Анализ работы ШМО естественно-математического цикла за 2015-2016 учебный год
материал на тему
Анализ деятельности школьного методического объединения за 2015-2016 уч. год, руководителем которого я являюсь с 2014 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_2016.docx | 35.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ работы школьного методического объединения учителей естественно математического цикла за 2015-2016 учебный год
Правдинский центр образования
Методическая деятельность педагогического коллектива школы – одно из главных направлений в жизнедеятельности образовательного учреждения. Именно профессиональный уровень педагогов школы, наличие инновационных процессов, работа над проблемами, существующими в образовательном учреждении, определяют качество образовательного процесса, его динамику и перспективы развития школы.
Методическая работа – это целостная многоуровневая, многофункциональная система взаимосвязанных действий, способствующих повышению профессионального уровня педагога.
В условиях модернизации образования педагоги осваивают новые идеи, содержание, направления деятельности. Особая роль при этом принадлежит методическим объединениям.
В 2015 – 2016 учебном году методическое объединение работало по теме: «Повышение эффективности урока и качества знаний учащихся в свете перехода на ФГОС второго поколения»
Перед ШМО были поставлены следующие задачи:
1. Формирование универсальных учебных действий учащихся на высоком уровне в соответствии с ФГОС ООО.
2. Повышение методического мастерства учителей, совершенствование методики преподавания предметов МО с применением новых технологий, позволяющих учащимся самостоятельно «добывать» знания.
3. Приоритетной остается работа по подготовке к итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов, работа с одаренными детьми, интенсивное вовлечение учащихся в разнообразную работу по предметам;
4. Создание постоянно действующих кружков, применение информационных технологий в процессе обучения на уроках и во внеурочное время.
5. Начать работу над реализацией методической темы школы через открытые уроки.
6. Улучшать совместную работу с МО учителей начальных классов по преемственности начальной школы и среднего звена.
7. Активизировать поиск бесплатных дистанционных конкурсов, чемпионатов и олимпиадах и привлекать учащихся к активному участию в них.
8. Интересные разработки размещать в сети Интернет, в т.ч. на сайте школе.
Данные задачи решались благодаря следующим формам методической работы: выступление на педсоветах, обмен педагогическим опытом и обобщение педагогического опыта, открытые уроки, самообразование, диагностика знаний, умений и навыков учащихся на всех ступенях образования.
В течение учебного года было проведено 5 заседаний, согласно плану работы ШМО. Учителя активно работали на протяжении всего учебного года. В сентябре 2015 года была проведена работа с документацией. Это и проверка наличия учебных программ, рассмотрение и утверждение рабочих программ учителей – предметников, УМК по предметам. Все УМК, используемые в образовательном процессе, соответствуют федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
В течение года на заседаниях ШМО рассматривали следующие вопросы:
- Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС (Прошкина Н.А.)
- Системно - деятельностный подход в преподавании математики как условие перехода на ФГОС. (Ремизова Е.Г.)
- Диагностика готовности педагога к введению ФГОС. Составление перспективного плана повышения квалификации учителей (Прошкина Н.А.)
- Требования ФГОС по сохранению здоровья учащихся (Микалин В.С.)
- Проектная деятельность - одно из условий системно - деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС (Летка Ю.А.)
- Преемственность между начальной ступенью обучения и основной школой в условиях введения ФГОС (Прошкина Н.А.)
- Изучение нормативных документов и методических рекомендаций по итоговой аттестации (Летка Ю. А.)
- Использование ИКТ при подготовке к ЕГЭ (Прошкина Н.А.)
- Эффективность системы работы со слабоуспевающими учащимися (учителя-предметники)
- Обмен опытом между учителями - предметниками по вопросу использования ЭОР в своей профессиональной деятельности (учителя-предметники)
Вопросы, вынесенные на заседания ШМО, позволили учителям расширить и углубить свои знания в области педагогики и методики преподавания, подробнее изучить опыт своих коллег, пополнить свою методическую копилку.
За данный учебный год двое учителей методического объединения прошли курсы повышения квалификации по ФГОС (Прошкина Н.А., Летка Ю.А.). Также учителя посещали различные спецкурсы: «Конструирование урока в соответствии с ФГОС», «Внеурочная деятельность», и семинары: по подготовке к сдаче ЕГЭ по физике, по электронным учебникам (и УМК), «Нормативно-правовое и учебно-методическое сопровождение подготовки учащихся к ГИА», «Практикум: Химия ОГЭ И ЕГЭ», «Изменение экзаменационной модели ОГЭ и ЕГЭ по химии», «Адаптивная физическая культура» и др. в течение учебного года.
Совершенствование профессиональных качеств педагогов происходит и через самообразование. Каждый учитель работает над определённой методической проблемой по личному образовательному плану, изучает нормативные документы и методическую литературу. Можно отметить более серьёзный подход к выбору и реализации тем самообразования учителей в рамках методической темы школы. Возрос уровень мотивации у ряда педагогов к овладению новыми технологиями в образовании и внедрении их в урочную деятельность. В течение года были подготовлены и проведены открытые уроки:
- «Жизнедеятельность клетки» - урок биологии в 5-ом классе (учитель Летка Ю.А.);
- «Свойства арифметического квадратного корня» - урок алгебры в 8-ом классе (учитель Прошкина Н.А.);
- «Первая доврачебная помощь пострадавшим и ее значение» - урок ОБЖ в 8-ом классе (учитель Микалин В.С.).
Все уроки спроектированы технологически верно, в соответствии с требованиями ФГОС. Учителям даны рекомендации к улучшению организации уроков.
Учителя естественно – математического цикла стремятся повышать качество знаний учащихся через использование ИК - технологий. Проникновение в учебный процесс компьютерной коммуникации как одной из составляющей процесса информатизации образования.
Двое учителей приняли участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Учитель здоровья - 2016» Летка Ю.А., Прошкина Н.А. По итогам Прошкина Н.А. стала призером муниципального этапа (2-е место), Летка Ю.А. приказом Комитета по образованию Администрации муниципального образования город Новомосковск объявлена благодарность за участие. Также эти же учителя приняли участие в заочном конкурсе «Мой лучший урок по ФГОС» (номинация «Разработка технологической карты урока») в рамках проекта «Всероссийские конкурсы профессионального мастерства», реализуемого Издательством «Эффектико-пресс». Прошкина Н.А. награждена дипломом II степени и получила свидетельство об авторской публикации технологической карты урока в сетевом издании «Образование: эффективность, качество, инновации». Летка Ю.А. получила Сертификат участника.
Учителями – предметниками ведётся работа с сильными и одарёнными детьми, через привлечение их к участию в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
К сожалению, уже несколько лет призовые места на районных олимпиадах по предметам ребята не занимают. Несмотря на активную работу, которую проводят учителя по подготовке учащихся к олимпиадам. По результатам школьного этапа Всероссийской олимпиады следующие учащиеся приняли участие в муниципальном этапе:
Жданова А. – математика 25 баллов (участник),
Степанова С. – физическая культура 56 баллов (участник),
Сорока К. – ОБЖ 125 баллов (участник),
Шуленин Д. – ОБЖ 52 балла (участник),
Микалина А. – биология 42,5 балла (участник).
Учителям – предметникам необходимо продолжить работу по повышению качества подготовки детей к районным олимпиадам.
В этом учебном году также учителя методического объединения приняли активное участие в подготовке учащихся к конкурсам и мероприятиям различного уровня.
Учащиеся школы приняли участие в городских соревнованиях «Школа безопасности» (финал состоится в сентябре 2016г). В открытом первенстве города Новомосковска по стрельбе из пневматического оружия сборная школы вышла в финал и заняла 5 место среди участников. Ермаков Д. – учащийся 9-го класса - занял 3-е место в личном зачете в младшей возрастной группе. Также сборная школа приняла участие в областном фестивале спорта и искусств «Русская зима 2016» в составе 10 человек.
Федорова В. под руководством Летка Ю.А. приняла участие в Региональной викторине «По страницам Красной книги» и получила сертификат участника. Также под руководством Летка Ю.А. ученица 8-го класса Сорока К. разработала мультимедийную презентацию для участия в конкурсе «Мы выбираем здоровье!»
Прошкина Н.А. подготовила участника конкурса «Подвиг героев бессмертен» в номинации «Макет (рисунок) мемориальной доски», Вандышев В. занял второе место среди участников.
В октябре 2015 года 15 учащихся с 5-го по 11-ый классы приняли участие в Международном математическом конкурсе «Ребус». Все 15 участников отмечены сертификатами. Наибольшее количество баллов – 10 из 15 – набрали учащаяся 8-го класса Сорока К. и учащийся 11-го класса Шуленин Д.
В течение учебного года учителя-предметники провели большую работу по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах. Учителя предметники использовали различные подходы для подготовки ребят к экзаменам. Проводили тренировочные и диагностические работы ГИА и ЕГЭ по математике. Подготовка проводилась на уроках и после уроков. Учащиеся 11 класса принимали участие в диагностическом тестировании по математике, физике с целью подготовки к ЕГЭ. Классные руководители провели родительские собрания, на которых ознакомили учеников и их родителей с порядком проведения экзаменов и критериями выставления баллов. Учителя предметники знакомили учащихся с правилами оформления работ, порядком заполнения специальных бланков, т.к. это требует определенной точности и аккуратности. Работа в течение года проводилась очень большая. Результаты в итоге были хорошие.
Экзамен в 9 классе по математике показал, что уровень обученности составляет 100%, а качество 33 %. Экзамен в 11 классе по математике показал, что все учащихся справились с экзаменом, и не пересдавали его в дополнительные сроки. Экзамен по физике в 11 классе сдавал 1 человек и показал хороший результат 54 балла (отметка 4). Экзамены по биологии, химии и географии в 9-ом классе показали 100%-ный уровень обученности, но 0% качества.
Результаты на конец 2015-2016 учебного года по предметам представлены на диаграммах (вместе с результатами прошлого учебного года):
Как видно из диаграмм, качество знаний по предметам математика, алгебра, геометрия, физика увеличилось, а по химии, биологии, географии, физкультуре, информатике понизилось. Следует обратить внимание на качество преподавания данных предметов.
Интересно проследить динамику качества знаний учащихся 8-го и 9-го класса за два года (именно в этих классах списочный состав учащихся не менялся в течение этого времени):
Видно, что сильно упало качество знаний по географии в обоих классах, информатике и химии в 9-ом, по биологии в 8-ом классе. По информатике и географии произошла смена учителя в данных классах, что частично объясняет данную картину. Но требуется уделить особое внимание данным предметам. По физике в 8-ом классе, ОБЖ в обоих классах и биологии в 9-ом произошел хороший рост качества знаний учащихся.
Подводя итоги работы методического объединения, можно отметить, что большая часть задач была успешно решена.
- Повышается профессиональный уровень учителей.
- Учителя-предметники изучали и использовали новые педагогические технологии и приемы, в преподавании математики и информатики, химии и физики, биологии и географии, физической культуры, ОБЖ.
- Увеличился процент учащихся, участвующих в различных творческих и интеллектуальных конкурсах, увеличился процент победителей и призеров, что говорит о повышении интереса учащихся среднего и старшего звена к предметам естественно – математического цикла.
Но наряду с имеющимися положительными тенденциями в работе методического объединения имеются и определенные недостатки:
- Недостаточна работа учителей по работе с одаренными детьми, что показывают результаты олимпиад
- Остается низким качество знаний по предметам естественно – математического цикла.
В связи с этим педагогам методического объединения можно дать следующие рекомендации по совершенствованию работы:
Для укрепления результатов и повышения уровня знаний учащихся выпускных классов усилить и систематизировать зачётную форму работы, проводить поэлементный анализ школьного пробного ГИА и ЕГЭ, с учётом результатов которого строить дальнейшую учебную работу.
Информировать родителей о положительной или отрицательной динамике уровня подготовленности их детей к ГИА и ЕГЭ. Это также позволит получить хорошие результаты итоговой аттестации.
Для достижения лучших результатов на итоговой аттестации внедрять в работу проведение проверочных работ в 8–х и 10–х классах по предметам в виде тестов ГИА и ЕГЭ.
Продолжать работу по организации и проведению открытых уроков, внеклассных мероприятий по предметам.
Усилить индивидуальную работу со слабоуспевающими учениками.
Руководитель ШМО учителей естественно – математического цикла: Прошкина Н.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы, протоколы, анализ работы ШМО естественно-математического цикла.
Планы работы, протоколы, анализы работы ШМО ....
План работы методического объединения гуманитарного цикла на 2015/2016 учебный год
В план работы методического объединения включены наиболее значимые вопросы:- мониторинг качества знаний по предметам гуманитарного цикла,- взаимопосещение уроков,- портфолио учителя и ученика,- работа...
Анализ работы ШМО учителей гуманитарного цикла за 2015-2016 учебный год
Подведены итоги работы...
План работы МО учителей естественного цикла на 2015-2016 учебный год
План работыМО учителей естественного цикла на 2015-2016 учебный годПриоритетные направления МО учителей естественного цикла на 2015-2016 учебный год...
Анализ работы ШППС учителей естественнонаучного цикла за 2015-2016 уч. год
Анализ работы ШППС учителей естественнонаучного цикла за 2015-2016 уч. год...
Анализ работы МО естественно - математического цикла за 2018-2019 учебный год
Материал об итогах работы МО ЕМЦ....
Анализ работы учителей естественно-математического цикла ШМО в условиях дистанционного обучения
Анализ работы учителей естественно-математического цикла ШМО в условиях дистанционного обучения...