Методика обучения решению задач в условиях подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ
методическая разработка по информатике и икт
Методика обучения решению задач в условиях подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ: кодирование звуковой информации; поиск путей в графе; проверка истинности логического выражения; анализ программ с циклами и подпрограммами; поиск ошибок в программе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_ege.docx | 77.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Московаткин Сергей Анатольевич
Учитель информатики
МБОУ Труслейская СШ
«Методика обучения решению задач в условиях подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ: кодирование звуковой информации; поиск путей в графе; проверка истинности логического выражения; анализ программ с циклами и подпрограммами; поиск ошибок в программе»
2018г.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………………………..
3
1 Методические аспекты обучения решению задач в условиях подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ: кодирование звуковой информации…………… ……………………......
4
1.1 Характеристика задания и его место в структуре контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по информатике и ИКТ …………………………………………………………………………...
4
1.2 Поиск решения задания в виде проблемной беседы с учащимися или проблемного изложения …………………………………………….............................................................................
4
1.3 Методы (способы) решения задания и их характеристика ….................................................................
4
1.4 Возможные проблемы и ошибки выполнения задания и способы их исключения ………………..
5
1.5 Теоретические факты, лежащие в основе решения задания …………………………………….
5
2 Методические аспекты обучения решению задач в условиях подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ: поиск путей в графе …………………………………………………………
6
2.1 Характеристика задания и его место в структуре контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по информатике и ИКТ …………………………………………………………………………...
6
2.2 Поиск решения задания в виде проблемной беседы с учащимися или проблемного изложения …………………………………………….............................................................................
6
2.3 Методы (способы) решения задания и их характеристика …................................................................
8
2.4 Возможные проблемы и ошибки выполнения задания и способы их исключения ………………..
9
2.5 Теоретические факты, лежащие в основе решения задания ……………………………………..
10
3 Методические аспекты обучения решению задач в условиях подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ: проверка истинности логического выражения……………………………
10
3.1 Характеристика задания и его место в структуре контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по информатике и ИКТ …………………………………………………………………………...
10
3.2 Поиск решения задания в виде проблемной беседы с учащимися или проблемного изложения …………………………………………….............................................................................
10
3.3 Методы (способы) решения задания и их характеристика ….................................................................
11
3.4 Возможные проблемы и ошибки выполнения задания и способы их исключения ………………..
12
3.5 Теоретические факты, лежащие в основе решения задания ……………………………………..
12
4 Методические аспекты обучения решению задач в условиях подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ: анализ программ с циклами и подпрограммами…………………………
13
4.1 Характеристика задания и его место в структуре контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по информатике и ИКТ …………………………………………………………………………..
13
4.2 Поиск решения задания в виде проблемной беседы с учащимися или проблемного изложения ……………………………………………............................................................................
13
4.3 Методы (способы) решения задания и их характеристика …................................................................
14
4.4 Возможные проблемы и ошибки выполнения задания и способы их исключения ………………..
16
4.5 Теоретические факты, лежащие в основе решения задания …………………………………….
16
5 Методические аспекты обучения решению задач в условиях подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ: поиск ошибок в программе........................................................................
17
5.1 Характеристика задания и его место в структуре контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по информатике и ИКТ …………………………………………………………………………...
17
5.2 Поиск решения задания в виде проблемной беседы с учащимися или проблемного изложения …………………………………………….............................................................................
17
5.3 Методы (способы) решения задания и их характеристика ….................................................................
19
5.4 Возможные проблемы и ошибки выполнения задания и способы их исключения ………………..
21
5.5 Теоретические факты, лежащие в основе решения задания …………………………………….
22
Заключение
24
Список использованных источников
25
Приложения
Введение.
Школьная информатика – самая молодая из всех школьных дисциплин и, пожалуй, самая проблемная. Одной из проблем является недостаточная разработанность методик преподавания информатики, продолжительное отсутствие Государственного стандарта, единых программ, общепринятой терминологии. Проблема осложняется тем, что необходимо готовить школьников к сдаче ЕГЭ, и работу педагога оценивают по этим результатам. Цель данной аттестационной работы: рассмотреть методические аспекты обучения решению задач в условиях подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ. Задачи работы: характеристика каждого задания и его место в структуре контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по информатике и ИКТ; поиск решения задания в виде проблемной беседы с учащимися или проблемного изложения; методы решения задания и его характеристика; возможные проблемы и ошибки выполнения задания и способы их исключения; изложение теоретических фактов, лежащих в основе решения задания. В основной части работы рассматривается выполнение задач применительно к следующим темам ЕГЭ: кодирование звуковой информации, поиск путей в графе, проверка истинности логического выражения, анализ программ с циклами и подпрограммами, поиск ошибок в программе. Задание на кодирование звука относится к заданиям базового уровня, которые решаются в одно-два действия и предполагают применение правила (подстановку значений в формулу). Задание поиск путей в графе относится к заданиям повышенного уровня сложности, при его решении проверяется умение поиска путей в графе и умение поиска количества путей. Проверка истинности логического выражения - это задание повышенного уровня сложности, проверяет умение осуществлять преобразование логических выражений, осуществлять проверку истинности логического выражения. Анализ программ с циклами и подпрограммами, а также поиск ошибок в программе относятся к заданиям повышенного уровня сложности, их решением проверяются знания учащихся по программированию.
1. Методические аспекты обучения решению задач в условиях подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ: кодирование звуковой информации.
- Характеристика задания и его место в структуре контрольно- измерительных материалов ЕГЭ по информатике и ИКТ.
Задание на кодирование звука относится к заданиям базового уровня, которые решаются в одно-два действия и предполагают формальное выполнение изученного алгоритма или применение правила (подстановку значений в формулу).
- Поиск решения задания в виде проблемной беседы с учащимися или проблемного изложения.
Давайте представим такую ситуацию: свободная память на вашем телефоне 19 Мбайт, вам очень хочется записать любимую песню, длительность звучания которой 3 минуты 40 секунд, а занимаемый объем памяти 37 Мбайт. Чтобы вы сделали, чтобы осуществить ваше желание? Ребята отвечают на вопрос, учитель наводящими вопросами подводит учащихся к формулированию целей урока.
Сегодня мы установим экспериментальным путем зависимость между качеством кодирования звука, глубиной кодирования и частотой дискретизации, научимся оценивать объем аудиофайлов, обрабатывать звук с помощью компьютера, сохранять его в звуковых файлах в формате WAV и воспроизводить, изменять параметры кодирования звука.
- Методы (способы) решения задания и их характеристика
Производится одноканальная (моно) звукозапись с частотой дискретизации 48 кГц и глубиной кодирования 16 бит. Запись длится 2 минуты, ее результаты записываются в файл, сжатие данных не производится. Какое из приведенных ниже чисел наиболее близко к размеру полученного файла, выраженному в мегабайтах?
1) 11 2) 12 3) 13 4) 20
Решение:
- так как частота дискретизации 48 кГц, за одну секунду запоминается 48000 значений сигнала
- так как глубина кодирования – 16 бита = 2 байта, для хранения 1 секунды записи требуется
48000 2 байта = 96000 байт
- на 2 минуты = 120 секунд записи потребуется
120 96000 байта 11520 000 байт,
то есть 10,986 Мбайт –около 11 Мбайт
- таким образом, правильный ответ – 1.
1.4 Возможные проблемы и ошибки выполнения задания и способы их исключения
- если указано, что выполняется двухканальная (стерео) запись, нужно не забыть в конце умножить результат на 2
- если «по инерции» считать, что 32 – это глубина кодирования звука в битах, то получим неверный ответ 64 Кбайта
1.5 Теоретические факты, лежащие в основе решения задания
- частота дискретизации определяет количество отсчетов, запоминаемых за 1 секунду; 1 Гц (один герц) – это один отсчет в секунду, а 8 кГц – это 8000 отсчетов в секунду
- глубина кодирования – это количество бит, которые выделяются на один отсчет
- для хранения информации о звуке длительностью секунд, закодированном с частотой дискретизации Гц и глубиной кодирования бит требуется бит памяти; например, при кГц, глубине кодирования 16 бит на отсчёт и длительности звука 128 секунд требуется
бит
байт
Кбайт
Мбайт
- при двухканальной записи (стерео) объем памяти, необходимый для хранения данных одного канала, умножается на 2
- для упрощения ручных расчетов можно использовать приближённые равенства
1 мин = 60 сек 64 сек = 26 сек
1000 1024 = 210
- нужно помнить, что
1 Мбайт = 220 байт = 223 бит,
1 Кбайт = 210 байт = 213 бит
2. Методические аспекты обучения решению задач в условиях подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ: поиск путей в графе.
2.1 Характеристика задания и его место в структуре контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по информатике и ИКТ.
Задание относится к заданиям повышенного уровня сложности, при его решении проверяется умение поиска путей в графе и умение поиска количества путей.
2.2 Поиск решения задания в виде проблемной беседы с учащимися или проблемного изложения.
На слайде мы с вами видим графа Л.Н.Толстого и схему Самарского метро. Как вы думаете, что может быть между ними общего? Слово «граф» многозначное, в случае с Толстым – это титул, в нашем случае математический граф. И именно графы будут темой нашего с вами урока.
Схема метро – это математический граф! Вот с ним мы с вами сейчас и познакомимся, а к графу Толстому мы с вами вернемся в конце урока.
-Графом называют конечное множество точек, которые соединены между собой линиями.
-Точки-вершины графа, соединяющие линии – ребра графа.
-А теперь посмотрите на схему метро. Что здесь можно назвать вершинами?(Станции)
-Что можно назвать ребрами? (Пути)
-Перед вами – граф. Хорошо известный вам как «Распечатанный конверт». (Раздаточный материал)
C
B D
А E
Предлагаю вам, не отрывая руки и не проводя дважды по одной и той же линии, начертить этот конверт. Даю вам на это 1 минуту. Те, у кого получилось, могут выйти к доске и показать маршрут, по которому они следовали. В каких вершинах вы начали? А в каких закончили? ( А-Е, Е-А). У кого не получилось? С каких вершин вы начинали? (В, С, Д).
Графы окружают нас повсюду. Умение решать подобные задачи может помочь вам в будущем. Например, в области туризма. Разработать оптимальный план для себя или в качестве гида может вам пригодится. Давайте представим, что мы с вами хотим совершить кругосветное путешествие. Места наших остановок: Москва, Париж, Лондон, Мадрид, Нью Йорк, Токио, Дели, Пекин. Предлагаю вам самим проложить оптимальный маршрут, т.е. экономичный маршрут, но так что бы путешествие началось и закончилось в одном и том же месте.
Я уверена, что полученные знания помогут вам в будущем организовать экскурсии не только по мостам и дорогам. Так как сети железных дорог, авиалиний тоже являются математическим графом.
-И в заключении давайте вернемся ко Л.Н. Толстому и рассмотрим его генеалогическое древо. Вот это родословная графа Толстого. И это тоже можно назвать графом. Докажите, что генеалогическое дерево это тоже граф.
( Генеалогическое древо-это граф, где вершины-родственники, а ребра – родственные связи.)
2.3 Методы (способы) решения задания и их характеристика
На рисунке – схема дорог, связывающих города A, B, C, D, E, F, G, H, I, J, K. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города A в город K?
А
B
C
D
F
G
H
I
J
K
E
Начнем считать количество путей с конца маршрута – с города K. NX — количество различных путей из города А в город X, N — общее число путей.
В "K" можно приехать из G, H, F, I или L, поэтому N = NK = NG + NH + NF + NI + N J (1)
Аналогично:
NG = NB + NC;
NH = NC + NF;
NF = NC + NА + ND;
NI = NF + ND + NE;
NJ = NE.
NB = NA =1;
NC = NA = 1;
ND = NA= 1;
NE = NА =1.
Подставим значения:
NG = 1+ 1 = 2;
NH = 1 + 3 = 4;
NF = 1 + 1 + 1 = 3;
NI = 3 + 1 + 1 = 5;
NJ =1.
Подставим в формулу (1):
N = NK =2 + 4 + 3 + 5 + 1 = 15.
2.4 Возможные проблемы и ошибки выполнения задания и способы их исключения
- очень важна аккуратность и последовательность; сначала идем от конечной точки к начальной, выписывая все вершины, из которых можно приехать в данную; затем идем обратно, определяя числовые значения
- при большом количестве маршрутов легко запутаться и что-то пропустить
- построение полного дерева маршрутов – занятие трудоемкое и достаточно бесперспективное.
2.5 Теоретические факты, лежащие в основе решения задания
- если в город R можно приехать только из городов X, Y, и Z, то число различных путей из города A в город R равно сумме числа различных путей проезда из A в X, из A в Y и из A в Z, то есть
,
где обозначает число путей из вершины A в некоторую вершину Q
- число путей конечно, если в графе нет циклов – замкнутых путей
3. Методические аспекты обучения решению задач в условиях подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ: проверка истинности логического выражения.
3.1 Характеристика задания и его место в структуре контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по информатике и ИКТ.
Это задание повышенного уровня сложности, проверяет сформированность умений применять свои знания в новой ситуации, осуществлять преобразование логических выражений, осуществлять проверку истинности логического выражения.
3.2 Поиск решения задания в виде проблемной беседы с учащимися или проблемного изложения.
Загадка Эйнштейна — известная логическая задача, по легенде созданная Альбертом Эйнштейном в годы его детства. Также бытует мнение, что она использовалась Эйнштейном для проверки кандидатов в ассистенты на способность к логическому мышлению.
Некоторые приписывают Эйнштейну рассуждение, в котором тот утверждает, что лишь два процента населения земного шара способны оперировать в уме закономерностями, связанными сразу с пятью признаками. Как частное следствие этого, приведённая головоломка может быть решена без использования бумаги лишь теми, кто принадлежит к этим двум процентам.
В своём самом сложном варианте задача предполагает решение в уме, без использования каких-либо записей или средств сохранения информации.
Представьте себе, что вы пришли на собеседование в фирму, и начальство решило проверить уровень вашей компетентности. Вам предложили выполнить несколько тестов и практических заданий на знание логики. Что делать? Читая различные журналы, мы интуитивно их анализируем: выделяем простые высказывания, и связи между ними. Сегодня мы будем это делать, но на языке формальной логики. Простые высказывания будем обозначать соответствующими буквами и объединять с помощью И, ИЛИ, НЕ.
3. 3 Методы (способы) решения задания и их характеристика.
Для какого из указанных значений числа X истинно высказывание
((X < 5)→(X < 3)) ((X < 2)→(X < 1))
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
Решение (прямая подстановка):
Выполняем операции для всех приведенных возможных ответов (1 обозначает истинное условие, 0 – ложное)
X
x<5
x < 3
(x < 5)→(x < 3)
x <2
x < 1
(x < 2)→(x < 1)
F
1
1
1
1
1
0
0
0
2
1
1
1
0
0
1
1
3
1
0
0
0
0
1
0
4
1
0
0
0
0
1
0
Таким образом, ответ – 2.
3.4 Возможные проблемы и ошибки выполнения задания и способы их исключения.
Можно перепутать порядок операций (скобки, «НЕ», «И», «ИЛИ», «импликация»).
Нужно помнить таблицу истинности операции «импликация.
Этот метод проверяет только заданные числа и не дает общего решения, то есть не определяет все множество значений X, при которых выражение истинно
Нужно помнить законы логики
3.5 Теоретические факты, лежащие в основе решения задания.
Что нужно знать:
- условные обозначения логических операций
¬ A, не A (отрицание, инверсия)
A B, A и B (логическое умножение, конъюнкция)
A B, A или B (логическое сложение, дизъюнкция)
A → B импликация (следование)
- таблицы истинности логических операций «И», «ИЛИ», «НЕ», «импликация» .
- операцию «импликация» можно выразить через «ИЛИ» и «НЕ»:
A → B = ¬ A B или в других обозначениях A → B =
- если в выражении нет скобок, сначала выполняются все операции «НЕ», затем – «И», затем – «ИЛИ», и самая последняя – «импликация»
- иногда полезны формулы де Моргана.
¬ (A B) = ¬ A ¬ B
¬ (A B) = ¬ A ¬ B
4. Методические аспекты обучения решению задач в условиях подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ : анализ программ с циклами и подпрограммами.
4.1 Характеристика задания и его место в структуре контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по информатике и ИКТ.
Задание относится к заданиям повышенного уровня сложности, его решением проверяются знания учащимися таких понятий как подпрограмма, функция, вспомогательный алгоритм, умение анализировать программы с подпрограммами, правила записи функций и алгоритм их работы.
4.2 Поиск решения задания в виде проблемной беседы с учащимися или проблемного изложения.
В настоящее время процесс программирования превращается в промышленное изготовление программ на основе технологий программирования. Большинство специалистов придерживаются точки зрения, что метод нисходящего проектирования программ наиболее удобен для решения сложных проблем. Cначала задача определяется в общих чертах, затем происходит постепенное уточнение ее структуры. На очередном шаге каждая подзадача, в свою очередь, разбивается на ряд других. Решение отдельного фрагмента сложной задачи представляет собой самостоятельный программный блок – подпрограмму.
Иногда в разных местах программы приходится выполнять практически одни и те же последовательности действий с разными исходными данными. Такие последовательности действий можно оформить в виде так называемых подпрограмм – сгруппировать операторы в блок, к которому можно обратиться по имени, причем неоднократно.
Подпрограммы сокращают текст программы, существенно уменьшают время их исполнения, облегчают жизнь программистам, которые могут создавать программы модульно, т. е. собирая сложную программу из законченных кусочков более простых составляющих. Это позволяет группе программистов создавать большие программы, а группе школьников, студентов разрабатывать и реализовывать какие-либо глобальные проекты.
4.3 Методы (способы) решения задания и их характеристика.
Определите, какое число будет напечатано в результате выполнения следующего алгоритма:
Var a,b,t,M,R: integer;
Function F(x:integer):integer;
begin
F:=4*(x-5)*(x+3);
end;
BEGIN
a:=-20; b:=20;
M:=a; R:=F(a);
for t:=a to b do begin
if (F(t)
M:=t;
R:=F(t);
end;
end;
write(M);
END.
Решение (ручная прокрутка, перебор):
- заметим, что в программе есть цикл, в котором переменная t принимает последовательно все целые значения в интервале от a до b:
for t:=a to b do begin
...
end;
- до начала цикла в переменную M записывается значение a, а в переменную R – значение функции в точке a:
M:=a; R:=F(a);
- внутри цикла есть условный оператор, в котором вычисляется значение функцииF(t) и сравнивается со значением переменной R:
if (F(t)
M:=t;
R:=F(t);
end;
если новое значение функции меньше, чем значение R, в R записывается значение функции в точке t, а в переменной M запоминается само значение t (аргумент функции, соответствующий значению в R)
- в результате анализа пп. 1-3 можно сделать вывод, что цикл ищет минимум функцииF(t) на интервале от a до b, и после выполнения цикла в переменной M оказывается значение аргумента t, при котором функция достигает минимума на заданном интервале (здесь это интервал [-20, 20])
- функция F вычисляет значение
F:=4*(x-5)*(x+3);
- перебираем все значения t от a до b, и для каждого вычисляем соответствующее значение функции:
T
-20
-19
-18
-17
-16
-15
-14
-13
-12
-11
-10
-9
-8
-7
-6
-5
-4
-3
-2
-1
0
F
1700
1536
1380
1232
1092
960
836
720
612
512
420
336
260
192
132
80
36
0
-28
-48
-60
T
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
F
-64
-60
-48
-28
0
54
80
132
192
260
336
396
480
612
720
836
960
1092
1232
1380
- по таблице находим, что минимальное значение –64 достигается при t=1
- таким образом, ответ: 1.
4.4 Возможные проблемы и ошибки выполнения задания и способы их исключения.
- Заполнение таблицы, особенно при большом интервале, очень трудоемко, велика возможность ошибки.
- Сложно определить реализуемый алгоритм.
4.5 Теоретические факты, лежащие в основе решения задания.
Что нужно знать:
- функция – это вспомогательный алгоритм, который возвращает некоторое значение–результат
- в Паскале функция располагается выше основной программы и оформляется следующим образом (вместо многоточия могут быть любые операторы):
function F(x: integer):integer;
begin
...
F:= <результат функции>
end;
- в заголовке функции записывают имя функции, в скобках – список параметров, далее через двоеточие – тип возвращаемого значения; в приведенном примере функция F принимает один целый параметр, к которому внутри функции нужно обращаться по имени x, и возвращает целое число
- результат функции записывается в специальную переменную, имя которой совпадает с именем функции; объявлять эту переменную не нужно
- если параметров несколько, для каждого из них указывают тип:
function F(x: integer; y: integer):integer;
- если несколько соседних параметров имеют одинаковый тип, можно их объединить в список:
function F(x, y: integer):integer;
5. Методические аспекты обучения решению задач в условиях подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ: поиск ошибок в программе.
5.1 Характеристика задания и его место в структуре контрольно-измерительных материалов по информатике и ИКТ.
Задание относится к заданию повышенного уровня сложности, на его выполнение отводится 30 минут времени экзамена, т.е. 13% времени всего экзамена. Во время выполнения проверяются навыки исправления ошибок в простой программе с условными операторами, знание правил построения программ на Паскале или другом языке программирования, правил работы с переменными, знание условного оператора и логических операций.
5.2 Поиск решения задания в виде проблемной беседы с учащимися или проблемного изложения.
Актуализация знаний – тест на компьютере.
Вопросы компьютерного теста:
1. Точное и понятное предписание исполнителю — ...
а) блок-схема
б) алгоритм
в) программа
г) оператор
2. Изображение алгоритма с помощью специальных блоков называется ...
а) блок-схемой
б) алгоритмом
в) программой
г) оператором
3. Алгоритм, в котором выполнение команды зависит от выполнения условий, называется ...
а) линейным
б) циклическим
в) разветвляющимся
г) вспомогательным
4. Некое логическое выражение, принимающее значение «Да» или «Нет», — это ...
а) блок
б) алгоритм
в) программа
г) условие
5. Блок условия изображается ...
а) овалом
б) прямоугольником
в) ромбом
г) параллелограммом
6. При использовании логической операции AND в условиях true получается в том случае, если...
а) все простые условия приняли значение true
б) хотя бы одно простое условие приняло значение true
в) все простые условия приняли значение false
7. При использовании логической операции OR в условиях true получается в том случае, если...
а) все простые условия приняли значение true
б) хотя бы одно простое условие приняло значение true
в) все простые условия приняли значение false
8. Записать логическое выражение на языке PASCAL:
т.M(X,Y) принадлежит 1-ой или 3-ей координатной плоскости
а) ( x>0 ) AND ( y>0 ) OR ( x<0 ) AND ( y<0 )
б) ( x>0 ) AND ( y>0 ) AND ( x<0 ) AND ( y<0 )
в) ( x>0 ) OR ( y>0 ) AND ( x<0 ) OR ( y<0 )
Критерий оценок: «5» - 8; «4» - 6-7; «3» - 4-5; «2» - 4
5.3 Методы (способы) решения задания и их характеристика.
Требовалось написать программу, которая определяет, лежит ли точка А(х0,у0)внутри квадратной области, ограниченной прямыми, пар параллельными осям координат: у = -2, у = 2, х = -2, х = 2 («внутри» понимается в строгом смысле, т.е случай, когда точка А лежит на границе области, недопустим).
В результате программа должна выводить соответствующее текстовое сообщение. Программист сделал в программе ошибки.
var x0, y0: real;
begin
readln (x0, y0)
if(x0 < 2)then
begin
if(x0 > -2)then
if (y0 < 2) then
writeln('точка лежит внутри области');
end
else writeln('точка не лежит внутри области');
end.
Последовательно выполните задания:
1. Приведите пример таких чисел х0 и у0, при которых программа неверно решает поставленную задачу.
2 .Укажите, как нужно доработать программу, чтобы не было случаев ее неправильной работы (можно указать любой способ доработки исходной программы).
3. Укажите, как можно доработать программу, чтобы она вместо вложенных операторов IF содержала логическую операцию AND.
Заметим, что в программе проверяются три условия, а заданы – четыре. Сразу находим, что условие y0 > -2 «выпало». Поэтому, например, программа ошибочно сообщит, что точка с координатами находится внутри области (в самом деле – нет).
Кроме того, если условие в первом условном операторе истинно, а одно из последующих – ложно, программа вообще не выдает сообщения на экран, это неверно. Таким образом, для входных данных x0=-5, y0=0 или x0=0, y0=3 программа также работает неверно.
Чтобы исправить эти ошибки «в лоб», можно добавить еще один условный оператор, проверяющий недостающее условие y0 > -2, и добавить else-блоки, чтобы выводить сообщение «не лежит внутри области» при нарушении любого из условий:
var x0, y0: real;
begin
readln (x0, y0);
if(x0 < 2)then begin
if(x0 > -2)then
if (y0 < 2) then
if (y0 > -2) then
writeln('точка лежит внутри области')
else writeln('точка не лежит внутри области')
else writeln('точка не лежит внутри области')
else writeln('точка не лежит внутри области');
end
else writeln('точка не лежит внутри области');
end.
Нужно перевести на Паскаль сложное условие «точка лежит внутри области, если одновременно выполняются четыре условия…»; слова «одновременно выполняются» говорят о том, что нужно использовать логическую операцию and(«И»):
var x0, y0: real;
begin
readln (x0, y0)
if (x0 < 2) and (x0 > -2) and
(y0 < 2) and (y0 > -2) then
writeln('точка лежит внутри области')
else writeln('точка не лежит внутри области');
end.
5.4 Возможные проблемы и ошибки выполнения задания и способы их исключения.
Возможные проблемы:
- как правило, в этой задаче требуется использовать знания из курса математики (решение уравнений, графики функций, область допустимых значений, составление уравнений прямой по приведенному графику)
- нужно уметь, прежде всего, разбираться в серии вложенных условных операторов в полной и неполной форме
- неправильная «лесенка» в записи сбивает с толку и подталкивает к неверному решению; чтобы разобраться в программе, лучше на черновике построить блок-схему алгоритма и правильную «лесенку»
- чтобы не запутаться, к какому оператору относится else, необходимо использовать следующее правило:
- если перед else нет слова end, нужно искать ближайший сверху условный оператор if
- если перед else стоит end (конец блока), нужно искать парный ему begin (начало блока) и соответствующий условный оператор if ... then begin
- нужно внимательно проверять, всегда ли программа выдает сообщение, если заданное условие не выполняется
- часто бывает полезно нарисовать блок-схему алгоритма, которая позволяет увидеть ход выполнения программы при всех возможных вариантах
- необходимо проверять, включает ли заданная область свои границы; если включает – в отношениях будут нестрогие неравенства (<=, >=), если не включает – строгие (<, >)
5.5 Теоретические факты, лежащие в основе решения задания.
Что нужно знать:
- правила построения программы на Паскале, Бэйсике или Си;
- правила работы с переменными (объявление, ввод, вывод, оператор присваивания);
- ветвление – это выбор одного из двух возможных вариантов действий в зависимости от того, выполняется ли некоторое условие;
- на блок-схеме алгоритма ветвление изображается в виде блока-ромба с одним входом и двумя выходами;
- одна команда ветвления может находиться внутри другой;
- условный оператор if–else служит для организации ветвления в программе на языке Паскаль;
- обычно при записи программы операторы, находящиеся внутри обоих блоков, сдвигают вправо на 2-3 символа (запись «лесенкой»), это позволяет сразу видеть начало и конец блока ;
- после else не надо ставить какое-то условие, эта часть выполняется тогда, когда условие после if неверно;
- в Паскале перед else не ставится точка с запятой, поскольку это ключевое слово обозначает не начало нового оператора, а вторую часть условного оператора if–else;
- в условных операторах можно использовать сложные условия, которые строятся из простых отношений (<, <=, >, >=, =, <>) с помощью логических операций not(«НЕ», отрицание), and («И», одновременное выполнение двух условий) и or(«ИЛИ», выполнение хотя бы одного из двух условий);
- в сложном условии сначала выполняются действия в скобках, потом – not, затем –and, затем – or и, наконец, отношения; операции равного уровня (приоритета) выполняются последовательно слева направо;
- поскольку отношения в Паскале имеют низший приоритет, в сложном условии их приходится брать в скобки;
Заключение.
Шкала сложности предметов.
Предмет
Баллы
Математика
11
Иностранный язык, информатика
10
Химия, физика
9
История
8
Русский язык, литература
7
Биология, география
6
Физкультура
5
Технология
4
Черчение
3
Рисование
2
Музыка
1
В рамках школьной программы курс информатики, как учебный предмет, не может в полной мере охватить все многообразие сведений, составляющих оплот активно развивающейся науки информатики. Но вместе с тем все школьные предметы выполнят общеобразовательную функцию, отражая собою самые фундаментальные, общезначимые сведения и понятия, которые и раскрывают суть науки. Информатика наделяет учащихся бесценными знаниями, навыками, умениями, которые являются незаменимым багажом при изучении основ прочих наук в школе и является одним из сложных школьных предметов. Поэтому уровень подготовки, который можно обеспечить в средней школе в пределах официально выделенных учебных часов на информатику, не всегда соответствует уровню сложности заданий ЕГЭ, требуются дополнительные усилия и время учащихся и учителей для успешной сдачи школьниками ЕГЭ по информатике и ИКТ.
Список использованных источников.
1. Информатика. 11 класс. Углубленный уровень. В 2 ч. Поляков К.Ю., Еремин Е.А. (2013; 240с., 304с.)
2. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2015 году единого государственного экзамена по информатике и ИКТ. ФИПИ.
3. В.Р. Лещинер, С.С. Крылов, А.П. Якушкин. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Информатика. Москва. «Интеллект-Центр», 2013.
4. С.С. Крылов, Д.М. Ушаков. Отличник ЕГЭ. Информатика. Решение сложных задач. ФИПИ. «Интеллект-Центр», 2010.
5. http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm
6. http://school1svg.ucoz.ru/news/shkala_slozhnosti_predmetov_bally
7. http://www.alleng.ru/edu/math.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальность совершенствования методики обучения решению задач по физике
Для решения любой технологической задачи требуются определенные знания. В обратном порядке можно выделить этапы решения технологической задачи: 1.Для решения технологической задачи вначале ре...
Методика обучения решению задач на основе таблицы Д.Пойа
Решение задач вызывает трудности у многих школьников, что может быть связано с процессом обучения, т.е. от методики обучения. В данной работе дается методика, основанная Д.Пойа. Чем она интересна...
Методика обучения решения геометрических задач по теме «Окружность» при подготовке к ЕГЭ.
Методика обучения решения геометрических задач по теме «Окружность» при подготовке к ЕГЭ....
«Методика обучения решению задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби»
«Методика обучения решению задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби» ...
Теоретические основы обучения теме «Методика обучения решению квадратного уравнения» в условиях новой формы итоговой аттестации. Задачи с параметрами (в соответствии с темой ИПЗР)
СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….стр.3 ...
"Методика обучения решению задач ОГЭ по теме «Функции и их графики»
quot;Методика обучения решению задач ОГЭ по теме «Функции и их графики» ...
Методика обучения решению задач на проценты в курсе средней школы.
Важнейшей характеристикой школьного образования является то, что оно дает глубокие и прочные знания, навыки и умения, которые требуются не только в учебной, но и практической деятельности. Математика,...