Духовно-нравственное воспитание на уроках истории и во внеурочной деятельности
статья

Ли Наталья Витальевна

Данная работа представляет лучшую практику по вопросам воспитания лбучающихся СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno_nravstvennoe_vospitanie.docx32.47 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

КГА ПОУ «Уссурийский колледж технологии и управления»

Духовно-нравственное воспитание обучающихся колледжа на уроках и во внеурочной деятельности.

 

Автор опыта:

Ли Наталья Витальевна, преподаватель

г. Уссурийск

Н.А. Добролюбов.

«Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит человечеству»  

В. Г. Белинский.

Проблема воспитания подрастающего поколения, которому суждено построить новую Россию, стоит сегодня особенно остро. Как показывают результаты исследований, поколение российской молодежи в последние 15 лет по основным показателям социального положения и физического развития заметно уступает предыдущим, менее здорово физически, все более негативно относится к общественно полезной деятельности, в большей степени отчуждено от общества и государства. Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его – гражданский, патриотический долг перед Отечеством.

Коренные преобразования в стране конца XX – начале XXI века, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Средства массовой информации пропагандируют сегодняшним мальчишкам и девчонкам идеалы, которые несут прибыль, деньги, развлечения, насилие, безнравственность.

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам брака и семьи. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.

 

В современных реалиях духовно-нравственное  воспитание обучающихся становится одной из приоритетных государственных задач, а именно – патриотическое воспитание и развитие будущей личности.

От уровня сознания граждан зависит безопасность страны во всех сферах — политической, социальной, военной.

Цель духовно-нравственного воспитания –  всестороннее развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности.

Одним из важных направлений работы колледжа является духовно-нравственное воспитание, основная задача которого – воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, и уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества. Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, подросток утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Участник отечественной войны 1812 года Я.П. Кульнев писал : “ Герой, служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве.”

История - это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота, Гражданина.

Ведущую роль в духовно-нравственном воспитании обучающихся играют уроки истории и внеурочная деятельность  в колледже, где обучающиеся:

  1. Ведут исследовательскую работу и собирают материал о подвигах земляков – участников военных событий.
  2. Готовят  и защищают проекты.
  3. Проводятся встречи с интересными людьми.
  4. Экскурсии по памятным местам Уссурийского городского округа и Приморского края.
  5. Принимают участие в различного вида акциях

В ходе исследовательско-поисковой работы собирается материал о ветеранах Великой Отечественной войны, выпускниках колледжа– участниках локальных войн, спецоперации, проходящей в Украине.

В колледже проводятся уроки Мужества, уроки, посвященные истории гражданской и Великой Отечественной войн,   по афганской и чеченской войнам, проходят защиты проектов  «Улицы г. Уссурийска, названные в честь героев Великой Отечественной войны, гражданской войны», «Наши земляки – герои», «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»; обучающиеся принимают  участие во  Всероссийском конкурсе исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век» и др.

Традиционно с 04-10.05. проводится Неделя истории. Обучающиеся рисуют газеты, рисунки, пишут эссе, идет просмотр кинофильмов «А зори здесь тихие», «Брестская крепость». Для обучающихся 1 курса проводятся  внеурочные   мероприятия: «Блокада Ленинграда», «Наука и культура в годы войны», квесты, викторины, выставка инсталяций и многое другое

В своей работе по духовно-нравственному  воспитанию я использую и тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Чтобы студенты смогли внутренне воспринять идею патриотизма, сумели испытать радость познания нового о своей семье, о своей малой Родине, испытать радость передачи добытых самостоятельно знаний своим сверстникам и старшим товарищам, надо постоянно включать этот материал в свою работу, растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, горожан, на событиях из истории своего города. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве.

Например  исследовательский проект: “ Приморье и Уссурийск в годы Великой Отечественной войны.” К нему обучающиеся готовятся заранее, разыскивая материал о своих родственниках – участниках войны или трудового фронта. Обучающиеся обращаются к сайтам «Подвиг народа», «Мемориал», подтверждая документально  рассказы родителей, бабушек и дедушек, посещают музейные выставки, собирают дополнительный материал.

Подобные уроки и внеурочные мероприятия оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких - участников величайших событий истории и, надеюсь, заставляют гордиться подвигом Родины, спасшей мир от угрозы фашизма. С помощью преподавателей и студентов колледжа в кабинете оформлен музейный уголок в котором собран  краеведческий материал.

Таким образом, используя все имеющиеся в моем распоряжении средства, я стараюсь привить обучащимся чувство патриотизма, любви к Родине, своему городу, семье, воспитать из них Гражданина России. А без этого у нашего общества не может быть будущего.

Все проходит. Остается Родина-
То, что не изменит никогда.
С ней живут, любя, страдая, радуясь.
Падая и поднимаясь ввысь…
И еще немало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее пути.
Но светлей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести.

Библиографический список

1. Амонашвили, Ш.А. Школа жизни / Ш.А.Амонашвили // Учительская газ. – 1996. - № 15 –С. 23.

2. Борисов, Н. С. Методика историко-краеведческой работы в школе / Н.С.Борисов. – М.: Просвещение, 2000. – 115 с.  

3. Дайри, Н. Г. Обучение истории в старших классах/ Н.Г.Дайри. – М.: Просвещение,2006.- 379 с.

4.Крылова, Н.Б. Культурология образования /Н.Б.Крылова. – М.: Народное образование, 2000. – 272 с.

5. Леонтович, А. В. Исследовательская деятельность учащихся / А.В. Леонтович. -  М.: Наука, 2003. – 178 с.  

6. Луначарский, А. В. Задачи внешкольного образования в советской России. О воспитании и образовании/ А.В.Луначарский. - М.: Педагогика, 1976.–78 с.

7. Матюшин, Г. Н. Историческое краеведение / Г.Н.Матюшин. – М.: Мысль,2012. – 195 с.

8. Сиземская, И.Н. Проблемы современного воспитания в философском контексте / И.Н. Сиземская, Л.И.//Педагогика. – 1998. - № 7. – С.14-20.

11. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.И.Пискунова. - М.: Педагогика, 1974. – Т.1, 255 с.

12. Шмидт, С. О. Историческое краеведение  // Преподавание истории в школе. – 2003. - №2. – С. 2-6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма и духовно-нравственного развития личности на уроках истории.

«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой  культурный уровень»....

Духовно-нравственное воспитание на уроках истории и во внеурочной деятельности

Эссе на тему духовно-нравственного воспитания обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности в основной школе....

Статья "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории, обществознания, во внеурочной деятельности"

Статья содержит материал, который поможет сформировать у обучающихся устойчивую гражданскую позицию....

Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочной деятельности-выступление на ШМО

Основой духовного единства государства во все времена  был и остается патриотизм. Великий русский писатель Н.Г. Чернышевский подчеркивал, что историческое значение каждого человека измеряется его...

Модели и технологии формирования духовно-нравственных ценностей в образовательном процессе. Реализация проекта по внеурочной деятельности «Волшебный мир театра»

Модели и технологии формирования духовно-нравственных ценностей в образовательном процессе. Реализация проекта по внеурочной деятельности «Волшебный мир театра»...

Развитие патриотического воспитания на уроках истории и во внеурочной деятельности

Статья с методическими рекомендациями и теоретическим заключением по теме Развитие патриотического воспитания на уроках истории и во внеурочной деятельности...