Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма и духовно-нравственного развития личности на уроках истории.
статья по краеведению на тему
«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень».
Д. С. Лихачев.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма и духовно-нравственного развития личности на уроках истории.
Гончарова Н.Н.
«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень».
Д. С. Лихачев.
Современный этап духовного развития общества характеризуется громадным ростом интереса к истории, к героическому прошлому нашей Родины. Этот интерес закономерен и понятен. Он является одним из проявлений всестороннего развития личности в развитом демократическом государстве.
Одним из самых активных и творческих форм приобщения человека к истории родного края издавна было краеведение.
Краеведение – развивающаяся перспективная область знаний. Это определяется, прежде всего, многогранностью, творческим, исследовательским характером краеведения, его доступностью для людей различных специальностей, социальных и возрастных групп. Историческое краеведение в школе переживает сейчас период подъема, крепнет, совершенствует свои формы и методы работы, определяет его важную роль в учебно-воспитательном процессе. Прежде всего, необходимо помнить о значении краеведения в деле воспитания патриотизма и духовно-нравственного развития личности. Любовь к Родине всегда конкретна: это любовь к своему дому, городу, селу, родному краю, а также сохранение биологического разнообразия родного края, изучение природных сообществ и их охраны, формирование экологического мировоззрения.
А для того чтобы полюбить свой край, необходимо знать его историю.
Уроки исторического краеведения призваны помочь учащимся пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Привитие общечеловеческих норм нравственности, любви к Родине, к окружающей среде ко всему человеческому является важнейшим этапом воспитания Гражданина России. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем ученика в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В то же время знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще так, как должно быть.
Патриотическое воспитание на уроках краеведения – процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия ими исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, непримиримость к врагам России, но и ознакомление с биоразнообразием животного и растительного мира родного края.
Русские люди во все времена с глубоким сознанием шли на лишения, и даже самопожертвования во имя свободы Отечества, показывали стойкость и массовый героизм при его защите. История нашей Родины знает немало примеров, когда русский солдат надежно защищал Отчизну, демонстрируя стойкость, мужество и ратное мастерство.
На уроке исторического краеведения раскрывать подвиги героев необходимо так, чтобы учащиеся осознавали, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали жизнью во имя интересов Отечества. Не хотели же умирать крестьянин Иван Сусанин и летчик Петр Нестеров, который совершил первый в мире воздушный таран вражеского самолета в годы первой мировой войны. В годы Великой Отечественной войны его подвиг повторили около 650 советских летчиков.
Патриотизм является источником духовной силы российских граждан. Он формировался в течение многих столетий борьбы с многолетними внешними врагами и сегодня стал общенациональной идеей, способной усилить экономику страны, создать мощную армию.
Знание истории своей семьи, своего народа, села, страны помогает определить жизненную позицию. На основе знаний о прошлом развивается умение человека ориентироваться в событиях дня сегодняшнего.
Очень важно, чтобы у каждого учащегося постепенно формировалось понимание того, что он сам является частичкой бытия многих и многих поколений людей, продолжателем традиций своей семьи, земляков. Своего народа, непосредственным активным участником современной жизни, что он, являясь субъектом исторического процесса, несет моральную ответственность за будущее своей малой и большой Родины, а возможно и всего человечества.
Сегодня именно благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, родного края и страны.
Знать свою историю – значит твердо стоять на родной земле, гордится ее героическим прошлым, значит быть достойным ее славного будущего. Так рождается любовь к Родине. Так человек осознанно становится патриотом своего Отечества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма на уроках истории
Главной целью по историческому краеведению является воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его развитии. Краеве...
«Научно-исследовательская деятельность учащихся основной школы по историческому краеведению как средство воспитания патриотизма и любви к малой родине»
В работе изложены основные принципы организации научно-исследовательской деятельности учащихся, опыт работы в ГБОУ ООШ с.Абашево....
Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма на уроках истории
К сожалению, в настоящее время общественная ситуация в России отличается высокой степенью сложности, противоречивости, нестабильности отношений между всеми социальными явлениями и процессами. Происшед...
Литературное краеведение как средство воспитания патриотизма.
Статья посвящена организации работы по литературному краеведению и освещению личностного результата проводимой работы....
Доклад "Воспитание патриотизма и формирование творческой личности ребенка на уроках кубановедения"
Описание работы по воспитанию патриотизма и формированию творческой личности....
«Литературное краеведение как средство воспитания патриотизма у обучающихся» (Методические рекомендации).
В данном материале рекомендуются методы и принципы воспитания патриотизма средствами элективного курса литературного краеведения в школе....
Историческое краеведение – основа патриотического воспитания школьников 5–6-х классов
Актуальность проектаЧувство патриотизма многогранно по содержанию. Трепетные и самые нежные воспоминания детства связаны у нас с родительским домом. Это место, где тебя любили и понимали, где жили сам...