Районный семинар педагогов-психологов. Выступление "Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности"
учебно-методический материал

Федякова Людмила Викторовна

Теоретическое обоснование вопроса для работы педагогов-психологов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_usloviy_dlya_formirovaniya_motivatsii.docx8.69 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое объединение педагогов-психологов ОУ БГО СК

Районный семинар на тему:

«Создание условий для формирования у обучающихся       положительных эмоций по отношению к учебной  деятельности»

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ:

«Создание условий для формирования у обучающихся       положительных эмоций

по отношению к учебной  деятельности»

Доклад подготовлен:

педагогом-психологом

МОУ «СОШ № 15»

Федяковой Л.В.

Доклад заслушан:

на районном семинаре

 педагогов-психологов

ОУ БГО СК

г. Благодарный

15 ноября  2021 года

 «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ,

ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ»

              Василий Александрович Сухомлинский

(СЛАЙД 2)

В наше время, когда для ребенка открыт широкий мир развлечений, стало очень сложно заинтересовать его учебной деятельностью в дошкольном или школьном учреждении. Ведь умению трудиться, относиться ответственно к занятиям или учебе противопоставляется широкий набор игр, мультфильмов, гаджитов.

(СЛАЙД 3)

Школа в лице педагогов в обучении и воспитании детей, зачастую в силу своей загруженности недостаточно опирается на потребности и интересы самих детей, их эмоцицональную составляющую. Интерес - это важнейший побудитель любой деятельности. Таким образом, положительное отношение к учебному процессу начинается с интереса, который опирается на положительные эмоции самих школьников. 

Ребенок первично приходит в школу, преисполненный желания учиться, познавать всё новое для себя. Он наслышан от родителей, что с помощью педагогов он станет грамотным, сможет лучше узнать себя и других людей вокруг, школа поможет ему правильно взрослеть. Так почему же, начиная со второго класса, а порой и с первого многие школьники теряют интерес к учебе? Какую роль при этом играет педагог и родитель? Может ли педагог-психолог помочь сформировать интерес у обучающихся к учебному процессу, помочь самим педагогам и родителям детей найти источники проблем в обучении школьников?

Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим несколько направлений нашей профессиональной деятельности.

(СЛАЙД 4)

В основу диагностической работы педагога-психолога положено изучение школьной мотивации, психологического климата и тревожности психического состояния обучающихся. Проведя исследования и получив результаты, педагог-психолог по каждому классу формирует «базу данных» на детей с низким уровнем мотивации, негативным отношением к одноклассникам и школе в целом, с высоким уровнем тревожности.

(СЛАЙД 5)

Далее начинается этап консультационной деятельности с классными руководителями, а при необходимости и с родителями обучающихся, который включает в себя выработку рекомендаций по коррекции работы  с детьми для педагогов и коррекции семейного воспитания для родителей с учетом личностных особенностей каждого ребенка. И в этот момент важно обратить внимание консультируемых на эмоции ребенка, которые он испытывает в школе и дома. Почему именно эмоции так важны в учебном процессе? Потому, что эмоции, несомненно, имеют мотивирующее значение в процессе обучения.

Рассмотрим пять их видов: 

1) положительные эмоции, связанные со школой в целом и пребыванием в ней,  являются следствиями умелой и слаженной работы всего педагогического коллектива, а также правильного отношения к школе семьи ребенка;

2) положительные эмоции, обусловленные ровными, хорошими деловыми отношениями школьника с учителями и товарищами, отсутствием конфликтов с ними, участием в жизни классного и школьного коллектива; 

3) эмоции, связанные с созданием каждым учеником своих больших возможностей в достижении успехов в учебной работе, в преодолении трудностей, в решении сложных задач; 

4) положительные эмоции от столкновения с новым учебным материалом;

5) положительные эмоции, возникающие при овладении обучающимися приёмами самостоятельного добывания знаний.

(СЛАЙД 6)

Затем следует организационно-методическая работа педагога-психолога по разработке программ сопровождения детей, которые призваны помочь ребенку сбалансировать свое эмоциональное состояние, влияющее на его учебную деятельность.

(СЛАЙД 7)

Далее проводятся коррекционно-развивающие занятия по разработанным программам. В конце занятий проводится повторное исследование личностных особенностей школьников (мотивация учения, тревожность, психологический климат).

(СЛАЙД 8)

Профилактический этап в развитии положительных эмоций у детей состоит из участия педагога-психолога совместно с педагогами в классных часах на тему дружбы, толерантного отношения, повышения мотивации учения, развития коммуникативных качеств личности и т.д.

(СЛАЙД 9)

Просветительская работа педагога-психолога заключается в проведении групповых и индивидуальных бесед со школьниками о значении самоконтроля и саморегуляции, проведении мини-лекций на тему оказания самопомощи в кризисных ситуациях в школе и дома, выдачи памяток с приемами стабилизации эмоционального состояния.

(СЛАЙД 10)

И самое главное. Педагогам и психологам в своей деятельности нужно всегда помнить о создании ситуации успеха у детей, независимо от их возраста.

При создании ситуации успеха учитываю следующее и рекомендую это делать педагогам:

– Нет единых для всех школьников предпосылок успеха.

– Важно определить, на что способен каждый ученик в данный момент учебной деятельности.

– Нельзя требовать от ученика невозможного.

– Раскрыть силы и возможности каждого ребёнка, дать ему радость успеха в умственном труде.

- Определить индивидуальную тропинку успеха в учебной деятельности каждого ученика. Беречь эту тропинку и огонёк желания быть хорошим.

В своем общении с обучающимися я часто хвалю детей, говорю, что он сегодня «молодец», что я горжусь его успехами, даже малыми. Ведь ребенку очень важно почувствовать, что он в моём лице найдёт поддержку и опору. А получая веру в успех, дети не боятся сделать следующий шаг в раскрытии нового. Это воспитывает уверенность в своих силах,  пробуждает интерес к учению.

Бывает так, что я  делаю ребёнку замечание, могу быть строгой и требовательной.  Но если  он  чувствует, что я интересуюсь  его делами, хочу понять его, искренне помочь, то он  примет мои замечания, поверит  и сохранит уважение  и признательность.

(СЛАЙД 11)

 Заключение:

 Не стесняйтесь, друзья, своей нежности,

Доброты не стесняйтесь своей,

Пусть и в сердце у вас, и во внешности

Больше солнечных будет лучей!

Улыбайтесь друг другу приветливо,

Это так украшает ваш взгляд!

И ответить взаимно вам вежливо

Будет каждый, по-моему, рад.     

Источники при подготовке выступления:

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/08/24/sozdanie-usloviy-dlya-formirovaniya-u-uchashchihsya сайт Образовательная социальная сеть. Автор статьи  Селицкая  Елена Ивановна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ТВОРЧЕСТВУ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для того, чтобы дети с желанием посещали занятия внеурочной деятельности,  необходимо на занятиях  создать  атмосферу тепла, спокойствия, доверительных отношение между детьми и педагого...

Муниципальный семинар педагогов-психологов «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей инвалидов в условиях реализации инклюзивного образования»

Муниципальный семинар  педагогов-психологов  «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей инвалидов в условиях  реализации  инклюзивного образования»...

Создание условий для формирования у обучающихся положительной мотивации.

Презентация на тему "Создание условитй формирования у обучающихся положительной мотивации"...

Районный семинар педагогов-психологов. Выступление "Одаренный ребенок и структура работы с ним"

Теретическое обоснование вопроса работы с одаренными обучающимися школы...

Районный семинар педагогов-психологов. Выступление "Сказкотерапия для взрослых"

Для работы педагогов-психологов с родителями и педагогами...

Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми ОВЗ (ЗПР), обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС

Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми  ОВЗ (ЗПР), обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС...