Выступление на тему "Формирование духовно-нравственных ценностей через внеурочную деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС"
статья
Предварительный просмотр:
Формирование духовно-нравственных ценностей
через внеурочную деятельность обучающихся
в условиях реализации ФГОС
В наше время перед школой встает ряд проблем, касающихся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому, как губка, впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни.
В связи с этим, проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. Возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано, прежде всего, с воспитанием человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.
Об актуальности духовно-нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Поэтому появилась необходимость выделения духовно-нравственного воспитания в особую воспитательную область.
Все сказанное учитывается в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребенка. В связи с этим главную роль в процессе становления личности школьника занимает школа и конкретно классный руководитель.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся является внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в общественно-полезной деятельности.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития учащимися своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, обеспечение индивидуальных потребностей школьников.
Задачи внеурочной деятельности:
- включить каждого учащегося в учебно-познавательную и творческую деятельность;
- стимулировать развитие учащегося как активного, самостоятельного и творческого деятеля в социуме;
- способствовать формированию базовых компетентностей школьников.
Планируя организацию внеурочной деятельности, мы используем имеющиеся в школе условия и опыт проведения внеурочных занятий, а также сложившуюся систему воспитательной работы.
В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность в нашей школе организована по следующим направлениям:
- спортивно-оздоровительное;
- духовно-нравственное (патриотическое);
- общекультурное (художественно-эстетическое);
- общеинтеллектуальное;
- социальное (общественно-полезная деятельность).
Как же представлены вышеназванные направления в нашей школе?
Направление развития личности | Спектр программ внеурочной деятельности |
Спортивно-оздоровительное | Секции «Мини-футбол», «Баскетбол», «Дзюдо», «Теннис» Курс «Уроки здоровья» |
Духовно-нравственное | Курс «Основы светской этики» Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Курс «История казачества» |
Социальное | Отряд ЮИД Отряд волонтеров Школьная служба примирения Факультатив «Мир психологии» Курс «Мир профессий» |
Общеинтеллектуальное | Факультативы по предметам: математике, русскому языку, информатике, обществознания, физики, биологии, астрономии |
Общекультурное | Объединение «Волшебная кисть» Хореографический кружок Кружок вокального пения |
Спортивно-оздоровительное направление представлено секциями «Мини-футбол», «Баскетбол», «Дзюдо», «Теннис» преподаватели Безуглов В.П., Востриков В.В., Данилейченко И.П.
Духовно-нравственное направление передается через курсы «Основы светской этики», педагог Ефремова А.Ю., «Основы духовно-нравственной культуры народов России» - Финогентова И.В., «История казачества» - Заиченко Т.В.
Общекультурное направление внеурочной деятельности представлено объединением «Волшебная кисть», преподаватель Бальевич Д.Ю., занятиями хореографического кружка и кружка вокального пения, руководители – работники Дома культуры с.Нины Медведева Н.В. и Корендюгина И.Н.
Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности представлено факультативами по предметам: математике, русскому языку, информатике, обществознания, физики, биологии, астрономии, геграфии.
Социальное направление (общественно-полезная деятельность) представлено отрядом ЮИД, руководитель Сибиш Е.Н., отрядом волонтеров, Школьной службой примирения – Жеребкова Т.В., курс «Мир профессий» - Тамазина Е.В.
Внеурочная деятельность организуется через такие формы, как экскурсии, круглые столы, олимпиады, соревнования, общественно полезные практики, проведение субботников, работа на пришкольном участке, участие в акциях.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням:
- Первый уровень - приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем.
- Второй уровень - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса. Достигается в дружественной детской среде.
- Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Для достижения данного уровня значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы.
Однако чтобы реализовать все задуманное, мало одного только желания. Необходимы три составляющие: кадры, материально-техническая база и финансирование.
Проблемы внеурочной деятельности
Фактор риска | Возможные пути решения |
Отсутствие достаточного финансирования внеурочной деятельности | Использование средств стимулирующего фонда |
Отсутствие или недостаточное количество в школе необходимых специалистов, удаленность школы от учреждений дополнительного образования | Привлечение специалистов дополнительного образования, сотрудничество с родителями учащихся |
Недостаточное количество помещений в школе для организации внеурочной деятельности | Проведение занятий на базе помещений социальных партнеров |
В заключении хотелось бы отметить, что духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса, а внеурочная деятельность позволяет создать единое образовательное пространство и эффективно решать как содержательные, так и организационные проблемы.
Главная задача школы – сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика. Ведь именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: «…Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности духовно-нравственного воспитания на уроках математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования.
Связь духовно - нравственного воспитания и преподавания математики....
Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.
Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год)....
Формирование духовно – нравственной личности школьника во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
Программа воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, гражданственн...
Духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся в условиях реализации ФГОС
Духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся в условиях реализации ФГОС:1. Тема: Духовно-нравственные основы воспитания гражданина2. Тема Методы и приёмы педагогической раб...
Доклад тема:"Формирование духовно-нравственных ценностей на уроке и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС" педсовет
Мы гордимся своими достижениями, но не собираемся на этом останавливаться: будем совершенствовать работу, стараясь приобщать детей к увлекательному миру хорового пения, даря радость совместного творче...
Проектная работа «Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.»
В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывают недостаточны для общего развития. Отсюда возникает необходимость в неп...
Тема по самообразованию: «Духовно- нравственное воспитание на уроках музыки в условиях реализации ФГОС» 2022-2023 гг.
Демонстрация опыта работы - тема по самообразованию....