Мотивация обучающихся на уроках истории. Развитие и повышение у школьников положительного отношения к учебной деятельности с целью повышения успешности учебного процесса.
рабочие листы по истории (6 класс)
Формирование интреса к урокам истории и истории, как науки, в целом. Методы и приемы, формирующие интерес к данному предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Мотивация обучающихся на уроках истории и обществознания.
Развитие и повышение у школьников положительного отношения к учебной деятельности с целью повышения успешности учебного процесса.
В успехах ученика, заинтересованы все! И учитель и родители и, конечно же сами ученики. Учителю всегда хочет, чтобы его предмет вызывал интерес у школьников, чтобы ученики любили историю, знали даты, исторические события, умели логически мыслить, понимали научную картину мира, чтобы каждый урок доставлял радость и учителю, и ученику.
Тема мотивации обучающихся на уроке, на сегодняшний день, очень актуальна,
так как одна из острых проблем, стоящих сегодня перед школой это снижение
мотивации и соответственно, как следствие этого явления – снижение успеваемости.
Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках истории и обществознания. Есть мнение, что на начальном этапе обучения, дети проявляют огромный интерес к предметам, как к чему-то новому. Обладают повышенной активностью и работоспособностью на уроках. Но чем сложнее становится материал, тем меньше интерес к предмету, следовательно, ослабевает работоспособность на уроке. Интерес ребенка к предмету необходимо постоянно поддерживать.
Я стараюсь отойти от роли информатора, постепенно вхожу в роль организатора познавательной, исследовательской и творческой деятельности ученика. Педагогическая деятельность учителя должна быть направлена на формирование стойкого познавательного интереса, учащихся к предмету. Работая в школе, я знаю, что если ученику интересно, то у него возникает желание узнать, научиться, исследовать, расширить свой кругозор.
Как научить ученика любить историю и обществознание, как вызвать у него интерес к процессу? Я думаю, что поставленные мной вопросы являются первостепенными в педагогической работе современного учителя истории и обществознании, потому что воспитание гражданственности и патриотизма происходит именно на этих уроках. Повышение уровня мотивации учебной деятельности учеников на уроках истории – одна из важных и основных задач, которую я ставлю перед собой как учитель. Для решения этой задачи, тщательно планирую всю структуру урока, продумываю использование на уроке разных форм обучения, использование дополнительного материала и разных приемов подачи этого материала.
Наиболее эффективным путем воспитания мотивации у обучающихся является воспитание мотивации через учебную деятельность. Психологические исследования показали, что характер мотивации можно программировать через тип обучения.
Научить – это дать учащимся знания, умения и навыки. Необходимо воспитать у них мотив, положительное отношение к получению этих знаний, умений и навыков. Школьная мотивация — это стремление ученика, желание учиться, получение знаний и образования.
Одна из важных задач в школьном процессе это - повышение уровня учебной мотивации учащихся. Для ее решения я применяю различные методы обучения. Учитывая возрастные особенности, активно использую элементы игровой технологии. Ученикам очень нравятся уроки такого типа. Особое внимание уделяла командным и ролевым играм. История - специфическая наука, ее содержание нельзя пронаблюдать, невозможно стать участником событий, которые давно прошли. Ролевая игра на уроке истории - не что иное,
как создание ситуаций, где каждый ученик выступает в роли участника событий прошлого.
Погружение в различные исторические эпохи.
Интересными для учащихся стали исторические соревнования: «Дуэль у карты», «Кроссворд – тайное слово». В процессе работы я применяю такие игры как: «Узнай исторического деятеля», «Когда это было», «Кто это сказал», «Историческая азбука» и др.
На итоговых занятиях часто провожу «Исторический марафон», это помогает обобщить и закрепить изученный материал. С уверенностью могу сказать, подобные игры помогают усвоить сложный материал, пробуждают интерес к истории.
В 7, 8 и 9 классах использую методику составления вопросов и заданий. Такое занятие называется «Для лучшего друга». В конце изучения темы провожу обобщающий урок, к которому ученики сами готовят вопросы и задания для своих одноклассников. Важное условие: это самим знать ответы! Незаменимым и в этом возрасте становится и использование кроссвордов. Учащиеся с увлечением разгадывают и учатся их составлять, что развивает логику, расширяет кругозор, тренирует память.
Одной из наиболее эффективных форм работы, повышающей интерес к предмету и к учебе в целом является исследовательская и проектная деятельность учащихся. На уроках истории и обществознании, учащиеся определяют интересные для себя темы и проблемы исследования. Проектная деятельность направляет на поиски новой, более глубокой информации, и, в результате, ученик погружается в предмет, появляется желание изучать его все больше. Это и есть суть мотивации.
С интересом учащиеся воспринимают видеофильмы. Использование видеофильма на уроках позволяет решить проблемные задачи, появляется возможность увидеть разные исторические периоды, как выглядели города, деревни, люди, как одевались и какой образ жизни вели. Это является огромной мотивацией для учащихся к обсуждению темы.
Большой интерес у учащихся вызывает работа по составлению электронных презентаций. Эту работу можно использовать, когда изучаешь отдельные темы, так и в качестве дополнительного материала для углубленного изучения истории.
Чтобы оживить интерес, создать яркие впечатления от предмета, учитель должен применять нетрадиционные формы уроков. К ним можно отнести урок-семинар, урок-практикум, в старших классах можно применять дискуссии, она помогает выяснить все точки зрения обучающихся на представленную проблему или вопрос.
Еще одной формой деятельности учителя истории, которая побуждает заинтересовать, мотивировать учащихся – это исторические вечера и викторины, олимпиадное движение и многое другое. Увлекательные формы обучения позволяют ученикам с большей заинтересованностью относиться к изучаемому предмету. Притом такое изучение будет более эффективным, а, самое главное, не будет восприниматься ребенком как принудительный или обязательный для исполнения труд. Поэтому, тот материал, который рассматривается во время проведения тематических конкурсов, викторин, бесед и т.д. ребенок запомнит лучше.
Формируя стойкую учебную мотивацию, полагаю: особое значение имеет эмоциональный настрой на уроке, стремлюсь к тому, чтобы ученикам было достаточно комфортно на моих уроках. Учитываю то, что результаты каждого ребенка надо сравнивать не с результатами других учащихся, а с его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение.
Учитель, как личность, играет немаловажную роль в мотивации к конкретному учебному предмету. Современный учитель должен быть энергичным, целеустремленным, умеющим заинтересовать, «зажечь» интерес у детей к предмету. Скажу словами В. О. Ключевского: «Любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь. Урок - это место, где встречаются ребенок и его наставник - учитель - друг.» Эти слова считаю основной мыслью, связанной с мотивацией на уроках.
Развитие мотивации и интереса к предмету – это вовлечение детей в активную познавательную деятельность. Считаю, что основная задача учителя состоит в том, чтобы дать учащимся не только сумму знаний, но и развить у детей интерес к учению, научить их самостоятельно добывать знания, оценивать их и применять на практике.
Завершение урока должно заканчиваться положительной мотивацией, мотивацией перспективы, и вдохновляющей мотивацией, чтобы ученику хотелось продолжить изучать то, что начал на уроке, узнать что-то новое об этом и потом поделиться с одноклассниками. Таким образом, в процессе преподавания истории и обществознания, применяя разнообразные формы работы, учитель может создать необходимый мотивационный фон для проведения увлекающего урока, успешного изучения своего предмета и соответственно успешности учеников.
Ниже прилагаю методическую разработку урока по обществознанию с использованием игровой технологии и групповых форм взаимодействия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта повышения мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания в условиях детского оздоровительного лагеря
В статье Е.А. Смирнова анализируется опыт повышения мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания в общеобразовательной школе в условиях детского оздоровительного лагеря, предлага...
Формирование устойчивой учебной мотивации обучающихся на уроках истории
Технологии и методы обучения, способствующие формированию устойчивой мотивации обучающихся...

Статья "Мотивация обучающихся на уроках истории"
Аннотация: Развитие и повышение у школьников положительного отношения к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса. Ключевые слова: мотивация к обуч...

РАЗРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕЛЯХ ВКЛЮЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВСЕХ ОБУЧАЮЩИХСЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ОБРАЗОВАНИИ
Презентация по предмету "Английский язык". Организация учебной деятельности учащихся на уроках английского языка в начальной и основной школе. Представление опыта учителя....

Статья: Развитие мотивации обучающихся на уроках истории через применение современных образовательных технологий: "Игровая деятельность на уроке истории"
Игра – это форма деятельности в условиях ситуаций, которые направлены на воссоздание и усвоение общественного опыта в котором складывается и совершенствуются необходимые в жизни знания, умения и...

Развитие мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания через разноуровневое обучение.
Развитие мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания через разноуровневое обучение: игровая деятельность, критическое мышление, ИКТ - технологии, метод проблемных задач, исследовательская...

Выступление на заседании муниципального методического объединения учителей истории и обществознания "Развитие мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания через разноуровневое обучение"
Часто цитируется применительно к школе древняя мудрость: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины....