Стенды по развитию лексико - грамматической стороны речи для родителей
консультация

Яхина Регина Рафаиловна

            Данный материал опубликован с целью оформления уголков логопеда, он будет прекрасным дополнением к домашним заданиям, которые дети выполняют дома по заданию логопеда, красочно оформленный стенд привлечёт внимание родителей в то время, пока они ждут своих детей.Родители, используя материал, представленный на стенде, смогут эффективно закрепить лексико - грамматический материал, пройденный на логопедических занятиях с детьми, ведь задания предполагают устные беседы и игры с обучающимися.

Используемая литература:

1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико - грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СпБ "Детство - Пресс", 2003.

2. Граб Л.М. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5 - 6 лет с ОНР, Издательство "Гном и К", 2005 

3. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5 - 7 лет с ОНР. Издательство "Гном и К", 2008.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okrug_yanao.docx570.31 КБ
Файл odezhda.docx1.72 МБ
Файл obuv.docx1.48 МБ
Файл golovnye_ubory.docx731.27 КБ
Файл produkty_pitaniya.docx207.35 КБ

Предварительный просмотр:

Округ ЯНАО

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА:

  1. Покажите, как вы радуетесь солнышку на севере;
  2. Покажите, как вы огорчаетесь, когда вам нельзя гулять;
  3. «Погреем ладошки» (ручки приложить ко рту и подышать на них);
  4. «Снег» - быстро показываем и убираем язычок, как будто идёт сильный снег;
  5. «Горка» - широкий язычок поставить за нижние зубки и прогнуть его, изображая «горку».

РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА:

Повторить стихотворение, четко проговаривая все

звуки:

Хозяина  в любую вьюгу домчит домой быстрей.

Наш северный олень.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:

Красива тундра в любое время года. Но особенно мы любим пору, когда созревают ягоды.

     Как заря горит морошка (сгибаем – разгибаем пальчики)

          На нехоженом пути, 

        Посмотри, какие грозди! (активно пошевелить            пальчиками на обеих руках)

        Сделай гнездышком ладонь (сделать «гнёздышко» аз двух ладошек)

       Брызнет ягода, как дождик,

       С каждой ветки - только тронь (игра «Пальчики здороваются» - каждый пальчик «здоровается» с большим пальчиком)!

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКИ:      

        Расскажите ребёнку о крае, в котором мы живём.

Обратите внимание на то, что наш край можно называть по – разному:

  1. ЯМАЛ;
  2. Ямало-ненецкий автономный округ;
  3. Север.

Повторите символы округа:

  1. Герб – что изображено на гербе?
  2. Флаг – какие цвета мы видим на флаге?
  3. Губернатор – Кобылкин Дмитрий Николаевич

       Расскажите ребёнку о природе ЯМАЛА – тундре. О том, что там растёт: грибы, ягоды (морошка, брусника, голубика), карликовая берёзка, мхи, ягель.

       На Ямале живут: белые медведи, олени, тундровой волк, птица стерх – символ мира. 

Поговорите о том, кто живёт в тундре – коренные жители, обратите внимание ребёнка, если во время

прогулки увидите жителя в национальной одежде, напомните ему о том, что в тундре люди занимаются оленеводством и рыболовством, а также национальными занятиями: вышивка бисером, резьба по кости и дереву.

РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ:

        Что растёт в тундре? Давайте посчитаем оленей, ягоды, грибы, чумы, берёзы. Например, один олень, два оленя, три оленя, четыре оленя, пять оленей.

        Назовите ласково то, что можно встретить в тундре: рыба, олень, ягода, гриб, ребёнок. Например, олень – оленёнок.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ: 

Проблемные вопросы: Почему на гербе ЯНАО изображены «оленьи рога»?

Вспомните, как вы с ребёнком ходили в тундру. Составьте несколько предложений об этом походе.

Если вы в тундру не ходили, то придумайте небольшой рассказ на тему: «Когда мы пойдём в тундру…»

В качестве ЭКСКУРСИИ посетите музей – квартиру ненецкого поэта Л.В. Лапцуя, праздник оленевода.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА:

       Покажите: вы радуетесь покупке новой шапочки, удивляетесь необычному наряду, печалитесь, если у вас порвалась обувь.

        «Шьёте шапочку» - упираете язык то в правую, то в левую щёку – медленно, под счёт.

       «Расправляете поля шляпы» - облизать язычком губки.

       «Защищаете голову от солнца» - широкий язычок упереть в «бугорки» за верхними зубками.

РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА:

      Повторять чистоговорку, чётко проговаривая все звуки:

      Ку – ку – ку – я надену шапку;

      Пу – пу – пу – надеваем шляпу;

      На – на – на – вот лежит панама;

     Ок – ок – ок – завяжу платок!

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:

       Вместе с ребёнком попробуйте завязать завязочки на различных шапках на один, два, три узла. Завяжите шапочки «бантиком».

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКИ:

         Попросите ребёнка назвать и чётко проговорить слова по теме: «Головные уборы»: косынка, берет, фуражка, шапка, ушанка, панама, каска, кепка, шляпа, платок.

        Вместе рассмотрите те головные уборы, которая есть у вас дома. Особое внимание уделите деталям головных уборов: козырек, помпон, поля, завязки.

        Обсудите, из какого материала сшиты ваши головные уборы: кожа, замша, войлок, фетр, мех, джинса, солома, лён.

         Зайдите с ребёнком в магазин, покажите, какие головные уборы там продают. Обратите внимание на аксессуары, платки, которые мы одеваем вместе с головными уборами. Как называется этот магазин (магазин головных уборов)?

       Прокомментируйте действия, которые мы совершаем с головными уборами: одеваем, шьем, гладим, кладём на полку, завязываем, кроим, стираем.

Обсудите с ребёнком, когда и где какой головной убор носят.

       Инструкция: Скажи, если головной убор носят летом, то он какая (летний)?

•        Зимой – зимний (шапка, ушанка, платок, шаль);

•        Осенью – осенний (берет, вязаная шапочка);

РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ:

      Посчитайте головные уборы дома, например: одна шапка, две шапки, пять шапок.

       Игра «Один - много». Инструкция: «Я называю один головной убор, а ты – много, например, шапка - шапки» (косынка, берет, фуражка, панама, каска, кепка, шляпа, платок).

        А теперь назови их ласково, например, шапка – шапочка.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ: 

Составьте рассказ - описание по плану.

  1. Какой формы головной убор?
  2. Из чего он сделан?
  3. Для чего он?
  4. Как за ним ухаживать?

Сравните разные головные уборы (чем похожи и чем

отличаются), например, косынку и платок, шляпу и панаму.

      Подумайте с ребёнком над значением выражения «ДЕЛО В ШЛЯПЕ»;

      Проблемные вопросы: Зачем нужна меховая шапка? Растает ли снег под теплой шапкой?



Предварительный просмотр:

ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА:

  1.  Жуём твёрдую морковь (имитация жевания).
  2.  Кипятим чай (надувать обе щёки одновременно).
  3.  Пирожок (рот открыт, губы в улыбке. Положить

«широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть язычок в «трубочку».)

РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА:

Проговаривание загадки вместе с ребёнком:

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела.

- Пейте чай, вода вскипела!

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:

Выполнить действие в соответствии с

содержанием стихотворения:

Мышка зёрнышко нашла

И на мельницу снесла (ходьба).

Намолола там муки (сжимание – разжимание кулаков),

Испекла всем пирожки (растереть ладошки):

Мышонку – с капустой (сгибание мизинца).

Мышонку – с картошкой (сгибание безымянного пальца),

Мышонку – с морковкой (сгибание среднего пальца),

Мышонку – с морошкой (сгибание указательного пальца).

Для большого толстяка

Все четыре пирожка:

С капустой, с картошкой,

С морковкой, с морошкой (сгибание большого пальца).

 

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКИ:

      Посетите магазин вместе с ребёнком и познакомьте его с названиями различных продуктов. Закрепите в словаре обобщающее понятие «продукты питания». Найдите в магазине:

  1. Молочные продукты  – сыр, густая сметана,

вкусный творог, фруктовый йогурт, кефир, холодное молоко, простокваша;

  1. Мясные продукты  – свежее мясо, колбаса, сосиски,

рыбные котлеты;

  1. Мучные продукты – макароны, сухари, бублики,

домашнее печенье, пышный хлеб, тесто.

РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ:

       Во время совместного времяпрепровождения спрашивайте детей (требуйте полного ответа):

  1. Из чего котлеты? (предлог «из» - из рыбы...).
  2. Что приготовили? (приготовили пюре, чай).
  3. Что съел кот? (рыбу).
  4. Чем будешь кормить? (кашей, супом).
  5. С чем бутерброд? (предлог «с»: с сыром, с колбасой).
  6. Разложи продукты (предлоги «в», «на» - в шкаф, на полку, в холодильник).
  7. Составь меню (предлоги «из», «с», «на» - каша на молоке, с изюмом, бульон из курицы).

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ: 

    Расскажите ребёнку и попросите пересказать, как и из чего готовить его любимое блюдо.

    Вместе с ребёнком подумайте над значением выражения:

  1. выжатый лимон;
  2. выжать соки;
  3. слюнки потекли;
  4. кормить завтраками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по развитию лексико-грамматической стороны речи у умственно отсталых школьников.

В работе описываются методы и приёмы коррекционной работы  по развитию лексико-грамматической стороны речи у умственно отсталых школьников...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи на тему: «Транспорт».

В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий речь и внимание детей при изучении лексичес...

Презентация к мастер-классу для родителей на тему "Развитие лексико-грамматического строя речи детей у детей дошкольного возраста".

В презентации выделены основные аспекты формирования лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста. Приводятся примеры игр и упражнений, способствующих усвоению грамматических категори...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико - грамматической стороны речи по теме "Фрукты" с применением элементов песочной терапии.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико - грамматической стороны речи по теме "Фрукты" с применением элементов песочной терапии....

Программа по развитию лексико-грамматической стороны речи и связной речи (для детей старшего дошкольного возраста)

Работа по данной программе направлена на развитие умений для овладения детьми совершенными формами связной речи....

Перспективное планирование по развитию лексико-грамматической стороны речи

Перспективное планирование по развитию лексико-грамматической стороны речи...