Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи на тему: «Транспорт».
методическая разработка по теме

В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий речь и внимание детей при изучении лексической темы «Транспорт».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_2.docx28.26 КБ
Office presentation icon nazovi_professiyu_transport_i.p.i.s.ppt2.78 МБ

Предварительный просмотр:

    Занятие 2. Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи на тему: «Транспорт».

        Задачи:

1. Уточнить и расширить словарь по теме «Транспорт»;

2. Учить образовывать имена существительные со значением мужского рода, называть людей, управляющих транспортом.

3. Учить образованию относительных прилагательных.

4. Учить образованию качественных прилагательных.

5. Развивать  слуховое и зрительное восприятие, внимание, память.

6. Развивать графические умения и навыки.

7. Воспитывать учебную мотивацию, элементы обще-учебного поведения.

Оборудование: компьютер, проектор, картинки с изображением видов транспорта, наборное полотно таблица для коррекции зрения, сборник графических диктантов В. Голубь, тетради в клетку для выполнения графических диктантов, простые карандаши, кассета с записью «Звуки города», магнитофон, мультимедийная дидактическая игра-презентация «Назови профессию», схемы-опоры для составления предложений в индивидуальных конвертах.

        Ход занятия

I. Организационный момент.

- Ребята, отгадайте загадки. Если вы их отгадаете правильно, то на экране появится картинка.

Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

(Автобус)

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет,

Человек им управляет.

Что такое?

(Самолет)

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились,

И помчались в путь далёк,

Лишь оставили дымок.

(Поезд)

Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землей.

(Метро)

II.   Основная часть.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? (ответы детей)

-Правильно, о транспорте.

1.    Уточнение и расширение словаря по теме: «Транспорт».

- Ребята, посмотрите на экран. А как вы думаете, что обозначают символы в маленьких кружочках? Верно, транспорт бывает наземным, подземным, водным и воздушным.

- А какой транспорт мы называем воздушным? (...)  Наземным? (…)Подземным? (…)     Водным? (…)

- Посмотрите внимательно на картинку и назовите воздушный транспорт ( наземный, подземный, воздушный).

2.    Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

- Ребята, еще раз внимательно посмотрите на картинку, постарайтесь запомнить то, что на ней изображено. Теперь закройте глаза.

- Угадайте, чего не стало?

3. Развитие слухового восприятия, внимания.

- Ребята, сейчас мы с вами «отправимся в город» и послушаем, какой транспорт ездит по улицам нашего города. Приготовьтесь внимательно слушать.

(Дети угадывают транспорт по издаваемым им звукам на слух)

4. Развитие грамматического строя речи. Мультимедийная дидактическая игра-презентация «Назови профессию».

        Цель: развитие имен существительных со значением мужского рода, качественных имен прилагательных; называть людей, управляющих транспортом.

        Ход игры: «Ребята, мы с вами прошлись по улицам города и увидели разнообразный транспорт. Мы увидели: мотоцикл, трактор, легковые автомобили, грузовые автомобили, подъемный кран, приближающийся к городу поезд, летящий по небу самолет, велосипедистов на велосипедах. Давайте вспомним, кто управляет транспортом. Составьте предложения по образцу: «Паровозом управляет машинист. Машиниста за зоркость называют зорким» и т. д».

5.  Физкультминутка.

- Встаньте со своих мест, мы немного разомнемся.

Самолёты загудели,

(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)

Самолёты полетели,

( руки в стороны, поочередно наклоны в стороны)

На поляну тихо сели ,

(присесть, руки к коленям )

Да и снова полетели.

(руки в стороны с наклонами в стороны)

6. Образование относительных прилагательных. Дидактическая игра «Из чего   какой?».

Цель: образование относительных прилагательных.

Ход игры: «Ребята, посмотрите на экран. Как вы думаете, от какого транспорта все эти части?

Дверца из металла (какая?) — металлическая.

Руль из пластмассы (какой?) — ….

Сиденье, обшитое кожей (какое?) — ….

Колесо из резины (какое?) — ….

Окно из стекла (какое?) – …

7. Дидактическая игра «Что лишнее?» на развитие мышления, внимания, уточнение словаря по изучаемой теме.

- Ребята, посмотрите внимательно и назовите лишнюю картинку. Объясните свой выбор.

8. Составление предложений по опорным картинкам.

- Ребята, мы с вами побывали в городе, увидели разный транспорт. Составьте, пожалуйста, предложения по опорным схемам.

(Логопед раздает детям конверты со схемами для составления предложений  и они выкладывают схемы предложений у себя на столах)

- А теперь каждый из вас расскажет, какое предложение он составил.

9. Зрительная гимнастика.

-Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счёт 10-15.

-Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.

10. Графический диктант «Самолёт».

Дети выполняют графический диктант.

III. Итог занятия.

- Ребята, о чём мы говорили на занятии?

- Что вам больше всего понравилось на занятии? Почему?

- Мне понравилось, как вы работали на занятии.

- Дома нарисуйте любимый вид транспорта.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме "Транспорт": "Как купить машину".

Конспект занятия  по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи  в подготовительной группе для детей с ОНР по...

План-конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Семья».

План-конспект логопедического занятия по развитию лексико -грамматических категорий и связной речи  по теме «Семья»...

Конспект занятия по развитию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи. Тема: « Домашние животные »

Формирование лексики и грамматики ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире и во многом определяется уровнем его познавательной деятельности....

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя и связной речи на тему «Дикие животные».

В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий речь и внимание детей при изучении лексичес...

Конспект занятия по развитию лексико – грамматических представлений и связной речи у детей средней группы ( с ОНР и ЗПР) по теме: «Профессии»

Конспект занятия разработан на основе методического пособия К.Е.Бухариной " Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 4-5 лет с ОНР и ЗПР"...