Урок по русской словесности в 6 классе "Представления древних славян об устройстве мира"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Брант Евгения Сергеевна

Данный урок проводится в системе уроков в 6 классе по теме "Славянская мифология." На уроке организована работа в группах, способствующая развитию коммуникативной компетенции. Задания носят самый разнообразный характер, что важно для детей этого возраста. Опрос по домашнему заданию носит форму дифференцированного опроса.  На уроке актуализированы знания по античной мифологии, формируется навык выразительного чтения наизусть. В качестве нового материала предлагается знакомтсво со способыми рифмовки и стихотворным размером - ямбом.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

АВТОР Брант Евгения Сергеевна

КГУ «Березовская средняя школа», СКО, Казахстан

Тема: Представления древних славян об устройстве мира. А.С. Пушкин «Домовому».

Цель: знакомство с основами славянской мифологии.

Задачи: 1. воспитывать у учащихся стремление к изучению литературы;

2. обсудить, как представляли себе мир древние славяне; на примере стихотворения Пушкина показать,  какое место занимали в их жизни низшие существа мифологии;

3. развивать навыки определения стихотворного размера и рифмы.

Оборудование: иллюстрации с изображением низших мифологических  существ, карточки с заданиями.

Ход урока

  1. Вводно-мотивационный этап.

Приветствие. Ребята, а любите ли вы читать сказки? А какие сказки вам нравятся больше всего?  Давайте скажем, какие герои чаще всего встречаются в волшебных сказках? (Чудище, Баба-Яга, Кощей Бессмертный, домовые, лешие и другая нечисть). Как вы думаете, о чем сегодня пойдет разговор на уроке?

II. Актуализация прежних знаний.

 Устный опрос по домашнему заданию. (На доске «билетики» с вопросами, приклеенные оборотной стороной, где указана степень сложности вопроса: * - легкие, ** -средней сложности, ***- сложные).

*Как славяне изображали своих  богов?

***Как вы понимаете значение слова «многобожие»?

(Многобожие – устройство духовного мира, при котором люди поклоняются не единому божеству, а нескольким, при этом каждое божество выполняет свои определенные функции).

*В связи с чем многобожие перестало существовать?

**Объяснить, почему сейчас трудно установить количество богов славянского пантеона?

**Расскажите о боге Перуне.

**Чему покровительствовал Даждьбог?

**Кто такие берегини?

***Какие языческие праздники сохранились до наших дней?

***Как вы можете объяснить, что в русской литературе почти не встречаются боги, а существ низшей мифологии очень много?

**В каких произведениях вам встречались Баба Яга, Кощей, кикимора, водяной, леший?

Как изменился их образ?

III. Формирование умений и навыков.

 1.  Практическое задание в группах.

 Составить пары славянских и античных богов. В качестве подсказки на доске вразброс записаны имена богов:

Перун - Зевс,

Чернобог- Аид,

Гера - Макошь,

Ярило - Аполлон,

Лада - Афродита.

2. Чтение в классе Народного мифа о солнце в хрестоматии.

♦Как миф объясняет смену времен года?

♦Почему древние славяне когда-то сжигали тела своих умерших, а потом стали зарывать их в землю?

3.  Чтение в классе стихотворения «Домовому» А.С. Пушкина.

    Чтение учителем, а затем учениками.

4.  Обсуждение.

-Воспринимает ли А.С.Пушкин домового как представителя низшей мифологии? Подтвердите текстом.

- Хранителем чего, по мнению А.С.Пушкина, является домовой? На что он может повлиять?

-Сколько четверостиший можно выделить в стихотворении? (5 катренов)

-Давайте определим стихотворный размер.

IV. Изучение нового материала.

 Объяснение учителя. Для этого сначала необходимо разбить строчки на слоги и расставить ударения.

(Стихотворный размер - ямб)

-Теперь определим способ рифмовки. В первой и последней строфах – рифма перекрестная (абаб), во второй, третьей и четвертой  - кольцевая (вггв).

Выводы. Благодаря сегодняшнему разговору мы теперь знаем, как представляли себе мир древние славяне: у них, так же как и древних греков, существовал не один Бог, а множество. Отсюда и слово «многобожие». Они поклонялись различным идолам, которые осуществляли определенные функции. Но со временем христианство вытеснило язычество и древние люди стали поклоняться единому божеству. В русской литературе получили отражение в большинстве своем образы низшей мифологии: они встречаются в русских сказках.

V. Задание домашней работы.

 Нарисовать любое понравившееся существо мифологии, придумать сказку с его участием.

VI .Рефлексивно-оценочный этап.

Заполните таблицу (на листочках распечатана)

Это было мне знакомо

Это я узнал на уроке

Этого я не понял

 

 

 



Предварительный просмотр:

АВТОР Брант Евгения Сергеевна

КГУ «Березовская средняя школа», СКО, Казахстан

Тема: Представления древних славян об устройстве мира. А.С. Пушкин «Домовому».

Цель: знакомство с основами славянской мифологии.

Задачи: 1. воспитывать у учащихся стремление к изучению литературы;

2. обсудить, как представляли себе мир древние славяне; на примере стихотворения Пушкина показать,  какое место занимали в их жизни низшие существа мифологии;

3. развивать навыки определения стихотворного размера и рифмы.

Оборудование: иллюстрации с изображением низших мифологических  существ, карточки с заданиями.

Ход урока

  1. Вводно-мотивационный этап.

Приветствие. Ребята, а любите ли вы читать сказки? А какие сказки вам нравятся больше всего?  Давайте скажем, какие герои чаще всего встречаются в волшебных сказках? (Чудище, Баба-Яга, Кощей Бессмертный, домовые, лешие и другая нечисть). Как вы думаете, о чем сегодня пойдет разговор на уроке?

II. Актуализация прежних знаний.

 Устный опрос по домашнему заданию. (На доске «билетики» с вопросами, приклеенные оборотной стороной, где указана степень сложности вопроса: * - легкие, ** -средней сложности, ***- сложные).

*Как славяне изображали своих  богов?

***Как вы понимаете значение слова «многобожие»?

(Многобожие – устройство духовного мира, при котором люди поклоняются не единому божеству, а нескольким, при этом каждое божество выполняет свои определенные функции).

*В связи с чем многобожие перестало существовать?

**Объяснить, почему сейчас трудно установить количество богов славянского пантеона?

**Расскажите о боге Перуне.

**Чему покровительствовал Даждьбог?

**Кто такие берегини?

***Какие языческие праздники сохранились до наших дней?

***Как вы можете объяснить, что в русской литературе почти не встречаются боги, а существ низшей мифологии очень много?

**В каких произведениях вам встречались Баба Яга, Кощей, кикимора, водяной, леший?

Как изменился их образ?

III. Формирование умений и навыков.

 1.  Практическое задание в группах.

 Составить пары славянских и античных богов. В качестве подсказки на доске вразброс записаны имена богов:

Перун - Зевс,

Чернобог- Аид,

Гера - Макошь,

Ярило - Аполлон,

Лада - Афродита.

2. Чтение в классе Народного мифа о солнце в хрестоматии.

♦Как миф объясняет смену времен года?

♦Почему древние славяне когда-то сжигали тела своих умерших, а потом стали зарывать их в землю?

3.  Чтение в классе стихотворения «Домовому» А.С. Пушкина.

    Чтение учителем, а затем учениками.

4.  Обсуждение.

-Воспринимает ли А.С.Пушкин домового как представителя низшей мифологии? Подтвердите текстом.

- Хранителем чего, по мнению А.С.Пушкина, является домовой? На что он может повлиять?

-Сколько четверостиший можно выделить в стихотворении? (5 катренов)

-Давайте определим стихотворный размер.

IV. Изучение нового материала.

 Объяснение учителя. Для этого сначала необходимо разбить строчки на слоги и расставить ударения.

(Стихотворный размер - ямб)

-Теперь определим способ рифмовки. В первой и последней строфах – рифма перекрестная (абаб), во второй, третьей и четвертой  - кольцевая (вггв).

Выводы. Благодаря сегодняшнему разговору мы теперь знаем, как представляли себе мир древние славяне: у них, так же как и древних греков, существовал не один Бог, а множество. Отсюда и слово «многобожие». Они поклонялись различным идолам, которые осуществляли определенные функции. Но со временем христианство вытеснило язычество и древние люди стали поклоняться единому божеству. В русской литературе получили отражение в большинстве своем образы низшей мифологии: они встречаются в русских сказках.

V. Задание домашней работы.

 Нарисовать любое понравившееся существо мифологии, придумать сказку с его участием.

VI .Рефлексивно-оценочный этап.

Заполните таблицу (на листочках распечатана)

Это было мне знакомо

Это я узнал на уроке

Этого я не понял

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 10 классе «Религия древних славян»

Архив содержит конспект урока и презентацию. На уроке учащиеся познакомятся с понятиями: язычество, духи, боги, идолы, жертва и пантеоном славянских божеств....

Презентация к уроку литературы в 6 классе "Устройство мира по представлениям древних славян"

Презентация знакомит обучающихся с представлением древних славян об устройстве мира, с верованиями наших предков, славянским пантеоном богов. Углубляет знания о народной культуре, её духовном прошлом....

КТП уроков русской словесности в 5 классе по учебнику "Русская словесность", авторы :Савельева В.В., Чаплышкина Т.П., Лукпанова Г.Г., Рыгалова Л.С., Шашкина Г.З., Салханова Ж.Х., Аульбекова Г.Д.

Планирование составлено в соответствии Инструктивно - методического письма Об особенностях преподавания основ наук    в общеобразовательных организациях  Республики Казахстан в 201...

Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс  по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА...

Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс  по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА...

Христианские и языческие праздники и обряды древних славян, их отражение в современном мире.

Исследовательская работа о языческих праздниках, обрядах, традициях дошедших до наших дней. Кроме того вы узнаете какие из них проходят в нашем селе по сей день....