Анализ работы учителей естественно-математического цикла ШМО в условиях дистанционного обучения
методическая разработка

Анализ работы учителей естественно-математического цикла ШМО в условиях дистанционного обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ работы ШМО учителей естественно-математического цикла в условиях дистанционного обучения.

Работа ШМО направлена на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого предметника, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в итоге - на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития каждого учащегося. 

Процесс обучения в дистанционном формате требует от учителя широкого кругозора - в тех же IT компетенциях, понимания философии образования, знания и владения современными педагогическими технологиями, рефлексивных и прогностических умений в быстро меняющихся условиях.

При организации дистанционного обучения учителям ШМО пришлось столкнуться с рядом трудностей как технического характера (от оснащения до работы сайтов -зависали платформы), так и при проектировании образования не как краткого конспекта учебного содержания, а как учебной деятельности, им, педагогом, сопровождаемую.

Недостаточные IT-компетенции тоже имели место быть. Были различные трудности и у обучающихся, и у родителей - необходимость перенести весь образовательный процесс в онлайн-формат застала врасплох и многих родителей.

В целом, все участники образовательного процесса включились в формат дистанта. Но очевидно, что в одночасье не может быть все идеально, приходится быстро перестраиваться, менять подходы. А сам процесс получения образования/обучения в таком формате становится более утомительным, так как требует сосредоточенности, внимания, больше трудовых и временных затрат.

Следует отметить ответственное отношение к работе всех педагогов. Нам пришлось осваивать в быстром темпе  новые подходы, технологии обучения в таком формате. Учителя ШМО проводили занятия на различных платформах, сайтах, по телефону (см табл) и принимали д.з. с разных ресурсов в разном формате. Не считаясь со временем, здоровьем.

Что касается организации и готовности всех этих платформ Zoom,МЭШ, РЭШ , Учи.ру и прочих - очевидно, что они были не готовы к такой внезапной нагрузке и не рассчитаны на одновременное подключение такого количества пользователей. Особенно в первые дни, когда были технические сбои, появилось множество и разнообразие рекомендаций, что и как делать. А в итоге каждый учитель, фактически, остался один на один с множеством вопросов и задач, которые надо было решать одновременно и сразу.  Ведь  нужно огромное количество времени, чтобы регистрироваться на разных платформах, разобраться в их содержании и т.д., адаптировать материал, а детям успеть сдать все вовремя и правильно и т.д. Не забывая/теряя пароли, логины. Кроме того, менялись требования: то сдаем экзамены, то не сдаем. Специфика каждого предмета тоже налагает свои особенности.

Но, на сегодняшний день, на наш взгляд, педагогами ШМО накоплен бесценный опыт работы в формате дистанта и карантина. У каждого педагога  наработаны свои изюминки, лайфхаки, подходы.

Г.Н.Ш. провела целый ряд интересных видеоконференций, разъясняя учащимся сложный материал и  используя в работе различные ресурсы, способы и методы  изложения.

М. Н.Н. осуществляла дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, требуя выполнения заданий и используя в своей работе различные сайты, способы воздействия на не совсем радивых.

А. Л.И. очень рационально организовала работу в дистанте. Четко предъявляла свои требования. Как, в каком формате и когда и тд. Что, в конечном итоге, дисциплинирует учащихся, идет им на пользу при организации и планировании работы.

Были оперативно созданы группы в вайбер, помимо существовавших. Так, в 9б классе есть отдельная группа «9б. Уроки», где администратор ученик Б.А. Здесь ежедневно С.А. Ц. проводятся уроки математики и индивидуальные консультации.

Т.Д. Н., в тесном союзе с классными руководителями, постоянно будировала учеников, плотно общаясь с родителями отдельных 9-классников, добиваясь выполнения заданий каждым.

О.Н. Г. отмечала, что, когда записываешь видео или создаёшь дистанционное занятие, ты не можешь все предусмотреть - темп, нагрузку, реакцию детей. Некоторые ученики не могут нормально воспринимать занятия через экран. Чтобы записать 30 минутный урок уходит очень много времени для подготовки. В то же время эту запись можно использовать в следующий раз, и даже другим учителям. А это большой плюс, когда результаты твоего труда  видят и используют другие. К тому же это свидетельствует о профессионализме  педагога.

У части учеников Н.Д. Б.  ярче проявились творческие задатки. Дети писали проекты, присылали фотоотчеты готовых изделий или этапов работы, фото рисунков.

Кроме того, по всем предметам идут индивидуальные консультации с учащимися, которым требуется дополнительное разъяснение, или с теми, у кого не всегда есть интернет. Педагоги постоянно на связи с учениками и родителями. В начале обучения был просто шквал вопросов, звонков.  

Например, некоторым ученикам приходится выдавать и требовать выполнения заданий в личных сообщениях или даже родителю. Как правило, это срабатывает.

Тяжело принимать домашние задания в таком большом объеме и проверять их, давать обратную связь. Хотя, обратная связь от учеников была практически намного выше, чем на занятиях в школе.

Большую помощь в организации обучения детей оказали родители. Так, например, очень организованными показали себя родители учащихся 5б класса. Это контроль вовремя выполненных д.з., контроль занятий по расписанию, ведь дома детям сложнее себя организовать. Ребенок дома расслаблен и нужны дополнительные усилия, чтобы не потерять его из учебного процесса.

Таким образом, учителями ШМО проводится очень большая, сложная, порой невидимая, работа по обучению в условиях карантина и дистанта.

Исходя из опыта такой работы, можем отметить несколько существенных моментов:

*В процессе организации учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий большую роль играет помощь   родителей, их заинтересованность в результатах обучения ребенка. 

*Дистанционное образование вынудило обучающихся проявлять больше активной самостоятельности, то есть собственно учиться, а не ждать, что его научат. Ученик должен сам перерабатывать учебный материал, понять и запомнить его.

* Формат такого обучения выявил число ответственных учащихся в каждом классе. Которым не надо было напоминать, требовать и т.д.

* Дистанционное обучение строится на том, что обучающийся должен взять ответственность  за свое обучение на себя, что вызывает негатив у части учащихся и родителей.

Преимущества /эффективность дистанционного обучения  

1. Все участники образовательного процесса (учителя, учащиеся, родители) учились  новому формату обучения, общения.

2. Дистанционное образование — шанс воспитать ответственность и самостоятельность планирования и соблюдения распорядка дня.

3. Учащиеся могут повторять непонятную тему с помощью разных форматов, возвращаться к ней, ориентируясь на себя и на свой темп, попробовать для себя разные форматы изучения тем и предметов.

4. Невозможно забыть какие-то материалы дома, все учебники под рукой, обстановка комфортная.

5. Больше возможностей для углубленного изучения предмета,

Минусы/проблемы

1.IT-компетенции западают.

2.Самостоятельность выполнения дз (часть учащихся выполняет домашние задания  с ГДЗ или родители медвежью услугу оказывают).

3. Материально-техническое обеспечение

4. Длительная работа на компьютере (взаимодействие с электронным устройством) приводит к выраженному утомлению организма и у детей, и у учителей, т.к. она связана со зрительным, статическим, умственным и психологическим напряжением.

5. Нет моментальной обратной связи.  

6. Большое число платформ, сайтов из- за того, что: либо число предметов мало, либо содержание неполное.  Так, например, на Учи.ру нет геометрии. Геометрия на РЭШ содержит очень хорошие тренировочные задания и учащийся сразу получает отметку при их выполнении, но сайт зависает.  

7. Некоторые дети и родители заходят под ником, заходят с разных номеров, что тоже отнимает драгоценное время.

8. Не у всех есть доступ к сети или гаджет с качественным экраном.  

9. Д.з были в виде фото плохого качества, или в виде картинок jpeg, не одним файлом, поступали из разных источников -присылались на почту, в вайбер предметникам. Или классному руководителю по всем предметам, и приходилось дальше отправлять учителям.  

Выводы

1. Педагоги выдали программный материал в соответствии с календарно-тематическими планами. Электронные журналы  заполнены в соответствии с планом. Занятия проводились в соответствии с требованиями и утвержденным расписанием. Программы выполнены в полном объеме.

2. База должна даваться учителем только «глаза в глаза», все остальное хорошо только при наличии базы, полученной очно. Без мгновенной обратной связи вообще  большинство детей ничему нельзя качественно научить. ДО это один из инструментов.

3. Отсутствие живого общения  снижает уровень ответственности части учащихся. Также отрицательно сказывается на социализации ребенка.  

4. Дистанционное обучение открыло множество образовательных ресурсов и форматов, на которые раньше не все обращали внимание.

5. Знаний меньше, и они не такие качественные, как на полноценных уроках.

6. Все предметники дали свои адреса почт, номера телефонов- насколько это безопасно, вопрос открытый.

Рекомендации:

1. Регламентировать не только непрерывную длительность работы с экраном монитора, но и суммарную ее продолжительность в течение дня и недели.

2. Исключить использование смартфона для онлайн обучения (электромагнитное излучение, маленький экран, малый размер символов и изображений, невозможность соблюдения рациональной рабочей позы, сильное напряжение мышц шеи и плечевого пояса и др). Работа на смартфоне приведет к выраженному утомлению школьника и, в конечном итоге, отразится на состоянии его здоровья.

3. Без дополнительного технического обеспечения, без дополнительного обучения, без помощи специалистов учитель не сможет провести качественное дистанционное занятие для всех учеников.

4. Дз отправлять одним файлом (а не картинками 1jpeg, 2jpeg и т.д. или несколько фото) на один ресурс, например, в сетевой город.


Приложение

ФИО

Предмет

Классы

Платформы, сайты

Примечание

1

А.Л.И.

Химия, биол.

7-11

Группы в Вайбер

дз в виде рефератов, презентаций, ответов на вопросы

2

Б.Н.Д.

Изо, технология

5-8

Группы в Вайбер

дз в виде презентаций, проектов, ответов на вопросы, фото рисунков, изделий

3

Г.О.Н.

Математика, информатика

5-11

Группы в Вайбер, Учи.ру

дз в виде рефератов, презентаций, ответов на вопросы по информатике, дз по математике присылались на эл.почту, на телефон по вайбер

4

М.Н.Н.

Физика

7-11

Группы в Вайбер, Учи.ру

дз на эл.почту, на телефон по вайбер

5

Н.Т.Д.

математика

9

Discord, Группы в Вайбер

дз на телефон по вайбер

6

Ц.С.А.

математика

5,8,

9-11

Учи.ру, РЭШ, Группы в Вайбер, Телеграм

дз на эл.почту, на телефон по вайбер, телеграм

7

Ш. Г.Н.

математика

5,6

Учи.ру, РЭШ, ZOOM, Группы в Вайбер

дз на эл.почту, на телефон по вайбер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ ШМК учителей естественно-математического цикла 2012-2013 уч.год

Анализработы методического объединения учителей естественно-               математического цикла за 2012-2013 учебный год Тем...

Анализ МО учителей естественно-математического цикла за 2012-2013 учебный год

Анализ работы МО естественно-математического цикла за 2012-2013 учебный год...

Анализ МО учителей естественно-математического цикла за 2012-2013 учебный год

Анализ работы МО естественно-математического цикла за 2012-2013 учебный год...

Анализ работы ШМО естественно-математического цикла за 2015-2016 учебный год

Анализ деятельности школьного методического объединения за 2015-2016 уч. год, руководителем которого я являюсь с 2014 года...