Выступление (с элементами тренинга) на методическом объединении на тему: «Особенности работы учителя-логопеда, учителя-дефектолога с детьми с ТМНР. Формирование начальных математических представлений у воспитанников подготовительной группы и первоклассни
методическая разработка

Екатерина Александровна Бражникова

Характерные особенности, свойственные детям с когнитивными нарушениями, при формировании элементарных математических представлений:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл текс выступления17.86 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №1391 г. Москва

Выступление (с элементами тренинга) на методическом объединении

на тему:

«Особенности работы учителя-логопеда, учителя-дефектолога с детьми с ТМНР.  Формирование начальных математических представлений у воспитанников подготовительной группы и первоклассников»

Автор: Бражникова Е.А.

учитель-дефектолог, учитель-логопед

2023 уч. г.

Здравствуйте, коллеги. Сегодня мы поговорим о математике.

Овладение математикой невозможно без определенного развития мыслительных операций.

Вопрос к аудитории:

-Какие основные мыслительных операций вам известны?

 (сравнение, обобщение, анализ, синтез и т.д.)

Вопрос к аудитории:

-Скажите, пожалуйста, в каком возрасте происходит формирование основных мыслительных операций?

Действительно, учеными установлено, что формирование всех основных мыслительных операций происходит в дошкольном возрасте и к концу дошкольного возраста дети со своими мыслительными умениями оказываются готовыми к усвоению систематических школьных знаний.

Цель нашей работы, как специалистов, помочь детям приобрести знания и опыт для развития, отвечающий требованиям ФГОС и обеспечивающий преемственность между уровнями образования.

Ученые отмечают характерные особенности, свойственные детям с когнитивными нарушениями, при формировании элементарных математических представлений:

Вопрос к аудитории:

-Как вы думаете, какие особенности мы наблюдаем?

- нарушены процессы обобщения и абстрагирования, анализа и синтеза;

-наблюдается слабость мыслительных операций при выполнении элементарных математических представлений;

- трудно формируются количественные представления;

      - не умеют сравнивать две группы множеств, не пользуются самостоятельно приемами наложения и приложения;

- испытывают трудности в решении задач;

- не испытывают потребности рассматривать, исследовать, оценивать предметы, их взаимное положение, количественные и пространственные отношения групп предметов;

- воспринимают величину предметов недифференцированно, т. е. ориентируются лишь на общий объем предмета, не выделяя его длину, высоту, ширину;

- не владеют приемами измерения: наложением, приложением, условной меркой;

- слабо распознают основные геометрические формы и фигуры;

- испытывают трудности в нахождении предметов заданной формы в окружающей обстановке;

- не дифференцируют объемные формы и плоскостные фигуры;

- нарушена пространственная ориентировка;

- с трудом запоминают эталоны и меры времени.

Основной математический опыт относится не только к количеству и числам, но и к другим разделам математики, которые мы рассмотрим опытно-практическим путем и в определенной последовательности:

  1. Пространство и форма.
  2. Структуры, закономерности, узоры.
  3. Величины и измерения.
  4. Множества, числа, операции.

Я предлагаю вам помощь в виде методического оснащения занятий/уроков по ФЭМП. Вы можете использовать данный раздаточный материал для решения основных коррекционных задач в процессе обучения при:

  • при предъявлении нового материала,
  • при закреплении пройденного материала,

Приглашаю вас к игре!

Участникам мастер-класса предлагается перечень игр по карточкам из программно-методического комплекта «Математика в детском саду», (Издательство «Национальное образование», 2018):

  1. Сортировка по цвету, размеру.
  2. Игры, направленные на развитие тактильной памяти.
  3. Продолжить/задать последовательность.
  4. Игры с использованием схемы.
  5. Игры с зеркальным отображением.
  6. Игры-узоры, мозаики.
  7. Игры с элементами конструирования.
  8. Игры с числами, изображением чисел.
  9. Игры, направленные на отработку состава чисел.
  10. Игры с игральными кубиками.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении по теме: "Из опыта работы с одаренными по математике детьми"

В выступлении раскрыт опыт работы учителя Аксютченко Ж.В. с одаренными детьми по математике....

Особенности работы учителя – логопеда с детьми по освоению ФГОС ОВЗ

Кратко раскрываются особенности роботы учителя - логопеда с детьми по освоению ФГОС ОВЗ....

Особенности работы учителя – логопеда с детьми с ОВЗ

Особенности работы учителя – логопеда с детьми с ОВЗ...

Особенности работы учителя-логопеда с неговорящими детьми

Социально-психологическое сопровождение  детей с особенностями развития....

Презентация к конференции: "Особенности работы учителя – логопеда в коррекционной школе с детьми, овладевающими русским (неродным) языком".

Логопедическая работа с детьми, овладевающими русским (неродным) языком, обучающимися в специальной коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта»...

Педсовет. Выступление по теме: «Результаты работы учителей-логопедов с детьми, имеющими нарушения в звукопроизношении».

ПедсоветВыступление по теме:«Результаты работы учителей-логопедов с детьми, имеющими нарушения в звукопроизношении»....

Выступление на семинаре «Методическая поддержка педагогов, реализующих АООП в условиях современной школы» на тему: «Формирование начальных математических представлений у воспитанников подготовительной группы и первоклассников с когнитивными нарушениями»

Основными задачами работы по передаче математических знаний, с учетом особенностей детей с когнитивными нарушениями, являются:- развитие умения воспринимать, запоминать, различать,...