Развитие патриотического воспитания на уроках истории и во внеурочной деятельности
статья по истории

Плахотнюк Ольга Анатольевна

Статья с методическими рекомендациями и теоретическим заключением по теме Развитие патриотического воспитания на уроках истории и во внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие патриотического воспитания на уроках истории и во внеурочной деятельности.

1.Введение

 Великий русский писатель Н.Г. Чернышевский подчеркивал, что историческое значение каждого человека измеряется его заслугами перед Родиной, а человеческое достоинство – силою его патриотизма. Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789- 1793гг. Патриотами тогда себя называли борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов. Что же такое патриотизм?

       В толковом словаре В.И. Даля значение слова «патриот» объясняется так: «Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб».

       В «Словаре иностранных слов» В.В. Одинцова и др. «патриот – (гр. Patriotes) – земляк, соотечественник.

       А, значит, патриотизм - в широком понимании этого термина означает любовь к своей родине, преданность своему народу, гордость за свой народ, стремление защитить его достояние, продолжить приумножение его общечеловеческих и национальных морально-духовных ценностей.

       Под патриотизмом в узком смысле слова понимают любовь к своей «малой» родине: к своей деревне, городу или области, к своему дому. Это естественная привязанность к своему народу, родным местам, языку, национальным традициям.

      Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной самореализации на благо Отечества.

По работам исследователей отмечено, что  патриотизм может проявляться в различных формах и на различных уровнях.

По форме различают: полисный патриотизм (существовал в античных городах-государствах); имперский патриотизм (поддерживал единство и целостность империи); этнический патриотизм (базируется на чувстве любви к своему этносу); государственный патриотизм (базируется на чувстве любви к государству).

В зависимости от ключевого признака Е.С. Троицкий различает уровни патриотизма:

– государственный патриотизм,

– региональный патриотизм,

 – местный патриотизм.

Подобных идей придерживается и Т.Е. Вежевич: «Любовь к большой и многонациональной Родине не противоречит, а предполагает любовь к малой родине, ее традициям и обычаям. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству».

        По области воздействия патриотизма на сознание различают:

– макроуровень,

– микроуровень.

       Дух патриотизма — универсальный нравственный идеал. Его питают глубокие исторические и социальные корни. Это естественное чувство самосохранения, стремление защитить свое место обитания от различных завоевателей, которое формировалось долгим историческим опытом, выстрадано драматической судьбой Отечества и передается от поколения к поколению. Он не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Цель патриотического воспитания в российском обществе - развитие высокой социальной активности, гражданской ответственности.

 В толковом словаре С.И. Ожегова дается следующее значение: «Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу».

Известный русский религиозный философ И. Ильин писал: «Никто не может указать другому человеку его родину - ни воспитатели, ни друзья, ни общественное мнение, ни государственная власть. Патриотизм есть состояние духовное, и поэтому он может возникнуть только самостоятельно в порядке автономии - в личном, но и подлинном и предметном духовном опыте. Всякое извне идущее предписание может только помешать этому опыту или привести к злосчастной ситуации. Нельзя любить по принуждению или по чужой указке; любовь может возникнуть только «сама» в легкой и естественной предметной радости, побеждающей и умиляющей душу».

Педагог А. С. Макаренко считал необходимым воспитывать такие качества гражданина как образованность, общественная и политическая активность, умелое и активное участие в государственном управлении и общественной жизни. Его идея - это идея воспитания в коллективе и через коллектив, но при сохранении творческой индивидуальности личности, позволяющей в полной мере реализовать все свои возможности и способности.

В. А. Сухомлинский считал, что основой активной жизненной позиции человека является любовь к Родине. "Сердцевина человека - любовь к Отечеству - закладывается в детстве… Торжество добра, красоты, истины - это для ребенка - личное счастье. Формирование патриотической сердцевины человека как раз заключается в том, чтобы он постиг это счастье

Педагог К. Д. Ушинский писал: "Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству. Эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными, природными, личностными, семейными и родовыми наклонностями".

Педагогическое наследие известных педагогов остаётся востребованным сегодня. Их подходы в вопросах воспитания гражданских и патриотических качеств личности основаны на воспитании базовых нравственных качеств, имеющих неоспоримую ценность при любых историко-политических условиях.

В наши дни, когда на государственном уровне происходит поворот к духовности, тема патриотического воспитания заново приобретает актуальность. Одной из основных задач современной государственной политики является воспитание чувств патриотизма, который должен пониматься как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества государства.

Основными целями исторического образования, заложенными в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения, являются: "воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества".

В содержании учебных дисциплин история, внеурочной деятельности «Истоки», «Личность и история России» «Я гражданин России», заложены большие возможности для гражданского и патриотического воспитания обучающихся. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала на уроках истории и внеурочной деятельности необходимо и оправдано.

Понятие патриотизма включает в себя:

  • заботу об интересах Родины;
  • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
  • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
  • гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
  • уважительное отношение к языку своего народа;
  • гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
  • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

Принципы патриотического воспитания

       Подводя итоги различных исследователей можно выделить несколько основных принципов, на которых базируется патриотическое воспитание - общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса:

– Принцип координации взаимодействий школы, семьи и общественности в реализации задач патриотического воспитания.

– Принцип связи патриотического воспитания с другими видами обучения и воспитания.

– Принцип учета индивидуальных, возрастных, национальных и конфессиональных различий в патриотическом воспитании школьников.

– Принцип межпоколенной преемственности духовного опыта.

– Принцип исторической и социальной памяти.

– Принцип опоры на культурные, исторические, боевые и трудовые традиции народов.

– Принцип социокультурной и национальной идентификации.

– Принцип импликации традиций и инноваций в патриотическом воспитании.

– Принцип субъектности.

Приведенные принципы, предъявляют требования к тому, как нужно организовывать патриотическое воспитание, определив сущностные характеристики, структуру и функции патриотического воспитания школьников.

2.Основная часть

  1. Формы и приёмы патриотического воспитания.

Воспитание патриотизма и гражданственности  осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности обучающихся. Основным средством в решении этой задачи является содержание обучения, а так же применение  различных форм внеклассной и внеурочной работы.

Существенной стороной развития патриотического и гражданского сознания учеников является усвоение ими фактического материала о героической борьбе нашего народа против иноземных захватчиков, о его безграничной вере в силу и могущество Родины. Практически на каждом уроке при изучении тем по истории нашей страны  педагог реализует выполнение задач по патриотическому воспитанию обучающихся.

 Хотелось бы выделить основные направления патриотического воспитания при изучении истории, те формы и приемы, которые использую   в своей работе. Это:

1. опережающие задания, которые выполняют ученики при подготовке к занятиям.

2. работа с историческим источником на уроке.

3. составление мини- проектов учениками.

4. просмотр видеофильмов, кинофильмов.

5. встречи с участниками событий.

6. использование презентаций на уроке.

7. решение проблемных заданий на уроке.

8. написание мини - эссе учениками.

9. написание рефератов, докладов, сообщений учениками.

10. нетрадиционные уроки: урок-игра, урок-суд, урок- диспут, урок – конференция и т.д.

 1.        Опережающие задания. Они призваны вовлечь обучающихся в процесс познания исторических явлений и фактов, развивать кругозор. По объёму это небольшое сообщение о историческом деятеле, важном историческом факте.  Например, сообщение о исторической личности , о герое времени, о сражении. Цель подготовки опережающего задания, показать значимость факта, роль личности в истории России .Ученики с интересом выполняют задания, занимаются поиском информации. Эту форму я применяю при изучении войн (Северная война 1700-1721 г.. русско- турецкие войны,  Отечественная война 1812года, Крымская война 1853-1856 г., Кавказская война 1817-1864 г.,  Русско-японская война 1905-1907г., Первая мировая война и т.д.)

2.       Работа с историческим источником – важный элемент урока. Я подбираю источники так, чтобы они носили эмоциональный характер, позволяли продемонстрировать дух эпохи, проиллюстрировать героический поступок.  Это воспоминания современников, литературные произведения того времени, фотографии, репродукции картин отображающих событие.  

Исторические источники я беру в справочниках: « История России XIX век» авт. Л.М. Ляшенко – .: Дрофа, 2002 г., « История России XX век»  11 класс, Дидактические материалы. -М.: Дрофа, 2000 г. « История России ХХ век» Материалы и документы для школьников и поступающих в вузы – М.: Дрофа, 1999г., компьютерный диск « История России в документах ООО «Мир знаний», компьютерный диск Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

3.Проектная деятельность является активной формой обучения. Она требует основательной работы по теме: определение целей и задач, постановки проблемы и пути её решения. На уроке ученики  выполняют мини - проекты, используя текст учебника, дополнительную информацию, исторические источники. Помощниками в работе над проектами являются компьютерные технологии. Трудности в применении этого метода в том, что он требует хорошей теоретической и компьютерной подготовки. Уровень подготовки учеников разный не все могут успешно справиться с проектом, поэтому я разбиваю учеников на группы, где сильный  оказывает помощь более слабым.

Ученики составляли мини- проекты по теме «Вклад жителей Санкт-Петербурга в победу в Великой Отечественной войне» работали 3 группы : 1-я мини-проект « Блокадники Ленинграда» 2-я трудовой вклад петербуржцев, 3-я « Моя семья в годы войны». (материалы имеются на сайте школы»

4.        Особое эмоциональное воздействие оказывают на учеников видеофильмы и кинофильмы.  Собираю видеотеку исторических фильмов. На уроке используются фрагменты фильмов.( Александр Невский, Дмитрий Донской, Суворов, Чапаев,  Валерий Чкалов, сериал Ю. Озерова « Освобождение», «Предстояние» и т.д.) После просмотра фрагментов фильма провожу обсуждение.

5.        На уроки приглашаю гостей. Это ветераны нашей школы, дети войны, представители организаций нашего города. Живое общение способствует передачи опыта от старшего поколения к нынешнему.

6.        Использование презентаций на уроке. Презентация  ярко, образно раскрыть события и явления. В неё входят практически все средства наглядности: репродукции картин. Портреты героев, схемы битв,  исторические источники, кроссворды. Сама составляю презентации или перерабатываю уже готовые из Интернета, или прошу обучающихся подготовить презентацию.

7.        Проблемные задания  ученики выполняют на большинстве уроков. Это ответы на проблемные вопросы или решение проблемных задач.  Для подбора заданий я использую задачники, дидактические материалы, составляю карточки- задания.

8.        Написание мини-эссе довольно таки трудное задание для учеников. Для выполнения задания необходимы умения работы с эссе по обществознанию и литературе. К, сожалению, с таким заданием справляются немногие ученики. Трудности в том, что ученики не могут аргументировано доказывать свою точку зрения, отвечают односложно.

9.        Написание реферата, доклада, сообщения одна из приемлемых  форм для учащихся. Они выполняют такие задания успешно. В современных условиях это можно сделать, используя ресурсы Интернета, компьютерные технологии. Недостатки этой работы  вижу в том, что ребята берут уже готовые рефераты из Интернета, не перерабатывая материал. Часто по содержанию он довольно сомнительный. Ученики исправляют ошибки,  дорабатывают реферат.  Защита реферата происходит на семинарских занятиях «Становление древнерусского государства» « Великие русские полководцы XVIII-XIX В.» «Династия Романовых», «Победы и гордость России в веке XIX»,  «Русские первопроходцы и мореплаватели XVII-XIX в.в.»,          «Революционное движение в России», «Великая Отечественная война 1941-1945г.г.»

10. Нетрадиционные уроки – наиболее активная форма обучения. В своей работе я провожу уроки - суды, уроки- игры, уроки –соревнования. На них ученики знакомятся с различными точками зрения на явление, определяют  мнение, подбирают аргументы в защиту или опровержение.

  1. Внеклассная работа по патриотическому воспитанию.

Цель внеклассной работы является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

Основные формы деятельности:

  1. проведение уроков мужества (9 декабря) День героев Отечества  «Герои Отечества», « Их подвиг бессмертен», «Герои 30-х годов».  
  2.  классные часы:

-  « Блокада Ленинграда»

– « Не забудет наш народ доблесть русских воевод» к Дню народного единства.

-  «День Неизвестного солдата»

- « Город – герой Ленинград»

– «Холокост»

  • Выпускники школы-герои СВО
  1. Внеклассные мероприятия к памятным датам:

« Трагедия в Беслане» 1 сентября

« Трудовые резервы» 2 октября

« Герои Отечества» 4 ноября

 « Конституция России – основной закон государства»  12 декабря

« И своей невысказанной болью» 15 февраля

« Знаете, каким он парнем был…» 12 апреля

«Государственная Дума – первый опыт парламентаризма» 24 апреля

« Чернобыль» 25 апреля

« День Победы» 9 мая.

  1. Участие в акциях «Вахта памяти», « Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк».

встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами  и тружениками тыла;

линейки, посвященные памятным датам истории;

линейка, посвященная Дню Победы; 

организация помощи ветеранам.

  1. Выпуск информационных бюллетеней к памятным датам.
  2. экскурсии в краеведческий музей.
  3. Проведение викторин к Дню народного единства, к Дню защитников Отечества, к Дню космонавтики, к Дню Победы.
  4.  Организация конкурсов:

Презентаций, рефератов, плакатов, слоганов к событиям истории.

  1. Проведение Олимпиады по истории .

    В результате проведения внеклассной работы  ожидается:

  • повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с учениками;
  • формирование гражданской грамотности учеников;
  • внедрение новых форм работы в и повышение эффективности патриотической работы;
  • формирование духовных ценностей учеников;
  • улучшение условий для формирования патриотических чувств.

3.Заключение.

Из представленного мною материала можно сделать следующие выводы: 

  1. В патриотическом воспитании обучающихся  эффективно применение технологий учебной и внеурочной деятельности, включающих активные формы и методы (эмоциональный рассказ, приведение положительного примера, убеждение, использование видео- и иллюстративных материалов, дискуссия, реферирование, работа с документами,  биографиями, интернет-ресурсами, решение проблемных заданий, коллективные творческие дела, проектная деятельность и др.), Они направлены на одновременное формирование системы патриотических знаний, взглядов и убеждений, включение в доступную возрасту личностно и социально-значимую деятельность.
  2.  Участие обучающихся  в разнообразной по содержанию, форме и видам индивидуальной,  групповой, коллективной деятельности ориентирует их на признание патриотизма высшей ценностью человека, мотивирует к социально значимой деятельности, тем самым готовит к активной и сознательной жизни, способствует самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию, социальной адаптации, помогает определять линию поведения, жизненные принципы.

Литература:

1. Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания. // Воспитание школьников. - 2008. - №6. - С.3-12.

2. Александрова, А. Л. Проект "С чего начинается Родина?" // Справочник классного руководителя. - 2008. - № 3. - С.57-65.

3. Быков, А. К. Патриотическое воспитание школьников при изучении истории Отечественной войны 1812 года / А. К. Быков, Т. В. Левкина // Воспитание школьников. –2012. – № 6. – С. 28–33.

4. Гамбург, Е. Я. Гражданско-патриотическое воспитание школьников средствами историко-краеведческого факультативного курса // Воспитание школьников. - 2009. - № 9. - С.24-30.

5. Ильин И.А. О сущности правосознания Собрание сочинений, т. IV, М., 1994 г.

6. Кудреватых, О. А. Патриотическое воспитание школьников. // Справочник классного руководителя. - 2007. - №10. - С.46-48.

7. Левкина, Т. Патриотическое воспитание при изучении отечественной истории. // Воспитание школьников. - 2007. - № 10. - С.36-39.

8. Сухомлинский В.А. Родина в сердце. – М., 1980

9. Сухомлинский В. А. "Воспитание гражданина". Публикация в разделе «Актуальные проблемы образования». / Воспитание школьников. №7 2011.

10.Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1/Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990.

11. Фирсова, Е. В. Система патриотического воспитания на уроках истории и

внеклассных мероприятиях : (из опыта работы) / Е. В. Фирсова // Воспитание школьников.– 2013. – № 3. – С. 40–43.15

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны

«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ОБЖ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Актуальность патриотического воспитания на сегодняшний день заключается в том, что нужно найти для детей новые ориентиры для подражания, новые методы воздействия на сознание, чувства современных школь...

Доклад "Патриотическое воспитания на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности"

Доклад "Патриотическое воспитания на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности"...

Статья "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории, обществознания, во внеурочной деятельности"

Статья содержит материал, который поможет сформировать у обучающихся устойчивую гражданскую позицию....

Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочной деятельности-выступление на ШМО

Основой духовного единства государства во все времена  был и остается патриотизм. Великий русский писатель Н.Г. Чернышевский подчеркивал, что историческое значение каждого человека измеряется его...