Районный семинар педагогов-психологов. Выступление "Одаренный ребенок и структура работы с ним"
учебно-методический материал

Федякова Людмила Викторовна

Теретическое обоснование вопроса работы с одаренными обучающимися школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odarennyy_rebenok.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Районный семинар педагогов-психологов на тему:

«Психологическое сопровождение одаренного ребенка:

 взаимодействие семьи и школы»

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«Психолого-педагогические особенности одаренного ребенка.

Структура работы педагога-психолога

 с одаренным ребенком в ОУ»

Доклад подготовлен:

педагогом-психологом

МОУ «СОШ № 15»

Федяковой

Людмилой

Викторовной

13 ноября 2019 г.

г. Благодарный

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
(Рабочая концепция одаренности. Богоявленская Д.Б.).

Одаренных детей отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга. Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы.

Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях. Они могут следить одновременно за несколькими событиями. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающую самую разнообразную информацию и ощущения. Но такая способность к восприятию идет бок о бок с уязвимостью, рождаемой повышенной чувствительностью. Их нормальный эгоцентризм приводит к тому, что они относят все происходящее на свой счет.

Для становления  одаренной  и талантливой  личности  необходимо одобрительное отношение к ней со стороны социума. Одаренные дети находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников. У таких детей возникают трудности в нахождении близких по духу друзей, появляются проблемы участия в играх сверстников, которые им не интересны. Дети подстраиваются под других, хотят казаться такими, как все.

Учителя очень часто не распознают одаренных обучающихся и отрицательно оценивают их способности и достижения. Сложность положения усугубляется тем, что сами дети осознают свою непохожесть. Трудности могут начаться с того, что ребенок, опережающий сверстников, склонен постоянно привлекать к себе внимание. Стремительное выполнение заданий, готовность правильно ответить не вопрос учителя - для него желанная умственная игра, состязание. И он торопливее других тянет руку - радостный, предвкушая одобрение. И при этом все время жаждет новой умственной пищи... Но это через какое-то время надоедает учителю, и другим ученикам, и ему самому. Такой ученик постепенно становится всем в классе в тягость.

Часто в начальных классах наиболее развитого ученика почти перестают спрашивать: учитель ведь уверен, что он и так знает. Если он все же настойчиво пытается что-нибудь сказать или спросить, то может нарваться и на упрек, что он "выскочка". А когда он видит, что его активность учителю не нужна, и переключается на что-нибудь постороннее - не миновать недовольства, а то и раздражения педагога: почему отвлекается и не интересуется занятиями? Уж не слишком ли он себе возомнил?

Так, поначалу энтузиаст учебных занятий, ребенок становится лишним в школе, а она ему - ненужной. Он предпочитает болеть, лишь бы не посещать уроки. В результате уже в первые же школьные годы и тем более в подростковые многие выдающиеся дети оказываются в конфликте с учителями. А те иногда и сами не знают, чем такой ребенок их раздражает: с одной стороны все-таки вундеркинд, а с другой - "какой-то ненормальный"...

Причина такого конфликта в том, что наиболее способные ученики нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам. Правда, немалая часть одаренных детей, в конечном счете, как-то приспосабливается к общим требованиям. Но происходит это, в сущности, ценою ослабления, если не потери, некоторых важных особенностей, отличающих таких детей. Они вынуждены становится менее самостоятельными, тормозить свою любознательность и творческие порывы. Их особые возможности остаются как бы невостребованными.

Бывают и другие варианты школьных трудностей у ребенка с ранним умственным расцветом. От него ожидают, требуют и родители и педагоги, чтобы он обязательно был примерным учеником, отличником. А ведь отметки часто ставят не только за знания, но и за поведение, за почерк. Одаренным детям достается гораздо больше, чем другим, например, не по форме выполненное задание, за какое-нибудь не предусмотренное темой высказывание на уроке, за небрежную письменную работу. А в некоторых семьях любое снижение отметок воспринимается как драма.

Уровень интеллектуального развития позволяет одаренным детям анализировать собственно поведение, но в силу нормального возрастного эгоцентризма они нуждаются в помощи взрослых.

Структура деятельности психолога с одаренным ребенком.

1. Наблюдение за детьми в коллективе (дошкольная группа, класс). Выявление детей с высокой познавательной активностью.

2. Беседа с воспитателями, педагогами, классными руководителями о личностных особенностях детей, выявленных методом наблюдения.

3. Психодиагностическое исследование личностных особенностей детей.

4. Формирование групп для развивающих занятий.

5. Консультация педагогов и родителям по вопросам сопровождения одаренных детей.

Цель деятельности психолога: создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психического здоровья одарённых обучающихся, развитие их интеллектуальных способностей, формирование навыков регуляции психоэмоциональных состояний, личностного развития обучающихся, формирование адекватного отношения к окружающей действительности, уважения к себе, умения взаимодействовать с другими и чуткого отношения к людям.

Задачи деятельности:

  • создавать условия для развития интеллектуальных способностей, самосознания и самосовершенствования обучающихся;
  • формировать навыки саморегуляции психических состояний;
  • формировать навыки эффективного взаимодействия с людьми.

Этапы деятельности:

  • установочно – мотивационный;
  • аналитико – диагностический;
  • просветительский;
  • коррекционно – развивающий;
  • консультационный.

 Формы деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах, в малых группах.

Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня интеллектуальных способностей;
  • формирование навыков регуляции психоэмоциональных состояний обучающихся;
  • формирование навыков общения с людьми;
  • повышение самооценки и уверенности в себе, снижение уровня  личностной и ситуативной тревожности.

Первый этап деятельности — установочно-мотивационный

Цель педагога-психолога при работе с детьми с выявленными признаками одаренности состоит в том, чтобы предоставить классным руководителям и родителям         обучающихся информацию о том, почему именно необходимо уделять внимание         психическому здоровью детей. Необходимо также сформировать у педагогов мотивацию для         продолжения совместной деятельности по формированию интеллектуальных способностей и         практических навыков саморегуляции у обучающихся. Первый этап также является         определяющим и для формирования развивающих групп.

Второй этап деятельности – психодиагностический

Цель этого этапа – выявить индивидуальные психологические особенности обучающихся для подбора методов и форм работы с обучающимися.

МЕТОДИКИ

АВТОР

СРОКИ

Формула полушарности (тип мышления)

Л.Г.Федоренко

Сентябрь

2019 г.

Тревожность психического состояния

(ситуативная, личностная)

Спилберг, Ханин, Филлипс

Сентябрь

2019 г.

май

2020 г.

Мотивация обучения

Р.В.Овчарова,

 Н.Г. Лусканова

Сентябрь

2019 г.,

май

2020 г.

Темперамент

А.Белов

Сентябрь

2019 г.

Интеллектуальные способности

Заак, Л.П.Уфимцева

Сентябрь

2019 г.

Профессиональные склонности

(9,10,11 классы)

Сборная методика по профориентации обучающихся

Сентябрь

2019 г.

Третий этап – просветительский

Цель работы педагога-психолога – информировать педагогический коллектив, родителей обучающихся (законных представителей) о результатах проведённых психодиагностических исследований  личностных особенностей детей, подборе методов для работы с ними.

Примерные темы просвещения педагогов и родителей (законных представителей) на родительских собраниях, заседаниях МО, семинарах для педагогов:

  • «Одаренность. Характеристика одаренных детей»
  • «Индивидуализация развития одаренных обучающихся младшего школьного возраста. Проблемы одаренных школьников»
  • «Оказание поддержки способным школьникам. Рекомендации для педагогов»
  • «Оказание поддержки одаренным детям в семье. Рекомендации родителям»

Четвертый этап — коррекционно-развивающий

Цель работы педагога-психолога заключается непосредственно в проведении  развивающих занятий с одарёнными обучающимися по Программе сопровождения одаренных обучающихся.

Пятый этап - консультационный

Цель педагога-психолога заключает в себе консультационную работу с обучающимися, педагогами и родителями (законными представителями) обучающихся по итогам проведённых занятий, разрешение возможных проблем.

Примерные темы консультационных мероприятий (групповых и индивидуальных):

  • «Эмоциональное состояние одаренного ребенка в школе и дома»
  • «Проблемы самопрезентации одаренного школьника»
  • «Повышение уровня самооценки ребенка с признаками одаренности»
  • «Развитие коммуникативности обучающихся»
  • «Особенности воспитания в семье  ребенка с признаками одаренности. Стили воспитания в семье»
  • «Педагог и одаренный школьник: особенности взаимодействия»

Оказание методической помощи педагогам-психологам:

  • диагностический материал
  • план работы с одаренными детьми
  • карты одаренных детей
  • программа деятельности и тематическое планирование для 4 классов
  • норматив по одаренным детям
  • индивидуальный образовательный маршрут
  • план действий при разработке ИОМ
  • работа с родителями и педагогами
  • сопровождение психологом одаренных детей
  • опросник для родителей
  • опросник для детей о школе
  • теоретический материал по одаренности детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре завучей "Развитие личности ребенка через формирование многоаспектной образовательной среды"

Выступление исновано на опыте работы по формированию многоаспектной образовательной среды в МБОУ Видновской СОШ № 2...

Семинар-практикум педагогов-психологов «Основные направления и рекомендации коррекционной работы специалистов психологической службы».

ПЛАНрайонного семинара-практикума педагогов-психологов и социальных педагоговна базе УВК «школа-лицей»№2 п.Советский30.10.2014г. Тема семинара: «Основные направления и рекомендации коррекционной ...

Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов.

Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов....

Презентация для педагогов-психологов МБОУ СОШ на тему: "Система работы педагога-психолога с детьми "группы риска".

Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей...

Муниципальный семинар педагогов-психологов «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей инвалидов в условиях реализации инклюзивного образования»

Муниципальный семинар  педагогов-психологов  «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей инвалидов в условиях  реализации  инклюзивного образования»...

Районный семинар педагогов-психологов. Выступление "Сказкотерапия для взрослых"

Для работы педагогов-психологов с родителями и педагогами...