Перспективное планирование по развитию лексико-грамматической стороны речи
методическая разработка
Перспективное планирование по развитию лексико-грамматической стороны речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspekt.leks-grammat.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование логопедической работы
по развитию лексико-грамматической стороны речи.
№ П.п | Основные направления работы | Содержание работы |
1. | Развитие лексической стороны речи | расширение словарного запаса: - уточнить значение слов, обозначающих названия предметов, действий, состояний, признаков; - развивать понимание и называние в речи связанной с бытовой и учебной деятельностью по темам: школа, класс, учебные предметы, игрушки, культурно-гигиенические навыки, навыки по самообслуживанию; - обучать называнию фамилии, отчества и имени; - учить называнию времен года, название месяцев, их последовательность и их характерные признаки; - формировать знания о предмете: материал, качество, цвет, размер, форма; |
формирование импрессивной речи: - формировать умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание; - развивать понимание инструкций: простые и сложные; - учить понимать слова, обозначающие предмет, действия, признаки; - учить понимать смысл конструкций с обозначением места, времени, причины; | ||
формирование понимание смысла предложений: - формировать умения различать различные типы предложений по объему и сложности; - обучать пониманию смысла предложений с вопросами «что? кто? где?»; - формировать понимание скрытого смысла словосочетаний, предложений; - учить понимать переносный смысл пословиц, поговорок, текстов разной сложности; - формировать умение дифференциации близких по смыслу слов и предложений. | ||
формирование экспрессивной речи: - учить использованию в речи слов-действий, слов-названий, слов-признаков; - учить использовать в речи личные и притяжательные местоимения, наречия; - вводить в активный словарь числительные и употреблять словосочетания: числительное и существительное; - учить употреблять формы ед. и мн. числа существительных, прилагательных разного рода; - обучать усвоению падежных форм существительных ед. и мн. числа разного рода; - совершенствовать употребление существительных и глаголов, образованных с помощью приставок или суффиксов; - учить употреблять в речи прилагательные с существительными различного рода, числа в косвенных падежах; - учить использованию в речи притяжательные, относительные и качественные прилагательные, с помощью суффиксов; - учить употреблять предложные и творительные конструкции с предлогами и без; - учить правильному употреблению глаголов совершенного и несовершенного вида; | ||
использование в речи различные способы словообразования и словоизменения: - обучать подбору однокоренных слов; - учить различать словоизменение имен существи- тельных; - совершенствовать словообразование с помощью приставок или суффиксов; - уметь ориентироваться в составе слова. | ||
2. | Формирование грамматического строя речи. | формирование простого нераспространенного предложение: (повествовательное, вопросительное, восклицательное) Подлежащее + сказуемое: Весна пришла. Сказуемое + подлежащее: Пришла весна. - с подлежащими-существительными (КТО? или ЧТО?), обозначающими, одушевленные и неодушевленные предметы, в единственном числе: Подлежащее + сказуемое: Маша поливает. Солнышко светит. - с подлежащими-существительными (КТО? или ЧТО?), обозначающими, одушевленные и неодушевленные предметы, во множественном числе: Сказуемое + подлежащее: Ребята идут. Бегут облака. - с подлежащими-местоимениями (личными) в единственном числе: Местоимение + сказуемое: Я ем кашу. Он читает. - с подлежащими-местоимениями (личными) во множественном числе: Местоимение + сказуемое: Они гуляли. Мы пели. - с подлежащими-словосочетаниями: Словосочетание + сказуемое: Белые вороны сидели на дереве. Под деревом росли три гриба. - сказуемое простое (глагольное): Журавли летят. Пруд замерз. - сказуемое составное (именное): Красива яблоня в цвету. А раньше школа была маленькая, одноэтажная. формирование простого распространенного предложение: Подлежащее + сказуемое + дополнение: Ребята делают каток. Подлежащее + сказуемое + обстоятельство: Лиза читает хорошо. Определение + подлежащее + сказуемое: Школьная выставка открыта. Определение + подлежащее + обстоятельство + сказуемое: Кремлевские звезды на солнце горят. Подлежащее + сказуемое + определение + дополнение: Рома купил новый портфель. Подлежащее + сказуемое + определение + обстоятельство: Ребята играют на школьной площадке.
формирование предложения с дополнениями: с прямыми дополнениями-существительными в единственном числе: Подлежащее + сказуемое + дополнение: Лиса тащит курицу. с прямыми дополнениями-существительными во множественном числе: Подлежащее + сказуемое + дополнение: Таня стережет гусей. с косвенными дополнениями-существительными в единственном числе: Подлежащее + сказуемое + дополнение (Вн.падеже с предлогом и без предлога): Моська лает на слона. Мальчик ест суп. с косвенными дополнениями-существительными во множественном числе: Подлежащее + сказуемое + дополнение (Вн.падеже с предлогом и без предлога): Учитель смотрит на детей. Пастух гонит коров. Подлежащее + сказуемое + дополнение (Тв.падеже без предлога и с предлогом): Рыбу ловят сетью. Дети идут с удочками. Подлежащее + сказуемое + дополнение (Рд.падеже без предлога и с предлогом): Вася отрезал хлеба. Люба нарвала цветов. Дед получил письмо от внука. Мама купила торт для детей. Подлежащее + сказуемое + дополнение (Дт.падеже без предлога и с предлогом): Букет принесли сестре. Дорога проходит по полям. Подлежащее + сказуемое + дополнение (Пр.падеже): Учитель рассказывает о Пушкине. Ребята катаются на осликах. Подлежащее + сказуемое + дополнение-местоимением: «У меня растут года…». « Приплыла к нему рыбка и спросила…» формирование предложения с обстоятельствами: Подлежащее + сказуемое + обстоятельство места, (выраженное, наречиями и существительными с предлогами): Петя ездил в Москву. Городок находится вдалеке. Подлежащее + сказуемое + обстоятельство времени, (выраженное, наречиями и существительными): Вася проснулся рано. Наташа ходит на лыжах зимой.. Морозы начались в ноябре. Сирень расцвела поздно. Подлежащее + сказуемое + обстоятельство образа действия, (выраженное, наречиями и существительными): Журавли летели стаей. Птенчики жалобно пищали. Подлежащее + сказуемое + обстоятельство причины: От испуга мальчик закричал. Он от радости смеется. Подлежащее + сказуемое + обстоятельство цели: Дети бегут на пруд купаться. Дети расчищают площадку для костра. формирование предложения с определением: Подлежащее + сказуемое + определение: Мы идем в новый магазин. Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. Поля шумят бескрайние. формирование предложения с обращением: Обращение + подлежащее + сказуемое: Ветер, ветер, ты могуч! Подлежащее + сказуемое + обращение + обстоятельство: Ты поди, моя Буренушка, домой! Сказуемое + обращение: Добрый день, Любовь Ивановна. формирование предложения с междометием: Междометие + обращение + сказуемое + обстоятельство: Эй, вратарь, готовься к бою! Ай, Моська, знать, она сильна, что лает на слона! формирование предложения с однородными членами: - подлежащими: Коровы, овцы, телята спускаются к реке. - сказуемыми: Коля сидит и пишет. - дополнениями: Охотник убил зайца и лису. - определениями: Лариса собрала букет из красных, белых, розовых тюльпанов. - обстоятельствам: На полках, на столе, на окне – везде разложены книги. формирование сложносочиненного предложения: предложения с союзами (и, да, а, но, или, то-то и т.д.) и без союзов Подлежащее + сказуемое + дополнение + союз + подлежащее + сказуемое + дополнение. Брат подарил Мите краски, и Митя стал рисовать. Ревела буря, дождь шумел, во мраке молнии блестали. формирование сложноподчиненного предложения: Главное предложение + придаточное обстоятельство места: Все смотрят вверх, где красивым строем летят на парад самолеты. Главное предложение + придаточное дополнение: Учитель рассказывает о том, как на дрейфующей льдине жили люди. Главное предложение + придаточное определительное: Мальчики сидят под деревом, вершина которого сломлена бурей. |
3. | Формирование связного высказывания | - соблюдать порядок слов в предложении; - овладеть навыком дифференциации связного текста от набора слов, словосочетаний, предложений; - учить умению поставить вопрос и дать полный и правильный ответ; - уметь построить связное высказывание на заданную тему и активно высказываться в процессе беседы; - уметь строить развернутые высказывания при составлении рассказов:
- учить повторять за взрослыми рассказы-описания из 2-3 предложений; - учить пересказывать тексты по плану и без него; - уметь рассказывать на заданную тему:
- учить придумывать рассказы по данному началу, середине, концу; - учить творческому рассказыванию; - учить развивать диалогическую и монологическую речь; - закреплять усвоенные правила в самостоятельной речи; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стенды по развитию лексико - грамматической стороны речи для родителей
Данный материал опубликован с целью оформления уголков логопеда, он будет прекрасным дополнением к домашним заданиям, которые дети вы...
Коррекционная работа по развитию лексико-грамматической стороны речи у умственно отсталых школьников.
В работе описываются методы и приёмы коррекционной работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у умственно отсталых школьников...
Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи на тему: «Транспорт».
В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий речь и внимание детей при изучении лексичес...
Программа по развитию лексико-грамматической стороны речи и связной речи (для детей старшего дошкольного возраста)
Работа по данной программе направлена на развитие умений для овладения детьми совершенными формами связной речи....
Календарно-перспективный план по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей с ОНР
Календарно-перспективный план ...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи (по ОО «Речевое развитие») у детей с ОНР в старшей логопедической группе
Календарно-тематическое планирование разработано на основе «Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми на...