теме и выполнить индивидуальную самостоятельную работу. (10-15мин.)
Работа проверятся учениками – старшеклассниками под руководством учителя. В это проходит рефлексия урока с помощью другого учителя. Объявляются отметки за урок: зав. кафедрами всем учащимся в группах за работу над задачами; самым активным учащимся за особую позицию при выступлениях или оригинальное решение задач; всем учащимся за выполнение самостоятельной работы. (Итого за урок дети получают 2-3 отценки).
Самая главная оценка уроку была дана детьми на перемене: «По больше бы таких уроков!»
В заключении дается домашнее задание с пояснением для выполнения.
Итог урока от учителей:
На наш взгляд, урок в целом отвечает современным требованиям. Цели урока соответствуют его типу и месту в теме, являются реально решаемыми.
В процессе урока удалось актуализировать опорные знания учащихся и мотивировать их учебную деятельность, что является залогом дальнейших успехов.
Результат– освоение учащимися нового способа деятельности – достигнут, что, в свою очередь, несомненно привело к развитию личности каждого ученика; приобретены навыки решения экономических, биологических, социальных, физических и т.д. задач различными способами: с помощью физических законов и математических формул.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии" в 9 классе
В презентации содержатся материалы к обобщающему уроку по алгебре в 9 классе по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии" ....
Конспект урока по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии"
При изучении темы "Прогрессии" учитель может использовать различные подходы к планированию учебного материала. В приведенном конспекте рассмотрено введение понятий и арифметической и геометрической пр...
Открытый урок по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии"
"Арифметическая и геометрическая прогрессии" открытый урок для 9 класса...
Урок по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессия"
Тема урока: «Арифметическая и геометрическая прогрессии в заданиях ГИА»Заключительный урок по теме: «Прогрессии»....
Интегрированный урок в 9 классе по математике и физике "Арифметическая и геометрическая прогрессия в окружающем нас мире"
Данный урок проводится после окончания темы «Прогрессии» в качестве повторения пройденного материала, но на более высоком уровне для описания физических, биологических и других научн...
Презентация к уроку по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии"(9 класс)
Презентация сопровождает урок по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии"...
Презентация на тему: "Арифметическая и геометрическая прогрессии в окружающей нас жизни"
Установить картину возникновения понятия прогрессии и выявить примеры их применения. Выяснить: - когда и в связи с какими потребностями человека появилось понятие пос...