«Развитие духовно – нравственной личности через внеурочную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ»
учебно-методический материал

Работа по духовно – нравственному воспитанию проводится системно, нравственный аспект присутствует в каждом направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0006a61f-2a258b94.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребёнок » г. Смоленска».

 «Развитие духовно – нравственной личности через внеурочную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ»

Учитель Исаева Е. С.

                                                 

2018 год.

Требования ФГОС объединяются в рамках федерального государственного стандарта, утвержденного органами власти, уполномоченными регулировать политику в сфере образования, воспитания.  Результаты освоения программы не должны быть ниже указанных в ФГОС, требования  ФГОС – основа, благодаря которой у воспитанников есть возможность перехода от одного уровня развития  к  другому.  Если предыдущие требования опирались на знания, умения и навыки, то последние требования – это воспитание. На главную позицию ставится развитие личности учащихся, огромное внимание уделяется личностным результатам. Вопрос духовно – нравственного воспитания является одной из ключевых проблем, стоящим перед обществом и государством в целом. В ФГОС духовно – нравственное развитие, воспитание и социализация учащихся определены как задачи  первостепенной важности. Наши дети относятся к категории умственная отсталость, и   в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо носят поверхностный характер. Они узнают правила морали от взрослых, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами или воспользоваться ими. Поэтому умственно отсталые дети по неразумению, либо по неустойчивости нравственных понятий,  из – за внушаемости, часто поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия. Наша задача помочь усвоить общепризнанные нормы морали.

При организации работы по духовно – нравственному воспитанию выделяют следующие направления:

ценностно ориентировочная деятельность. С детьми проводится занятия на темы: «Символы России», «Моя семья» и т.д. Внимание уделяется формированию ценностей – Родина, дружба, семья, взаимопомощь.

трудовая и общественно – полезная деятельность. Осуществляется через дежурство по классу. Проводятся занятия на темы: «В мире профессий», «Труд взрослых в школе», «Я – дежурный в классе».

художественно – эстетическая деятельность. Включает в себя организацию и проведение праздников, сотрудничество с библиотекой.

спортивно оздоровительная деятельность. Основой этого направления является привитие санитарно – гигиенических навыков, воспитание потребности в ЗОЖ.

коллективная деятельность. Обучение детей нравственным нормам продолжается  в совместной деятельности, которая учит ответственности, учит уступать друг другу, воспитывает чувство взаимопомощи.

экологическая деятельность. Предполагает формирование основ экологической культуры, воспитание уважения к природе, обучение экономичному использованию природных ресурсов.

Работа по духовно – нравственному воспитанию проводится системно, нравственный аспект присутствует в каждом направлении.

Ребята нашего класса перешли в среднее звено школы – это серьезное испытание, перешли в новое школьное здание, класс, у них появились новые учителя, новый классный руководитель, стали  приобретать новый социальный опыт,  Стресс при переходе в шестой класс проявляется неминуемо, учащимся пришлось к каждому учителю приспособиться. Неудивительно, что в подобной ситуации у многих учащихся снижается уровень воспитанности, спокойные, дружные они меняются до неузнаваемости. В поведении детей наблюдались негативные проявления:

- снижение интереса к учебе        

- напряженные отношения в классном коллективе

- повышенная тревожность

- непредсказуемые реакции

- отстранение от взрослых

Наша задача – воспитание в детях нравственных норм поведения в разнообразных жизненных ситуациях. Духовно – нравственное становление детей и подростков, подготовка их к самостоятельной жизни – важнейшая составляющая развития личности. Духовность и нравственность – это приоритетные ценности, которые являются ключевой задачей  современной государственной политики.

Особую значимость приобретают занятия, связанные с этической проблематикой и вопросами культуры поведения. Воспитание личностной культуры включает занятия, которые формируют личностные качества человека: доброту, честность, бережливость, аккуратность, трудолюбие, ответственность. Формирование культуры взаимоотношений на конкретных примерах, доступных детскому восприятию, раскрывает сущность отношений между людьми. Необходимо дать детям представление о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими их людьми, раскрыть их нравственную сущность. Нравственная сущность взаимоотношений заключается в умении через призму собственного восприятия постичь внутренний мир другого человека. Самый благодарный материал – литературные образы, поэтому на занятиях мною используются произведения детской художественной литературы. Так на классном часе "Как научиться быть ответственность за свои поступки" обсуждали рассказ  «Честное слово». 

Благодаря художественному образу ребенок начинает оценивать себя – свои мысли, поступки, отношения с другими людьми. Анализ поступков  литературных героев, помогает ребенку разобраться в поступке, понять мотивы, дать правильную нравственную оценку. В результате такой работы формируется умение оценивать других и критически относиться к себе.

Помимо воспитания личностной культуры и культуры взаимоотношений, необходимо проводить занятия о «правилах хорошего тона». На этих занятиях нужно осваивать нормы и правила поведения в школе, на улице, в общественном месте. Усвоение каждой нормы требует определенного уровня обобщения жизненной ситуации. Ребенок постоянно накапливает представления о хороших и плохих поступках, учится устанавливать их взаимосвязь с окружающими ситуациями и нравственными качествами. Отношения ребенка к нормам и правилам проходит путь от информации о них до понимания их смысла и обязанности выполнения на основе внутреннего принятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса по внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС 5 класс «Занимательная химия»

Актуальность Внеурочная деятельность с пятиклассниками в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта необходимо организовать  для обеспечения досуга, кото...

Реализация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Выступление на педсовете "Реализация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО"....

«Проектирование личностного и духовно – нравственного развития обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС»

В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно - исторических и гражданско-патриотических традиций и устойчивому развитию общества. В этих условиях особую...

Консультация для родителей по реализации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Материал содержит консультацию для родителей по реализации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ....

ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЫ ЗАНЯТОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ОО

ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЫ ЗАНЯТОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ОО...

Статья "Воспитание духовно- нравственной культуры через внеурочную деятельность"

Статья "Воспитание духовно- нравственной культуры через внеурочную деятельность"...