КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи (по ОО «Речевое развитие») у детей с ОНР в старшей логопедической группе
календарно-тематическое планирование

Зайнутдинова Надежда Александровна

Календарно-тематическое планирование разработано на основе «Примерной адаптированной программы  коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», исходя из  коррекционно-развивающих  задач  трех разделов  «Лексика», «Развитие грамматического строя» и «Обучение связной речи». Планирование учитывает рекомендации, данные в программе, разработанной Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.  В основу планирования заложен тематический принцип организации лексического материал, а также онтогенетический принцип развития языковых функций  у детей с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_leksiko-grammaticheskogo_i_svyaznoy_rechi.docx30.26 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи (по ОО «Речевое развитие»)

у детей с ОНР

в старшей логопедической группе

на 2018-2019 уч.год

Составитель___________/Зайнутдинова Н.А.,

учитель-логопед

Урай 2018

Пояснительная записка.

Календарно-тематическое планирование разработано на основе «Примерной адаптированной программы  коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», исходя из  коррекционно-развивающих  задач  трех разделов  «Лексика», «Развитие грамматического строя» и «Обучение связной речи». Планирование учитывает рекомендации, данные в программе, разработанной Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.  

В основе планирования заложен тематический принцип организации лексического материала.  Принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности  позволяют систематизировать коррекционно-развивающую работу по ОО «Речевое развитие» у детей с различным уровнем недоразвития речи и с различной степенью сформированности  как лексико-грамматического  компонента речи, так и  навыков связного высказывания. Онтогенетический принцип развития языковых функций способствует поэтапному формированию навыков говорения  у безречевых детей с моторной алалией. У них закладывается основа для  осознанного понимания языковых процессов во внутреннем плане.  

В планировании использован речевой  и иллюстративный материал из методических пособий В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко,   и Н.В. Нищевой, соблюдена система работы над связной речью Т.А. Ткаченко.

В общую систему  коррекционно-развивающей работы  включены игровые занятия из серии  «Путешествие по Стране Говорилии», где  трудные для детей-дошкольников языковые и семантические понятия, законы словоизменения и словообразования формируются на  доступном для ребенка уровне в условиях интерактивной развивающей игры. Таким образом, в процессе освоения учебного материала решаются задачи социально-коммуникативного развития детей с ТНР.

Обучение по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе проводится на подгрупповых занятиях 2 раза в неделю. В 1 период – 18 занятий, во 2-й период – 34 занятия, в 3-й период- 32 занятия. Итого – 90 занятий.

Список пособий

№1. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников.- СПб.,2003.

№2. Коноваленко В.В.. Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей С ОНР.- М.,2000.

№3. Нищева Н.В. Играйка. Восемь игр для развития речи дошкольников.- СПб., 2002

№4. Нищева Н.В. Развивающие сказки.- СПб., 2004.

№4. Нищева Н.В. Разноцветные сказки.- СПб., 2001

№4. Нищева Н.В. Тетради для старшей логопедической группы детского сада №1 и №2 – СПб., 2000.

№5. Смирнова А.И. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР.- М., 2007.

Период, месяц

Общая тема

Лексическая тема

Грамматический строй и связная речь

1 период

Октябрь

Осень

1-я неделя.

Осень. Признаки осени.

-Тема: «Осень-время года».

Цель: Актуализация словаря по теме. Отгадывание и толкование загадок. Образование сравнительной степени прилагательных (Темнее, грязнее и т.д.).

-Тема: «Понятия «предмет и действие» .Развитие общего внимания и понимания речи».

Цель: выделение предметов и действий в речевом потоке, соотнесение предметов и действий с вопросам.

Составление простых нераспространенных предложений по простым 1-фигурным картинкам. Постановка вопросов к  картинкам.

2-я неделя

 Огород. Овощи.

- Тема: «Овощи. Огород»

Цель: Актуализация словаря по теме. Закрепление форм ед. и мн. числа сущ. Согласование числительных «один»-«одна» с существительными.

Комплексное «Путешествие  в Страну Говорилию» Маршрут «По океану слов».».Одушевленные и неодушевленные предметы. Понятие СЛОВО.

Цель: различение предметов по значению; упражнение в постановке вопросов КТО ЭТО? ЧТО ЭТО? Первоначальное понятие о слове

Комплексное «Путешествие в Страну Говорилию» (введение в игру). Распределение ролей. Изучение маршрутов. Правила красивой речи у  Говорунов.

Составление описательных рассказов об овощах по алгоритмам. Сравнительные конструкции предложений с союзом а. (огурец зеленый, а помидор красный)

Рифмованный рассказ «Корзина с урожаем»

(№5 с.21.)-договаривание предложений

3-я неделя

Сад. Фрукты.

Тема: «Существительные с уменьшительно-ласкательным значением»

Цель: Актуализация словаря по теме. Упражнения в  образовании словоформ.

Комплексное «Путешествие в Страну Говорилию».Маршрут «Остров загадок», «Река мыслей»

Составление загадок описаний по схеме-алгоритму. (№5 с.23)

. Рассказывание по картинке с помощью наводящих вопросов «Сбор урожая».

4-я неделя

Лес. Деревья.

Тема: «Лес. Листопад.»

Цель: Формирование обобщающего понятия «лес». Актуализация  «лесных» слов через  развитие ассоциаций. Образование формы родительного падежа сущ. ед. числа (лист березы)

Тема: «Именительный падеж множественного числа существительных»

Цель: Упражнения в употреблении именительного падежа множественного числа существительных.

 Договаривание предложений.

Заучивание наизусть «Осень добрая пришла..»

5-я неделя.

Лес. Грибы. Ягоды.

Тема: «Лес. Грибы. Ягоды»

Количественные числительные ОДИН, ОДНА.

Цель:Согласование количественных числительных ОДИН,ОДНА с  существительными в роде. Развитие памяти и  внимание ; совершенствование операций классификации, обобщения, исключения.)

Составление простых нераспространенных предложений в  игре «Веселый повар» (№3)

ноябрь

Мир животных и птиц осенью.

1-я неделя.

Перелетные птицы.

Тема Глаголы 3-го лица ед. и мн.числа настоящего времени

Цель: актуализация словаря по теме; обучение в согласовании их с существительными; упражнения в употреблении глаголов,

Тема «Падежные конструкции. Родительный падеж существительных в единственном числе с предлогом У»

Цель: образование формы род.пад. сущ-х от сущ-го в имен. падеже, уточнение значения предлога У.

 (у лебедя, у журавля).

Составление простых нераспространенных предложений по простым  сюжетным картинкам. Работа с деформированным текстом по простой пейзажно-сюжетной картинке «Осень»

Составление описательных рассказов о птицах по алгоритму.

2-я неделя

Животные и насекомые  осенью.

 

Тема «Падежные конструкции. Творительный падеж существительных.

Цель: учить обобщать и дифференцировать понятия «животные», «насекомые»; учить образовывать форму творительного падежа (Кто чем питается?)

Тема «Насекомые осенью. Закрепление в речи предлогов  НА-ПОД –ЗА.»

Цель:уточнение значения предлогов НА-ПОД-ЗА. Правильное их использование  в игре «Кто за деревом?» (№3)

Комплексное. «Путешествие в Страну Говорилию» Маршрут «Океан слов»- «остров загадок»- «Холмы рассуждений»-«река мыслей». Обучение составлению рассказа о животных  по серии картин (конспект)

Цель: распознавание текста по формальным и языковым признакам, начальное представление о последовательном расположении «мыслей»  в рассказе.

3-я неделя

Одежда-обувь.

Тема: Глаголы прошедшего времени единственного числа.

Цель: усвоение и понимание глаголов прошедшего времени единственного числа. Согласование глаголов с существительными в роде. Подготовка у выделению слова из предложения и схематическому обозначению слов в предложении.

Тема: «Притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ»

Цель: Практическое усвоение рода существительных; соотнесение их с притяжательными местоимениями. Упражнения в употреблении притяжательных местоимений. Совершенствование мыслительных операций .

Игра «В магазине».

Комплексное. «Путешествие в Страну Говорилию» Маршрут «Океан слов»- «Холмы рассуждений»-«Река мыслей».

Проговаривание предложений в игре «4-ый лишний». Преобразование предложений по сюжетным картинкам. Составление предложений по 2-м опорным картинкам.

4-я неделя

Поздняя осень

Обобщение.

Тема: Винительный падеж единственного числа существительных. Понятие ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Цель: практическое различение существительных винительного падежа; знакомство с понятием предложение. Составление простых распространенных предложений с прямым дополнением по сюжетным картинкам. Схема предложения.

Тема: Приставочные глаголы.

Цель: выделение приставочных глаголов в речевом потоке, практическое их использование в потоке речи. Запоминание и выполнение сложных инструкций.

 Интегрированное занятие «Как лебедь остался один» из цикла «Новые развивающие сказки».

Рассказывание выученных стихов об осени.

2 период

декабрь

. Моя страна Россия.

Мы-югорчане.

1-я неделя.

Моя страна. Мой город..

Тема «Количественные числительные ДВА, ДВЕ.

Цель: упражнения в правильном использовании словоформ при согласовании числительных с существительными.

Тема «Предлоги НА, С»

Цель: уточнение значения предлогов, практическое правильное использование в предложениях, работа с деформированным текстом. Развитие внимания и самоконтроля.

Преобразование предложений по  сюжетным картинкам. Проговаривание предложений по предметным картинкам и  карточке с цифрой 2.

Зима –время года.

2-я неделя.

Зима-время года.

Тема: «Зима-время года. Приметы зимы»

Цель: актуализация словаря через развитие ассоциаций; формирование понятия «время года»; распространение предложения за счет однородных сказуемых при рассматривании картины «Первый снег»

Тема: «Согласование прилагательных с существительными в роде и числе»

Цель: практическое использование прилагательных, согласованных с существительными; работа с деформированным текстом, развитие

Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам. Заучивание рассказа.

3-я неделя

Зимующие птицы.

Тема: «Падежные конструкции. Дательный падеж»

Цель: актуализация «птичьих» слов с помощью ассоциаций; знакомство с формой дательного падежа, практическое различение дательного падежа.

Тема « Предлоги НА-ПОД»

Цель: уточнение значений  и понимания предлогов, выделение предлогов из отрывка текста сказки. Практическое использование предлогов в предложениях.

Толкование загадок. Составление пересказа  «У кормушки» по опорным словам и картинкам.

4-я неделя

«Новогодний праздник»

Тема «Новый год»

Цель: формирование понятия «Круглый год» по мотивам сказки В. Даля «Старик Годовик». Актуализация «праздничных» слов через развитие ассоциаций. образование относительных прилагательных со значением матриала.

Тема: Новогодняя игрушка Составление предложений с однородными сказуемыми по опорным картинкам.

Цель: закрепление навыка составления предложений по отсроченным действиям; развитие функции программирования. Памяти; практическое использование  относительных прилагательных (игрушки).

Обучение пересказу по серии опорных картинок  « Подарок Незнайки».

Заучивание стихов к Новогоднему утреннику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей логопедической группе: "Предлог из"

Данное занятие направлено на формирование у детей умения правильно употреблять предлог из с существительными в родительном падеже....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей логопедической группы на тему «Дикие животные»

Занятие направлено на закрепление знаний детей о диких животных наших лесов, обогащение словарного запаса, развитие навыков словообразования, составления предложений и описательных рассказов....

Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...

Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна». (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)

Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна».  (фонетико-фонемати...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи на теме «Деревья и кустарники»

Цель:уточнить и расширить знания детей по теме «Деревья и кустарники».Коррекционно-образовательные задачи:- расширять и активизировать словарь детей по теме путем подбора признаков и дейст...

Календарно-тематическое планирование по формированию фонетико-фонематической системы языка у детей с ОНР старшей логопедической группы

Календарно-тематическое планирование разработано, исходя из  коррекционно-развивающих  задач  раздела « Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков языкового анализа и...

ЗАНИМАЙКА Пособие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Пособие по развитию лексико-грамматическихсредств языка и связной речиу детей старшего дошкольного возраста...