Урок на тему "Создание словесного портрета"
методическая разработка
Урок может быть в помощь учителю-словеснику на уроке развития речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_slovesnogo_potrreta.odt | 15.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание словесного портрета
Тип урока: обучающий урок развития речи.
Тема: создание словесного портрета.
Цели: 1. показать особенности художественного и делового словесного описания портрета, роль причастий в этих описаниях.2. Развивать исследовательские и творческие навыки. 3. Привлечь внимание к внутреннему миру человека, выраженному через портрет; формировать культурологическую компетенцию в области искусства и литературы.
4.Выработка умения создавать словесный портрет;
4. эстетическое воспитание учащихся.
Задачи: 1. Развивать способность учащихся составлять связный текст и отдельные высказывания в художественном стиле.
2. Отрабатывать навык учащихся воплощать свои мысли в письменной форме.
3. Дать понятие «портрета», познакомить с особенностями его как жанра.
4. Выработать умение создавать словесный портрет, используя сравнительный анализ произведений данного жанра и других видов искусства.
Оборудование: 1. Записи на доске: число, классная работа, тема урока.
2. Толковый словарь.
3. Компьютер, проектор, экран.
4. Презентация «Создание словесного портрета».
Личностные УУД: осознание эстетической ценности русского языка; гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные УУД:умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, способность определять цели предстоящей учебной деятельности , последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ,);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
Предметные УУД: показать особенности художественного и делового словесного описания портрета, роль причастий в этих описаниях.2. Развивать исследовательские и творческие навыки. 3. Привлечь внимание к внутреннему миру человека, выраженному через портрет; формировать культурологическую компетенцию в области искусства и литературы.
Предметные: понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Ход урока:
Описание внешности человека
Цель урока: показать особенности художественного и делового словесного описания портрета, роль причастий в этих описаниях.2. Развивать исследовательские и творческие навыки. 3. Привлечь внимание к внутреннему миру человека, выраженному через портрет; формировать культурологическую компетенцию в области искусства и литературы.
Тип урока: Урок развития речи
Оборудование: Учебники, тетради, мультимедийный проектор для показа презентации, карточки, костюм для инсценирования
Ход урока:
- Вступительное слово учителя. Наш разговор сегодня о внешности человека. Как важно быть наблюдательным человеком, внимательным к окружающим людям, замечать слёзы в глазах бабушки и преждевременные морщины на лице мамы, огорчение на лице учителя. Через внешность мы постигаем внутренний мир человека, его характер и настроение, находим главное и неповторимое в облике конкретного человека. Но важно не только находить, а и уметь описывать внешность человека.
- Звучит «К Элизе»
- Портрет учителя, описание ее внешности
- Подготовительный этап:Сегодня Вы будете экскурсантом, (сочинение описательного характера), «Искусствоведом» (получаете задание среднего уровня сложности с элементами анализа произведений живописи), «Мастером слова» (с заданием продвинутого творческого характера).
- Ход урока.
- Слово учителя с элементами беседы.
- Художник выражает свои мысли и чувства красками, музыкант – звуками, поэт и писатель – словом.
- У нас урок русского языка. Как вы считаете, чем будем сегодня заниматься мы? (создавать творческую работу, сочинять).
- (Слово учителя звучит при показе слайда 2 в сопровождении мелодии Моцарта – воспроизводится при показе).
- (Следующая работа проводится при показе слайда 3).
- Прочитайте все три задания. Давайте, исходя из них , сформулируем тему урока (создание портрета).
- Откроем тетради, запишем число, классная работа, тема урока «Создание словесного портрета» (В это время учащемуся даётся задание: найти определение «портрета» в словаре).
- Итак, мы начинаем наше путешествие во времени. Каждая эпоха имела своё видение мира, свою систему ценностей и взглядов, свои представления о женской красоте. Мы в 17 веке.
- (Дальше работа проводится при показе слайда 4. Фрагмент 1: Рембрандт. Хендрикьё в окне).
- Перед нами работа Рембрандта «Хендрикьё в окне». Давайте расскажем о данно
- 2. Викторина «Отгадай героя литературного произведения»
Ученик:
- «Это была высокая, стройная, ослепительно белая женщина… и шуба и шапка на ней были из снега» (Снежная королева из сказки Г. Х. Андерсена)
«А у оратая кудри качаются,
Что не скучен ли жемчуг рассыпаются,
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да чёрна соболя.
(Оратай из былины «Вольга и Микула Селянинович»)
- Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит. (Царевна – лебедь из «Сказки о царе Салтане Пушкина)
« …была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх. (Настя из повести «Кладовая солнца» М. М. Пришвин.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках русского языка, словесности и литературы в условиях модернизации образования
О становлении творческой в языковом отношении личности как о главной цели обучения....
Урок развития речи. Создание словесного портрета.
урок развития речи для учащихся 7 класса....
разработка урока по рус.словесности
Открытый урок по русской словесности. VIIкл.Тема:Поэзия подвига.Цель:дать обзор поэзии времен ВОВ и послевоенного времени; показать, что поэзия как самый оперативный жанр соединяла высокие патриотичес...
Занятие "Словесный портрет"
В рамках занятия обучающиеся знакомятся с процессом идентификации личности по признакам и правилами составления словесного портрета...
Урок по русской словесности в 6 классе "Представления древних славян об устройстве мира"
Данный урок проводится в системе уроков в 6 классе по теме "Славянская мифология." На уроке организована работа в группах, способствующая развитию коммуникативной компетенции. Задания носят самый разн...
Конспект интегрированного урока "Математика и словесность".
Урок относится к урокам нестандартной формы. Проводится двумя учителями: учителем русского языка и учителем математики. В ходе урока находятся точки соприкосновения разных наук, которые отражают сложн...
Урок по русской словесности. Технология "Перевёрнутый класс"
Сценарий урока с картой для ученика....