Сохранение, возрождение и развитие народных промыслов и ремесел как один из способов развития функциональной грамотности учащихся
методическая разработка

Арюна Халзанова

В рамках реализации  воспитательной работы по направлению «Духовно-нравственное воспитание» и  по инициативе Иволгинского дацана в школе началась работа по сохранению и  возрождению  бурятских традиций и ремёсел.  В условиях реализации требований нового Стандарта возникла необходимость рассмотрения вопросов  по созданию необходимых условий личностного развития детей, их адаптации к жизни и в обществе, а так же приобретению положительного опыта взаимодействия со многими «Я» в различный видах деятельности (Человек, Семья, Отечество, Мир, Труд, Земля, Знания, Культура).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx18.62 КБ
Файл po_publikatsii_hayu.pptx1.01 МБ

Предварительный просмотр:

Сохранение, возрождение и развитие народных промыслов и ремесел как один из способов развития функциональной грамотности учащихся.

Инициативная группа :

 Халзанова А.Ю – учитель бурятского языка и литературы.

 Очиров Ж.Д.- учитель технологии.

 Будаева З.Г.-учитель технологии и изо.

 Социальные партнёры : МО СП «Жаргаланта».

           Дом Культуры с.Жаргаланта.

           ТОС « Заншал».

                                            Краткая аннотация.

В рамках реализации  воспитательной работы по направлению «Духовно-нравственное воспитание» и  по инициативе Иволгинского дацана в школе началась работа по сохранению и  возрождению  бурятских традиций и ремёсел.  В условиях реализации требований нового Стандарта возникла необходимость рассмотрения вопросов  по созданию необходимых условий личностного развития детей, их адаптации к жизни и в обществе, а так же приобретению положительного опыта взаимодействия со многими «Я» в различный видах деятельности (Человек, Семья, Отечество, Мир, Труд, Земля, Знания, Культура).

        Основное внимание при решении вопросов развития личности обучающихся  направлено на опосредованное педагогическое воздействие, на взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в различных направлениях деятельности.

Активное включение детей и молодёжи в сферу восстановления народных традиций также говорит о целенаправленной перспективной методике по воспитанию позитивного отношения к местным культурным традициям.

         Цели и задачи.

Цель проекта – возрождение народных традиций села, выявление юных талантов из села и обучение их традиционным народным ремёслам, осуществление в современных условиях преемственных связей поколений; приобщение подрастающего поколения и различных слоев населения  к ценностям традиционной народной культуры.

Для достижения поставленных целей программа по возрождению народных ремёсел  предусматривает решение ряда задач:

- распространение достижений традиционной народной культуры на культурное пространство  Селенгинского района;

- сохранение и восстановление разнообразных видов и форм традиционной народной культуры, определяющих самобытность культуры   села Жаргаланта;

— отработка методов и форм внедрения традиций народной культуры в современную культурную практику и общественную жизнь:

 - поддержка художественного творчества, творческих инициатив, талантов села;

- развитие сферы культурно-досуговой и культурно-просветительской деятельности;

 - выполнение целевых районных программ возрождения народной традиционной культуры, развития культуры села и музыкально-художественного образования.

 

         

                                Сроки реализации проекта:

 Подготовительный этап : октябрь-ноябрь 2018 года.

  • Поиск социальных партнёров, создание Мастерской, выявление проблем.

 Основной этап :

  • декабрь- май 2019 года.

                             Содержание проекта.

Осенью 2018 года на базе  нашей  школы была создана Мастерская по выделке овчины.

Работа Мастерской   направлена на организацию  исследовательской деятельности с детьми по изучению бурятских ремёсел и на самореализацию творческого потенциала  детей и взрослых жителей села. Мастерская проводит встречи юных исследователей со старожилами села для изучения истории занятия выделкой шкур, шитья жилеток.

Результаты работы Мастерской значительны. Дети в раннем возрасте приобщаются к народной культуре, вырабатывающей у ребёнка жизненный и эстетический опыт. Программа  актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладения основами творческой деятельности, даёт возможность каждому реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

         В рамках программы реализуются идеи обогащения внутренней культуры, учёта особенностей культуры своего народа, региональной культуры, удовлетворения познавательных потребностей, организации досуга большой части жителей села.

Для участников Мастерской созданы благоприятные условия для творческой работы   на основе совершенствования арсенала средств обучения.

Составной частью работы Мастерской по  сохранению народных традиций является поддержка народных художественных ремёсел и мастеров прикладного творчества. Наиболее распространёнными видами в нашем селе являются выделка овчины, валяние  из шерсти, шитье жилеток. Главной, определяющей чертой народного искусства является коллективный характер, это, прежде всего, проявляется в преемственности многовековых традиций. Народные мастера на протяжении веков использовали секреты мастерства, орнаменты, художественные образы, сюжеты, передаваемые им родителями, односельчанами.     В результате поиска и отбора методов и форм внедрения народных традиций  и ремесел в современную культурную практику и общественную жизнь были определены следующие перспективные направления деятельности Мастерской:

– экскурсионно-выставочная деятельность (проведение экскурсий, выставок, конкурсов);

– образовательно-досуговая деятельность (проведение мастер-классов, занятий по овладению основами народных промыслов и ремесел);

– изготовление подарочной и сувенирной продукции с использованием тематики народной художественной культуры.

Все эти направления апробированы на практике и по-своему уникальны.

Экскурсионно-выставочная деятельность позволяет привлекать разновозрастное население, жителей села.

Образовательно-досуговая деятельность ведется путем привлечения различных возрастных и социальных категорий граждан к участию в мастер-классах, кружках.

Для того  чтобы сохранить этот многовековой пласт народной культуры на селе необходимо:

-  пропагандировать мастерство народных умельцев через местную прессу и телевидение, интернет-сайты;

- осуществлять преемственность поколений  через приобщение к народному творчеству младшее поколение нашего  села и района.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения деятельности:

     В результате работы по проекту  обучающимися должны быть достигнуты следующие результаты освоения основной образовательной программы основного  общего образования:

личностные:

1) иметь развитые личностные качества, творческое отношение к деятельности;

2) владеть культурой общения в коллективе и общепринятыми нравственными нормами поведения;

3) выработать потребность к труду, способность к  сотрудничеству;

4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

метапредметные:

1)    освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

2)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

3)    готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон.

4) готовность социализироваться во взрослой жизни.

предметные:

  1. уметь планировать  свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  2. адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, сверстников;
  3. уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия;
  4. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Формы подведения итогов реализации проекта:

    1.  Выставки

   2. Мастер-классы для желающих.

   3. Выделка, валяние  и шитьё на заказ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ Жаргалантуйская ООШ Халзанова А.Ю., учитель бурятского языка и литературы Сохранение, возрождение и развитие народных промыслов и ремесел как один из способов развития функциональной грамотности учащихся

Слайд 2

Инициативная группа: Халзанова А.Ю. – учитель бурятского языка и литературы Очиров Ж.Д. - учитель технологии Будаева З.Г. - учитель технологии и ИЗО Социальные партнёры : МО СП «Жаргаланта» Дом Культуры с.Жаргаланта ТОС « Заншал»

Слайд 3

Краткая аннотация В рамках реализации воспитательной работы по направлению «Духовно-нравственное воспитание» и по инициативе Иволгинского дацана в школе началась работа по сохранению и возрождению бурятских традиций и ремёсел. В условиях реализации требований нового Стандарта возникла необходимость рассмотрения вопросов по созданию необходимых условий личностного развития детей, их адаптации к жизни и в обществе, а так же приобретению положительного опыта взаимодействия со многими «Я» в различных видах деятельности. Основное внимание при решении вопросов развития личности обучающихся направлено на опосредованное педагогическое воздействие, на взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в различных направлениях деятельности. Активное включение детей и молодёжи в сферу восстановления народных традиций также говорит о целенаправленной перспективной методике по воспитанию позитивного отношения к местным культурным традициям.

Слайд 4

Цель проекта: возрождение народных традиций села, выявление юных талантов из села и обучение их традиционным народным ремёслам, осуществление в современных условиях преемственных связей поколений; приобщение подрастающего поколения и различных слоев населения к ценностям традиционной народной культуры.

Слайд 5

Задачи исследования : - распространение достижений традиционной народной культуры на культурное пространство Селенгинского района; - сохранение и восстановление разнообразных видов и форм традиционной народной культуры, определяющих самобытность культуры села Жаргаланта; - отработка методов и форм внедрения традиций народной культуры в современную культурную практику и общественную жизнь; - поддержка художественного творчества, творческих инициатив, талантов села; - развитие сферы культурно-досуговой и культурно-просветительской деятельности; - выполнение целевых районных программ возрождения народной традиционной культуры, развития культуры села и музыкально-художественного образования.

Слайд 6

Сроки реализации проекта: Подготовительный этап : октябрь-ноябрь 2018 года Поиск социальных партнёров, создание Мастерской, выявление проблем. Основной этап : декабрь- май 2019 года

Слайд 7

Содержание проекта Осенью 2018 года на базе нашей школы была создана Мастерская по выделке овчины. Работа Мастерской направлена на организацию исследовательской деятельности с детьми по изучению бурятских ремёсел и на самореализацию творческого потенциала детей и взрослых жителей села. Мастерская проводит встречи юных исследователей со старожилами села для изучения истории занятия выделкой шкур, шитья жилеток сээжэбшэ . Проект актуален, поскольку является комплексным, вариативным, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров. В рамках проекта реализуются идеи обогащения внутренней культуры, учёта особенностей культуры своего народа, региональной культуры, удовлетворения познавательных потребностей, организации досуга большой части жителей села. В результате поиска и отбора методов и форм внедрения народных традиций и ремесел в современную культурную практику и общественную жизнь были определены следующие перспективные направления деятельности Мастерской: – экскурсионно-выставочная деятельность (проведение экскурсий, выставок, конкурсов); – образовательно-досуговая деятельность (проведение мастер-классов, занятий по овладению основами народных промыслов и ремесел); – изготовление подарочной и сувенирной продукции с использованием тематики народной художественной культуры. Все эти направления апробированы на практике и по-своему уникальны. Экскурсионно-выставочная деятельность позволяет привлекать разновозрастное население, жителей села. Образовательно-досуговая деятельность ведется путем привлечения различных возрастных и социальных категорий граждан к участию в мастер-классах, кружках.

Слайд 8

Личностные результаты освоения деятельности : 1) иметь развитые личностные качества, творческое отношение к деятельности; 2) владеть культурой общения в коллективе и общепринятыми нравственными нормами поведения; 3) выработать потребность к труду, способность к сотрудничеству; 4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Слайд 9

Метапредметные результаты освоения деятельности : 1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 2) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 3) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон; 4) готовность социализироваться во взрослой жизни.

Слайд 10

П редметные результаты освоения деятельности : 1) уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; 2) адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, сверстников; 3) уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия; 4) договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Слайд 11

Формы подведения итогов результатов проекта: 1. Выставки 2. Мастер-классы для желающих 3. Выделка, валяние и шитьё на заказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Опыт работы внеурочной деятельности по сохранению и развитию народных промыслов Гжели"

         Считаю, что работа по сохранению народных художественных промыслов должна вестись системно и последовательно, только тогда она сможет принести свои плоды. Имен...

Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности учащихся

Работа с текстом   как основной способ развития  функциональной грамотности учащихся. Материал можно использовать для самостоятельного изучения, а также для выступления на методическом ...

Выступление на Педагогическом совете по теме "Критериальное оценивание как способ развития функциональной грамотности учащихся"

Выступление на Педагогическом Совете по теме: "Критериальное оценивание как способ развития функциональной грамотности учащихся"...

Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"

Презеньтация и  мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.Презентация к масте...

выступление на педсовете по теме "Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся".

Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием вне...

доклад на педагогическом совете, 2022 год Формирование и развитие навыков смыслового чтения в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования как один из показателей функциональной грамотности учащихся

Когда мы говорим о функциональной грамотности учеников, многие подразумевают такие предметы как математика, физика, информатика, история  и т. д., но мало кто знает, что смысловое чтение яв...