Выступление "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ «ЛОГИКА» В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ И РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА" на РМО учителей информатики 01.11.2017
материал
Выступление "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ «ЛОГИКА» В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ И РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА" на РМО учителей информатики 01.11.2017
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ «ЛОГИКА» В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ И РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА
Добрынина Юлия Сергеевна, учитель информатики МБОУ Платоновской СОШ
Развитие мышления является одной из основных задач школьного обучения. Перед учителем стоит задача - не просто давать знания, предусмотренные программой, а способствовать формированию высокого уровня логического мышления учащихся. При этом информатика имеет огромные возможности для реализации этой цели.
Формирование логического мышления – важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов.
Логические приемы мышления результативно формируются и развиваются, если их процесс становления отвечает следующим методическим требованиям:
- учет возрастных особенностей школьников;
- последовательность формирования логических приемов мышления; системность;
- непрерывность и преемственность в методике формирования и развития логических приемов мышления на различных этапах обучения.
Реальные предпосылки для развития логического мышления даёт информатика. Однако, конкретной программы логических приемов мышления, которые должны быть сформированы при изучении данного предмета, нет. В результате работа над развитием логического мышления идёт без знания системы необходимых приёмов, без знания их содержания и последовательности формирования.
Основные задачи, которые решает учитель информатики в процессе формирования логического мышления:
- научить школьников решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом;
- создать ситуацию успеха, помочь обрести ребенку уверенность в его силах;
- развить поисковую активность и сообразительность ребенка.
Уроки логики в рамках уроков информатики дают хорошие результаты, так как, изучив основы логики, ученики более осмысленно изучают законы и определения в физике, химии, математики. Логического мышления требуют и сочинения по литературе, в которых необходимо последовательно раскрывать тему, правильно делать выводы и умозаключения.
Изучение основ логики в 5-7 классах предполагает отработку навыков по решению логических задач, которые были заложены в курсе начальной школы.
Далее изучение основ логики разбито на 2 части: «Элементы формальной логики» и «Элементы математической логики» изучаются в 8 классе, что позволяет выделить и закрепить знания о понятиях и суждениях, доказательных рассуждениях, о логических законах, сформировать умения оперировать символикой математической логики, применять эти умения к решению логических содержательных задач, а «Логические основы устройства ЭВМ» – в 9 классе, что позволяет сформировать знания об архитектуре и принципах функционирования ЭВМ.
В 10-11 классах изучение логики должно быть продолжено с учетом профессионального определения. Можно предложить элективный курс «Основы математической логики».
При подготовке к ГИА у выпускника появляются новые трудности. Школьнику необходимо предложить самому выбирать задания, с которыми он может справиться. Но ведь это уже очень трудная задача для учащегося, который привык стараться справиться с тем, что задано учителем. К ГИА надо готовиться и по предмету, и психологически. Это связано еще с тем, что задания сформулированы в непривычной для учащегося форме, и кроме того, большинство школьников должны смириться с тем, что все задачи они не решат в отведенное время. Сконцентрироваться надо на понятных для них задачах, решать их спокойно и до конца. Для того, чтобы учащиеся не растерялись перед заданиями и решили правильно больше задач, их нужно готовить не в конце учебного года выпускного класса, а намного раньше – начиная с 5 - го класса.
Таблица 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по информатике и ИКТ
Код элемента | Описание элементов содержания, проверяемых в ходе экзамена |
1.3.3 | Логические значения, операции, выражения |
2.4.1 | Информация в компьютерных сетях, формулирование запросов |
Таблица 2. Перечень требований к уровню подготовки
Код требований | Описание требований к уровню подготовки, освоение которых проверяется в ходе экзамена |
2.1 | выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; |
2.5 | искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, |
Спецификациия 2014
На уровне воспроизведения знаний проверяется такой фундаментальный теоретический материал, как:
- основные элементы математической логики;
Задания, проверяющие сформированность умений применять свои знания в стандартной ситуации, включены в части 2 и 3 работы. Это следующие умения:
- создавать и преобразовывать логические выражения;
- формулировать запросы к базам данных и поисковым системам
Обобщенный план варианта КИМ 2017 года для ГИА выпускников IХ классов по информатике и ИКТ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по химии "Решение задач повышенного уровня "учитель химии МКОУ СОШ № 10 п. Лебединый Алданского района Республика Саха (Якутия) 2011г.
Элективный курс по химии " Решение задач повышенного уровня" разработан . для 9 класса. Определены цели и задачи курса, подобран основной материал, тематическое планирование....

Программа элективного курса по химии «Решение задач повышенной сложности» для учащихся 10 класса, Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории
Программа элективного курса по химии «Решение задач повышенной сложности» для учащихся 10 класса, Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории...

Конспект открытого занятия курса внеурочной деятельности ««Решение задач повышенного уровня сложности»» по теме «Решение задач на работу»
Задачи повышенного уровня сложности традиционно представлены во второй части модуля «Алгебра» на государственной аттестации по математике. Задачи на совместную работу являются наиболее сложными для п...

Конспект урока по математике в 5 классе по программе Н.Я.Виленкина, В.И. Жохова по теме «Применение знаний по теме «Шкалы и координаты» в ходе решения задачи-исследования движения объекта (подготовка введению задачи на встречное движение)»
Тип урока: урок открытия «новых знаний» (изучение и первичное закрепление ...
Методика обучения решению задач в условиях подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ
Методика обучения решению задач в условиях подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ: кодирование звуковой информации; поиск путей в графе; проверка истинности логического выражения; анализ программ с цик...
Курс по выбору Решение задач по Информатике для 11 класса 2023
Курс по выбору Решение задач по Информатике для 11 класса 2023...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Решение задач по информатике"
Цель курса — повторение и закрепление изученного материала, развитие логического и алгоритмического мышления. Задачи курса включают изучение общих закономерностей функционирования информационных...