Урок развития речи. Создание словесного портрета.
методическая разработка (русский язык, 7 класс) по теме
урок развития речи для учащихся 7 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 41.5 КБ |
prilozheniya.doc | 29 КБ |
rembrandt._kommentariy..doc | 8.65 КБ |
veyden_kommentariy..doc | 9.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
в 7 «Б» классе
по теме
«Создание словесного портрета».
Урок разработан
учителем русского языка и литературы
1 квалификационной категории
МОУ СОШ № 10
Морозовой Инной Валентиновной
Сальск, 2011
Тема: Создание словесного портрета.
Тип урока: обучающий урок развития речи.
Цели: выработка умения создавать словесный портрет;
Задачи: 1. Развивать способность учащихся составлять связный текст и отдельные высказывания в художественном стиле.
2. Отрабатывать навык учащихся воплощать свои мысли в письменной форме.
3. Дать понятие «портрета», познакомить с особенностями его как жанра.
4. Выработать умение создавать словесный портрет, используя сравнительный анализ произведений данного жанра и других видов искусства.
5. Прививать культуру общения при контактах детей как друг с другом, так и с учителем.
Оборудование:
1. Толковый словарь.
2. Компьютер, проектор, экран.
3. Презентация «Создание словесного портрета».
4. Карточки с разноуровневыми заданиями.
Подготовительный этап: класс делится на 3 группы, дифференцированные по уровням способностей детей: «Экскурсанты» (ребята, получающие наиболее лёгкое задание визуально – описательного характера), «Искусствоведы» (дети, получающие задание среднего уровня сложности с элементами анализа произведений живописи), «Мастера слова» (ребята с заданием продвинутого творческого характера).
Ход урока.
Слово учителя с элементами беседы.
Учитель: Были ли вы в картинной галерее? Картины каких художников вы наблюдали?
Чем художник выражает свои мысли и чувства (красками), а музыкант – (звуками), поэт и писатель – (словом).
Будучи писателями, чем будем сегодня заниматься мы? (создавать творческую работу, сочинять).
Учитель: Прочитайте установочное задание. Давайте, исходя из него, сформулируем тему урока (создание портрета).
Найдем определение «портрет» в толковом словаре.
Учитель: Итак, мы начинаем наше путешествие во времени. Каждая эпоха имела своё видение мира, свою систему ценностей и взглядов, свои представления о женской красоте. Мы в 17 веке.
Перед нами работа Рембрандта «Хендрикьё в окне». Давайте расскажем о данном портрете.
А вот как описывается данный портрет в художественной литературе (ученик)
На что обращается внимание в данном описании?
Ещё одна представительница 17 века в исполнении Рогира ван дер Вейдена. А что характерно для данного портрета?
Итог 1: Итак, подведём итоги. Каковы общие черты портретов 17 века? (ребята отмечают строгость линий, отсутствие интерьера, тёмные тона).
Учитель: Мы движемся дальше. 18 век.
Задание№1: Уважаемые экскурсанты, подготовьтесь к ответу на вопрос: почему картину Констанс Мари Шарпантье можно назвать портретом?
Искусствоведы, опишите внешность героини портрета.
Мастера слова, расскажите о героине картины (проверка).
Учитель: Перед нами работа Боровиковского. Чем отличается данный портрет от предыдущих? Что между ними общего? (Дети выделяют схожие и отличительные черты).
Давайте посмотрим, как можно описать портрет с помощью художественного слова. Ведь нам ЭТО нужно.
Учитель: Мы в 20 веке. Современное нам искусство. Перед вами известнейшая картина Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками». И вновь мы работаем по группам:
Задание№2
Экскурсанты, опишите портрет. Поможет вам в этом вопрос 1.
Искусствоведы, проанализируйте увиденное и выделите особенности портрета 20 века с помощью вопросов 2 – 3 этого же слайда (при проверке задания дети отмечают реализм изображения).
Мастера слова, дайте художественное описание портрета с использованием художественных средств (карточки)
Задание№3 !!!!!!!!!! Вопрос на внимательность: Сколько персиков лежало на столе? (3)+ 1 в руках.
Учитель: Мы остаёмся в нашем времени. Познакомились с портретами разных эпох. Как вы думаете, чему будет посвящена ваша творческая работа? (создание портрета).
Учитель: Любая практика должна подкрепляться теорией.
Задание№4
1.Как вы считаете, какой тип речи нужно использовать для написания сочинения – портрета?
2.Охарактеризуйте данный тип речи?
3.На какую тему может быть написано сочинение, если исходить из темы урока?
Любое сочинение, как вы помните, строится по определённой схеме. Разумеется, мы постараемся создать сочинение – портрет в художественном стиле.
Каковы будут особенности художественного портрета?
Задание№5 Давайте подберём словарные материалы к описанию портрета.
Выпишем те слова, которые будут вам необходимы для написания портрета выбранного вами человека.
Учитель: Мы подготовились к творческой работе, подобрали необходимые материалы, выяснили, на что нужно будет обратить внимание, какие средства можно использовать, чтобы сочинение получилось образным, ярким и интересным.
Успехов вам!
Предварительный просмотр:
Приложения.
Губы
Зубы
Волосы
Голова
Лоб
Глаза
Нос
Искусствоведы :
- Отличия от предыдущих портретов
- Фон (интерьер)
- Краски, тона
- Поза
- Реализм изображения
Мастера слова:
- Эпитеты и яркие красочные определения;
- Сравнение (щеки как персики)
Экскурсанты:
- Поза
- Лицо
- Руки
- Одежда
Предварительный просмотр:
Рембрандт
(1606—1669)
Хендрикьё в окне
Холст, масло. Ок. 1659 г. Берлин, Германия. Музей Кайзера Фридриха
У великого голландского художника было две жены. В честолюбивой молодости — Саския Эйленбюрх, дочь бургомистра, богатая красавица, связанная родственными и дружескими узами едва ли не со всеми имени тыми горожанами. Она быстро увяла и совсем ещё молодой умерла от ча хотки.
Второй, невенчанной, женой Рембрандта была Хендрикьё. Эта женщина не имела ни богатства, ни связей. Она взяла на себя заботу о художнике, который успел растерять большую часть своей популярности.
Рембрандт писал Хендрикьё много раз. И в образе библейской красави цы Вирсавии, и в образе Данаи, возлюбленной Зевса. На этом портрете он изобразил её в домашнем халате, уставшую, неприбранную. Молодая жен щина с детским любопытством смотрит на мир из оконного проёма, кото рый художник превратил в раму портрета. На прекрасном строгом лице готова расцвести улыбка. За спиной женщины плотная темнота. На её фо не лицо, одежда и руки лучатся собственным светом. Хендрикьё с этой картины остаётся в памяти зрителей как добрый золотой огонёк, малень кое домашнее сол
нце Рембрандта.
Предварительный просмотр:
Рогир ван дер Вейден
(1399/1400-1464)
Портрет женщины
Доска, масло. 1460 г. Вашингтон, США. Национальная галерея искусств
Говорят, что когда Рогир ван дер Вейден писал портрет богатого и знатно го человека, в качестве платы за работу он брал ни больше ни меньше, как пожизненную пенсию. Художник умер очень богатым и оставил много де нег на благотворительные нужды.
Ван дер Вейден не стремился к точному сходству портрета и оригина ла. Он руководствовался скорее собственными представлениями о том, как должен выглядеть Рыцарь или Ремесленник, какова должна быть Знат ная Дама. Портреты заказывались на века. Они должны были рассказать внукам и правнукам заказчиков, какими были их предки.
Портреты — зримая история рода. И молодая женщина, изображённая на картине, знает об этом. Благонравно сложенные руки, опущенные гла за, поджатые губы — всё говорит о том, что она сознаёт ответственность такого важного дела, как позирование для портрета. На протяжении мно гих поколений девушки из этой семьи будут равняться на её изображение, брать с неё пример. Спокойное достоинство, благородство, набожность — вот качества, которые должны отличать каждую молодую даму. Портрет этот будет служить для одних — идеалом, к которому нужно стремиться, для других — предостережением, для третьих — укором.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок развития речи Сравнительная характеристика портретов А.с. Пушкина
Урок-презентация. Урок развития речи по составлению сравнительной характеристики портретов А.С. Пушкина....
Урок развития речи. Создание собственного текста.
Подготовка учащихся к написанию сочинения на тему "Море"...
Стендовый доклад к уроку развития речи"Создание собственного творческого продукта"
Создание собственного текста базируется на знакомстве с произведением И.А.Бунина"Осенью"(отрывок"Море").Работаем над темой,основной мыслью,ключевыми словами,лексикой,морфологией,фонетикой... тропами,ц...
Урок развития речи по теме: «Портрет». 7-й класс (Учебно-методический комплект М.Т.Баранова).
Урок - ознакомление.Главная задача:1. Дать старт к серии уроков по описанию внешности человека. («Описание человека по фотографии», - упр. 129, «Портрет литер...
Урок развития речи по русскому языку в 7 классе в рамках темы «Самопознание»: «Человеческая личность» (создание лингвокультурологического портрета слова «личность»)
Данный урок позволяет рассказать о концепте «личность» на разных языковых уровнях: лексическом, словообразовательном, лингвокультурологическом; составить лингвокультурологическое гнездо кон...
Русский язык, урок развития речи, 5 класс. Портрет в музыке
Урок направлен, прежде всего, на развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса, умение логично, последовательно излагать свои мысли.Урок позволяет посмотреть на сказочного персонажа Бабу-...
Урок на тему "Создание словесного портрета"
Урок может быть в помощь учителю-словеснику на уроке развития речи...