разработка урока по рус.словесности
план-конспект урока литературы (7 класс) на тему

Открытый урок по русской словесности. VIIкл.

Тема:Поэзия подвига.

Цель:дать обзор поэзии времен ВОВ и послевоенного времени; показать, что поэзия как самый оперативный жанр соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя; рассказать о поэтах, которые делали все ради того, чтобы приблизить победу.

Задачи: 1) обучающая: прививать умения и навыки свободно выражать свои мысли

              выделять самое главное;

            2) развивающая: развитие логического мышления; обогащение словарного         запаса;

            3) воспитывающая: раскрыть высокий подвиг народа в ВОВ, развитие чувства долга перед Родиной.

Оборудование: портреты поэтов,   эпиграф: Празднуя победу, мы всегда будем

                                                                            вспоминать, какие качества нашего

                                                                            народа помогли одолеть врага.

                                                                            Терпение, мужество, величайшая

                                                                            стойкость и любовь к Отечеству.

Ход урока.

I.Орг. момент.

  1. Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.
  2. Целевые установки.
  3. Оформление тетради.

II. Вст.слово учителя. Чтение стихотворения собственного сочинения

Слово «Война».

 

Услышав страшное слово «война»,

Вдруг в сердце натянется сразу струна,

Невольно заноет, заплачет душа,

Ужасную боль это слово приносит всегда.

 

Неважно насколько она далека,

Уносятся годы, пролетят и века,

Но взрывы и танки в глазах все стоят.

 

И слезы печально льются опять,

Ведь наши родные погибли тогда,

С девизом: «Ни шагу назад!

За нами Москва!»

 

Но вера в победу, в любимых,

детей и мать, и отца,

Героями сделала бессмертные имена.

 

Бесценный их подвиг,

Нам мирное небо всем подарил.

Потомкам своим завещая

И счастье, и мир.

 

Мы горды за них.

Воплотились героев мечты,

И в них никогда не будет войны.

Только лишь страшное слово «война»,

Будет звучат на уроках всегда.

22 июня 1941 г. нарушилась жизнь мирных людей, началась ВОВ, которая унесла миллионы жизней советских людей. Народ терпеливо и мужественно ждал победного часа. Каждый человек, будь то взрослые или маленькие дети- все внесли свою лепту, свой вклад в дело победы над врагом. Не остались в стороне и писатели, и поэты. На третий день войны Лебедевым-Кумачом было написано стихотворение- песня «Священная война» (Уч-ся читает стихотворение под музыку).

-Почему это стихотворение-песня стала легендарной? ( Эта песня пробудила дух патриотизма, ее торжественные слова и музыка поднимали народ на защиту Родины)

-Ребята, а что означает слово «патриот»?

   Слово учителя.

-В годы войны именно поэзия была самым популярным жанром тех лет. Почему? (Так как поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, вселяла веру и надежду, успокаивала душу.)

            1215 поэтов и писателей отправились на фронт, из них не вернулось свыше 400. На фронте они были не только военными корреспондентами, они были рабочими войны: артиллеристами, танкистами, пехотинцами, умирали от холода в блокадном Ленинграде, от ран- в госпиталях.

  • Как вы думаете, какая тема военных лет стала центральной? Кто был главным героем этой поэзии? ( Главной стала тема любви к Родине, призыв к ее защите. Герои поэзии военных лет-освободители, а также простые рабочие, труженики тыла, дети, то есть все те, кто ковал победу)

III. Чтение и анализ стихотворений.

  1. А.А.Ахматова «Мужество»
    • К чему призывает поэтесса в этом стихотворении?
    • Что символизирует слово  «мужество»? (выносливость, терпение, смелость, героизм, сила духа)
  2. Чтение стихотворения земляка-поэта Н. Ковтуна

Ассоциации со словом «ветеран», «родина» (по вариантам)

  1. Г. Гудзенко «Перед атакой»

   -   Как автор относится к войне?

  • Как передает картину боя?

            О войне писали не только участники событий, но и те, кто находился далеко в тылу. Среди них были и казахстанские поэты. В 1941 году фашисты близко подошли к Ленинграду, который героически оборонялся 900 дней и ночей. В блокадном Ленинграде издавалась газета «Отанды коргаунда», боевым девизом ее был «Аттан». На ее страницах печатались С. Муканов, Г. Орманов, И. Тихонов и, конечно, Джамбул.

  1. Кто такой Джамбул? (акын, «титан поэзии»)

Реферат по биографии и творчеству Джамбула

Джамбул «Ленинградцы, дети мои».

  • Каким чувством проникнуто стихотворение?  ( Поэт выражает скорбь, горечь, стихотворение проникнуто чувством гордости, ведь несмотря ни на что ленинградцы не сдавались, выдержали осаду.)

            Они с благодарностью вспоминают о братской помощи, которую оказал им Казахстан. Но особенно тронуло их «Послание Джамбула», которое относится воинам-казахстанцам:

            Загрохочет огонь батарей:

            Отстоим мы- клянемся- в бою

            И веселое утро детей,

            И почетную старость свою!

            Очень популярным в те годы было стихотворение К.Симонова «Жди меня». Это стихотворение переписывали, знали наизусть, читали в перерывах между боев.

  1. К.Симонов «Жди меня».

   -    В чем сила этого стихотворения?

   - Для чего поэт повторяет эту строчку: «Жди меня и я вернусь» ? (призывает к надежде и вере)

-Ребята, а как вы думаете, только лишь мужчины сражались на полях сражений? ( На полях сражений воевали не только мужчины, но и женщины, хотя не женское это дело- война.)

5. Ю. Друнина «Качается рожь несжатая».

-Как Ю.Друнина передает трагизм людей своего поколения?

  • - Как вы понимаете строку «то юность моя в огне» ?
  • Групповая работа
    • Среди терминов, которые вы видите на доске, выберите те поэтические приемы, которые  используют авторы в своих стихотворениях?

        Олицетворение,гипербола, аллегория, повтор, сравнение, аллитерация.

IV. Слово учителя.

        22 июня 1941 года навсегда останется в памяти людей как кровавая дата. Долгие 4 года отделяют ее от того далекого майского дня, когда ценой миллионов человеческих жизней наш народ избавил мир от фашизма. И с первого дня до последнего вместе с воюющим народом сражалась советская литература.

  • Ребята, с творчеством каких поэтов вы сегодня познакомились?
  • Какова идейная направленность литературы военных лет? ( Поэты и писатели в своих произведениях раскрыли массовый героизм народа в борьбе с фашистами).
  • Какие стихотворения вам понравились?

        Говорят, что когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели. Известный английский журналист Александр Верт, который почти всю войну провел в Советском Союзе, в книге «Россия в войне 1941-1945 гг.» свидетельствовал: « Россия, также, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов, Сурков, читал во время войны буквально каждый».

V. Рефлексия

- Ребята, о чем вы мечтаете? ( чтобы не было войны, рядом были родные и близкие, всегда было мирное небо над головой)

-Исполнение песни «Пусть всегда будет солнце» слова Ошанина, музыка Островского

 

     VI. Дом зад. :выучить стихотворение на тему: «Война в стихах»

Выставление оценок

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока словесности в 6 классе по балладе Роберта Льюиса Стивенсона "Вересковый мёд"

В разработке представлены географические, исторические сведения о Шотландии, подробное описание растения вереск, рассказ о жизни и творчестве писателя, анализ баллады. К уроку прилагается презентация....

Методическая разработка урока словесности.

 Урок  по теме «Художественные средства и их роль в идейном содержании поэмы А.Ахматовой «Реквием»   в курсе 11 класса, объединивший два смежных предмета – русский язык и л...

Герасимчик Л.В. Методические разработки по работе над словесным ударением глухих и слабослышащих.

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; } Словесное ударение в русском языке выступает в качестве одного из смыслоразличительных сре...

Методическая разработка урока "Составление словесной модели на примере басни", 7 класс

На уроке используется элементы технологии проектной деятельности, интеграции, работа в группах и элементы поисковой работы. Урок проблемно-ориентирован, имеет практическую направленность, в результате...

Разработка заданий к недели Словесности

Разработка заданий по руссому языку для 5-9 классов к недели Словесности....