Домашние задания по развитию лексико-грамматической стороны речи дошкольников
материал на тему
домашние задания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Домашние задания | 995.45 КБ |
Домашние задания 2 | 948.39 КБ |
Домашние задания 3 | 897.02 КБ |
Домашние задания 4 | 297.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Огород. Овощи»
1. Вспомни 8-10 названий овощей. Назови овощи красные, жёлтые, зелёные, бордовые.
______________________________________________________________
2. Дидактическая игра «Один-много»:
Огурец - огурцы
Помидор - __________
Перец - __________
Баклажан - __________
3. Д/и «Назови ласково»:
Огурец – огурчик тыква - ___________
Лук – __________ чеснок - ___________
Морковь – __________ помидор - ___________
4. Д/и «Назови сок»:
Сок из моркови – морковный
Сок из огурца - __________
Сок из чеснока - __________
5. Отгадай загадки, выучи любые две:
- Красная девица сидит в темнице, а коса - на улице. __________
- Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. К земле прирос крепко. Что это? __________
- Голова на ножке, в голове – горошки. __________
- Я длинный и зелёный, вкусный и солёный, вкусный и сырой, кто же я такой? __________
- Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи – меня ищи. __________
- Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает. __________
6. Расскажи о своём любимом овоще (если ребёнок затрудняется, даём ему план рассказа):
Я люблю __________, он (она) __________ цвета, __________ формы, __________ на вкус. Из него (неё) можно приготовить __________. А я люблю есть его (её) __________( сырым, в салате…).
7. Нарисуй в квадрате огурец так, чтобы он одним концом касался левого нижнего угла квадрата, а другим правого верхнего. Раскрась его.
8. Из какой сказки этот овощ и как он называется? Раскрась картинку.
Тема: « Сад. Фрукты»
1. Вспомни 8-10 названий фруктов. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Д/и «Один – много»: 3. Д/и «Назови сок»:
Яблоко – яблоки
Груша - __________ из лимона - __________
Слива - __________ из апельсина - __________
Персик - __________ из яблока - __________
Банан - __________ из сливы - __________
4. Д/и «Большой – маленький»: 5. Что лишнее и почему?
Яблоко – яблочко
Лимон - __________ Яблоко, груша, помидор, лимон
Банан - __________
Апельсин - __________
6. Расскажи о своём любимом фрукте по плану:
- Как твой любимый фрукт называется?
- Где он растёт?
- Какого он цвета, какой формы?
- Что можно из него приготовить?
- В каком виде ты его любишь есть?
7. Объясни словечко:
Плодоносит ____________________________________________________________
Удобрение _____________________________________________________________
Толстокожий ___________________________________________________________
8. Отгадай загадки:
Само с кулачок, На сучках висят шары,
Красный бочок, посинели от жары.
Потрогаешь – гладко, __________
А откусишь – сладко.__________
9. Нарисуй в правом верхнем углу квадрата банан, в правом нижнем углу – яблоко, в левом верхнем углу – грушу, в левом нижнем углу – апельсин.
10. О каком фрукте загадка? Раскрась его. Какие ещё фрукты ты видишь?
Жёлтый, сочный, кислый он. Называется …
Тема: «Осень. Деревья»
1. Знать, какое сейчас время года. Учить названия осенних месяцев. Какие изменения произошли в природе осенью?
2. Вспомни не менее 5 названий деревьев._____________________________
__________________________________________________________________
3. Выучить загадку:
Его весной и летом мы видели одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. __________
4. Д/и «Скажи наоборот»:
У сосны иглы длинные, а у ели __________
У клёна листья большие, а у берёзы __________
У дуба ствол толстый, а у берёзы __________
У берёзы ствол светлый, а у клёна __________
5. Д/и «Какой лист?»:
У клёна лист – кленовый у тополя - __________
у берёзы - __________ у ивы - __________
у рябины - __________ у дуба - __________
6. Что лишнее и почему?
Дуб, рябина, осень, осина. ___________________________________________
7. Объясни словечко:
Разноцветные ______________________________________________________
Листопад __________________________________________________________
Проливной ________________________________________________________
8. Исправь предложения:
На клёне желтеют берёзовые листья.___________________________________
Когда идёт дождь, на улице сухо. _____________________________________
9. Обведи по точкам и раскрась капельку дождя и листик. С какого дерева слетел этот лист?
10. Нарисуй три листочка так, чтобы красный был между жёлтым и зелёным.
Тема: «Грибы и ягоды»
1. Назови 3-5 съедобных и 1-2 несъедобных гриба. ______________________
___________________________________________________________________
Назови 3-5 названий ягод садовых и 3-5 – лесных. _______________________
___________________________________________________________________
2. Д/и «Назови ласково»:
Боровик - __________ клубника - __________
Груздь - __________ малина - __________
Моховик - __________ черника - __________
Корзина - __________ смородина - __________
Поляна - __________ клюква - __________
3. Что лишнее и почему?
Малина, клубника, ананас, черника. ___________________________________
Подосиновик, маслёнок, мухомор, груздь. ______________________________
Солить, варить, подметать, мариновать. ________________________________
4. Скажи по образцу:
Компот Варенье
Из малины - малиновый малиновое
Из черники - __________________________________
Из клубники - __________________________________
Из брусники - __________________________________
Из смородины - __________________________________
Из вишни - __________________________________
5. Объясни словечко:
Подосиновик _______________________________________________________
Подберёзовик ______________________________________________________
Черноплодная (рябина) ______________________________________________
Сыроежка _________________________________________________________
6. Про какую ягоду загадка? Раскрась её. Какие ещё ягоды ты видишь?
Про какой гриб загадка? Раскрась его. А как называется другой гриб?
На полянке у дорожки А вот кто-то важный
Красные горошки. На беленькой ножке.
Кто мимо пройдёт - Он в шапочке красной,
В рот себе их кладёт. На шапке – горошки.
Тема: «Игрушки»
1. Рассмотреть с ребёнком несколько игрушек, определить материал, из которого каждая из них сделана, отметить внешние признаки игрушки (форму, цвет, качество).
2. Д/и «Назови ласково»:
Кукла - __________
Мяч - __________
Мишка - __________
Матрёшка - __________
3.Д/и «Скажи наоборот»:
Мишка мягкий, а кубик - __________
Грузовик тяжёлый, а мяч - __________
Кукла новая, а пирамидка - __________
4. Д/и «Из чего – какой?»:
Автобус из металла (какой?) – металлический
Мишка из плюша - ____________________
Дом из пластмассы - ____________________
Ослик из резины - ____________________
Пирамидка из дерева - ____________________
Ведро из железа - ____________________
5. Составить описательный рассказ об игрушке по следующему плану:
- Что это?
- Каков её внешний вид (величина, цвет, форма)?
- Из какого материала сделана?
- Как с ней можно играть?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Отгадай загадки:
Глаза голубые, румяные щёчки. В небо взлетает со скоростью света.
Я с нею играю в маму и дочку. Эта игрушка, конечно, ……………
Его бьют, а он не плачет,
Упадёт – поскачет.
Обведи и раскрась игрушку, которая тебе больше нравится.
Тема: «Осенняя одежда, обувь, головные уборы»
1. Назвать осеннюю одежду, обувь, головные уборы. Рассказать о порядке надевания вещей при выходе на прогулку.
2. Рассмотреть верхнюю одежду и назвать её детали (воротник, карман, пуговицы, рукава…).
3. Подобрать как можно больше предметов к местоимениям:
Моя – шапка,_______________________________________________________
Мои - _____________________________________________________________
Мой - _____________________________________________________________
Моё - _____________________________________________________________
4. Д/и «Подбери признак»:
Куртка (какая?) – красная, тёплая,…
Сапоги (какие?) - ____________________
Шарф (какой?) - ____________________
Пальто (какое?) - ____________________
5. Д/и «Четвёртый лишний»:
Куртка, сапоги, панамка, перчатки.
6. Д/и «Назови, какие»:
Сапоги из резины - _______________________
Шапка из шерсти - _______________________
Перчатки из кожи - _______________________
7. Составить описательный рассказ об осенней одежде, обуви, головном уборе (по выбору).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Закончи узор на свитере и раскрась его. Обведи шарфик, придумай узор для него.
Тема: «Как лес к зиме готовится»
1. Д/и «Чей дом?»: 2. Д/и «Кому что дать?»:
Берлога - дом медведя. Орехи - __________
Логово - __________ Мёд - __________
Нора - __________ Грибы - __________
Дупло - __________ Кору - __________
3. Д/и «Назови ласково»:
Белка - __________ Хвост - __________
Лиса - __________ Нос - __________
Заяц - __________ Лапа - __________
4. Пересказать текст:
Заяц
У зайца длинные уши и вытянутая мордочка. Задние лапы у него намного длиннее, чем передние. Поэтому заяц очень быстро бегает и скачет. Шкурка у зайчика мягкая, тёплая. Зимой она белая, а летом серая: так ему легче скрываться от врагов. Заяц вместе с зайчатами живёт в лесу в норе.
5. Вопросы на засыпку:
- Кто больше – лиса или заяц? А у кого лап больше?
- Нора справа от дерева. Что слева?
6. Д/и «Четвёртый лишний»:
Нора, аквариум, логово, берлога.
7. Развитие звукового анализа и синтеза:
- Хлопни, когда услышишь слово со звуком «м»: мак, бак, мама, баба, майка, зайка.
- Назови 1-ый звук в слове МУКА.
- Придумай ещё слова на этот звук. ________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
8. Отгадай загадку, раскрась отгадку. Каких ещё животных ты здесь увидел?
Кто, забыв свои тревоги,
До весны храпит в берлоге?
Тема: «Перелётные птицы»
1. Вспомнить вместе с ребёнком, какое сейчас время года, какие изменения произошли в природе. Назвать птиц, которые улетают на юг, объяснить, почему они улетают и называются перелётными. Рассмотреть иллюстрации с изображением перелётных птиц.
2. Д/и «Улетает – не улетает». (Взрослый называет птицу, а ребёнок говорит, перелётная она или зимующая.)
3. Д/и «Скажи наоборот»:
Аист большой, а соловей __________
У аиста длинная шея, а у кукушки __________
Аист белый, а грач __________
4. Д/и «Скажи одним словом»:
У аиста ноги длинные, поэтому его называют __________
У соловья звонкий голос, поэтому его называют __________
У ласточки хвост длинный, поэтому её называют __________
5. Д/и «Чьи крылья?»:
У журавля – журавлиные.
У гуся - __________
У утки - __________
У грача - __________
6. Объясни словечко:
Водоплавающие - ___________________________________________________
Насекомоядные - ___________________________________________________
7. Какое слово не подходит?
Утка, утиный, уточка, минутка, утёнок.
Лебедь, лебединый, лебеда, лебёдушка.
Журавль, журавлиный, журнал, журавушка.
8. Вопросы на засыпку!
Чего больше – крыльев или птиц?
Чего больше – крыльев или ног у птицы?
9. Обведи скворечник и скворца. Раскрась рисунок.
Тема: «Зимующие птицы»
1. Вспомни 5-7 названий зимующих птиц. ______________________________
___________________________________________________________________
2. Исправь ошибки:
Чёрный ворона - __________
Белый сова - __________
Серое голубь - __________
Снегирь клевала хлеб. - _________________________
Сорока сидел на заборе. - ________________________
Ворона чирикала на солнышке. - ___________________
3. Д/и «Назови одним словом»:
У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая.
У сороки длинный хвост, поэтому её называют __________.
У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют __________.
У вороны чёрные крылья, поэтому её называют _________.
У дятла длинный клюв, поэтому его называют __________.
4. Д/и «Сравни птичек»:
У совы – голова, а у воробья – головка.
У совы – тело, а у воробья - __________.
У совы – лапы, а у воробья - __________.
У совы – крылья, а у воробья - __________.
У совы – глаза, а у воробья - __________.
У совы –клюв, а у воробья - __________.
5. Д/и «Скажи наоборот»:
Воробей маленький, а ворона - __________.
У синицы хвост короткий, а у сороки - __________.
Голубь тяжёлый, а воробей - __________.
У синицы клюв тонкий, а у вороны - __________.
6. Сравни птиц с людьми и животными:
У человека – дети, а у птицы - __________.
У человека – нос, а у птицы - __________.
У животных – шерсть, а у птиц - __________.
У кошки – лапы, а у птицы - ___________.
7. Отгадай загадку. Раскрась птичку.
Тема: «Домашние животные»
1. Назвать домашних животных, обсудить внешние признаки каждого.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Отгадай загадки, выучи любую:
- С хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, а хвост колечком. __________
- Спереди – пятачок, сзади – крючок, посреди – спинка, а на ней – щетинка. __________
- По горам, по долам, ходит шуба и кафтан. __________
- Мягкие лапки, а в лапках царапки. Всё время умывается, а с водой не знается. __________
- Я большой и я красивый, я бегу – и вьётся грива, длинный шёлковый хвосток и копытами – цок, цок. __________
3. Назови детёнышей животных:
У кошки – котёнок котята
У собаки - __________ __________
У свиньи - __________ __________
У лошади - __________ __________
У козы - __________ __________
У коровы - __________ __________
У овцы - __________ __________
У осла - __________ __________
4. Д/и «Подскажи словечко»:
Табун – много лошадей
Стадо – много __________
Отара – много __________
Свора – много __________
5. Кто как голос подаёт?
Корова мычит. Овца __________.
Лошадь __________. Собака ________.
Кошка __________.
Свинья _________.
6. Опиши своё любимое домашнее животное по плану:
- Как называется «мама» и «папа» твоего любимого домашнего животного?
- Как выглядит твоё любимое домашнее животное?
- Чем оно питается?
- Какую пользу оно приносит человеку?
7. Отгадай загадку, раскрась отгадку.
Предварительный просмотр:
Тема: «Домашние птицы»
1. Рассмотреть иллюстрации с изображением домашних птиц и их семей. Уточнить какую пользу приносят.
2. Отгадать загадки:
- Квохчет, квохчет, детей созывает,
Всех под крыло собирает. __________
- Хвост с узорами, сапоги со шпорами.
Всех бужу, хоть часов не завожу. __________
- Явился в жёлтой шубке, прощайте, две скорлупки. __________
- Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки. __________
3. Д/и «Исправь ошибку»:
У утки – гусята __________
У индюшки – цыплята __________
У курицы – утята __________
У гусыни – индюшата __________
4. Назови всю семью:
Гусь – гусыня – гусята
Петух - __________ - __________
Селезень - _________ - __________
Индюк - __________ - __________
5. Д/и «Скажи наоборот»:
Утка большая, а утёнок - __________
Цыплёнок молодой, а петух - __________
У гуся шея длинная, а у курицы - __________
У курицы лапы без перепонок, а у утки - __________
6. Что лишнее и почему?
Утёнок, гусёнок, котёнок, цыплёнок.
Перо, крыло, клюв, утка.
7. Раскрась петушка:
Тема: «Зима. Зимняя одежда»
1. Вспомни и перечисли названия времён года. Назови зимние месяцы.
2. Каким может быть:
Снег - _____________________________________________________________
Зима - _____________________________________________________________
Мороз - ___________________________________________________________
3. Собери предложения:
Позёмка, улица, метёт, по. ___________________________________________
Окно, мороз, узор, на, нарисовал. _____________________________________
4. Отгадай загадки:
- Сижу верхом,
Не знаю на ком. __________
- Чтоб не мёрзнуть, пять ребят
В печке вязаной сидят. __________
- Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром – в школу, днём – домой. __________
5. Д/и «Из чего – какой?»:
Свитер из шерсти (какой?) - __________
Платок из шерсти (какой?) - __________
Шапка из меха (какая?) - __________
Сапоги из кожи (какие?) - __________
6. Что лишнее и почему?
Август, декабрь, январь. _____________________________________________
7. Д/и «Узнай по описанию»:
Взрослый описывает один из предметов одежды кого-нибудь из членов семьи, а ребёнок называет, что это и кому принадлежит.
8. Отгадай загадку, раскрась отгадку:
Тема: «Зимние забавы. Новый год»
1. Какие зимние игры и забавы ты знаешь? Назови зимние праздники.____________________________________________________________________________________________________________________________
2. Отгадай загадки, выучи любую:
- Две новые, кленовые
Подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги
И по большим снегам беги. __________
- Мчусь как пуля я вперёд, лишь поскрипывает лёд,
Да мелькают огоньки. Кто несёт меня? __________
- Всё лето стояли, зимы ожидали.
Дождались поры – помчались с горы. __________
- По снегу покатите – я подрасту,
На костре согреете – я пропаду. __________
- Меня не растили –
Из снега слепили
И вставили ловко
Мне в носик морковку. __________
3. Подбери по 3 признака к каждому слову:
Лыжи (какие?) - _____________________________________________________
Коньки (какие?) - ___________________________________________________
Санки (какие?) - ____________________________________________________
4. Д/и «Исправь ошибку»:
Лыжнику нужны санки. ______________________________________________
Конькобежцу нужны лыжи. __________________________________________
Саночнику нужны коньки. ____________________________________________
Хоккеисту нужны санки. _____________________________________________
5. Что лишнее и почему?
Лыжи, зима, санки, коньки. ___________________________________________
6. Обведи снежную бабу, дорисуй ей нос (морковку), глаза (угольки), рот, шляпу (ведро), метлу, пуговицы.
Тема: «Человек. Части тела»
1. Назови и покажи части тела:
Ступня, колено, бедро, голень, пятка, локоть, кисть, бровь, лоб, висок, скула, затылок.
2. Отгадай загадки:
- Живёт мой братец за горой –
Не может встретиться со мной. __________
- Всегда во рту, а не проглотишь. __________
- Пять братьев годами равные, а ростом разные. __________
- Всю жизнь ходят наперегонки, а обогнать друг друга не могут. _______
3. Д/и «Один – много»:
Глаз - __________ Палец - __________
Ухо - __________ Рот - __________
Нос - __________ Лоб - __________
4. Объясни словечко:
Пятипалый - __________ Сероглазый - ______________
Двуногий - __________ Кареглазый - ______________
Одноногий - __________ Длинноволосый - __________
Широкоплечий - __________ Безрукий - _______________
5. Что лишнее и почему?
Рога, копыта, пятки, хвосты.___________________________________________
Нога, колено, тапка, пятка.____________________________________________
6. Что можно делать:
Глазами – глядеть, рассматривать, читать, смотреть телевизор;
Руками - ___________________________________________________________
Ногами - ___________________________________________________________
Зубами - ___________________________________________________________
Ушами - ___________________________________________________________
Носом - ___________________________________________________________
7. Рассмотри портреты. Что забыл нарисовать художник? Дорисуй недостающие части лица героям сказки и раскрась портреты.
Тема: «Транспорт»
1. Назови 3-4 вида транспорта – наземного, водного, воздушного.__________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Назови одним словом машину, которая:
Возит молоко - __________
Мешает бетон - __________
Возит воду - _____________
Дробит камни - __________
Возит бензин - __________
Убирает снег - ___________
3. Как назвать остановку:
Трамвая - ______________
Автобуса - _____________
Троллейбуса - __________
4. Д/и «Кто чем управляет?»:
Самолётом – управляет лётчик;
Машиной - ________________
Поездом - _________________
Кораблём - ________________
5. Д/и «Четвёртый лишний»:
Пароход, лодка, самолёт, парусник.
Самолёт, вертолёт, мотоцикл, воздушный шар.
Трамвай, троллейбус, велосипед, автобус.
6. Исправь предложения:
Дом подъехал к машине._____________________________________________
Бензин кончился потому, что машина остановилась. _____________________
___________________________________________________________________
7. Дорисуй недостающие детали. Раскрась рисунки.
Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения»
1. Расскажи, как следует правильно переходить улицу.
2. Объясни, для чего нужны:
Фары _____________________________________________________________
Тормоза___________________________________________________________
Багажник __________________________________________________________
Ветровое стекло ____________________________________________________
Правила дорожного движения ________________________________________
3. Какую машину нужно пропустить на дороге первой и почему?
Снегоуборочная и «скорая помощь».
Пожарная, бетономешалка и бензовоз.
Грузовик, аварийная и молоковоз.
4. Закончи предложения:
Машинист – это тот, кто…_____________________________________________
Регулировщик – это…________________________________________________
Шофёр – это…______________________________________________________
Лётчик – это…_______________________________________________________
Пешеход – это…_____________________________________________________
Пассажир – это…____________________________________________________
Кондуктор – это…___________________________________________________
5. Д/и «Из чего – какой?»:
Дверца из металла (какая?) - ____________________
Руль из пластмассы (какой?) - ___________________
Сиденье, обшитое кожей (какое?) - ______________
Колесо из резины (какое?) - _____________________
6. Подобрать подходящий по смыслу глагол с приставкой от глагола ехать:
Машина из гаража… Машина до дома…
Машина в ворота… Машина от дома…
Машина к дому… Машина с моста…
7. Обведи и правильно раскрась светофор:
Обведи и раскрась жезл, который помогает милиционеру регулировать уличное движение. Раскрась фуражку регулировщика:
Тема: «Посуда. Продукты питания»
1. Назови посуду:
Чайную - _________________________________________________________
Столовую - _______________________________________________________
Кухонную - _______________________________________________________
2. Составить предложения с предлогом в, упражнять в словообразовании:
В какую посуду кладут … (хлеб, горчицу, перец, салат, конфеты, соль, молоко, селёдку, масло)? ____________________________________________________
___________________________________________________________________
Что кладут в салатницу (селёдочницу, солонку, маслёнку, сухарницу)?
___________________________________________________________________
Что наливают в супницу, молочник, соусницу, кофейник, чайник?
___________________________________________________________________
3. Д/и «Какое это блюдо?»:
Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)? ______________________________________________________________________________________________________________________________________
Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки)?
___________________________________________________________________
Какое варенье из …(яблок, сливы, абрикоса, малины, смородины)?
___________________________________________________________________
4. Назови части посуды:
Чайник – носик, крышка, стенки, донышко.
Кружка - _____________________________
Кастрюля - ___________________________
Стакан - _____________________________
5. Объясни словечко:
Овощерезка - ______________________________________________________
Картофелечистка - __________________________________________________
Кофеварка - ________________________________________________________
Мясорубка - _______________________________________________________
Кофемолка - _______________________________________________________
Соковыжималка - ___________________________________________________
6. Обведи посуду, придумай и нарисуй на ней узор:
Тема: «Материалы и инструменты»
1. Вспомни 5-7 названий инструментов. ______________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Отгадай загадки, выучи любую:
- Зубы есть, а хлеба не ест. __________
- Без головы, а в шляпе
Одна нога, да и та без сапога. __________
- Одноглазая старушка
Узоры вышивает,
Весь мир одевает,
А сама нагишом. __________
3. Что делают:
Топором - ___________ Граблями - ____________
Молотком - __________ Ножницами - __________
Лопатой - ____________
4. Из чего – какой?
Из чугуна – чугунный; из серебра - ___________
Из металла - __________ из пластика - __________
Из бумаги - ___________ из золота - ____________
Из стали - ____________ из дуба - ______________
Из резины - __________ из глины - _____________
Из камня - ____________ из пластмассы - ________
5. Что лишнее и почему?
Иголка, шёлк, ножницы, напёрсток.
Топор, дрова, пила, рубанок.
6. Придумай предложения с парами слов:
Гвоздь – молоток ___________________________________________________
Лопата – яма _______________________________________________________
7. Отгадай загадку, раскрась отгадку:
Предварительный просмотр:
Тема: «Защитники Отечества»
1. Рассказать ребёнку о празднике , кто такие защитники Отечества, кого поздравляют в этот день.
2. Отгадай загадки:
- Он знаком ребятам всем,
И с орлом он носит шлем,
За спиной его винтовка,
Марширует очень ловко. ____________
- Не трактор, а с гусеницами,
Не крепость, а с башней,
Не ружьё, а с дулом. ___________
3. Как называется человек, который:
Летает на вертолёте – ______________________________________________
Ездит на танке - ____________________________________________________
Служит в пехоте - ___________________________________________________
Прыгает с парашютом - _____________________________________________
Служит на подводной лодке – ________________________________________
4. Какое слово не подходит?
Воин, воинский, воет, воевать, война.
Рана, ранить, охрана, раненый, ранение.
5. Что общего и чем отличаются?
Танк и трактор
Футболка и тельняшка
6. Составить предложения с парами слов:
Пограничник – собака _______________________________________________
Солдат – автомат ___________________________________________________
7. Раскрась по желанию танк или корабль:
Тема: «Комнатные растения»
1. Познакомить ребёнка с комнатными растениями, рассмотреть их, обратить внимание на их внешний вид. Объяснить, как нужно ухаживать за растениями, выучить некоторые названия комнатных растений.
2. Вспомни, как надо ухаживать за комнатными растениями и закончи предложения:
Чтобы цветы не сохли, их надо _______________
Когда земля уплотняется, её надо ____________
Пыльные листья надо _______________________
3. Д/и «Назови ласково»:
Цветок - __________
Лист - ____________
Стебель - _________
Корень - __________
4. Д/и «Скажи наоборот»:
Листья (какие?) узкие - __________ Стебель (какой?) толстый - __________
Большие - _____________________ Длинный - _______________________
Гладкие - ______________________ Вьющийся - ______________________
Мелкие - ______________________
5. С помощью взрослого сравнить кактус и алоэ, составить небольшой сравнительный рассказ о внешних особенностях этих растений.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Отгадай загадки:
- Есть зелёные уроды
Из колючей злой породы. __________
- Раным-рано поутру
Лейку новую беру.
Мне воды не жалко.
Пей, моя … __________
7. Раскрась фиалку, запомни как она выглядит:
Тема: «Ранние признаки весны. Первые цветы»
1. Отгадай загадки:
- Первый вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. _______________
- Лежит полгода покрывало,
А весной его – как не бывало._______________
2. Объясни словечко:
Подснежник - ______________________________________________________
Проталина - ________________________________________________________
Оттепель - _________________________________________________________
Капель - ___________________________________________________________
Сосулька - _________________________________________________________
Первоцвет - ________________________________________________________
Ледоход - __________________________________________________________
3. Найди общее слово:
Льётся, журчит - __________
Дует, шумит - ____________
Пригревает, ослепляет - __________
Голубое, высокое, чистое - ___________
4. Д/и «Скажи наоборот»:
Зимой снег чистый, а весной - __________
Зимой дни холодные, а весной - _________
Зимой солнце тусклое, а весной - __________
Зимой погода часто пасмурная, а зимой - _________
5. Д/и «Подбери признаки»:
Весна (какая?) - _____________________________________________________
Солнце (какое?) - ___________________________________________________
Небо (какое?) - ____________________________________________________
6.Раскрась зелёным карандашом веточку и листики мимозы, а жёлтым – цветки. Дорисуй листочки.
Тема: «Весна в природе»
1. Закончи предложение:
Зимой в лесу появляется много зайчат, бельчат,_________________________.
2. Отгадай загадки:
- Кто пчелиный любит мёд,
Лапу кто зимой сосёт? __________
- Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней. ___________
- Чей тоскливый вой
Слушал лес зимой? _____________
3. Назови деток:
У зайцев - __________ У белок - __________
У волков - __________ У ежей - ___________
У медведей - ________ У лосей - __________
У лис - ______________ У бобров - _________
4. Что лишнее и почему?
Медвежий, лисий, заячий, холодный.
Лисёнок, бельчонок, утёнок, рысёнок.
5. Скажи наоборот:
Холод - ______________
Солнечный - __________
Ветреный - ___________
Радостный - __________
Глубокий - ___________
Быстрый - ____________
6. Исправь предложения:
Волчица учила зайчат охотиться. ______________________________________
Волчица привела волчат в тёплое дупло. _______________________________
7. Весной у диких животных появляются детёныши. Правильно назови мам и их детёнышей, раскрась их. Проведи дорожку от мамы к её детёнышу.
Тема: «Труд людей весной»
1. Объясни пословицы:
- Весной не поработаешь – зимой не поешь.
- Кто весной не пролежит – целый год сыт будет.
2. Д/и «Назови ласково»:
Сад - __________
Огород - __________
Грядка - ___________
Парник - __________
Яблоня - __________
3. Составь предложения с парами слов:
Копать – грядка
___________________________________________________________________
Поливать – теплица
___________________________________________________________________
4. Назови и объясни 4-е слово:
День - ночь, лето - зима;
Птица - яйцо, растение - __________;
Яблоня – сад, луковица - __________;
Клумба – цветы, грядка - __________;
Лопата – копать, лейка - ___________.
5. Что лишнее и почему?
Копать, сажать, мариновать __________________________________________
Поливать, удобрять, играть ___________________________________________
Сад, огород, грабли _________________________________________________
6. Какое слово не подходит?
Семя, семечко, Семён, семена.
Сад, ссадина, садик, садовый, садовод.
7. Отгадай загадку, раскрась отгадку. Назови инструменты.
Тема: «Космос»
1. Рассказать ребёнку о празднике День космонавтики, объяснить, что это за праздник. Рассказать о первом космонавте – Ю.Гагарине.
2. Отгадай загадки:
- Светит, сверкает, всех согревает. __________
- Рассыпался горох на тысячи дорог._________
- Поле не меряно,
Овцы не считаны,
Пастух рогат. ____________________________
3. Д/и «Скажи наоборот»:
Далеко - _________ Темно - _________
Высоко - _________ Ярко - __________
Улететь - _________ Тесно - _________
Взлетать - _________
4. Объяснить ребёнку значение слов:
Созвездие, луноход, спутник, космонавт, невесомость, скафандр.
5. Что лишнее и почему?
Приземлиться, припоздниться, прилуниться.
Солнце, Луна, ракета.
6. Д/и «Где какой?»:
На Земле – земной;
На Луне - ____________
На Солнце – __________
7. Какое слово не подходит?
Солнце, сон, солнечный, солнышко.
Космос, косматый, космонавт, космический.
8. О какой «птице» загадка? Раскрась её. Что ещё ты видишь на картинке?
Тема: «Возвращение птиц. Насекомые»
1. Назови птиц, которые осенью от нас улетают, а весной возвращаются. ______________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Д/и «Назови ласково»:
Комар - __________ Гнездо - ____________
Паук - ____________ Кукушка - ___________
Гусеница - _________ Соловей - ___________
Пчела - ___________ Скворец - ___________
Жук - _____________
3. Кто лишний и почему?
Сорока, ворона, ласточка.___________________________________________
Жук, бабочка, птенец._______________________________________________
4. Кого выводят эти птицы?
Журавли – журавлят
Грачи - ___________
Скворцы - _________
Гуси - _____________
Утки - _____________
5. Исправь предложения:
Птица высидела птенцов и отложила яйца. __________________________________________________________________
Червяк склевал скворца._____________________________________________
Песня спела соловья. _______________________________________________
6. Продолжи предложение:
Птицы едят насекомых – жуков, _______________________________________
___________________________________________________________________
7. Каких насекомых ты видишь? Дорисуй и раскрась их.
Предварительный просмотр:
Тема: «Мебель»
1. Рассмотреть домашнюю мебель, назвать её отдельные части (крышка, ножка, ручка, подлокотник, спинка, дверца).
2. Отгадай загадки:
- В квартире нашей новый дом. Живёт посуда в доме том.
В нём место есть и для конфет, он называется __________.
- С ногами, а без рук, с сиденьем, а без живота,
Со спинкой, а без головы. __________
- По ночам во сне Ванятка до того задремлет сладко,
Что не хочется вставать, что за штука я? __________
- Под крышей четыре ножки, на крыше суп да ложки. ___________
3. Д/и «Из чего – какой?»:
Ножки табуретки из металла. Они (какие?) __________________.
Дверцы шкафа из стекла. Они (какие?) ______________________.
Ручки на дверцах из пластмассы. Они (какие?) ________________.
Столешница стола из дерева. Она (какая?) ___________________.
Обивка на кресле из кожи. Она (какая?) _____________________.
4. Д/и «Скажи одним словом»:
Стол для газет и журналов называется журнальный.
Стол, за которым обедают, называется ________________________________.
Стол, за которым пишут, называется __________________________________.
Стол для компьютера называется _____________________________________.
Полка для книг называется __________________________________________.
Шкаф для одежды называется _______________________________________.
Шкаф для книг называется ___________________________________________.
5. Придумай предложения по опорным словам, включая маленькие слова В, НА, ПОД, НАД:
Полка – диван ____________________________________________________
Торт –стол _________________________________________________________
Платье – шкаф ______________________________________________________
Щенок – кресло ____________________________________________________
6. Закончи стишки, дорисуй то, чего не хватает. А ещё нарисуй на столе вазу, а под стулом мяч.
Тема: «День Победы»
- Рассказать ребёнку о том, какой праздник отмечают в нашей стране 9 мая и почему он называется «День Победы».
2. Отгадай загадку:
Он знаком ребятам всем,
И с орлом он носит шлем,
За спиной его винтовка,
Марширует очень ловко. ______________
3. Подобрать родственные слова:
Герой - ____________________________________________________________
Защита - ___________________________________________________________
4. Подобрать синонимы (слова близкие по смыслу) к слову смелый:
___________________________________________________________________
5. Объясни пословицы:
- Бой красен мужеством, а товарищ – дружеством.
- Бой отвагу любит.
- Мир строит, а война разрушает.
6 . Д/и «4 лишний»:
Снайпер, сапёр, танкист, артист.
Пистолет, генерал, винтовка, ружьё.
7. Нарисовать картину на военную тематику.
Тема: «Рыбы»
1. Рассмотреть с ребёнком картинки с изображением рыб (морских, пресноводных, аквариумных).
2. Отгадай загадки:
- Ног нет, а движется, перья есть, а не летает, глаза есть, а не мигает.
- У родителей и детей вся одежда из монеток.
- Блещут в речке чистой спинкой серебристой.
3. Покажи части тела рыб (туловище, хвост, спинку, голову, глаза, рот, плавники, чешую, жабры).
4. Объяснить ребёнку понятия хищные и мирные рыбы. Рассказать, чем питаются хищные рыбы (мальками рыб, мелкими рыбами, лягушками), мирные рыбы (личинками насекомых, водорослями), аквариумные рыбы (специальным кормом).
5. Д/и «Назови ласково»:
Сельдь - __________ Ёрш - __________
Окунь - ___________ Сом - __________
Щука - ____________
6. Д/и «Чьи хвосты?»:
Хвост щуки (чей?) - ___________
Хвост окуня (чей?) - __________
Хвост ерша (чей?) - ___________
Хвост акулы (чей?) - ___________
7. Ответить на вопросы:
- Как называется суп из рыбы? (уха)
- Чем ловят рыбу? (удочкой, сетью, неводом)
- Кто такие мальки? (детки рыб)
- Кто такой рыболов? (человек, который ловит рыбу)
8. Подобрать родственные слова к слову «рыба»:
Рыбка, рыбный, ____________________________________________________
9. Обведи рыбку, раскрась водоросли, камни, не забудь вокруг нарисовать голубым карандашом воду.
Эта рыбка-меченосец,
Длинный острый хвостик носит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи. Тема: « Домашние животные »
Формирование лексики и грамматики ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире и во многом определяется уровнем его познавательной деятельности....
Стенды по развитию лексико - грамматической стороны речи для родителей
Данный материал опубликован с целью оформления уголков логопеда, он будет прекрасным дополнением к домашним заданиям, которые дети вы...
Коррекционная работа по развитию лексико-грамматической стороны речи у умственно отсталых школьников.
В работе описываются методы и приёмы коррекционной работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у умственно отсталых школьников...
Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи на тему: «Транспорт».
В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий речь и внимание детей при изучении лексичес...
Программа по развитию лексико-грамматической стороны речи и связной речи (для детей старшего дошкольного возраста)
Работа по данной программе направлена на развитие умений для овладения детьми совершенными формами связной речи....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ИГРОВАЯ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»
Разработка раскрывает игровые приемы при формировании лексико-грамматических средств речи у дошкольников с ОНР....
Перспективное планирование по развитию лексико-грамматической стороны речи
Перспективное планирование по развитию лексико-грамматической стороны речи...