Конспект интегрированного урока "Математика и словесность".
учебно-методический материал (7 класс) на тему
Урок относится к урокам нестандартной формы. Проводится двумя учителями: учителем русского языка и учителем математики. В ходе урока находятся точки соприкосновения разных наук, которые отражают сложные процессы современного мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematiki_i_slovesnost.doc | 53 КБ |
matematiki_i_slovesnost.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок «Математика и словесность»
в 7 классе.
Урок проводится после изучения темы «Причастие» по русскому языку (урок 90) и темы «Решение задач при помощи уравнений» по алгебре (урок 90).
Авторы разработки: учитель русского языка Савицкая Т.Б. и учитель математики Боброва Н.В.
Оборудование урока: Портреты М.В.Ломоносова, Л.Н.Толстого, В.Г.Бенедиктова, Л.Кэрролла, Дж. Лондона, С.В.Ковалевской; раздаточный материал (карточки с текстами упражнений по русскому языку и задач по математике); видеофильм.
Цель урока:
1.Показать учащимся взаимосвязь различных предметов школьного курса и различных наук на примере математики и словесности.
Задачи урока:
1.Закрепление знаний и умений учащихся по русскому языку.
2. Закрепление знаний и умений учащихся по математике.
Тип урока:
Интегрированный.
Описание типа урока:
Урок предполагает повторение изученного по русскому языку и математике с использованием различных методических приёмов: объяснение учителей, выполнений устных и письменных заданий по русскому языку и математике, выразительное чтение, элементы лингвистического и математического анализа, реализация межпредметных связей.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Определение темы урока.
Учитель русского языка: Сегодня у нас необычная встреча: этот урок ведут два учителя: учитель русского языка и математики. (Определение темы урока). А урок наш называется интегрированный. А что означает это слово?
III. Этимологическая страничка. (Информация проектируется на экран).
Учитель математики: Значение слова интегрированный нам объяснит учёный, приехавший из Оксфорда. Он и ответит на этот вопрос.
Учёный: Интеграл (лат.) – целая величина. Интегрировать – восстанавливать, соединять.
Учитель русского языка: Итак, от математического термина произошло слово, которое вошло в нашу лексику.
IV. Постановка цели урока.
Учитель математики: Постараемся объединить математику и словесность. Казалось бы, что общего между этими науками? Какая между ними связь?
Учитель русского языка: На нашем уроке мы попытаемся это установить. А в качестве эпиграфа взяты слова из Словаря юного филолога: «В языке всё подчиняется строгим правилам. Эти правила похожи на математические… Сходство объясняется тем, что сама математика произошла… из языка».
IV. Углубление и актуализация знаний учащихся.
Учитель математики: Действительно, связь языка и математики установилась с древних времён. И этому есть подтверждение.
Учитель русского языка: Далёкая история античности знакомит нас с интереснейшим фактом. На одном из надгробных камней была обнаружена поэтическая надпись, которая оказалась математической задачей. Речь идёт о Диофанте Александрийском, жившем в III веке до нашей эры. О жизни этого математика известно лишь то, что сообщил о нём кто-то из его друзей в надписи на могильном камне.
Учитель математики: (Знакомит учащихся с текстом задачи и предлагает учащимся решить её). Язык математики позволяет нам создавать модели реальных ситуаций. Вот и ещё одна точка соприкосновения двух, казалось бы очень разных наук.
Учитель русского языка: Словесность – искусство слова – началась с устного народного творчества. На уроках литературы мы знакомились с разными жанрами фольклора. И во многих фольклорных текстах упоминаются числа.
Учащиеся: (Приводят примеры).
Учитель русского языка: Пословицы, загадки, поговорки, в которых встречаются числа, звучали и на уроках русского языка. При изучении какой части речи они встречались?
Учащиеся: Имя числительное.
Учитель русского языка: Впервые термин числительное появилось ещё в 1704 году в Словаре русского языка. Авторы словаря утверждали, что название этой части речи своим рождением обязано математике.
Учитель математики: Среди фольклорных загадок встречаются и такие, над которыми приходится ломать головы и на уроках математики.
Учитель русского языка: Одна из таких загадок дошла до нас в записи В.И.Даля. (Читается сказка-загадка «Старик-годовик»).
Учитель математики: Я бы выделила ещё один фольклорный жанр – устные математические загадки, а точнее, - задачки. (Чтение задачи «Лошадь и мул» и решение её с помощью уравнения).
Учитель русского языка: Задача решена с помощью уравнения. А как объяснить правописание этого математического термина?
Учащиеся: (Объясняют правописание корня -равн- – - ровн-).
Учитель русского языка: (Просит дать определение корня, обращая внимание на то, что это слово является не только лингвистическим, но и математическим термином). А какие ещё слова с чередованием гласных а– о в корне слова встречаются на уроках математики?
Учащиеся: Равнобедренный, слагаемое, сложение, касательная. (Даётся определение терминов и объясняется их правописание).
Учитель математики: Есть замечательное выражение: «Нельзя быть математиком, не будучи в душе поэтом».
Учитель русского языка: История мировой науки и культуры находит массу подтверждений тому, что многие деятели науки и культуры проявляли себя и в литературе, и в математике. (Даётся рассказ о М.В.Ломоносове, Л.Н.Толстом, В.Г.Бенедиктове, Л.Кэрролле, Дж.Лондоне, С.В.Ковалевской).
Учитель математики: Наши ребята тоже выступили в роли начинающих писателей-математиков и подготовили к сегодняшнему уроку математические задачи, написанные в различных литературных жанрах.
Учащиеся: (Читают свои творческие работы, определяют их жанры).
Учитель математики: Решим одну из ваших задач.
Учитель русского языка: Ваши задачи оказались очень интересными. Давайте запишем об этом предложение. (Записывается предложение под диктовку и выполняется его разбор).
Задачи, составленные ребятами, интересны всем: математикам и словесникам.
Учитель математики: Один из наших учеников написал «Оду математике».
Учащийся: (Читает своё произведение «Ода математике»).
Учитель русского языка: А вдохновило его на это знакомство с творчеством М.В.Ломоносова на уроках литературы.
Учитель математики: (Рассказывает о М.В.Ломоносове).
Учитель русского языка: Имя этого человека сегодня нельзя не вспомнить. (Записывается предложение под диктовку и выполняется его разбор).
М.В.Ломоносов, одарённый природой разнообразными талантами, своей деятельностью обогатил науку и культуру, во многом опередив время.
Учитель математики: Конечно, вы очень любознательны, много читаете, многим интересуетесь. Но иногда бывает и такое…
(Демонстрируется шуточный фильм, снятый учащимися 11-го класса под руководством учителей, «Как разделить полтину (на)половину?» об ученике, который не смог ответить на этот вопрос).
Учитель математики: Поможем герою решить задачу. (Решение задачи с записью ответа).
Учитель русского языка: С задачей вы справились. А теперь ответьте на мой вопрос: Как правильно записать (на)половину? (Повторяются некоторые случаи правописания наречий). Чтобы повторить некоторые правила, я придумала для вас стихотворение. (Орфографическая работа).
Интересен наш урок, (Мало) помалу всё повторили:
Тему знаем ( на)зубок. Корни назвали, задачи решили.
Делим, (с)нова умножаем – Да! Устали мы (не)много.
(В)миг ответы получаем. К знаниям трудна дорога.
V. Подведение итогов, выводы.
VI. Домашнее задание. Работа с текстом, содержащим задания по русскому языку и математике.
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок «Математика и словесность»
в 7 классе.
Урок проводится после изучения темы «Причастие» по русскому языку (урок 90) и темы «Решение задач при помощи уравнений» по алгебре (урок 90).
Авторы разработки: учитель русского языка Савицкая Т.Б. и учитель математики Боброва Н.В.
Оборудование урока: Портреты М.В.Ломоносова, Л.Н.Толстого, В.Г.Бенедиктова, Л.Кэрролла, Дж. Лондона, С.В.Ковалевской; раздаточный материал (карточки с текстами упражнений по русскому языку и задач по математике); видеофильм.
Цель урока:
1.Показать учащимся взаимосвязь различных предметов школьного курса и различных наук на примере математики и словесности.
Задачи урока:
1.Закрепление знаний и умений учащихся по русскому языку.
2. Закрепление знаний и умений учащихся по математике.
Тип урока:
Интегрированный.
Описание типа урока:
Урок предполагает повторение изученного по русскому языку и математике с использованием различных методических приёмов: объяснение учителей, выполнений устных и письменных заданий по русскому языку и математике, выразительное чтение, элементы лингвистического и математического анализа, реализация межпредметных связей.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Определение темы урока.
Учитель русского языка: Сегодня у нас необычная встреча: этот урок ведут два учителя: учитель русского языка и математики. (Определение темы урока). А урок наш называется интегрированный. А что означает это слово?
III. Этимологическая страничка. (Информация проектируется на экран).
Учитель математики: Значение слова интегрированный нам объяснит учёный, приехавший из Оксфорда. Он и ответит на этот вопрос.
Учёный: Интеграл (лат.) – целая величина. Интегрировать – восстанавливать, соединять.
Учитель русского языка: Итак, от математического термина произошло слово, которое вошло в нашу лексику.
IV. Постановка цели урока.
Учитель математики: Постараемся объединить математику и словесность. Казалось бы, что общего между этими науками? Какая между ними связь?
Учитель русского языка: На нашем уроке мы попытаемся это установить. А в качестве эпиграфа взяты слова из Словаря юного филолога: «В языке всё подчиняется строгим правилам. Эти правила похожи на математические… Сходство объясняется тем, что сама математика произошла… из языка».
IV. Углубление и актуализация знаний учащихся.
Учитель математики: Действительно, связь языка и математики установилась с древних времён. И этому есть подтверждение.
Учитель русского языка: Далёкая история античности знакомит нас с интереснейшим фактом. На одном из надгробных камней была обнаружена поэтическая надпись, которая оказалась математической задачей. Речь идёт о Диофанте Александрийском, жившем в III веке до нашей эры. О жизни этого математика известно лишь то, что сообщил о нём кто-то из его друзей в надписи на могильном камне.
Учитель математики: (Знакомит учащихся с текстом задачи и предлагает учащимся решить её). Язык математики позволяет нам создавать модели реальных ситуаций. Вот и ещё одна точка соприкосновения двух, казалось бы очень разных наук.
Учитель русского языка: Словесность – искусство слова – началась с устного народного творчества. На уроках литературы мы знакомились с разными жанрами фольклора. И во многих фольклорных текстах упоминаются числа.
Учащиеся: (Приводят примеры).
Учитель русского языка: Пословицы, загадки, поговорки, в которых встречаются числа, звучали и на уроках русского языка. При изучении какой части речи они встречались?
Учащиеся: Имя числительное.
Учитель русского языка: Впервые термин числительное появилось ещё в 1704 году в Словаре русского языка. Авторы словаря утверждали, что название этой части речи своим рождением обязано математике.
Учитель математики: Среди фольклорных загадок встречаются и такие, над которыми приходится ломать головы и на уроках математики.
Учитель русского языка: Одна из таких загадок дошла до нас в записи В.И.Даля. (Читается сказка-загадка «Старик-годовик»).
Учитель математики: Я бы выделила ещё один фольклорный жанр – устные математические загадки, а точнее, - задачки. (Чтение задачи «Лошадь и мул» и решение её с помощью уравнения).
Учитель русского языка: Задача решена с помощью уравнения. А как объяснить правописание этого математического термина?
Учащиеся: (Объясняют правописание корня -равн- – - ровн-).
Учитель русского языка: (Просит дать определение корня, обращая внимание на то, что это слово является не только лингвистическим, но и математическим термином). А какие ещё слова с чередованием гласных а– о в корне слова встречаются на уроках математики?
Учащиеся: Равнобедренный, слагаемое, сложение, касательная. (Даётся определение терминов и объясняется их правописание).
Учитель математики: Есть замечательное выражение: «Нельзя быть математиком, не будучи в душе поэтом».
Учитель русского языка: История мировой науки и культуры находит массу подтверждений тому, что многие деятели науки и культуры проявляли себя и в литературе, и в математике. (Даётся рассказ о М.В.Ломоносове, Л.Н.Толстом, В.Г.Бенедиктове, Л.Кэрролле, Дж.Лондоне, С.В.Ковалевской).
Учитель математики: Наши ребята тоже выступили в роли начинающих писателей-математиков и подготовили к сегодняшнему уроку математические задачи, написанные в различных литературных жанрах.
Учащиеся: (Читают свои творческие работы, определяют их жанры).
Учитель математики: Решим одну из ваших задач.
Учитель русского языка: Ваши задачи оказались очень интересными. Давайте запишем об этом предложение. (Записывается предложение под диктовку и выполняется его разбор).
Задачи, составленные ребятами, интересны всем: математикам и словесникам.
Учитель математики: Один из наших учеников написал «Оду математике».
Учащийся: (Читает своё произведение «Ода математике»).
Учитель русского языка: А вдохновило его на это знакомство с творчеством М.В.Ломоносова на уроках литературы.
Учитель математики: (Рассказывает о М.В.Ломоносове).
Учитель русского языка: Имя этого человека сегодня нельзя не вспомнить. (Записывается предложение под диктовку и выполняется его разбор).
М.В.Ломоносов, одарённый природой разнообразными талантами, своей деятельностью обогатил науку и культуру, во многом опередив время.
Учитель математики: Конечно, вы очень любознательны, много читаете, многим интересуетесь. Но иногда бывает и такое…
(Демонстрируется шуточный фильм, снятый учащимися 11-го класса под руководством учителей, «Как разделить полтину (на)половину?» об ученике, который не смог ответить на этот вопрос).
Учитель математики: Поможем герою решить задачу. (Решение задачи с записью ответа).
Учитель русского языка: С задачей вы справились. А теперь ответьте на мой вопрос: Как правильно записать (на)половину? (Повторяются некоторые случаи правописания наречий). Чтобы повторить некоторые правила, я придумала для вас стихотворение. (Орфографическая работа).
Интересен наш урок, (Мало) помалу всё повторили:
Тему знаем ( на)зубок. Корни назвали, задачи решили.
Делим, (с)нова умножаем – Да! Устали мы (не)много.
(В)миг ответы получаем. К знаниям трудна дорога.
V. Подведение итогов, выводы.
VI. Домашнее задание. Работа с текстом, содержащим задания по русскому языку и математике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока (музыка, МХК) в 7 классе. Тема: "Современность в искусстве: от прошлого - к настоящему".
Урок по авторской программе интегрированного курса "Музыка. МХК" с использованием ИКТ (мультимедийная презентация)....
Конспект интегрированного урока в 11-ом классе
тема: Глобальные проблемы современностиЦели:— обобщить знания учащихся о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека;— акценти...
Конспект интегрированного урока-праздника для учащихся начальной школы (музыка+технология) Название урока: «Весенний перезвон»
В начальной школе целесообразно проводить интегрированные уроки-праздники. Данный конспект урока совмещает музыкальную и технологическую деятельность учащихся. Целесообразно проводить тако...
Конспект интегрированного урока (музыка, литература) Тема: Образ зимы в искусстве 6 класс
Цель: Учить детей анализировать музыкальные и литературные произведения, видеть образ зимы.Коррекционная работа с опорой на эмоциональные впечатления.Учить детей работать в коллективе....
Конспект интегрированного урока английского языка и обществознания в 11 классе по учебнику В.П.Кузовлева.
Конспект интегрированного урока английского языка с презентацией....
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.
Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...