Программа элективного курса по химии "Решение задач повышенного уровня "учитель химии МКОУ СОШ № 10 п. Лебединый Алданского района Республика Саха (Якутия) 2011г.
элективный курс по химии (9 класс) на тему
Элективный курс по химии " Решение задач повышенного уровня" разработан . для 9 класса. Определены цели и задачи курса, подобран основной материал, тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ»
Повышенного уровня сложности
( элективный курс)
для обучающихся 9 класса 2009-2010г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школьный курс « Решение задач по химии повышенного уровня сложности» предназначен для обучающихся 9 класса. Он рассчитан на 34 часа по 1 часу в неделю и носит предметно-ориентированный характер.
Содержание курса поможет учащимся подготовиться к поступлению на избранный профиль в средней школе, обрести уверенность в своих силах.
Химия относится к числу наук, успешное понимание и освоение которых невозможно без решения большого числа задач.
В программе данного курса задачи подобраны по возрастанию уровня сложности -от простейших к более сложным и олимпиадным.
Все задания условно разделены на три уровня сложности. Для решения задач уровня (А)- 1 уровня не требуется привлечения знаний, умений и навыков, выходящих за рамки школьного уровня.
Решение задач уровня(Б и В)- 2и3 уровней сложности требует не только более глубокого понимания материала, но и владения дополнительной информацией.
Данный школьный курс вооружает учащихся знанием логики подхода к решению химических задач, основными алгоритмами решения стандартных задач,различными методами решения ( решение пропорций, использование готовых формул, алгебраический метод решения задач).
Цели курса: Проверить готовность обучающихся к усвоению химических задач, к усвоению материала повышенного уровня сложности по данному предмету; практически применять теоретический материал при решении задач различного уровня сложности; научить обучающихся мыслить, ориентировать на активную продуктивную деятельность с определенной глубиной, широтой мышления; устранить пробелы в знаниях; познакомить учащихся с видом деятельности, необходимыми для успешного усвоении программного материала.
Основные задачи курса:
- Закрепить ,систематизировать, расширить знания обучающихся по химии, формировать умения решать расчетные задач различного уровня сложности.
- Осуществлять межпредметную связь, а также связь науки с жизнью.
- Расширить знания обучающихся о различных рациональных способах решения, продолжить формирование навыков самостоятельной работы
- Научить обучающихся мыслить, ориентироваться в проблемной ситуации, развивать учебно-коммуникативные умения.
Формы контроля: контрольные работы, зачет по решению задач
Содержание курса
№ | Название темы | Количество часов | Виды деятельности |
1 | Основные типы решения расчетных задач по химии, особенности их решения. Основные физические и химические величины | 4 | Лекции, входной контроль, решение задач. |
2 | Расчеты по химическим формулам | 9 | Решение задач |
3 | Решение задач с составлением одной пропорции | 11 | Решение задач, составление алгоритмов |
4 | Составление задач с составлением двух и более пропорций | 4 | Решение задач, составление алгоритмов. |
5 | Установление формулы неизвестного вещества с использованием количественных данных | 1 | Решение задач, составление алгоритмов. |
6 | Решение качественных экспериментальных задач | 2 | Решение задач, составление алгоритмов. |
7 | Решение комбинированных задач | 2 | Решение задач, составление алгоритмов. |
8 | Итоговое занятие | 1 | Зачет, защита проектных работ |
Календарно-тематическое планирование (34)
№ | дата | Тема занятия |
1. 2. 3-4 |
Основные физические и химические величины Методы решения расчетных химических задач. Типовые примеры. Методы логических пропорций. Табличный метод. Алгебраический метод. | |
5 6-7 8 9 10 11-12 13 |
А) Расчет по химическим формулам 1.Вычисление относительной молярной массы вещества по его формуле. Вычисление массовых долей (в%) по формулам веществ. Кристаллогидраты. Количества вещества. Расчеты с использованием понятия « моль». 2.Закон Авогадро. Вычисления по формулам, связанным с молярным объемом газа. Газовые законы. 3.Молярный объем газа. Вычисление массы и объема газа при нормальных условиях. 4.Вычисление относительных плотностей газообразных веществ и их смесей. 5.Определение объемного состава газовой смеси . Объемная доля. В)Расчетные задачи по теме « Растворы» 6. Массовая доля растворенного вещества. Молярная концентрация раствора. Вычисления, связанные с пересчетом одних единиц концентраций растворов в другие. В) Расчеты, связанные с приготовлением растворов. Смешивание растворов разных концентраций и расчеты, связанные с этим. Правила «креста» | |
14 15-16 17-19 20-23 24 |
1.Решение задач с составлением одной пропорции. Составление алгоритма решения. Вычисление массы одного из исходных или образующихся веществ по известной массе(объему) другого. 2.Расчеты с учетом избытка одного из исходных веществ с применением способа решения по числу молей (1-3уровни сложности). 3.Вычисление массы (или объема) продукта реакции по известной массе(или объему) исходного вещества, содержащего примеси. Составление алгоритма решения. Решение задач 1-3 уровня сложности 4.Вычисление выхода продукта реакции в процентах от теоретически возможного. Восстановление алгоритма решения. Решение задач 1-3 уровня сложности. 5.Вычисление объемных соотношений в реакциях между газами | |
25-26 27-28 |
1.Решение задач по уравнениям нескольких последовательных реакций. Составление стехиометрических схем. Вычисления, связанные с мольными расчетами. 2. Расчеты по уравнениям одновременно протекающих реакций. | |
29 |
| |
30-31 |
| |
32-33 |
| |
34 |
|
Требования к знаниям и умения обучающихся.
После изучения данного курса обучающиеся должны овладеть следующими навыками расчетов:
-количества вещества и объема газообразного вещества;
-массовой доли элемента в сложном веществе;
-количества вещества и массы для одного из реагентов или продуктов;
-объема газообразного реагента или продукта;
-с использованием понятий об избытке и недостатке реагента и о практическом выходе продукта;
-задач на примеси;
-решение задач различными способами.
После изучения данного курса обучающиеся должны уметь:
-выписывать из условия задачи все числовые данные, учитывая общепринятые обозначения и размерности
-формулировать вопрос задачи;
-составлять схемы и уравнения реакций;
-дополнять условия задачи справочными данными( молярный объем, молярные массы, число Авогадро и т.д.)
-выбирать необходимые для расчета формулы;
-в результате математических преобразований получать окончательную формулу для расчета искомой величины
-делать проверку полученной формулы;
-делать расчет и получать численный ответ
- решать задачи, используя методы решения логических пропорций, а также табличный и алгебраический методы;
-научиться пользоваться дополнительной литературой;
-решать задачи различного уровня сложности
Литература:
Хомченко Г.П. Хомченко И.Г. Задачи по химии
Хомченко Г.П. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы.
Хомченко Г.П. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для поступающих в вузы
Хомченко Г.П. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии алгебраическим способом.
Воловик Н. Сборник задач по неорганической химии.
Штремплер Г.И. Методика решения расчетных задач по химии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ мероприятий по проведенной Неделе химии в МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района Республики Саха (Якутия)
С 10 мая по 19 мая 2011года в МОУ СОШ № 10 была проведена «Неделя химии». Для проведения Недели химии был составлен план проведения мероприятий( прилагается), дата проведения и назначены ответст...

План проведения Недели химии в МКОУ СОШ № 10 п. Лебединый Алданского района Республики Саха ( Якутия)
В данном документе подробное планирование мероприятий, проведенных в рамках Недели химии в школе, а также сценарии мероприятий. Анализ данной Недели в отдельном документе " Анализ Недели химии в МКОУ ...

Программа элективного курса биологии "Решение задач повышенной сложности по генетике"
Элективный курс по генетике предназначен для учащихся 11 класса, занимающихся подготовкой к ЕГЭ....

Рабочая программа элективного курса «Решение расчетных задач по органической химии». Модуль 1.
Данный элективный курс предназначен для учащихся, обучающихся в классах гуманитарного профиля. Особенность этих классов- меньшее, по сравнению с типовой программой, количество часов, отводимое на изуч...

Статья учителя английского языка МБОУ СОШ №36 г. Томмот Алданского района Республики Саха (Якутия) Огренчук Людмилы Михайловны Эвристическое обучение иностранным языкам
Основной характеристикой эвристического обучения является создание школьниками образовательных продуктов в изучаемых предметах и...

Рабочая программа элективного курса "Методика решения задач повышенного уровня"
Рабочая программа элективного курса "Методика решения задач повышенного уровня"...

Рабочая программа элективного курса «Методы решения задач повышенной сложности по физике» 11 класс
Программный материал рассчитан для учащихся 11 классов на 1 учебный час в неделю, всего 34 часа. Настоящая программа позволяет более глубоко и осмысленно изучать практические и теорети...