Духовно-нравственное воспитание на уроках истории и во внеурочной деятельности
учебно-методическое пособие по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Эссе на тему духовно-нравственного воспитания обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности в основной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie._vystuplenie_po_istorii.docx | 23.11 КБ |
Предварительный просмотр:
.
Духовно- нравственное развитие и воспитание гражданина России.
Медведева Татьяна Васильевна
учитель истории и обществознания
МОУ « СОШ с. Брыковка Духовницкого района
Саратовской области
Цель современного образования – усиление воспитательной функции
образования (формирование гражданственности, трудолюбия,
нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине,
семье, окружающей природе). Интерес к гражданскому образованию и
патриотическому воспитанию в обществе обусловлен необходимостью и
потребностью:
– сохранения исторической памяти поколений;
– воспитания патриотизма как особой направленности,
самореализации и социального поведения граждан;
– организации социальной практики детей (участие личности в
решении общественно значимых проблем).
Таким образом, гражданско-патриотическое развитие и воспитание
обучающихся является первостепенной задачей современной
образовательной системы и представляет собой важный компонент
социального заказа для образования. Наша методическая
система включает в себя:
∙ особенности организации учебной деятельности учащихся,
∙ организация внеурочной деятельности учащихся,
∙ социально значимая деятельность
Учебная деятельность.
Под гражданским воспитанием понимается формирование комплекса
качеств, необходимых каждому члену современного общества, а именно:
политической культуры, правовой культуры и культуры межнациональных
отношений.
Задачи, связанные с достижением этих целей:
1. формирование содержания понятия «патриотизм»:
- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах Родины;
- осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства;
- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
- гордость за культурные достижения своей страны;
- гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
2. формирование содержания понятия «Отечество» (личность, семья,
родная земля – край отцов, страна, народ, государство, язык, история,
культура, религия);
3. создание ситуаций, в которых учащиеся переживали бы чувство любви и
гордости за свою Родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью патриотов, ее выдающейся ролью в развитии мировой
цивилизации;
4. создание образовательных ситуаций, при которых ученик связывал бы
самореализацию с учебной деятельностью, с саморазвитием, с личностью
учителя.
Формирование гражданских и патриотических качеств личности происходит на уроках: истории, краеведения и обществознания.
Педагогические технологии, используемые на уроках истории, краеведения и
обществознания:
1. лекционно-семинарская система обучения;
2. информационно-коммуникационные технологии;
3. технология организации самостоятельной работы обучающегося, особенно
на старшей ступени образования;
4. исследовательские технологии, направленные на творческий поиск и
применение знаний;
5. проектные технологии, которые позволяют организовать деятельность
ученика в социальной среде с целью расширения и обогащения его
жизненного опыта;
6. технология игрового обучения, в процессе которой отражается накопленный учащимися жизненный опыт, приобретаются навыки, необходимые им для успешной деятельности, воспитываются организаторские способности;
7. технология развития критического мышления позволяет активизировать
учебный процесс, повышает самостоятельность учащихся.
Используем следующие формы занятий:
1. лабораторные работы (предусматривают анализ исторических источников,
связанных общей темой, работа с текстом Конституции РФ );
2. практикумы (решение серии познавательных задач в группах или
индивидуально);
3. ролевые игры (деловые, ретроспективные, проблемно – дискуссионные);
4. метод «интеллект - карт»;
5. характеристика исторических альтернатив;
6. моделирование хода событий;
7. диспуты;
8. «круглые столы»;
9. дискуссии
Внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в том числе через такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
Важную роль в формировании историческогосознания играет историческое краеведение. Краеведческий материал, какболее близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее значение. Более значимую роль, в связи с этим, выполняет школьный музей имени Героя Советского Союза Н. В. Грибанова, который способствует формированию у обучающихся гражданско-патриотических качеств, чувства любви к малой родине, уважения к опыту предыдущих поколений. Школьный музей – эффективная форма организации и подачи краеведческого учебного материала, база углубленного изучения истории, жизни школы, массового вовлечения учащихся в краеведческую и поисковую деятельность. Главное, музей дает возможность изучать прошлое не только через созерцательное восприятие, но и активно участвовать в историко-краеведческой работе во взаимодействии с музейной образовательной средой. Музейная образовательная среда выполняет не только воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность школьников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы учащихся.
Во внеурочной работе значительную роль играют:
1. экскурсии, связанные с истории села;
2. использование музейной педагогики, историко-краеведческого объединения «Память»;
3. элективные курсы;
5. участие в правовой и исторической неделях ;
6. беседы, посвящённые 70-летию Победы в Великой Отечественной войне;
6. участие в школьных, муниципальных и региональных мероприятиях
гражданско-патриотического (духовно - нравственного) направления:
∙ олимпиады по истории, обществознанию, праву, краеведению разных уровней;
∙ общероссийские интернет- викторины « Никто не забыт, ничто не забыто!»;
∙ областная олимпиада среди обучающихся по избирательному праву и избирательному процессу;
∙ муниципальный этап Всероссийских предметных олимпиад
Социально значимая деятельность
Сущность нового воспитания заключается в создании условий
для самореализации личности в различных видах социально значимой
деятельности, способствующей становлению ценностных ориентаций,
непрерывному духовному саморазвитию.
Этот вид деятельности занимает особое место в организации социального становления детей, так как способствует "закреплению" и
расширению социальных знаний и навыков, учит действовать в сотворчестве,
в содружестве со взрослыми, другими детьми, способствует формированию
их социальной активности и социальной устойчивости, выполнению
определенных социальных ролей.
Социально значимую деятельность организуем по направлениям:
∙ Военная слава земляков.
Оказание посильной помощи труженикам тыла. Поздравление с праздниками. Сбор информации, воспоминаний ветеранов. Поиск новых экспонатов для музея. Проведение с их участием классных часов.
∙ Ветераны локальных войн.
Ежегодно проходят мероприятия 15 февраля в день вывода войск из Афганистана.Организуются традиционные соревнования старшеклассников.
∙ Оформление стендов, альбомов, газет, плакатов и др.
Предназначен для создания, подготовки и оформления наглядного,
информационного материала, который поможет в более доступной форме
проводить занятия, тематические классные часы. На занятиях проходит
оформление тематических альбомов, фотоальбомов, газет, плакатов, которые
хранятся в музее, библиотеке. Написание статей информационно-просветительского характера в районную газету «Авангард».
∙ Проведение тематических классных часов
Аудитория школьного музея: учащиеся общеобразовательных
учреждений района, , жители нашего села, гости.
Формы массовой работы: обзорная экскурсия, экскурсия, урок в музее,
встреча. На занятиях происходит разработка сценариев новых тематических классных часов, репетиции старых и новых тем, инсценировок.
Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся,
таким образом, интегрировано в основные виды деятельности: урочную,
внеурочную, внешкольную, социально значимую. Базовые ценности
пронизывают всѐ учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю
многоплановую деятельность школьника как человека и гражданина.
В работе по гражданско-патриотическому развитию и воспитанию четко прослеживается линия: урок – внеурочная деятельность -музейная деятельность – общественно-значимая деятельность (школа - социум).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма и духовно-нравственного развития личности на уроках истории.
«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень»....
Статья "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории, обществознания, во внеурочной деятельности"
Статья содержит материал, который поможет сформировать у обучающихся устойчивую гражданскую позицию....
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочной деятельности
Из опыта работы...
Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочной деятельности-выступление на ШМО
Основой духовного единства государства во все времена был и остается патриотизм. Великий русский писатель Н.Г. Чернышевский подчеркивал, что историческое значение каждого человека измеряется его...
Модели и технологии формирования духовно-нравственных ценностей в образовательном процессе. Реализация проекта по внеурочной деятельности «Волшебный мир театра»
Модели и технологии формирования духовно-нравственных ценностей в образовательном процессе. Реализация проекта по внеурочной деятельности «Волшебный мир театра»...
Духовно-нравственное воспитание на уроках истории и во внеурочной деятельности
Данная работа представляет лучшую практику по вопросам воспитания лбучающихся СПО....
Развитие патриотического воспитания на уроках истории и во внеурочной деятельности
Статья с методическими рекомендациями и теоретическим заключением по теме Развитие патриотического воспитания на уроках истории и во внеурочной деятельности...