Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочной деятельности
методическая разработка на тему

Кондратенкова Нина Петровна

Предварительный просмотр:

Тема « Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочной деятельности»

Кондратенкова Нина Петровна


История Отечества как никакой другой предмет содержит большие возможности для патриотического и гражданского воспитания школьников. в ее учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма История – это проявление души народа, его золотой запас. Писатель В.П. Белов как-то справедливо заметил: “Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека”. Поэтому на своих уроках стараюсь ненавязчиво сделать так, что впечатления прошлого входят в духовный мир учеников. Они учатся уважению к предкам. Они будут знать, что в свою очередь передать потомкам. Хочу, чтобы мои ученики не выросли “Иванами, не помнящими родства”, чтобы они любили свою культуру, семью, впечатления детства, школу, дом,  значит, любили свою историю.
Однако критический опыт пережитого показывает – прошлое нельзя воспринимать в идеальном свете. В жизни наших предков и предшественников было немало негативного, а многострадальную историю не раз перекраивали в угоду политикам, вычеркивая и вписывая новые главы, пытались забыть и вновь что-то вспомнить. Я не спорю с политиками, а предоставляю возможность учащимся выдвинуть свою точку зрения и найти ответ на вопрос в источниках, документальных фактах, привожу примеры разных точек зрения. Выводы ученики делают сами. Большая опасность кроется в субъективной позиции учителя. Но эта проблема будет актуальной до тех пор, пока уроки ведут живые люди, а не машины.  

Разве можно воспитать гражданина своего отечества, не зная своей истории? Парадоксально, но на протяжении многих десятилетий история находилась в забвении. У миллионов наших сограждан представление о российской истории основывалось подчас на мифах. Кто знает, может, падение России были бы менее болезненны, если б мы лучше знали свою историю? “Историк – это пророк, обращенный назад”, – писал Фр. Шлегель.

Известно, нет пророка в родном отечестве. Но сегодня России очень важно услышать именно этих пророков, ибо знание истории предохраняет от новых ошибок. История требует личности. Вот я и пытаюсь на своих уроках задействовать все возможные методы и приемы, опираясь на богатое наследие прошлого, позитивное настоящее, помочь ребенку выбрать правильное видение того или иного вопроса. Подчас это занимает длительное время, но в этом и заключается весь смысл воспитательного процесса. Они получают знания, а я не только обучаю, но и воспитываю, прививаю любовь к истории и не только России, но и к своей малой Родине. Если взглянуть на гражданско-патриотическое воспитание со стороны, то можно сделать следующие выводы: прежние общественные идеалы и государственная идеология исчерпали себя. А новая идеология и новые идеалы, которые объединили бы общество, не выработаны. Отсюда возникает бездуховность, грубость, жестокость, озлобленность, агрессивность. Современная педагогика доказывает, что школа должна встать на защиту нравственного становления личности подрастающего поколения и что в центре современных реформ должна стать ответственная, гражданская личность – носитель права и демократии. Сегодня как никогда гражданин должен обладать самостоятельностью мышления и способностью принимать решения. Как жить, как стать социально-защищенным – этому ребенка должна учить современная школа. Пора уже понять всему обществу, что школа – это не перечень учебных дисциплин, расписаний и контрольных, это жизнь. И огромная роль в этой жизни отводится учителям.

предмет Мой открывает широкие возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции. Через исследовательскую работу по изучению прошлого своего края, района, села, своей семьи идет осознание ребенком себя частью страны, способностью повлиять на ее развитие. Чтобы подобную работу ученики смогли, а самое главное, желали выполнять, я должна быть готовой всегда находиться с ними рядом, развивать в них творчество, создать познавательный стимул. В исследовательской работе ребенок полностью отходит от зубрежки он осознанно впитывает в себя все лучшее, что связано с нашей историей. Весь комплекс школьных дисциплин дает ребенку необходимый для будущей самостоятельной жизни запас знаний, и каждый предмет в этом комплексе важен. Но есть в нем, на мой взгляд, такой предмет, который дает возможность ребенку шире увидеть и глубже понять окружающий мир. И это-история.

Чтобы лучше понять какое-то историческое время, необходимо посмотреть на него с разных сторон: как происходил прогресс науки и техники, какие яркие личности жили в это время, как развивалась культура. И вот из всего этого и складывается личность. И не просто личность, а патриот своей Родины. На своих уроках и внеклассных занятиях показываю, что именно через личность история говорит, действует, а в конечном итоге – воспитывает. Сегодняшнему поколению, как любому другому, нужен идеал. И надежной основой для выработки такого идеала является история. В.О. Ключевский справедливо жалел “то поколение, у которого нет никаких идеалов”. Каким должен быть сегодняшний идеал? Сложный вопрос. Но для меня однозначно одно – прежде всего это должен быть гражданин. Поэтому в свои уроки включаю элементы краеведения, и считаю, что только тот человек, который относится с уважением к культуре и истории других народов, является настоящим патриотом и гражданином своей страны. Задача учителя – помочь ребенку раскрыться, освободиться от мешающих ему комплексов, поверить в себя. Ребенок должен мыслить самостоятельно, пусть даже эти мысли и расходятся с общепринятыми. В моем понимании учитель – это не только человек, это явление. Если вдуматься, то ясно понимаешь, что учитель – это мир, который нас окружает. Разве можно не назвать учителем край, в котором живет человек, природу окружающую его? И разве можно не назвать учителем историю?

Владея технологией музейной педагогики, я создала школьную музейную комнату, организовала краеведческий кружок, который является центром гражданско-патриотического воспитания. Организованная мной кружковая работа дала импульс к самостоятельной деятельности учащихся. Работа кружка основана на принципах научности и соответствует возрасту школьников (11-16 лет). Каждый участник кружка выполняет посильные задания различного характера. Занятия строятся по принципу прошлое - настоящее-будущее, используя приемы сопоставления

В рамках программы краеведческого кружка совместно с ребятами готовим музейные экспозиции. Оформляем стенды: «История села», «История школы», «Воины-интернационалисты», «Выпускники школы».Есть в музее и альбомы, которые содержат сведения о воинах-земляках ,учителях-ветеранах. В течение нескольких лет учащиеся пишут летопись школы. В музее проходят «Уроки мужества», на которых желанными гостями являются не только выпускники школы, но и гости нашей школы. Оформляем стенды: «История села», «История школы», «Воины-интернационалисты», «Выпускники школы». Есть в музее и альбомы, которые содержат сведения о воинах-земляках, учителях-ветеранах. В течение нескольких лет учащиеся пишут летопись школы. В музее проходят «Уроки мужества», на которых желанными гостями являются не только выпускники школы, но и гости нашей школы. Традиционно мы сотрудничаем «Дорогие мои земляки» - так называлась встреча с ветеранами труда Саханенковой Т. И. и Шендеровой П.К. Ветераном-библиотекарем деревни Шестаковой В. А. Воспоминания старожилов деревни помогают в сборе краеведческого материала. Учащиеся овладевают умением вести беседу, брать интервью и правильно оформлять материал. Это позволяет вести самостоятельно исследовательскую работу. Учащиеся участвуют в областных краеведческих викторинах, готовят тематические газеты и доклады, с которыми выступают на конференциях разного уровня. Школа является опорно-методической площадкой по патриотическому воспитанию, и вся работа музея строится в соответствии с главным направлением воспитательной работы школы. Наша деревня богата традициями, поэтому в музее, руководителем которого я являюсь, собираются и обновляются экспозиции, посвященные культуре и быту нашей деревни. Учащиеся проводят в музее экскурсии не только под моим руководством, но и самостоятельно. Наш музей занял I место в районном конкурсе среди школьных музеев «Расскажу «Я о себе…»

В воспитании патриотизма мои уроки играют большую роль. Входя в музей, беседуя с ветеранами и старожилами нашего села, беря в руки старые фотографии, лица ребят становятся другими в этих лицах можно увидеть и вопрос, и гордость, и изумление от только что открытого.

Вот и получается, что история – это и есть учитель, учитель, помогающий понимать действительность, искать достойные примеры не только в прошлом, но и в настоящем, учитель обогащающий душу и насыщающий окружающий мир, учитель, помогающий воспитать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны

«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...

Духовно-нравственное воспитание на уроках истории и во внеурочной деятельности

Эссе на тему духовно-нравственного воспитания обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности в основной школе....

Статья "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории, обществознания, во внеурочной деятельности"

Статья содержит материал, который поможет сформировать у обучающихся устойчивую гражданскую позицию....

Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочной деятельности-выступление на ШМО

Основой духовного единства государства во все времена  был и остается патриотизм. Великий русский писатель Н.Г. Чернышевский подчеркивал, что историческое значение каждого человека измеряется его...

Исследовательская деятельность на уроках истории и во внеурочной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Статья "Исследовательская деятельность на уроках истории и во внеурочной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания обучающихся"...

Духовно-нравственное воспитание на уроках истории и во внеурочной деятельности

Данная работа представляет лучшую практику по вопросам воспитания лбучающихся СПО....

Развитие патриотического воспитания на уроках истории и во внеурочной деятельности

Статья с методическими рекомендациями и теоретическим заключением по теме Развитие патриотического воспитания на уроках истории и во внеурочной деятельности...