Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках русского языка, словесности и литературы в условиях модернизации образования
статья по русскому языку (8 класс) по теме
О становлении творческой в языковом отношении личности как о главной цели обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_pedsovet.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ ВИДНОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ
ВЫСТУПЛЕНИЕ
НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
ТЕМА: « Формирование ключевых
компетентностей учащихся на уроках
русского языка, словесности,
литературы в условиях модернизации
образования»
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
Лукина Г.А.
2010 г.
г. ВИДНОЕ
Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках
русского языка, словесности, литературы в условиях модернизации
образования.
Русский язык – предмет особый: это некий «надпредметный» предмет. Ни в изучении истории, ни географии, ни других наук не может быть успешным школьник, не владеющий русским языком – способом чёткого выражения мыслей и, конечно, чувств, настроений.
В обычной общеобразовательной школе далеко не каждый ученик владеет языком в культурном смысле слова. Обучение орфографии и пунктуации, пожалуй, единственный полноохватный аспект обучения русскому языку. А создание учащимися собственных текстов – всего лишь своеобразный довесок к школьному курсу изучения языка. Владение же языком , или языковая компетентность, предполагает умение создавать любой вид текста в зависимости от коммуникативной ситуации. Соответственно, задачей формирования одной из ключевых компетентностей в обучении русскому языку и литературе является владение словом.
Впрочем, коммуникативная компетентность – не единственная цель языкового образования, поскольку существует ещё обще- и этнокультурный, этико-поведенческий и эстетический аспекты. Речь нужно вести о становлении творческой в языковом отношении личности как цели обучения.
Ещё Ф.И.Буслаев писал: «Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному – значит вместе с тем и развивать духовные способности учащегося». Потому в настоящее время необходимо работать над созданием особой модели обучения русскому языку. Главное в ней – освоение языка учащегося в процессе создания реального языкового продукта, постижение ими на собственном опыте закономерностей этой деятельности, соотнесение его (процесса) с конкретной жизненной ситуацией, со своими интересами, переживаниями. «Что такое язык? – писал Л.Н.Толстой. – Прежде всего, это не только способ выражать свои мысли, но и творить свои мысли». Словом, важна рефлексия собственного опыта, что возможно лишь с помощью анализа созданного учеником текста. Поэтому становится очевидным ответ на вопрос: о чём должен быть урок русского языка, словесности, литературы? Ответ ясен – о собственной жизни ученика, о его взаимоотношении с миром, о том, как выразить себя в тексте, как воздействовать на слушателя и читателя.
При всём богатстве содержания нашего языка предмет «Русский язык» частенько относится детьми к наиболее скучным. Чтобы переломить это стойкое убеждение, обращаемся к необычным, ярким ассоциациям – основе творческого вдохновения. И тогда дети начинают осознавать, что язык – это тонкий инструмент, с помощью которого возможно создание произведения словесного искусства, совершенного по своей грамматике, синтаксису и т.д.
Поиск ассоциаций, расширение границ восприятия приведёт ребёнка, даже самого среднего, к умению связывать любые понятия, слова на основе фантазии. Например, используя методику «бином фантазии» Джанни Родари, описанную в известной книге «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй», ученик не должен бояться поначалу создавать даже «абсурдные» тексты. Ценность «абсурдного» в том, что у ребёнка появляется уверенность в собственных силах, повышается самооценка, т.е. возникает мотивация к формированию компетентности языковой культуры.
«Воображение намного важнее знания»,- говорил Энштейн. Поэтому на уроках весьма важно дать возможность раскрепоститься этой фантазии. И в полной мере это происходит на уроках словесности, русского языка, когда дети выбирают какой-либо грамматический признак или предмет, о котором будут писать, создавая художественный образ. Вот стихотворения о самоваре семиклассников:
***
Пейте чай из самовара,
Самый лучший в мире чай;
С пряником, в прикуску
Да с печеньем на закуску!
(Кузьмин Ваня)
***
Я самовар большой, пузатый.
Во мне так много кипятка.
И чаем крепким, ароматным
Я напою всех вас сполна.
Хотите пышек иль варенья?
Баранок, сушек иль конфет?
Всё доставайте поскорее:
У нас ведь праздничный обед.
(Максюков Саша)
***
Стоит на столе и пыхтит от досады:
«Забыт я уже, а я ведь хорош.
Друзей собираю, веду я беседы,
Зовусь самоваром, со мной не уснешь.
Две ручки имею и носик блестящий,
В себе отражаю гостей за столом.
Когда я киплю – становлюсь говорящим,
Тепло в моём сердце. Об этом потом».
(Залогина Света)
***
На столе стоит предмет.
Он в себе таит секрет.
Люди носик открывают,
Кружки, чашки подставляют.
Это русский самовар.
К потолку пускает пар.
Раньше был он углевой,
А теперь он проводной.
Сделан в Туле мастерами.
Собран добрыми руками.
Этот чайный командир
Покорил страну и мир.
Самовар пыхтит, искрится
И зовёт чайку напиться.
Лечит скуку и тоску
Чашка крепкого чайку!
(Клепацкая Настя)
и фрагменты сочинений пятиклассников по личным впечатлениям на тему: «Как я однажды…»:
***
Я стала оглядываться и увидела вдалеке дупло. Какой-то маленький комочек выпал из него и помчался к нам. Вот он уже близко. Белка! Какая она красивая! Такие смешные «кисточки» на ушках, как у рыси. А хвостик такой пушистый, словно это не белка, а маленькая лисичка. Глазёнки крупные, как ядрышки орешка. «Лисичка» схватила свою добычу и умчалась в дупло, где еле слышно попискивали бельчата. (Кузмичёва Алина)
***
И вот настал момент, когда я первый раз в жизни встал на коньки. Посмотрел на других и подумал: «А вот как все катаются. Что я – не смогу?». Встал на лёд и … Бах! Плюхнулся на гладкую поверхность. Тогда-то и понял, что это не так-то просто. (Бутнарчук Влад)
***
Вдруг я почувствовал, что ко мне что-то приближается. Я высунул голову из воды и увидел чёрный плавник и чёрную спину. Развернулся и дал дёру, плыл быстро, как торпеда, и, наверное, побил все рекорды по плаванию. Это «что-то» непонятное и страшное плыло за мной. Мне показалось, что это была акула… (Сабуров Дмитрий)
или стихотворение Демидова Николая о его увлечении музыкой:
***
Когда домой приду из школы
С больной, уставшей головой,
Портфель заброшу я подальше
И рок включу тяжёлый свой.
И вмиг усталость исчезает,
Душа стремиться созидать,
Когда, все стены разрушая,
Гремит металл. Попсе молчать!
Я ненавижу группу «Сливки»
И не балдею от Алсу,
«Металлики» родной аккорды
Гремят во мне, и я живу!
Быть может я не совершенен,
И рок мой нравится не всем.
И наплевать на чьё-то мненье,
Когда я слышу грохот стен!
(Демидов Николай)
Одной из самых интересных форм работы на уроке для ребят стало коллективное создание текстов. Методика коллективного составления текста – это своеобразная игра в «Ильфа и Петрова», где каждый может высказать свою оригинальную авторскую мысль. Задачей таких «временных творческих коллективов» может быть придумывание «вредных» и «не очень вредных советов» при исследовании значения приставок пре и при, частиц «не» и «ни», когда каждый может проявить свою оригинальную авторскую мысль.
Подобное сотворчество и на уроках литературы в старших классах благотворно влияет на формирование духовного мира детей. В их сознании рождаются философские ассоциации, заставляющие размышлять о сложнейших проблемах человеческого бытия и демонстрировать при этом достаточно высокий уровень языковой компетентности, как в стихотворении одиннадцатиклассницы Дьяченко Дарьи:
***
Снова бой. Он не скончаем –
Ждать развязки и не чаем.
Свет и тьма, огонь и ливень
Не влекут, карая, гибель.
Беспрестанны их угрозы:
Миру – войны, счастью – слёзы…
Бой идёт, и края нет –
Их борьба и есть наш свет.
Зло, добро неутомимы –
Снова порох в карабины…
Кто ж возьмёт победы груз –
Дьявол… или Иисус?..
Наилучшие находки ребят, а иногда и забавные «решения» обсуждаются, вносятся в творческую копилку. Сотворчество излечивает детей от «фобии», боязни языка, формирует их языковую компетентность.
В компетентном овладении языком важную роль играет и обсуждение фильмов, созданных в наше время по произведениям русских писателей XIX века. Например, известный всем фильм «Левша» вызвал бурю эмоций у детей, которые с упоением дали оценку режиссерскому замыслу и игре актёров и сопоставляли его с шедевром Лескова.
И, наконец, о роли учителя в формировании ключевых компетентностей учащихся. Безусловно, при этом коренным образом меняется позиция учителя – «дающего, несущего знание» на «получающего его вместе с учащимися». Сначала всё это напоминает «игру в исследователей», а затем становится серьёзной исследовательской работой детей и перерастает в создание проектов на самые разные темы. Но в основе любой творческой работы лежит принцип античного философа Платона:
…от красивых образов –
к красивым мыслям,
от красивых мыслей –
к красивой жизни,
от красивой жизни –
к абсолютной красоте…
А красота, вы знаете, что сделает…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы
Формирование коммуникативной компетентности - одна из главных задач основной школы. Работа содержит теоретические сведения и конкретные рекомендации по организации образовательного процесса...
Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы учителя русского языка...
Формирование коммуникативных компетентностей учащихся на уроках русского языка и литературы
Данная статья содержит материал,с которым я выступала перед своими коллегами и рассказывала о том, как я формирую коммуникативные компетентности у учащихся на уроках русского языка и литературы....
Презентация - методический проект "Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы"
Материал по методической теме"Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы" из опыта работы учителя представлен в виде презентации....
Система работы "Формирование речевой компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы"
В статье обобщён материал по данной проблеме...
Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы
Кейс (от англ. сase – случай, обстоятельство) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их ...
«Использование интерактивных методов обучения для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»
Обобщение опыта работы «Использование интерактивных методов обучения для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной д...