КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи (по ОО «Речевое развитие») у детей с ОНР в старшей логопедической группе
календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование разработано на основе «Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», исходя из коррекционно-развивающих задач трех разделов «Лексика», «Развитие грамматического строя» и «Обучение связной речи». Планирование учитывает рекомендации, данные в программе, разработанной Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной. В основу планирования заложен тематический принцип организации лексического материал, а также онтогенетический принцип развития языковых функций у детей с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_leksiko-grammaticheskogo_i_svyaznoy_rechi.docx | 30.26 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи (по ОО «Речевое развитие»)
у детей с ОНР
в старшей логопедической группе
на 2018-2019 уч.год
Составитель___________/Зайнутдинова Н.А.,
учитель-логопед
Урай 2018
Пояснительная записка.
Календарно-тематическое планирование разработано на основе «Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», исходя из коррекционно-развивающих задач трех разделов «Лексика», «Развитие грамматического строя» и «Обучение связной речи». Планирование учитывает рекомендации, данные в программе, разработанной Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.
В основе планирования заложен тематический принцип организации лексического материала. Принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности позволяют систематизировать коррекционно-развивающую работу по ОО «Речевое развитие» у детей с различным уровнем недоразвития речи и с различной степенью сформированности как лексико-грамматического компонента речи, так и навыков связного высказывания. Онтогенетический принцип развития языковых функций способствует поэтапному формированию навыков говорения у безречевых детей с моторной алалией. У них закладывается основа для осознанного понимания языковых процессов во внутреннем плане.
В планировании использован речевой и иллюстративный материал из методических пособий В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, и Н.В. Нищевой, соблюдена система работы над связной речью Т.А. Ткаченко.
В общую систему коррекционно-развивающей работы включены игровые занятия из серии «Путешествие по Стране Говорилии», где трудные для детей-дошкольников языковые и семантические понятия, законы словоизменения и словообразования формируются на доступном для ребенка уровне в условиях интерактивной развивающей игры. Таким образом, в процессе освоения учебного материала решаются задачи социально-коммуникативного развития детей с ТНР.
Обучение по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе проводится на подгрупповых занятиях 2 раза в неделю. В 1 период – 18 занятий, во 2-й период – 34 занятия, в 3-й период- 32 занятия. Итого – 90 занятий.
Список пособий
№1. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников.- СПб.,2003.
№2. Коноваленко В.В.. Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей С ОНР.- М.,2000.
№3. Нищева Н.В. Играйка. Восемь игр для развития речи дошкольников.- СПб., 2002
№4. Нищева Н.В. Развивающие сказки.- СПб., 2004.
№4. Нищева Н.В. Разноцветные сказки.- СПб., 2001
№4. Нищева Н.В. Тетради для старшей логопедической группы детского сада №1 и №2 – СПб., 2000.
№5. Смирнова А.И. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР.- М., 2007.
Период, месяц | Общая тема | Лексическая тема | Грамматический строй и связная речь | |
1 период Октябрь | Осень | 1-я неделя. Осень. Признаки осени. | -Тема: «Осень-время года». Цель: Актуализация словаря по теме. Отгадывание и толкование загадок. Образование сравнительной степени прилагательных (Темнее, грязнее и т.д.). -Тема: «Понятия «предмет и действие» .Развитие общего внимания и понимания речи». Цель: выделение предметов и действий в речевом потоке, соотнесение предметов и действий с вопросам. | Составление простых нераспространенных предложений по простым 1-фигурным картинкам. Постановка вопросов к картинкам. |
2-я неделя Огород. Овощи. | - Тема: «Овощи. Огород» Цель: Актуализация словаря по теме. Закрепление форм ед. и мн. числа сущ. Согласование числительных «один»-«одна» с существительными. Комплексное «Путешествие в Страну Говорилию» Маршрут «По океану слов».».Одушевленные и неодушевленные предметы. Понятие СЛОВО. Цель: различение предметов по значению; упражнение в постановке вопросов КТО ЭТО? ЧТО ЭТО? Первоначальное понятие о слове | Комплексное «Путешествие в Страну Говорилию» (введение в игру). Распределение ролей. Изучение маршрутов. Правила красивой речи у Говорунов. Составление описательных рассказов об овощах по алгоритмам. Сравнительные конструкции предложений с союзом а. (огурец зеленый, а помидор красный) Рифмованный рассказ «Корзина с урожаем» (№5 с.21.)-договаривание предложений | ||
3-я неделя Сад. Фрукты. | Тема: «Существительные с уменьшительно-ласкательным значением» Цель: Актуализация словаря по теме. Упражнения в образовании словоформ. Комплексное «Путешествие в Страну Говорилию».Маршрут «Остров загадок», «Река мыслей» Составление загадок описаний по схеме-алгоритму. (№5 с.23) | . Рассказывание по картинке с помощью наводящих вопросов «Сбор урожая». | ||
4-я неделя Лес. Деревья. | Тема: «Лес. Листопад.» Цель: Формирование обобщающего понятия «лес». Актуализация «лесных» слов через развитие ассоциаций. Образование формы родительного падежа сущ. ед. числа (лист березы) Тема: «Именительный падеж множественного числа существительных» Цель: Упражнения в употреблении именительного падежа множественного числа существительных. | Договаривание предложений. Заучивание наизусть «Осень добрая пришла..» | ||
5-я неделя. Лес. Грибы. Ягоды. | Тема: «Лес. Грибы. Ягоды» Количественные числительные ОДИН, ОДНА. Цель:Согласование количественных числительных ОДИН,ОДНА с существительными в роде. Развитие памяти и внимание ; совершенствование операций классификации, обобщения, исключения.) | Составление простых нераспространенных предложений в игре «Веселый повар» (№3) | ||
ноябрь | Мир животных и птиц осенью. | 1-я неделя. Перелетные птицы. | Тема Глаголы 3-го лица ед. и мн.числа настоящего времени Цель: актуализация словаря по теме; обучение в согласовании их с существительными; упражнения в употреблении глаголов, Тема «Падежные конструкции. Родительный падеж существительных в единственном числе с предлогом У» Цель: образование формы род.пад. сущ-х от сущ-го в имен. падеже, уточнение значения предлога У. (у лебедя, у журавля). | Составление простых нераспространенных предложений по простым сюжетным картинкам. Работа с деформированным текстом по простой пейзажно-сюжетной картинке «Осень» Составление описательных рассказов о птицах по алгоритму. |
2-я неделя Животные и насекомые осенью.
| Тема «Падежные конструкции. Творительный падеж существительных. Цель: учить обобщать и дифференцировать понятия «животные», «насекомые»; учить образовывать форму творительного падежа (Кто чем питается?) Тема «Насекомые осенью. Закрепление в речи предлогов НА-ПОД –ЗА.» Цель:уточнение значения предлогов НА-ПОД-ЗА. Правильное их использование в игре «Кто за деревом?» (№3) | Комплексное. «Путешествие в Страну Говорилию» Маршрут «Океан слов»- «остров загадок»- «Холмы рассуждений»-«река мыслей». Обучение составлению рассказа о животных по серии картин (конспект) Цель: распознавание текста по формальным и языковым признакам, начальное представление о последовательном расположении «мыслей» в рассказе. | ||
3-я неделя Одежда-обувь. | Тема: Глаголы прошедшего времени единственного числа. Цель: усвоение и понимание глаголов прошедшего времени единственного числа. Согласование глаголов с существительными в роде. Подготовка у выделению слова из предложения и схематическому обозначению слов в предложении. Тема: «Притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ» Цель: Практическое усвоение рода существительных; соотнесение их с притяжательными местоимениями. Упражнения в употреблении притяжательных местоимений. Совершенствование мыслительных операций . Игра «В магазине». | Комплексное. «Путешествие в Страну Говорилию» Маршрут «Океан слов»- «Холмы рассуждений»-«Река мыслей». Проговаривание предложений в игре «4-ый лишний». Преобразование предложений по сюжетным картинкам. Составление предложений по 2-м опорным картинкам. | ||
4-я неделя Поздняя осень Обобщение. | Тема: Винительный падеж единственного числа существительных. Понятие ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Цель: практическое различение существительных винительного падежа; знакомство с понятием предложение. Составление простых распространенных предложений с прямым дополнением по сюжетным картинкам. Схема предложения. Тема: Приставочные глаголы. Цель: выделение приставочных глаголов в речевом потоке, практическое их использование в потоке речи. Запоминание и выполнение сложных инструкций. | Интегрированное занятие «Как лебедь остался один» из цикла «Новые развивающие сказки». Рассказывание выученных стихов об осени. | ||
2 период декабрь | . Моя страна Россия. Мы-югорчане. | 1-я неделя. Моя страна. Мой город.. | Тема «Количественные числительные ДВА, ДВЕ. Цель: упражнения в правильном использовании словоформ при согласовании числительных с существительными. Тема «Предлоги НА, С» Цель: уточнение значения предлогов, практическое правильное использование в предложениях, работа с деформированным текстом. Развитие внимания и самоконтроля. | Преобразование предложений по сюжетным картинкам. Проговаривание предложений по предметным картинкам и карточке с цифрой 2. |
Зима –время года. | 2-я неделя. Зима-время года. | Тема: «Зима-время года. Приметы зимы» Цель: актуализация словаря через развитие ассоциаций; формирование понятия «время года»; распространение предложения за счет однородных сказуемых при рассматривании картины «Первый снег» Тема: «Согласование прилагательных с существительными в роде и числе» Цель: практическое использование прилагательных, согласованных с существительными; работа с деформированным текстом, развитие | Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам. Заучивание рассказа. | |
3-я неделя Зимующие птицы. | Тема: «Падежные конструкции. Дательный падеж» Цель: актуализация «птичьих» слов с помощью ассоциаций; знакомство с формой дательного падежа, практическое различение дательного падежа. Тема « Предлоги НА-ПОД» Цель: уточнение значений и понимания предлогов, выделение предлогов из отрывка текста сказки. Практическое использование предлогов в предложениях. | Толкование загадок. Составление пересказа «У кормушки» по опорным словам и картинкам. | ||
4-я неделя «Новогодний праздник» | Тема «Новый год» Цель: формирование понятия «Круглый год» по мотивам сказки В. Даля «Старик Годовик». Актуализация «праздничных» слов через развитие ассоциаций. образование относительных прилагательных со значением матриала. Тема: Новогодняя игрушка Составление предложений с однородными сказуемыми по опорным картинкам. Цель: закрепление навыка составления предложений по отсроченным действиям; развитие функции программирования. Памяти; практическое использование относительных прилагательных (игрушки). | Обучение пересказу по серии опорных картинок « Подарок Незнайки». Заучивание стихов к Новогоднему утреннику. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей логопедической группе: "Предлог из"
Данное занятие направлено на формирование у детей умения правильно употреблять предлог из с существительными в родительном падеже....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей логопедической группы на тему «Дикие животные»
Занятие направлено на закрепление знаний детей о диких животных наших лесов, обогащение словарного запаса, развитие навыков словообразования, составления предложений и описательных рассказов....
Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.
Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...
Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна». (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)
Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна». (фонетико-фонемати...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи на теме «Деревья и кустарники»
Цель:уточнить и расширить знания детей по теме «Деревья и кустарники».Коррекционно-образовательные задачи:- расширять и активизировать словарь детей по теме путем подбора признаков и дейст...
Календарно-тематическое планирование по формированию фонетико-фонематической системы языка у детей с ОНР старшей логопедической группы
Календарно-тематическое планирование разработано, исходя из коррекционно-развивающих задач раздела « Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков языкового анализа и...
ЗАНИМАЙКА Пособие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Пособие по развитию лексико-грамматическихсредств языка и связной речиу детей старшего дошкольного возраста...