Урок на тему "Создание словесного портрета"
методическая разработка

Урок может быть в помощь учителю-словеснику на уроке развития речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_slovesnogo_potrreta.odt15.96 КБ

Предварительный просмотр:

  Создание словесного портрета

 Тип урока: обучающий урок развития речи.

Тема: создание словесного портрета.

Цели: 1. показать особенности художественного и делового словесного описания портрета, роль причастий в этих описаниях.2. Развивать исследовательские и творческие навыки. 3. Привлечь внимание к внутреннему миру человека, выраженному через портрет; формировать культурологическую компетенцию в области искусства и литературы. 

        4.Выработка умения создавать словесный портрет;

        4. эстетическое воспитание учащихся.

Задачи: 1. Развивать способность учащихся составлять связный текст и отдельные высказывания в художественном стиле.

              2. Отрабатывать навык учащихся воплощать свои мысли в письменной форме.

              3. Дать понятие «портрета», познакомить с особенностями его как жанра.

              4. Выработать умение создавать словесный портрет, используя сравнительный анализ произведений данного жанра и других видов искусства.

             

Оборудование: 1. Записи на доске: число, классная работа, тема урока.

                         2. Толковый словарь.

                         3. Компьютер, проектор, экран.

                         4. Презентация «Создание словесного портрета».

                      Личностные УУД: осознание эстетической ценности русского языка; гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные УУД:умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,  способность определять цели предстоящей учебной деятельности , последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ,);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

Предметные УУД: показать особенности художественного и делового словесного описания портрета, роль причастий в этих описаниях.2. Развивать исследовательские и творческие навыки. 3. Привлечь внимание к внутреннему миру человека, выраженному через портрет; формировать культурологическую компетенцию в области искусства и литературы.

Предметные: понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Ход урока: 

     Описание внешности человека

Цель урока: показать особенности художественного и делового словесного описания портрета, роль причастий в этих описаниях.2. Развивать исследовательские и творческие навыки. 3. Привлечь внимание к внутреннему миру человека, выраженному через портрет; формировать культурологическую компетенцию в области искусства и литературы.

Тип урока: Урок развития речи

Оборудование: Учебники, тетради, мультимедийный проектор для показа презентации, карточки, костюм для инсценирования

Ход урока:

  1. Вступительное  слово  учителя. Наш разговор сегодня о внешности человека. Как важно быть наблюдательным человеком, внимательным к окружающим людям, замечать слёзы в глазах бабушки и преждевременные морщины на лице мамы, огорчение на лице учителя. Через внешность мы постигаем внутренний мир человека, его характер и настроение, находим главное и неповторимое в облике конкретного человека. Но важно не только находить, а и уметь описывать внешность человека.
  2. Звучит «К Элизе»
  3. Портрет учителя, описание ее внешности
  4. Подготовительный этап:Сегодня Вы будете экскурсантом, (сочинение описательного характера), «Искусствоведом» (получаете  задание среднего уровня сложности с элементами анализа произведений живописи), «Мастером слова» (с заданием продвинутого творческого характера).
  5. Ход урока.
  6. Слово учителя с элементами беседы.
  7. Художник выражает свои мысли и чувства красками, музыкант – звуками, поэт и писатель – словом.
  8. У нас урок русского языка. Как вы считаете, чем будем сегодня заниматься мы? (создавать творческую работу, сочинять).
  9. (Слово учителя звучит при показе слайда 2 в сопровождении мелодии Моцарта – воспроизводится при показе).
  10. (Следующая работа проводится при показе слайда 3).
  11. Прочитайте все три задания. Давайте, исходя из них , сформулируем тему урока (создание портрета).
  12. Откроем тетради, запишем число, классная работа, тема урока «Создание словесного портрета» (В это время  учащемуся даётся задание: найти определение «портрета» в словаре).
  13. Итак, мы начинаем наше путешествие во времени. Каждая эпоха имела своё видение мира, свою систему ценностей и взглядов, свои представления о женской красоте. Мы в 17 веке.
  14. (Дальше работа проводится при показе слайда 4. Фрагмент 1: Рембрандт. Хендрикьё в окне).
  15. Перед нами работа Рембрандта «Хендрикьё в окне». Давайте расскажем о данно
  16. 2. Викторина «Отгадай героя литературного произведения»

Ученик:

  • «Это была высокая, стройная, ослепительно белая женщина… и шуба и шапка на ней были из снега» (Снежная королева из сказки Г. Х. Андерсена)

«А у оратая кудри качаются,

Что не скучен ли жемчуг рассыпаются,

У оратая глаза да ясна сокола,

А брови у него да чёрна соболя.

(Оратай из былины «Вольга и Микула Селянинович»)

  • Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит. (Царевна – лебедь из «Сказки о царе Салтане Пушкина)

« …была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у  нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел  вверх. (Настя из повести «Кладовая солнца» М. М. Пришвин.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. Создание словесного портрета.

урок развития речи для учащихся 7 класса....

разработка урока по рус.словесности

Открытый урок по русской словесности. VIIкл.Тема:Поэзия подвига.Цель:дать обзор поэзии времен ВОВ и послевоенного времени; показать, что поэзия как самый оперативный жанр соединяла высокие патриотичес...

Занятие "Словесный портрет"

В рамках занятия обучающиеся знакомятся с процессом идентификации личности по признакам и правилами составления словесного портрета...

Урок по русской словесности в 6 классе "Представления древних славян об устройстве мира"

Данный урок проводится в системе уроков в 6 классе по теме "Славянская мифология." На уроке организована работа в группах, способствующая развитию коммуникативной компетенции. Задания носят самый разн...

Конспект интегрированного урока "Математика и словесность".

Урок относится к урокам нестандартной формы. Проводится двумя учителями: учителем русского языка и учителем математики. В ходе урока находятся точки соприкосновения разных наук, которые отражают сложн...