Конспект урока по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии"
план-конспект урока по алгебре (9 класс) по теме
При изучении темы "Прогрессии" учитель может использовать различные подходы к планированию учебного материала. В приведенном конспекте рассмотрено введение понятий и арифметической и геометрической прогрессий одновременно на одном уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme_a9_arifm._i_geom._progressii.doc | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
(9 класс, §4.15, §4.16)
Вводное обоснование: Можно выделить три подхода к изучению прогрессий.
Первый подход – традиционный. В соответствии с ним учебный материал по каждой прогрессии изучается последовательно, так как он представлен в учебнике. Сначала изучается арифметическая прогрессия по работам 1- 16 (4.15), потом – геометрическая прогрессия по работам 7 – 10 (4.16). В этом случае, для осмысления изученных понятий, для их сопоставления необходим урок обобщения и систематизации знаний о прогрессиях.
Второй подход – одновременное изучение арифметической и геометрической прогрессий. Такой путь становится возможным благодаря аналогичной структуре новых знаний и логике изложения материала, как в учебнике, так и в рабочей тетради. Трудности могут возникнуть лишь с отбором задачного и теоретического материала к уроку, поскольку он представлен в разных параграфах учебника, и в разных работах рабочей тетради.
Третий подход – это целесообразное и разумное сочетание первых двух подходов к изучению прогрессий. Суть его состоит в том, что одновременно изучаются лишь ключевые понятия темы: определение прогрессии, формула n-ого члена прогрессии. Далее изучение строится на основе раздельного и последовательного изучения групп новых понятий. При таком подходе появляются следующие возможности: сопоставлять понятия, строить план изучения, например, геометрической прогрессии, по аналогии с планом изучения арифметической прогрессии, а также проводить уроки одновременного решения задач на арифметическую и геометрическую прогрессии.
Проанализировав все три подхода, я пришла к выводу, что в классе, в котором я работала, лучше использовать третий подход.
Тема урока: «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Методы обучения: частично – поисковый, системные обобщения,
Формы деятельности обучающихся на уроке: фронтальная работа, самостоятельная работа, самопроверка.
Цель урока: Формирование понятий арифметической и геометрической прогрессий. Решение задач.
Задачи урока:
Образовательные – ввести понятия арифметической и геометрической прогрессий;
Развивающие – вырабатывать умения сравнивать математические понятия, находить сходства и различия, умения наблюдать, подмечать закономерности, проводить рассуждения по аналогии; сформировать умение строить и интерпретировать математическую модель некоторой реальной ситуации.
Воспитательные – содействовать воспитанию интереса к математике и ее приложениям, активности, умению общаться, аргументировано отстаивать свои взгляды, развитие зрительной памяти, математически грамотной речи, логического мышления, сознательного восприятия учебного материала.
Оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, таблички с формулами, магниты
Раздаточный материал: карточки с текстом заданий самостоятельной работы.
Ход урока:
Этап актуализации и мотивации
Учитель: «Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок я начну словами великого русского классика: (слайд1 презентации)
«О, сколько нам открытий чудных …
Готовит просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг»
А.С. Пушкин
На сегодняшнем уроке мы продолжим изучать Числовые последовательности и вы сможете самостоятельно сделать по-настоящему чудные открытия в данной области
Устно:
1. (слайд2 презентации)
Задание 1
Заданы числовые последовательности:
1). 4, 6, 8, 10, …
2). 2, 3, 5, 6, 8, …
3). 1, 3, 5, 7, …
4). 1, 2, 3, 4, …
5). 1, 4, 9, 16, …
- Чему равен третий член первой последовательности? Последующий член? Предыдущий член?
- Чему равна разность между вторым и первым членами указанных последовательностей? Третьим и вторым членами? Четвертым и третьим?
- Сделайте вывод, какой будет разность между десятым и девятым членами первой последовательности?
- Назовите два последующих члена этих последовательностей. Почему Вы так считаете? (Ответы учеников)
- Объедините некоторые последовательности по общему свойству. Сформулируйте это свойство.
(Предполагаемые ответы: первая, третья и четвертая последовательности обладают общим свойством. Каждый последующий член последовательности равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом. Это последовательности №1,3,4)
Рабочая тетрадь. Стр. 37. Работа 3 (4.15), задание 1.
Для каждой последовательности 1) – 5) укажите, если это возможно, вид зависимости от из списка А. – Д: (выполняют самостоятельно с последующей самопроверкой: слайд3 презентации)
Последовательность | Вид зависимости |
1) -4, -1, 2, 5 | А. |
2) 6, 2, | Б. |
3) 12, 15, 5, 5, 3 | В. |
4) | Г. |
5) | Д. указать невозможно |
Объедините эти последовательности в группы по некоторому признаку. Ответ кратко обоснуйте.
Рабочая тетрадь, стр. 54, задание 1.
Задание аналогичное предыдущему.
Последовательность | Вид зависимости |
1) 9, -3, 1, | А. |
2) 6, 10, 14, 18 | Б. |
3) | В. |
4) 3, 5, 8, 13, 21 | Г. |
5) 8, 4, 0, -4, -8 | Д. указать невозможно |
Учащиеся работают самостоятельно в рабочих тетрадях. Правильность выполнения задания проверяется устно.
Объедините эти последовательности в группы по некоторому признаку. Ответ кратко обоснуйте.
Сравнив выполнение всех трех заданий обучающимся предлагается провести обобщение: по каким признакам были объединены в группы числовые последовательности.
(Предполагаемые ответы: все числовые последовательности можно разбить на 3 группы:
Каждый последующий член последовательности , начиная со второго, равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом.
Каждый последующий член последовательности, начиная со второго, равен предыдущему, умноженному на одно и тоже число
нельзя установить зависимость.
Содержательный этап
Учитель: Итак, мы выделили 3 группы числовых последовательностей. Сегодня на уроке мы рассмотрим с вами числовые последовательности 1 группы, которые называются арифметической прогрессией, и числовые последовательности второй группы, которые называются геометрической прогрессией.
(слайд4)
«Прогрессия» - латинское слово, означающее «движение вперёд», было введено римским автором Боэцием (VI век) и понималось в более широком смысле, как бесконечная числовая последовательность
Сообщается тема урока, записывается в тетрадь и обучающимся предлагается сформулировать для себя учебную цель.
Затем в рабочих тетрадях выполняются задания 3и4 Работы 3 (4.15) и задания 3,4
Работы 7 (4.16)
Итак, мы ввели определение арифметической и геометрической прогрессии. А сейчас вы заполните опорную таблицу, с помощью которой ответите на следующий вопрос.
В тетради с классной работой оформляется совместно с учителем таблица с определением арифметической и геометрической прогрессий (таблица приготовлена заранее с обратной стороны доски:
Арифметическая прогрессия | Геометрическая прогрессия |
1) y=f(n), n € N | 1) числовая последовательность | 1) y=f(n), n € N |
2) | 2) каждый член, начиная со второго, равен | 2) |
предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом d | предыдущему члену, умноженному на одно и тоже число q, q≠0 |
|
|
Вопрос:
- Что общего и чем отличаются арифметическая и геометрическая прогрессии?
(Варианты ответов: Общее – числовая последовательность; отличие – конструирование членов)
Этап закрепления. Рефлексия
Обучающиеся работают с рабочими тетрадями. Выполняются задания 5,6,7 Работы 3 (стр.38).
Найдите в Работе 7 (стр. 54-55) задание, аналогичное заданию 7 Работы3.
- В чем состоит отличие этих заданий?
(В первом случае задана арифметическая прогрессия, во втором – геометрическая.)
Выполните это задание.
Работа в парах с последующей устной проверкой.
Подведение итогов. Рефлексия
С какими видами числовых последовательностей познакомились?
№ п/п | Прогрессии | Арифметическая | Геометрическая |
1. | Определение. | , q ≠0 |
О какой прогрессии идет речь, если она задана формулой:
a) p – const;
б) где p – const, p≠0, n>1;
в) 5, 5, 5, …?
Проверка усвоения изученного материала:
Самостоятельная работа (слайды 6 – 10)
1. Дана арифметическая прогрессия: -8, -16, … Найдите разность арифметической прогрессии.
2. Найдите знаменатель геометрической прогрессии, если 12, 4.
3. Найдите пятый член геометрической прогрессии 4, 1, …
4. Найти седьмой член арифметической прогрессии, если 15, - 4.
Домашнее задание.
п. 15,16 (определения прогрессий), № 408(б,г), 409(б,г), 476(б,г), 483(б,г).
по желанию - подготовить выступление или доклад «Исторические сведения о прогрессиях»
Используемая литература:
Программа
А.Г. Мордкович, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская
Алгебра. Учебник. 9 класс.
М. Мнемозина, 2005
А.Г. Мордкович, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская
Алгебра.Задачник. 9 класс.
М. Мнемозина, 2005
4. Е.Н. Перевощикова
Аналитические, графические и вероятностные модели в курсе алгебры
9 класса
Рабочая тетрадь по алгебре. Учебное пособие для 9 класса
Общеобразовательных учебных заведений: часть 2.
Нижний Новгород, НОУ НЦНО, 2006г.
Е.Н. Перевощикова
Методика использования рабочей тетради «Аналитические, графические
и вероятностные модели в курсе алгебры 9 класса» Методическое пособие
Нижний Новгород, НОУ НЦНО, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме"Применение геометрической прогрессии"
Урок с использованием таблиц, дидактического материала.На данном уроке прослеживается межпредметная связь....
Презентация к уроку алгебры арифметическая и геометрическая прогрессии
Красная презентация к предыдущей методической разработке...
Конспект урока по теме: "Определение геометрической прогрессии. Формула n-ого члена геометрической прогрессии"
Конспект урока изучения нового материала. Поможет учащимся самостоятельно дать определение геометрической прогрессии, вывести формулу n-ого члена и доказать свойство членов геометрической прогрессии....
9 класс Урок-презентация "Арифметическая и геометрическая прогрессии"
Презентацию "Арифметическая и геометрическая прогрессии" можно использовать как на уроке для объяснения нового материала, так и на уроках обобщения. В ней представлены: теоретический материал и ...
Конспект урока "Определение арифметической и геометрической прогрессии" 9 класс
Урок с применением дидактических игр....
презентация к уроку n-первых членов геометрической прогрессии
презентация к уроку n-первых членов геометрической прогрессии...
Разработка урока на тему: "Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии.
Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии. На уроке мы должны познакомиться с геометрической прогрессией, знаменателем геометрической прогрессии, с форм...