Районный семинар педагогов-психологов. Выступление "Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности"
учебно-методический материал
Теоретическое обоснование вопроса для работы педагогов-психологов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_usloviy_dlya_formirovaniya_motivatsii.docx | 8.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое объединение педагогов-психологов ОУ БГО СК
Районный семинар на тему:
«Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности»
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ:
«Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций
по отношению к учебной деятельности»
Доклад подготовлен:
педагогом-психологом
МОУ «СОШ № 15»
Федяковой Л.В.
Доклад заслушан:
на районном семинаре
педагогов-психологов
ОУ БГО СК
г. Благодарный
15 ноября 2021 года
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ,
ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ»
Василий Александрович Сухомлинский
(СЛАЙД 2)
В наше время, когда для ребенка открыт широкий мир развлечений, стало очень сложно заинтересовать его учебной деятельностью в дошкольном или школьном учреждении. Ведь умению трудиться, относиться ответственно к занятиям или учебе противопоставляется широкий набор игр, мультфильмов, гаджитов.
(СЛАЙД 3)
Школа в лице педагогов в обучении и воспитании детей, зачастую в силу своей загруженности недостаточно опирается на потребности и интересы самих детей, их эмоцицональную составляющую. Интерес - это важнейший побудитель любой деятельности. Таким образом, положительное отношение к учебному процессу начинается с интереса, который опирается на положительные эмоции самих школьников.
Ребенок первично приходит в школу, преисполненный желания учиться, познавать всё новое для себя. Он наслышан от родителей, что с помощью педагогов он станет грамотным, сможет лучше узнать себя и других людей вокруг, школа поможет ему правильно взрослеть. Так почему же, начиная со второго класса, а порой и с первого многие школьники теряют интерес к учебе? Какую роль при этом играет педагог и родитель? Может ли педагог-психолог помочь сформировать интерес у обучающихся к учебному процессу, помочь самим педагогам и родителям детей найти источники проблем в обучении школьников?
Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим несколько направлений нашей профессиональной деятельности.
(СЛАЙД 4)
В основу диагностической работы педагога-психолога положено изучение школьной мотивации, психологического климата и тревожности психического состояния обучающихся. Проведя исследования и получив результаты, педагог-психолог по каждому классу формирует «базу данных» на детей с низким уровнем мотивации, негативным отношением к одноклассникам и школе в целом, с высоким уровнем тревожности.
(СЛАЙД 5)
Далее начинается этап консультационной деятельности с классными руководителями, а при необходимости и с родителями обучающихся, который включает в себя выработку рекомендаций по коррекции работы с детьми для педагогов и коррекции семейного воспитания для родителей с учетом личностных особенностей каждого ребенка. И в этот момент важно обратить внимание консультируемых на эмоции ребенка, которые он испытывает в школе и дома. Почему именно эмоции так важны в учебном процессе? Потому, что эмоции, несомненно, имеют мотивирующее значение в процессе обучения.
Рассмотрим пять их видов:
1) положительные эмоции, связанные со школой в целом и пребыванием в ней, являются следствиями умелой и слаженной работы всего педагогического коллектива, а также правильного отношения к школе семьи ребенка;
2) положительные эмоции, обусловленные ровными, хорошими деловыми отношениями школьника с учителями и товарищами, отсутствием конфликтов с ними, участием в жизни классного и школьного коллектива;
3) эмоции, связанные с созданием каждым учеником своих больших возможностей в достижении успехов в учебной работе, в преодолении трудностей, в решении сложных задач;
4) положительные эмоции от столкновения с новым учебным материалом;
5) положительные эмоции, возникающие при овладении обучающимися приёмами самостоятельного добывания знаний.
(СЛАЙД 6)
Затем следует организационно-методическая работа педагога-психолога по разработке программ сопровождения детей, которые призваны помочь ребенку сбалансировать свое эмоциональное состояние, влияющее на его учебную деятельность.
(СЛАЙД 7)
Далее проводятся коррекционно-развивающие занятия по разработанным программам. В конце занятий проводится повторное исследование личностных особенностей школьников (мотивация учения, тревожность, психологический климат).
(СЛАЙД 8)
Профилактический этап в развитии положительных эмоций у детей состоит из участия педагога-психолога совместно с педагогами в классных часах на тему дружбы, толерантного отношения, повышения мотивации учения, развития коммуникативных качеств личности и т.д.
(СЛАЙД 9)
Просветительская работа педагога-психолога заключается в проведении групповых и индивидуальных бесед со школьниками о значении самоконтроля и саморегуляции, проведении мини-лекций на тему оказания самопомощи в кризисных ситуациях в школе и дома, выдачи памяток с приемами стабилизации эмоционального состояния.
(СЛАЙД 10)
И самое главное. Педагогам и психологам в своей деятельности нужно всегда помнить о создании ситуации успеха у детей, независимо от их возраста.
При создании ситуации успеха учитываю следующее и рекомендую это делать педагогам:
– Нет единых для всех школьников предпосылок успеха.
– Важно определить, на что способен каждый ученик в данный момент учебной деятельности.
– Нельзя требовать от ученика невозможного.
– Раскрыть силы и возможности каждого ребёнка, дать ему радость успеха в умственном труде.
- Определить индивидуальную тропинку успеха в учебной деятельности каждого ученика. Беречь эту тропинку и огонёк желания быть хорошим.
В своем общении с обучающимися я часто хвалю детей, говорю, что он сегодня «молодец», что я горжусь его успехами, даже малыми. Ведь ребенку очень важно почувствовать, что он в моём лице найдёт поддержку и опору. А получая веру в успех, дети не боятся сделать следующий шаг в раскрытии нового. Это воспитывает уверенность в своих силах, пробуждает интерес к учению.
Бывает так, что я делаю ребёнку замечание, могу быть строгой и требовательной. Но если он чувствует, что я интересуюсь его делами, хочу понять его, искренне помочь, то он примет мои замечания, поверит и сохранит уважение и признательность.
(СЛАЙД 11)
Заключение:
Не стесняйтесь, друзья, своей нежности,
Доброты не стесняйтесь своей,
Пусть и в сердце у вас, и во внешности
Больше солнечных будет лучей!
Улыбайтесь друг другу приветливо,
Это так украшает ваш взгляд!
И ответить взаимно вам вежливо
Будет каждый, по-моему, рад.
Источники при подготовке выступления:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/08/24/sozdanie-usloviy-dlya-formirovaniya-u-uchashchihsya сайт Образовательная социальная сеть. Автор статьи Селицкая Елена Ивановна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ТВОРЧЕСТВУ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для того, чтобы дети с желанием посещали занятия внеурочной деятельности, необходимо на занятиях создать атмосферу тепла, спокойствия, доверительных отношение между детьми и педагого...
Итоги методической недели «Реализация программы формирования компетенций обучающихся в области использования ИКТ, в учебно-исследовательской, проектной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО, ООО»
После проведения методической недели были проанализированы эффективность уроков по этому аспекту деятельности....
Муниципальный семинар педагогов-психологов «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей инвалидов в условиях реализации инклюзивного образования»
Муниципальный семинар педагогов-психологов «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей инвалидов в условиях реализации инклюзивного образования»...
Создание условий для формирования у обучающихся положительной мотивации.
Презентация на тему "Создание условитй формирования у обучающихся положительной мотивации"...
Районный семинар педагогов-психологов. Выступление "Одаренный ребенок и структура работы с ним"
Теретическое обоснование вопроса работы с одаренными обучающимися школы...
Районный семинар педагогов-психологов. Выступление "Сказкотерапия для взрослых"
Для работы педагогов-психологов с родителями и педагогами...
Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми ОВЗ (ЗПР), обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС
Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми ОВЗ (ЗПР), обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС...