« Школа современного учителя. Развитие читательской грамотности»
методическая разработка

Краснова Ирина Николаевна

Выступление  на методическом объединении «Филология» на тему:

                    « Школа современного учителя. Развитие читательской грамотности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_mater._razvitie_chitatelskoy_gramotnosti.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) школа при исправительно-трудовых учреждениях Самарской области»

Выступление  на методическом объединении «Филология» на тему:

                    « Школа современного учителя. Развитие читательской грамотности»

Подготовила

учитель русского языка

и литературы

отделения № 2

Краснова Ирина Николаев

                                      Самара 2022

      

Развитие читательской грамотности

Умеют ли наши учащиеся читать? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Читать написанное, произносить буквы, слоги, слова – умеют. Но читать вдумчиво, осознанно, получая из текста информацию, – далеко не все, ведь «уметь читать» и «уметь читать грамотно» – это не одно и то же. Как показывают результаты исследований Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), которое проходило в последний раз в 2018 году, российские учащиеся находятся на 31 месте из 79.

Можно и не обращаться к исследованиям, достаточно посмотреть на результаты итогового собеседования в 9 классе, станет понятно, затруднения вызывает и пересказ текста, и построение монологического высказывания, и учет речевой ситуации. Проблема формирования читательской грамотности сегодня становится как никогда актуальной

В основе учебной деятельности лежит познание, предполагающее работу с текстами, анализ и использование на практике информации из них. Главная роль принадлежит читательской грамотности.

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Сплошной текст (Примерами сплошных текстов являются:  описание (художественное и техническое);  повествование (рассказ, репортаж);  рассуждение (эссе, критическая заметка);  определение понятия (словарная статья, комментарий);  инструкция (указание к выполнению работы; правила, законы).

Несплошной текст(Примерами несплошных текстов признаются:  графики;  диаграммы; 10  таблицы;  карты, схемы;  рисунки, фотографии;  формы (анкеты и др.);  информационные листы и объявления.)

Смешанный текст (примерам смешанных текстов относятся:  реклама;  комикс;  афиша;  плакат.)

Составной текст(Приведем примеры составных текстов:  сайт;  форум;  чат;  набор нескольких текстов на одну тему (проблему, авторскую позицию).

Работа с текстами сводится к трём группам коммуникативных умений : найти и извлечь, интегрировать и интерпретировать, осмыслить и оценить.

 Кодификатор умений: ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно и неявно заданную в тексте информацию

 1. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде

2. Соотносить информацию из разных частей текста, сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты

3. Делить тексты на смысловые части, составлять план текста

 4. Упорядочивать, ранжировать и группировать информацию

5. Отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию

6. Определять место и роль иллюстративного ряда в тексте, лексическое значение слова (словосочетания) в тексте

7. Пересказывать текст подробно и сжато

В процессе подготовки к учебным занятиям учителям-предметникам рекомендуется воспользоваться различными классификациями учебных заданий: 1) классификация с точки зрения вида учебных действий, эта классификация принята в рамках международных исследований качества образования :

Нахождение  информации (получение информации, работа с источниками информации, «навигационная грамотность») – это учебные задания, направленные на формирование умений осуществлять информационный запрос в интернете, хранить (или не хранить) добытую информацию, распределять информацию по времени ее восприятия;

Извлечение  информации (извлечение, локализация, декодирование, распознание, восприятие, усвоение) – это учебные задания, направленные в первую очередь на формирование умений обнаруживать в тексте явную (открытую, эксплицитную, фактуальную) информацию, выраженную в вопросе и в тексте-опоре, как правило, одними и теми же словами, и неявную (скрытую, имплицитную, подтекстовую) информацию, выраженную в вопросе и в текстеопоре, как правило, синонимичным способом;

 Приведем типовые примеры заданий на нахождение информации:  Кто из героев…?  Как в тексте называется…?  Расположите события в хронологической последовательности.  Какое из утверждений не соответствует тексту?  Выберите ошибочное утверждение о… В какой книге могла быть размещена данная информация?  Какой словарь вам потребуется, чтобы…? ¬

ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, направленной на поиск и извлечение информации из текста, заданной в явном виде:

Поиск конкретной информации (сведения, факты, детали, образы и др.);

 • Поиск слов/выражений, др. синтагм, обладающих заданным значением;

• Определение позиции искомой информации в тексте (фрагмент, композиционное звено, гиперссылка, ссылка на сайт и др.);

 • Поиск семантических знаков, выражающих запрашиваемую информацию;

 • Поиск слов/выражений, др. единиц информации, обладающих заданным значением; • Извлечение одной или нескольких единиц информации как в одном, так и в разных фрагментах текста(-ов); • Определение наличия/отсутствия информации; • Поиск информации методом сплошной выборки*; • Поиск художественных приемов, изобразительных средств, в т. ч. по заданным характеристикам

Интеграция информации – это процесс связывания (синтезирования) отдельных сообщений (единиц информации) текста в единую концептуальную рамку, свидетельствующий о том, что читатель глубоко понимает текст как целое.

Интерпретация информации – это процесс толкования (анализа) отдельных сообщений (единиц информации) под углом ранее обозначенной концептуальной рамки, свидетельствующий о том, что читатель понимает текст в его составных частях, то есть понимает наиболее полно.

Выдержка из Кодификатора умений

Интегрировать и интерпретировать информацию текста

 1. Определять тему и главную мысль текста, общую цель и назначение текста

2. Соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую

3. Формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод

4. Обобщать информацию из разных частей текста, из разных текстов

5. Интерпретировать произведение (художественное, музыкальное, живописное и др.), исходя из особенностей жанра, стиля, присутствующих в них средств художественной выразительности и образной системы

Типовые примеры  заданий на интерпретацию информации:

  Какова цель автора текста?

 Какое из приведенных ниже названий может быть заглавием к тексту?

 Какая информация в тексте является главной, а какая – второстепенной?

 Из приведенных ниже вопросов выберите тот, на который нельзя получить ответ, прочитав текст.

 Какая иллюстрация в наибольшей степени подходит к тексту?

 Объясните назначение иллюстрации к тексту.

 Поясните следующую фразу из текста…

 Вывод какого участника диалога не основывается на информации из текста?

  Почему герой поступает так…?

  Найдите 1 сходство и 1 различие в предложенных текстах

.  Как соотносятся высказывания героев…?

 Оценка и использование информации 

Оценка информации – это процесс опоры читателя на свои мысли, чувства и опыт при взаимодействии с текстом. Каждый акт чтения требует определенной оценки, когда читатель связывает информацию в тексте с информацией вне текста.

Использование информации – это процесс применения, функционирования текста при решении читателем широкого круга жизненных задач; это то, что можно делать с текстом после его чтения.

Выдержка из Кодификатора умений

Оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения на основе текста

1. Оценивать достоверность информации на основе имеющихся знаний

2. Оценивать достоверность информации на основе сравнения информации из нескольких источников

3. Оценивать достоверность информации на основе сведений об авторе и издании, в котором опубликован текст

4. Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте

5. Оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста

 Примерами заданий на оценку информации являются следующие:

 Запишите свой ответ на поставленный в тексте вопрос и обоснуйте свое мнение.

 Подтвердите или опровергните точку зрения одного из героев, основываясь на собственном жизненном или читательском опыте.

  Проанализируйте пересказ текста, выполненный несколькими учениками. Кто из учеников, по-вашему, наиболее правильно выполнил пересказ? Поясните свой ответ.

  Каким может быть продолжение истории? Завершите рассказ.

 Придумайте и изобразите рекламу

 «Текст должен порождать текст» (В.Е. Пугач)

Текст служит лишь первоисточником, опорой. • Любая информация является отправным, а не конечным пунктом речемышления учеников. • Задача учителя – создать с помощью текста мотивировку, без которой невозможен творческий (продуктивный) процесс. • В свою очередь, чтобы родилась новая (субъективно значимая) мысль, надо переработать дополнительно (кроме текста-основы) «гору сырья»: теорий, концепций, идей, мнений, фактов .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие читательской грамотности у детей средней и старшей школы

  «Читательская грамотность» — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать с...

Методический семинар " Приёмы развития читательской грамотности на уроках гуманитарного цикла в условиях малокомплектной школы"

Сегодня мы с вами обсуждаем такую, по моему стойкому убеждению, важную тему, как читательская грамотность. К сожалению, современные дети не очень любят читать, и уж тем более не любят читать такие про...

«Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»

laquo;Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»...

Развитие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности на уроках искусства и технологии

Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том ...

Методическая разработка "Развитие читательской грамотности обучающихся на уроках географии, как одного из компонентов функциональной грамотности"

Данная разработка основана на ФГОС и посвящена проблеме развития читательской грамотности обучающихся на уроках географии. Содержит практические наработки. Разработка может быть полезной для учителей ...

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Развитие читательской грамотности – приоритетная задача учителя.

Развитие читательской грамотности – приоритетная задача учителя....