Особенности работы учителя – логопеда с детьми с ОВЗ
статья
Особенности работы учителя – логопеда с детьми с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_statya.docx | 22.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности работы учителя – логопеда с детьми с ОВЗ
Введение инклюзивного образования в России становится все более актуальным, хотя «особенные» дети были в наших группах всегда, только на них не обращалось особого внимания. Педагоги не хотели тратить время на «не такого как все» ребенка и он чаще всего проводил свое время , сидя на стуле. Но за последнее время требования о включении таких детей в общий образовательный процесс притягивает все больше внимания к детям с ОВЗ и заставляет нас, педагогов, задуматься о том, что же с ними делать в общей массе?
Процесс организации и осуществления инклюзивного образования в России теоретически обоснован следующими специалистами (М.С. Артемьева, Е.А. Екжанова, Н.Н. Малофеев, Е.А. Стребелева, Л.М. Шипицына, Л.Е. Шевчук, Н.Д. Шматко и др.). Но реализация содержания и условий оказания специальной помощи и поддержки детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения на практике представляет сложную социально-педагогическую проблему.
За последние годы количество детей с проблемами здоровья только увеличивается, несмотря на различные мероприятия, проводимые в нашем обществе, начиная еще до рождения ребенка. Возможно, рост количества таких детей как раз и связан с возросшими возможностями пренатальной и натальной медицины – выживают экстремально недоношенные дети, дети с тяжелой патологией различных органов и систем. К этому следует прибавить и «пресловутую» экологию и общее снижение здоровья молодого поколения.
Так же можно добавить к данной проблеме и рост рождаемости, занятость родителей, недостаточное количество специализированных ДОУ, а также нежелание родителей признавать проблему своего ребенка и отказ обращаться за помощью к специалистам . В результате дети с ОВЗ оказываются в общеобразовательных детских садах, где нет необходимых специалистов и в результате проблема такого ребенка только усиливается.
Общая характеристика детей с ОВЗ:
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые не позволяют вести им полноценную жизнь. Таких детей часто называют «дети с проблемами», «нетипичные дети», «дети с проблемами в обучении» и т.д.
Но наличие того или иного недостатка не предопределяет неправильного, как многие считают, развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этом случае сохранный анализатор берет на себя функцию утраченного.
Таким образом, детьми с ограниченными возможностями можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями), другой - относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий). На развитие ребенка с ограниченными возможностями будут влиять следующие факторы:
Сложность структуры атипичного развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего своеобразного развития на патологической основе. Интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта - органического поражения коры головного мозга, порождает вторичные нарушения - отклонения в деятельности высших познавательных процессов (активного восприятия и внимания, произвольных форм памяти, абстрактно-логического мышления, связной речи), которые становятся заметными в процессе социокультурного развития ребенка.Третичные недостатки - недосформированность психических свойств личности ребенка проявляются в примитивных реакциях на окружающее, недоразвитии эмоционально-волевой сферы: завышенная или заниженная самооценка, негативизм, невротическое поведение. Принципиальным моментом является то, что вторичные и третичные нарушения могут влиять на первичный дефект, усугубляя его, если не проводится целенаправленная и систематизированная коррекционно-реабилитационная работа.
1. В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед, как и в случае с обычными учениками, путем тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик. 2. На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.Совместное сопровождение ребенка учителем – логопедом и педагогом психологом . Диагностическое - определение уровня речевого и психологического развития ребенка; Коррекционно – развивающее - личностно – ориентированный подход; Аналитическое - выделение положительных и отрицательных сторон деятельности; 3. Специфика работы учителя-логопеда логопункта предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т.е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных. 4. В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи. Так, например, при алалии—словарь, при тугоухости – фонематическое восприятие, при дизартрии - звукопроизношение и т. д. 5. В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки. В связи с этим может использоваться модульное планирование.
Удобство данного подхода в том, что если ребенок с какой – то задачей справляется легко, то количество часов на изучение данной темы можно сократить, а для выполнения более сложной задачи увеличить. Благодаря чему больше внимания уделяется пробелам в развитии речи детей, сокращается процесс коррекционно – логопедического обучения. 6.Для реализации личностно – ориентированного подхода в развитии ребенка, с целью повышения качества коррекционно – логопедического воздействия, мною была выбрана такая форма работы, как индивидуальные занятия. Занятия проводятся по коррекционным программам, которые подбираются для детей в соответствии с речевым нарушением и возрастом. Количество занятий состоит из двух индивидуальных в неделю (по 25 – 30 мин). Основная задача занятий — максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка. Добиться высоких результатов в логопедической работе позволят:
7. Большинство дошкольников и школьников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии Логопедическая помощь в качестве дополнительной образовательной услуги — это частный пример внедрения инклюзии в деятельность современного образовательного учреждения.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы учителя – логопеда с детьми II младшей группы раннего развития
Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. Но существует множество людей, страдающих нарушениями ...
Опыт работы учителя – логопеда с детьми II младшей группы раннего развития
Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. Но существует множество людей, страдающих нарушениями ...
Особенности работы учителя – логопеда с детьми по освоению ФГОС ОВЗ
Кратко раскрываются особенности роботы учителя - логопеда с детьми по освоению ФГОС ОВЗ....
Особенностит коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми РАС
Логопедическая работа с детьми РАС...
Особенности работы учителя-логопеда с неговорящими детьми
Социально-психологическое сопровождение детей с особенностями развития....
Презентация к конференции: "Особенности работы учителя – логопеда в коррекционной школе с детьми, овладевающими русским (неродным) языком".
Логопедическая работа с детьми, овладевающими русским (неродным) языком, обучающимися в специальной коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта»...
Система работы по теме самообразования «Использование игровой технологии «Круги Луллия» в логопедической работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Со своей стороны педагог должен искать интересные и в то же ...