Конспект интегрированного урока "Математика и словесность".
учебно-методический материал (7 класс) на тему

Урок относится к урокам нестандартной формы. Проводится двумя учителями: учителем русского языка и учителем математики. В ходе урока находятся точки соприкосновения разных наук, которые отражают сложные процессы современного мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematiki_i_slovesnost.doc53 КБ
Microsoft Office document icon matematiki_i_slovesnost.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок «Математика и словесность»

в 7 классе.

Урок проводится после изучения темы «Причастие» по русскому языку (урок 90) и темы «Решение задач при помощи уравнений» по алгебре (урок 90).

     Авторы разработки:  учитель русского языка Савицкая Т.Б. и учитель математики Боброва Н.В.

   Оборудование урока: Портреты М.В.Ломоносова, Л.Н.Толстого, В.Г.Бенедиктова,  Л.Кэрролла,  Дж. Лондона, С.В.Ковалевской; раздаточный материал (карточки с текстами упражнений по русскому языку и задач по математике); видеофильм.

    Цель урока:

1.Показать учащимся взаимосвязь различных предметов школьного курса и различных наук на примере математики и словесности.

    Задачи урока:

1.Закрепление знаний и умений учащихся по русскому языку.

2. Закрепление знаний и умений учащихся по математике.

    Тип урока:

Интегрированный.

    Описание типа урока:

    Урок предполагает повторение изученного по русскому языку и математике с использованием различных методических приёмов: объяснение учителей, выполнений устных и письменных заданий по русскому языку и математике, выразительное чтение, элементы лингвистического и математического анализа, реализация межпредметных связей.

     Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Определение темы урока.

    Учитель русского языка: Сегодня у нас необычная встреча: этот урок ведут два учителя: учитель русского языка и математики. (Определение темы урока).  А урок наш называется интегрированный. А что означает это слово?

      III.      Этимологическая страничка.  (Информация проектируется на экран).

     Учитель математики: Значение слова интегрированный нам объяснит учёный, приехавший из Оксфорда. Он и ответит на этот вопрос.

     Учёный: Интеграл (лат.) – целая величина. Интегрировать – восстанавливать, соединять.

    Учитель русского языка: Итак, от математического термина произошло слово, которое  вошло в нашу лексику.

IV.       Постановка цели урока.

     Учитель  математики: Постараемся объединить математику и словесность. Казалось бы, что общего между этими науками? Какая между ними связь?

     Учитель русского языка: На нашем уроке  мы попытаемся это установить. А в качестве эпиграфа взяты слова из Словаря юного филолога: «В языке всё подчиняется строгим правилам. Эти правила похожи на математические… Сходство объясняется тем, что сама математика произошла… из языка».

    IV.       Углубление  и актуализация знаний учащихся.

     Учитель математики:  Действительно, связь языка и математики установилась с древних времён. И этому есть подтверждение.

     Учитель русского языка:  Далёкая история античности знакомит нас с интереснейшим фактом. На одном из надгробных  камней была обнаружена поэтическая  надпись, которая оказалась математической задачей. Речь идёт о Диофанте Александрийском, жившем в III веке до нашей эры. О жизни этого математика известно лишь то, что сообщил о нём кто-то из его друзей в надписи на могильном камне.

      Учитель математики: (Знакомит учащихся с текстом задачи и предлагает учащимся решить её). Язык математики позволяет нам создавать модели реальных ситуаций. Вот и ещё одна точка соприкосновения двух, казалось бы очень разных наук.

     Учитель русского языка: Словесность – искусство слова – началась с устного народного творчества. На уроках литературы мы знакомились с разными жанрами фольклора. И во многих фольклорных текстах упоминаются числа.

     Учащиеся:  (Приводят примеры).

     Учитель русского языка: Пословицы, загадки, поговорки, в которых встречаются числа,  звучали и на уроках русского языка. При изучении какой части речи они встречались?

     Учащиеся:  Имя числительное.

     Учитель русского языка: Впервые термин числительное появилось ещё в 1704 году в Словаре русского языка. Авторы  словаря утверждали, что название этой части речи своим рождением обязано математике.

     Учитель математики: Среди фольклорных загадок встречаются и такие, над которыми приходится ломать головы и на уроках математики.

      Учитель русского языка: Одна из таких загадок дошла до нас в записи В.И.Даля. (Читается сказка-загадка «Старик-годовик»).

      Учитель математики: Я бы выделила ещё один фольклорный жанр – устные математические загадки, а точнее, - задачки. (Чтение задачи «Лошадь и мул» и решение её с помощью уравнения).

      Учитель русского языка: Задача решена с помощью уравнения. А как объяснить правописание этого математического термина?

      Учащиеся: (Объясняют правописание корня -равн- – - ровн-).

      Учитель русского языка: (Просит дать определение корня, обращая внимание на то, что это слово является не только лингвистическим, но  и математическим  термином). А какие ещё слова с чередованием гласных ао  в корне слова встречаются на уроках математики?

     Учащиеся: Равнобедренный, слагаемое, сложение, касательная. (Даётся определение терминов и объясняется  их правописание).

     Учитель  математики: Есть замечательное выражение: «Нельзя быть математиком, не будучи в душе поэтом».

     Учитель русского языка:  История мировой науки и культуры находит массу подтверждений тому, что многие деятели науки и культуры проявляли себя и в литературе, и в математике. (Даётся рассказ о М.В.Ломоносове, Л.Н.Толстом, В.Г.Бенедиктове,  Л.Кэрролле, Дж.Лондоне, С.В.Ковалевской).

     Учитель математики: Наши ребята тоже выступили в роли начинающих писателей-математиков и подготовили к сегодняшнему уроку математические задачи, написанные в различных литературных жанрах.

     Учащиеся: (Читают свои творческие работы, определяют их жанры).

     Учитель математики: Решим одну из ваших  задач.

     Учитель  русского языка: Ваши задачи оказались очень интересными. Давайте запишем  об этом предложение. (Записывается предложение под диктовку  и выполняется его разбор).

    Задачи, составленные ребятами, интересны всем: математикам и словесникам.

      Учитель  математики: Один из наших учеников  написал «Оду математике».

       Учащийся: (Читает своё произведение «Ода  математике»).

       Учитель русского языка:  А вдохновило его на это  знакомство с творчеством  М.В.Ломоносова на уроках литературы.

       Учитель математики: (Рассказывает о М.В.Ломоносове).

       Учитель русского языка: Имя этого человека сегодня нельзя не вспомнить. (Записывается предложение под диктовку и выполняется  его разбор).

      М.В.Ломоносов, одарённый природой разнообразными талантами, своей деятельностью обогатил науку и культуру, во многом  опередив время.

        Учитель математики: Конечно, вы очень любознательны, много читаете, многим интересуетесь. Но иногда бывает и такое…

(Демонстрируется шуточный  фильм, снятый учащимися 11-го класса под руководством учителей, «Как разделить полтину (на)половину?» об ученике, который не смог ответить на этот вопрос).

        Учитель математики: Поможем герою решить задачу.  (Решение задачи с записью ответа).

        Учитель русского языка: С задачей вы справились. А теперь ответьте на мой вопрос: Как правильно записать  (на)половину? (Повторяются  некоторые случаи правописания наречий). Чтобы повторить некоторые правила,  я придумала для вас стихотворение. (Орфографическая работа).

           Интересен  наш  урок,                      (Мало) помалу всё повторили:

           Тему знаем  ( на)зубок.                    Корни назвали, задачи решили.

           Делим, (с)нова умножаем  –          Да!    Устали  мы   (не)много.

           (В)миг   ответы получаем.            К  знаниям  трудна  дорога.

      V.       Подведение  итогов,  выводы.

      VI.    Домашнее задание.  Работа с текстом, содержащим задания по русскому языку и математике.



Предварительный просмотр:

Интегрированный урок «Математика и словесность»

в 7 классе.

Урок проводится после изучения темы «Причастие» по русскому языку (урок 90) и темы «Решение задач при помощи уравнений» по алгебре (урок 90).

     Авторы разработки:  учитель русского языка Савицкая Т.Б. и учитель математики Боброва Н.В.

   Оборудование урока: Портреты М.В.Ломоносова, Л.Н.Толстого, В.Г.Бенедиктова,  Л.Кэрролла,  Дж. Лондона, С.В.Ковалевской; раздаточный материал (карточки с текстами упражнений по русскому языку и задач по математике); видеофильм.

    Цель урока:

1.Показать учащимся взаимосвязь различных предметов школьного курса и различных наук на примере математики и словесности.

    Задачи урока:

1.Закрепление знаний и умений учащихся по русскому языку.

2. Закрепление знаний и умений учащихся по математике.

    Тип урока:

Интегрированный.

    Описание типа урока:

    Урок предполагает повторение изученного по русскому языку и математике с использованием различных методических приёмов: объяснение учителей, выполнений устных и письменных заданий по русскому языку и математике, выразительное чтение, элементы лингвистического и математического анализа, реализация межпредметных связей.

     Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Определение темы урока.

    Учитель русского языка: Сегодня у нас необычная встреча: этот урок ведут два учителя: учитель русского языка и математики. (Определение темы урока).  А урок наш называется интегрированный. А что означает это слово?

      III.      Этимологическая страничка.  (Информация проектируется на экран).

     Учитель математики: Значение слова интегрированный нам объяснит учёный, приехавший из Оксфорда. Он и ответит на этот вопрос.

     Учёный: Интеграл (лат.) – целая величина. Интегрировать – восстанавливать, соединять.

    Учитель русского языка: Итак, от математического термина произошло слово, которое  вошло в нашу лексику.

IV.       Постановка цели урока.

     Учитель  математики: Постараемся объединить математику и словесность. Казалось бы, что общего между этими науками? Какая между ними связь?

     Учитель русского языка: На нашем уроке  мы попытаемся это установить. А в качестве эпиграфа взяты слова из Словаря юного филолога: «В языке всё подчиняется строгим правилам. Эти правила похожи на математические… Сходство объясняется тем, что сама математика произошла… из языка».

    IV.       Углубление  и актуализация знаний учащихся.

     Учитель математики:  Действительно, связь языка и математики установилась с древних времён. И этому есть подтверждение.

     Учитель русского языка:  Далёкая история античности знакомит нас с интереснейшим фактом. На одном из надгробных  камней была обнаружена поэтическая  надпись, которая оказалась математической задачей. Речь идёт о Диофанте Александрийском, жившем в III веке до нашей эры. О жизни этого математика известно лишь то, что сообщил о нём кто-то из его друзей в надписи на могильном камне.

      Учитель математики: (Знакомит учащихся с текстом задачи и предлагает учащимся решить её). Язык математики позволяет нам создавать модели реальных ситуаций. Вот и ещё одна точка соприкосновения двух, казалось бы очень разных наук.

     Учитель русского языка: Словесность – искусство слова – началась с устного народного творчества. На уроках литературы мы знакомились с разными жанрами фольклора. И во многих фольклорных текстах упоминаются числа.

     Учащиеся:  (Приводят примеры).

     Учитель русского языка: Пословицы, загадки, поговорки, в которых встречаются числа,  звучали и на уроках русского языка. При изучении какой части речи они встречались?

     Учащиеся:  Имя числительное.

     Учитель русского языка: Впервые термин числительное появилось ещё в 1704 году в Словаре русского языка. Авторы  словаря утверждали, что название этой части речи своим рождением обязано математике.

     Учитель математики: Среди фольклорных загадок встречаются и такие, над которыми приходится ломать головы и на уроках математики.

      Учитель русского языка: Одна из таких загадок дошла до нас в записи В.И.Даля. (Читается сказка-загадка «Старик-годовик»).

      Учитель математики: Я бы выделила ещё один фольклорный жанр – устные математические загадки, а точнее, - задачки. (Чтение задачи «Лошадь и мул» и решение её с помощью уравнения).

      Учитель русского языка: Задача решена с помощью уравнения. А как объяснить правописание этого математического термина?

      Учащиеся: (Объясняют правописание корня -равн- – - ровн-).

      Учитель русского языка: (Просит дать определение корня, обращая внимание на то, что это слово является не только лингвистическим, но  и математическим  термином). А какие ещё слова с чередованием гласных ао  в корне слова встречаются на уроках математики?

     Учащиеся: Равнобедренный, слагаемое, сложение, касательная. (Даётся определение терминов и объясняется  их правописание).

     Учитель  математики: Есть замечательное выражение: «Нельзя быть математиком, не будучи в душе поэтом».

     Учитель русского языка:  История мировой науки и культуры находит массу подтверждений тому, что многие деятели науки и культуры проявляли себя и в литературе, и в математике. (Даётся рассказ о М.В.Ломоносове, Л.Н.Толстом, В.Г.Бенедиктове,  Л.Кэрролле, Дж.Лондоне, С.В.Ковалевской).

     Учитель математики: Наши ребята тоже выступили в роли начинающих писателей-математиков и подготовили к сегодняшнему уроку математические задачи, написанные в различных литературных жанрах.

     Учащиеся: (Читают свои творческие работы, определяют их жанры).

     Учитель математики: Решим одну из ваших  задач.

     Учитель  русского языка: Ваши задачи оказались очень интересными. Давайте запишем  об этом предложение. (Записывается предложение под диктовку  и выполняется его разбор).

    Задачи, составленные ребятами, интересны всем: математикам и словесникам.

      Учитель  математики: Один из наших учеников  написал «Оду математике».

       Учащийся: (Читает своё произведение «Ода  математике»).

       Учитель русского языка:  А вдохновило его на это  знакомство с творчеством  М.В.Ломоносова на уроках литературы.

       Учитель математики: (Рассказывает о М.В.Ломоносове).

       Учитель русского языка: Имя этого человека сегодня нельзя не вспомнить. (Записывается предложение под диктовку и выполняется  его разбор).

      М.В.Ломоносов, одарённый природой разнообразными талантами, своей деятельностью обогатил науку и культуру, во многом  опередив время.

        Учитель математики: Конечно, вы очень любознательны, много читаете, многим интересуетесь. Но иногда бывает и такое…

(Демонстрируется шуточный  фильм, снятый учащимися 11-го класса под руководством учителей, «Как разделить полтину (на)половину?» об ученике, который не смог ответить на этот вопрос).

        Учитель математики: Поможем герою решить задачу.  (Решение задачи с записью ответа).

        Учитель русского языка: С задачей вы справились. А теперь ответьте на мой вопрос: Как правильно записать  (на)половину? (Повторяются  некоторые случаи правописания наречий). Чтобы повторить некоторые правила,  я придумала для вас стихотворение. (Орфографическая работа).

           Интересен  наш  урок,                      (Мало) помалу всё повторили:

           Тему знаем  ( на)зубок.                    Корни назвали, задачи решили.

           Делим, (с)нова умножаем  –          Да!    Устали  мы   (не)много.

           (В)миг   ответы получаем.            К  знаниям  трудна  дорога.

      V.       Подведение  итогов,  выводы.

      VI.    Домашнее задание.  Работа с текстом, содержащим задания по русскому языку и математике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока (музыка, МХК) в 7 классе. Тема: "Современность в искусстве: от прошлого - к настоящему".

Урок по авторской программе интегрированного курса "Музыка. МХК"  с использованием ИКТ (мультимедийная презентация)....

Конспект интегрированного урока в 11-ом классе

тема: Глобальные проблемы современностиЦели:— обобщить знания учащихся о глобальных проблемах, показав  их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека;— акценти...

Конспект интегрированного урока-праздника для учащихся начальной школы (музыка+технология) Название урока: «Весенний перезвон»

В начальной школе целесообразно проводить интегрированные уроки-праздники. Данный конспект урока совмещает музыкальную и технологическую деятельность  учащихся. Целесообразно проводить тако...

Конспект интегрированного урока (музыка, литература) Тема: Образ зимы в искусстве 6 класс

Цель: Учить детей анализировать музыкальные и литературные произведения, видеть образ зимы.Коррекционная работа с опорой на эмоциональные впечатления.Учить детей работать в коллективе....

Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.

Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...