рабочая программа логопедических занятий РАС 8.4
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Михайловская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СО
«Михайловская школа-интернат»
______И. В. Николаева
___________________
Рабочая программа по курсу: «Логопедические занятия»
7 класс,
составлена на основе АООП (вариант 8.4) с РАС
Рассмотрено на МО:
Руководитель МО:
______(Захарова Л. М.
Составитель:
учитель-логопед
Савченко Т.В.
2020
Структура рабочей программы
1.Пояснительная записка
- обоснование актуальности и основная идея программы, место программы в образовательном процессе
- нормативные документы, лежащие в основе программы
- цель и задачи предмета
- планируемые результаты обучения
- сведения об обучающихся
- условия реализации программы
- Календарно-тематическое планирование
3.Содержание программы
4.Циклограмма проведения занятий
5.Сведения об авторе
6.Список литературы для обучающихся и учителя
- Пояснительная записка
РАС являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков. Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей. РАС связаны с особым системным нарушением психическогоразвитияребенка,проявляющимся в становлении его аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии.
К одной из самых тяжелых форм расстройства аутистического спектра относятся дети, которые почти не имеют активной избирательности в контактах со средой и людьми, что проявляется в их волевом поведении. Они практически не реагируют на обращение и сами не пользуются ни речью, ни невербальными средствами коммуникации, их аутизм внешне проявляется как отрешенность от происходящего.
Программа коррекционной работы направлена на создание в общеобразовательном учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с РАС посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
В рамках работы психолого-педагогического консилиума обсуждаются проблемы определения и порядок предоставления специализированной квалифицированной помощи детям с РАС.
В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 1 занятие в неделю.
Срок реализации настоящей программы: 2020-2021 учебный год.
У детей с РДА нарушенной, прежде всего, оказывается коммуникативная функция речи. Для всех вариантов речевого развития детей с РДА характерны следующие общие черты: нарушение коммуникативной функции речи; выраженная стереотипность речи; склонность к словотворчеству, неологизмам; значительно большая, чем в норме, роль эхолалий; нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи. Ребёнок с аутизмом часто говорит о себе во втором или третьем лице. Речь может быть скандированной, толчкообразной из-за нарушений темпа, ритмической организации речи. В этом случае страдает не только коммуникативная функция речи, но и моторное звено реализации речи. Можно сказать, что речевое развитие детей с РДА достаточно вариативно, и чаще всего зависит от глубины нарушения и соответствующей степени приспособления ребенка к окружающему миру.
Основные этапы логопедической коррекции
Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Педагог общается с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего коррекционного процесса. Перед педагогом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.
Второй этап – усиление речевой активности ребенка. Решение этой задачи требует от педагога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.
На третьем этапе коррекции важной задачей является целенаправленная организация речевой активности аутичного ребенка.
С обучаюшимися,имеющими недостатки звукопроизношения проводятся индивидуальные занятия, построенные на основании логопедического заключения, возраста и тяжести речевой патологии.
Нормативные документы, лежащие в основе курса:
Нормативные документы, лежащие в основе предмета
1. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»
3. Устав ГБОУ СО «Михайловская школа-интернат»
4. Адаптированная основная общеобразовательная программа ГБОУ СО «Михайловская школа-интернат» для обучающихся с РАС.
Целью логопедического сопровождения является - создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, позволяющего учитывать особые образовательные потребности детей с РАС на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе, что соответствует требованиям ФГОС.
Задачи программы:
- преодолевать негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
- максимальная коррекция дефектов устной речи учащегося, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации ребенка;
- повышение речевой активности ребенка в процессе общения;
- обогащать и активизировать словарный запас; - развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся, использование мимики и жестов в общении; - развивать артикуляционную моторику и фонематические процессы;
- формировать правильноефизиологическое дыхание; - создавать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепления его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся;
- уточнять грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной речи; - развивать фразовую и связную речь;
- подготовить к обучению письменной речи (письмо и чтение):
- формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза; - создавать базу для успешного овладения навыками чтения и письма; - развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление; - формировать пространственно-временные представления и понятия;
- совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей, а также общей моторики.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы:
Личностные результаты должны отражать:
1) осознание себя как ребёнка;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей.
3) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
4) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
5)владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия
6) развитие навыков сотрудничества с взрослыми.
Предметные результаты:
Устная речь. Минимальный уровень:
Выражать свои просьбы, желания, используя этикетные слова и выражения;
Сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес;
Участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
Слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы по содержанию;
Уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
Повторять чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на образец чтения учителя;
Участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка
Сведения об обучающемся: Бучельников Кирилл, 7 класс
2. | Восприятие | |
2.1. | Зрительное восприятие | Основные цвета не соотносит, по названию путает (чаще синий-зеленый). Оттенки по названию не определяет. Предметный гнозис не точен, многие предметы назвать затрудняется. Геометрические фигуры называет не все.. Сюжетную линию в изображении не выделяет, перечисляет отдельные предметы и их действия. |
2.2. | Слуховое восприятие | Понимание обращенной речи зависит от сосредоточенности: нуждается в повторении задания или его переформулировании для осознания |
2.3. | Восприятие пространства | Стороны тела путает. Перекрест не выполняет. Ориентировка на плоскости листа бумаги осуществляется только с помощью взрослого. Предлоги и слова с пространственным значением понимает с ошибками (на-над, перед-после). При конструировании и складывании картинки из 3-4 частей не ориентируется на целостный образ, действует практическимпримеривание, слабо выделяет пространственное расположение частей при наложении на целостный образ. |
2.4. | Восприятие времени | Понятия, имеющие временные характеристики не дифференцированы «дни недели», «времена года», «месяца», «части суток» определить затрудняется. |
3. | Работоспособность | Крайне снижена. |
4. | Темповые характеристики | крайне замедленный темп выполнения заданий, не улучшаемый стимуляцией, в сочетании с низкой продуктивностью, неупорядоченной деятельностью. |
5. | Внимание | |
5.1. | Устойчивость | Выполнение заданий на отыскание стимулов выполняется или крайне медленно, или очень быстро, но с большим количеством ошибок и неточностей. Внимание отвлекается на яркие стимулы, другие предметы. |
5.2. | Переключение | Для переключения на новую учебную ситуацию необходим определенный период времени, иногда прямое указание на другое задание. |
6. | Память | |
6.1 . | Зрительная память | Ребенок узнает менее 3-х фигур, повторные предъявления не улучшают результат; стереотипно воспроизводит одни и те же стимулы, повторяет одни и те же ошибки; воспроизводит все стимулы по порядку |
6.2. | Слуховая память | Стереотипно повторяет одни и те же слова, соскальзывает на побочные ассоциации (заменяет слова). Воспроизводит не более 2-3 слов после первого предъявления, продуктивность запоминания после повторных предъявлений незначительна (1 – 2 слова) |
6.3. | Долговременная память | Длительно не может запомнить правила. В специальных изучениях долговременного запоминания не воспроизводит элементы, заученные в нескольких предъявлениях. |
6.4. | Динамика запоминания | При повторных предъявлениях информации ребенок воспроизводит то же количество стимулов или незначительно увеличивает их число (на 1, 2). |
7. | Мышление | |
7.1. | Выделение существенного | Ребенок дифференцирует существенные и несущественные признаки только при непосредственной направляющей или обучающей помощи, самостоятельно выполнить данную операцию не способен, допускает ошибки и не может исправить, не может объяснить свой выбор. |
7.2. | Классификация | Недостаточная способность к классификации осуществляется преимущественно по случайным признакам, поиск обобщающего слова затруднен. Существенные признаки не называются. |
7.3. | Обобщение | Недостаточная способность к обобщению на понятийном уровне, обобщение осуществляется преимущественно по случайным признакам, поиск обобщающего слова затруднен. Существенные признаки не называются. |
7.4. | Аналогии | Ребенок устанавливает взаимосвязи между понятиями только с направляющей и обучающей помощью, самостоятельно выполнить данную операцию не способен, допускает ошибки и не может их исправить. Выбор объяснить не может. |
7.5. | Установление последовательности событий | Несформированность умения устанавливать причинно-следственные связи и отношения между событиями. Ребенок выполняет задание механически, вне логики событий. Не способен объяснить свой вариант решения. |
8. | Речь | Ребенок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей. При определении развития словаря понимает значение слова, но выражает свое понимание с помощью рисования, практических действий или жестов. В речи часто используется эхолалия. |
9. | Эмоционально-волевая сфера | |
9.1. | Эмоциональная устойчивость | Часто проявляются агрессия, визг, стоны, протестные реакции, пониженный фон настроения, эмоциональная лабильность. |
9.2. | Агрессивность |
|
9.3. | Тревожность | Постоянно присутствует какой-либо беспокоящий фактор, которому ребенок постоянно вынужден противостоять. Действие беспокоящего фактора пока ограничено и еще не определяет общего самочувствия ребенка. Но все чаще ему приходится испытывать напряжение в тех ситуациях взаимодействия, в которых раньше он хорошо себя чувствовал. |
9.4. | Критичность | Самостоятельно не выделяет ошибки, имеющиеся в работе. Ребенок ориентирован на взаимодействие с педагогом, при оценивании результатов своей деятельности, исправлении допущенных единичных ошибок. |
9.5. | Адекватность | В большинстве случаев ребенок проявляет неадекватные формы реагирования на замечания, наказания, похвалу. Правила поведения в учебной деятельности знает, но часто не выполняет в повседневной жизни, особенно при отсутствии внешнего контроля. |
9.6. | Обучаемость | Принимает и использует обучающую помощь для достижения цели задания. Нуждается в развернутых формах обучающего воздействия для решения поставленной задачи. Перенос на аналогичные условия осуществляет частично, без учета изменившихся условий задания. |
9.7. | Произвольность | Ребенок не способен достаточно длительное время выполнять однообразную работу. В процессе работы могут нарушаться точность и аккуратность выполнения задания. Чаще проявляется полный отказ от деятельности в пользу приемущественно предпочитаемой практической деятельности-рисованию. |
9.8. | Мотивация | Степень осознания ребенком мотивов обучения низкая. Преобладают мотивы подражания или случайные мотивы. Дисциплинарные требования осознаются далеко не в полной мере, ориентация на успех в обучении связывается с необходимостью заниматься и соблюдать дисциплину. |
10. | Межличностные отношения | Ребенок положительно относится к посещению школы. Среди мотивов обучения мотив получения новых знаний на стадии формирования. Ребенок ориентируется в содержании школьной деятельности, осознает специфику обучения и его отличие от игры, знает содержания учебных занятий. Свой успех в обучении не связывает с необходимостью овладения знаниями и подчинения дисциплине.Дисциплинарные требования осознает не в полной мере, авторитет учителя признает частично. Ведет себя обособленно, чаще агрессивно к окружающим его детям и взрослым. |
Рекомендации:
Обучение в сопровождении тьютора.
Групповые, индивидуальные занятия с педагогом-психологом с целью развития коммуникативных навыков.
Индивидуальные занятия с учителем-логопедом с целью формирования альтернативной системы коммуникации.
Условия реализации программы
№ | Название раздела | Дидактический материал | Местонахождение |
1. | Тактильно-двигательное восприятие | Ковролиновый конструктор «Застежки- расстежки» Ковролиновый конструктор «Мир аквариума» Ковролиновый конструктор «Мы едем, едем, едем» Ковролиновый конструктор «Веселые буквы. Русский алфавит» | Шкаф №1 Папка № 1, №2,№3 ПК, рабочий стол папка «Развитие психомоторики» |
2. | Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов | Развивающая игра «Автобус для зверят» Развивающая игра «Большой, средний, маленький» Развивающая игра «Где живет огурчик?» Развивающая игра «Глаголы в картинках» Развивающая игра «Готов ли ты к школе? Развивающая игра «Готов ли ты к школе? Математика» Развивающая игра «Готов ли ты к школе? Мышление» Развивающая игра «Готов ли ты к школе? Окружающий мир. Предметы» Развивающая игра «Готов ли ты к школе? Окружающий мир. Природа» Развивающая игра «Готов ли ты к школе? Чтение» Развивающая игра «Деньки недельки» Развивающая игра «Деревенский дворик» Развивающая игра «Детям о времени» Развивающая игра «Животные жарких стран» Развивающая игра «Животные и птицы» Развивающая игра «Знаю все профессии» Развивающая игра «Зоопарк настроений» Развивающая игра «Истории в картинках» Развивающая игра «Логические цепочки» Развивающая игра «Найди различия» Развивающая игра «Четвертый лишний-1» Развивающая игра «Четвертый лишний-2» Развивающая игра «Направо- налево» Развивающая игра «Наши чувства и эмоции» Развивающая игра «Парные коврики»/4-7 лет Развивающая игра «Подбери по смыслу» Развивающая игра «Противоположности» Развивающая игра «Развиваем внимание» Развивающая игра « Развиваем память» Развивающая игра «Разгадай головоломку» Развивающая игра «Ребусы» Развивающая игра «Умный паровозик. Цвет и форма» Развивающая игра «Хорошо или плохо» Развивающая игра «Цвет, форма, размер» Развивающая игра «Что не так?» Развивающая игра «Что перепутал художник?» Ковролиновый конструктор «Застежки- расстежки» Ковролиновый конструктор «Мир аквариума» Ковролиновый конструктор «Мы едем, едем, едем» Ковролиновый конструктор «Веселые буквы. Русский алфавит» | Шкаф№2 Папка№1,№2,№3 Папка №10,№11 ПК, рабочий стол папка «Развитие психомоторики» |
3. | Развитие зрительного восприятия | Развивающая игра «Волшебные коробочки» Развивающая игра «Веселые клеточки» Лэпбук «Эмоции» Лэпбук «Осень» Лэпбук «Часть и целое» Лэпбук «Разрезныекаотинки(транспорт)» Лэпбук «Играйка-развивайка» Дэпбук «Игротека» | Шкаф№2 Папка №1,№2,№3 Папка№6 ПК, рабочий стол папка «Развитие психомоторики» |
4. | Развитие слухового восприятия | Аудио/CD-диск. Музыка для релаксации и медитации. Все выпуски. | Шкаф№3 Папка №1,№2,№3 |
5. | Восприятие пространства | Развивающая игра «Внимание! Дорога!» Развивающая игра «Вокруг да около» | Шкаф№2 Папка №1,№2,№3 Папка№7, №13 ПК, рабочий стол папка «Развитие психомоторики» |
6. | Восприятие времени | Развивающая игра «Времена года» Развивающая игра «Деньки недельки» Развивающая игра «Детям о времени» | Шкаф№2 Папка №1,№2,№3 ПК, рабочий стол папка «Развитие психомоторики» |
7. | Развитие моторики, графомоторных навыков | Ковролиновый конструктор «Застежки- расстежки» Ковролиновый конструктор «Мир аквариума» Ковролиновый конструктор «Мы едем, едем, едем» Ковролиновый конструктор «Веселые буквы. Русский алфавит» Игра «Цветные палочки Кюизенера» Учебное игровое пособие «Математический планшет» Альбом «Лото на математическом планшете» | Шкаф№1, №2 Папка №1,,№2,№3 Папка №4,№8 ПК, рабочий стол папка «Развитие психомоторики» |
8. | Кинестетическое и кинетическое развитие | Развивающая игра «Головоломка. Город мастеров» Развивающая игра «Игры Воскобовича. Чудо- крестики» Развивающая игра «Развивающая головоломка. Ежик» Развивающая игра «Сложи кавадрат» Развивающая игра «Тетрис» Развивающая игра «Шнуровка. Грибок» Развивающая игра « Шнуровка. Зайка» Развивающая игра «Волшебная дощечка» Развивающая игра «Математический планшет. Большой геометрик» | Шкаф№1,№2 Папка №1,№2,№3 Папка, №5,№9,№13 ПК, рабочий стол папка «Развитие психомоторики» |
- Календарно-тематическое планирование по курсу: «Логопедические занятия»
№ | Тема коррекционного занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Здравствуй, школа! Давайте познакомимся. Отгадай, что в моем ранце.(повторение буквы и звука И) | 1 | |
2 | Я и моё тело. Мои умные помощники (глаза, уши, рот, нос, руки) (звук и буква З) | 1 | |
3 | Мимика и жесты в тренировочных упражнениях в связи с речевой ситуацией. | 1 | |
4 | Выражение лица: весёлое, грустное, удивлённое, сердитое. Приветствие собеседника, (звук и буква Ж) Громкая, тихая и шепотная речь. Быстрая и медленная речь. | 1 | |
5 | Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого. | 1 | |
6 | 2 модуль Этикетные формы приветствия и прощания | 1 | |
7 | «Вежливые» слова: спасибо, пожалуйста. (звук и буква Б) | 1 | |
8 | Я дома. Моя семья. С кем я живу. Дружная семья (взаимоотношения с родными). | 1 | |
9 | Мамы разные важны, мамы разные нужны (уважение к старшим) (звук и буква Б) | 1 | |
10 | Я – помощник. | 1 | |
11 | Накопление словаря осенней тематики (звуки Б-П), праздники осени (день матери0 | 1 | |
12 | III модуль Мебель в моём доме, моя квартира, моя комната. (звук и буква К и Г) | 1 | |
13 | Мы обедаем (правила хорошего тона за столом) (звук и буква Д) | 1 | |
14 | Надо, надо умываться. «Мойдодыр» К.И. Чуковский. Опрятность. (звуки д – т), их распознание и узнавание. | 1 | |
15 | Накопление словаря по теме «одежда» (звук Й, буква Й).слова зимней и новогодней тематики. | 1 | |
16 | IV модуль Общение с внешним миром. Мой город. (звук и буква Ь) (пить, есть) | 1 | |
17 | На улице, транспорт, общение в транспорте, поведение, дорога домой) (звук и буква Ь) | 1 | |
18 | На улице (поведение и общение в транспорте). (чтение слогов, слов с гласными 2 ряда – е -) | 1 | |
18 | Зима. Зимние забавы. (чтение слогов и слов с гласными 2 ряда –ё - ) | 1 | |
20 | Птицы зимой, помощь птицам в зимнее время (чтение слогов и слов с гласными 2 ряда – ё –е) | 1 | |
21 | Животные – домашние. | 1 | |
22 | Животные – дикие (чтение слогов и слов с гласными 2 ряда) | 1 | |
23 | Сравниваем животных. Дикие и домашние животные Домашние и дикие птицы. | 1 | |
24 | V и VI модуль. Зимние месяцы. Зимние праздники. Уточнение временных представлений. Начало весны - 8 марта. Поздравь маму. Женские и мужские профессии. | 1 | |
25 | Я и другой: мы разные, дружба (умение общаться, не конфликтовать) | 1 | |
26 | День рождение (как принимать гостей, подарки, веселиться вместе) | 1 | |
27 | Что такое хорошо и что такое плохо (хорошие и плохие поступки) | 1 | |
28 | Не хочу быть плохим (формирование понятий «нельзя», «надо») | 1 | |
29 | Приметы весны: птицы, животные и люди весной. | 1 | |
30 | Давай поговорим (как слушать собеседника и вести себя во время разговора) | 1 | |
31 | Телефон (правила общения) | 1 | |
32 | Повторение правил общения, правил хорошего тона за столом. | 1 | |
33 | Дружба мальчиков и девочек (культура общения полов) Играем вместе, совместная деятельность. | 1 |
- Содержание программы по курсу «Логопедические занятия»
№ п/п | Тема | Содержание | Лингвистическая база речи | психологическая база речи | количество уроков | |
лексика | грамматика | |||||
1 | Здравствуй, школа! Давайте познакомимся. Отгадай, что в моем ранце.(повторение буквы и звука И) | познакомить детей друг с другом; - развитие общей и мелкой моторики; | Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Познакомить учащихся со строением речевого аппарата. Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика | Формирование представления о звуках речи. | создание благоприятной атмосферы на занятии; | 1 |
2 | Я и моё тело. Мои умные помощники (глаза, уши, рот, нос, руки) (звук и буква З) | - развитие коммуникативных навыков. Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах | Овладение представлениями о социально-бытовой жизни: профессиональных и социальных ролях людей.. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков | Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира. Игры «Найди –покажи – назови. У кого картинка?»Звуки и буквы повторение. Составление, чтение слов типа СГСС и СГССГ. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко» Рисуем пальчиками на песке.Пространственно-временные ориентировки | создание благоприятной атмосферы на занятии; - развитие общей и мелкой моторики; | 1 |
3 | Мимика и жесты в тренировочных упражнениях в связи с речевой ситуацией. | - развитие коммуникативных навыков. Формирование представления о звуках речи | Овладение представлениями о социально-бытовой жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира. Пространственно-временные ориентировки. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков. | Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Составление, чтение слов типа ССГС и ССГСГ. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на песке | создание благоприятной атмосферы на занятии; - развитие общей и мелкой моторики; | 1 |
4 | Выражение лица: весёлое, грустное, удивлённое, сердитое. Приветствие собеседника, (звук и буква Ж) Громкая, тихая и шепотная речь. Быстрая и медленная речь. | - развитие мелкой моторики; - развитие коммуникативных навыков; - развитие свойств мышления: обобщение, классификация Формирование представления о звуках речи. | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Артикуляционная гимнастика. | Добиваться правильного соотношения звука с буквой. | развитие произвольного внимания, умения следовать инструкции; | 1 |
5 | Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого. | - развитие общей и мелкой моторики; - развитие произвольного внимания. | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. | Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок). Постановка и автоматизация звуков. | развитие восприятия, тактильной памяти; | 1 |
6 | 2 модуль Этикетные формы приветствия и прощания | ; - развитие мыслительных операций классификация, обобщение; - развитие произвольного внимания | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах.. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Постановка и автоматизация звуков. | Добиваться правильного соотношения звука с Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок).буквой | развитие зрительного восприятия; - развитие мелкой моторики | 1 |
7 | «Вежливые» слова: спасибо, пожалуйста. (звук и буква Б) | - развитие общей и мелкой моторики; - развитие восприятия, тактильной памяти | Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении.. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Постановка и автоматизация звуков. | Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок.) Добиваться правильного соотношения звука с буквой | развитие произвольного внимания; | 1 |
8 | Я дома. Моя семья. С кем я живу. Дружная семья (взаимоотношения с родными). | развитие произвольного внимания; - развитие общей и мелкой моторики; | Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении.. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Постановка и автоматизация звуков. | Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок.) Добиваться правильного соотношения звука с буквой | - развитие восприятия, тактильной памяти | 1 |
9 | Мамы разные важны, мамы разные нужны (уважение к старшим) (звук и буква Б) | развитие произвольного внимания; - развитие общей и мелкой моторики; - развитие восприятия, тактильной памяти | Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении.. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Постановка и автоматизация звуков. Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Постановка и автоматизация звуков. | Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок.) Добиваться правильного соотношения звука с буквой Повторить пройденные звуки и буквы. Составление, чтение слогов типа СГ, ГС. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на пескеИгры «Найди –покажи – назови. У кого картинка?» | 1 | |
10 | Я – помощник. | развитие произвольного внимания; - развитие общей и мелкой моторики; - развитие мышления: Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану | Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира.. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Постановка и автоматизация звуков. | Повторить пройденные звуки и буквы. Составление, чтение слогов типа СГ, ГС. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на пескеИгры «Найди –покажи – назови. У кого картинка?» Пространственная ориентировка | обобщение, классификация; - развитие восприятия, зрительной памяти | 1 |
11 | Накопление словаря осенней тематики (звуки Б-П), праздники осени (день матери0 | развитие произвольного внимания; - развитие общей и мелкой моторики; | Овладение представлениями о социально-бытовой жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Овладение представлениями о жизни в городе, деревне. Пространственно-временные ориентировки. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков. | Повторить пройденные звуки и буквы. Составление, чтение слов типа СГС. | - развитие мышления: обобщение, классификация; - развитие восприятия, зрительной памяти | 1 |
12 | III модуль Мебель в моём доме, моя квартира, моя комната. (звук и буква К и Г) | развитие произвольного внимания; - развитие общей и мелкой моторики; | Овладение представлениями о социально-бытовой жизни: профессиональных и социальных ролях людей.. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков. | Овладение представлениями о жизни в городе, деревне. Повторить пройденные звуки и буквы. Составление, чтение слов типа СГС. Пространственно-временные ориентировки | - развитие мышления: (обобщение, классификация); - развитие восприятия, зрительной памяти | 1 |
13 | Мы обедаем (правила хорошего тона за столом) (звук и буква Д) | развитие зрительной памяти; - развитие произвольного внимания; | Учить устанавливать родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я). Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков. | Повторить пройденные звуки и буквы. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Составление, чтение слов типа СГСГ. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на песке. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. | - развитие общей и мелкой моторики; - развитие мышления (анализ, исключение, обобщение, классификация | 1 |
14 | Надо, надо умываться. «Мойдодыр» К.И. Чуковский. Опрятность. (звуки д – т), их распознание и узнавание. | развитие зрительной памяти; - развитие произвольного внимания; | Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей.пальчиками на песке. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика.Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков. | Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко». Игры «Найди –покажи – назови. У кого картинка?» Рисуем | - развитие общей и мелкой моторики; - развитие мышления (анализ, исключение, обобщение, классификация | 1 |
15 | Накопление словаря по теме «одежда» (звук Й, буква Й).слова зимней и новогодней тематики. | - развитие зрительной памяти; - развитие произвольного внимания; | Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика.Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков. | Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко». Игры «Найди –покажи – назови. У кого картинка?» Рисуем пальчиками на песке. | - развитие общей и мелкой моторики; - развитие мышления (анализ, исключение, обобщение, классификация); | 1 |
16 | IV модуль Общение с внешним миром. Мой город. (звук и буква Ь) (пить, есть) | развитие зрительной памяти; - развитие произвольного внимания; - развитие общей и мелкой моторики; | Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы). Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы).. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Постановка и автоматизация звуков. | Составление, чтение слогов типа СГ, ГС. Пространственная ориентировка | - развитие мышления (анализ, исключение, обобщение, классификация Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале. | 1 |
17 | На улице, транспорт, общение в транспорте, поведение, дорога домой) (звук и буква Ь) | - развитие зрительной памяти; - развитие внимания (объём, концентрация, переключение); - развитие общей и мелкой моторики;«Чтение» телесных и мимических движений. | Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы). Рисуем пальчиками на песке. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков. | Составление, чтение слогов типа СГ, ГС. | Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале. - развитие мышления (анализ, исключение, обобщение, классификация); | 1 |
18 | На улице (поведение и общение в транспорте). (чтение слогов, слов с гласными 2 ряда – е -) | развитие слухового восприятия; - тренировка слуховых ощущений; | Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Познакомить учащихся со строением речевого аппарата. Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. | Формирование представления о звуках речи. | - развитие слухового внимания; - развитие слуховой памяти; - развитие познавательной активности | 1 |
19 | Зима. Зимние забавы. (чтение слогов и слов с гласными 2 ряда –ё - ) | Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале.- тренировка тактильных ощущений; | Овладение представлениями о социально-бытовой жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Овладение представлениями о жизни в городе, деревне.. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков. | Повторить пройденные звуки и буквы. Составление, чтение слов типа СГС. Пространственно-временные ориентировки | - развитие познавательной активности; - развитие мелкой и крупной моторики | 1 |
20 | Птицы зимой, помощь птицам в зимнее время (чтение слогов и слов с гласными 2 ряда – ё –е) | развитие зрительного восприятия; - развитие представлений о цвете (знание базовых цветов); | Учить устанавливать родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я). Повторить пройденные звуки и буквы. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков. | Составление, чтение слов типа СГСГ. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на песке. | - развитие познавательной активности; - развитие мелкой моторики | 1 |
21 | Животные – домашние. | закрепление представления о цвете; - развитие познавательной активности; | Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении.. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Постановка и автоматизация звуков. | Добиваться правильного соотношения звука с буквой | - развитие произвольного мышления; – развитие мышления (анализ, исключение, обобщение | 1 |
22 | Животные – дикие (чтение слогов и слов с гласными 2 ряда) | развитие зрительного восприятия; - развитие восприятия формы, понятия размера, умение определить цвет; | Овладение представлениями о социально-бытовой жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Овладение представлениями о жизни в городе, деревне. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков. | Повторить пройденные звуки и буквы. Составление, чтение слов типа СГС. Пространственно-временные ориентировки. | - развитие познавательной активности; - развитие мыслительных операций (анализ, синтез); - развитие мелкой моторики | 1 |
23 | Сравниваем животных. Дикие и домашние животные Домашние и дикие птицы. | развитие представления о геометрических фигурах; - развитие восприятия формы, понятия размера, умение определить цвет; - развитие мелкой моторики | Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Постановка и автоматизация звуков. | Повторить пройденные звуки и буквы. Составление, чтение слогов типа СГ, ГС. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на пескеИгры «Найди –покажи – назови. У кого картинка?» | - развитие познавательной активности; - развитие мыслительных операций (анализ, синтез); | 1 |
24 | V и VI модуль. Зимние месяцы. Зимние праздники. Уточнение временных представлений. Начало весны - 8 марта. Поздравь маму. Женские и мужские профессии. | развитие временных представлений; - развитие знаний о явлениях природы; | Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Рисуем пальчиками на песке. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика.Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков. | Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко». Игры «Найди –покажи – назови. У кого картинка?» | - развитие активного словаря; - развитие коммуникативных навыков; - развитие познавательной активности. | 1 |
25 | Я и другой: мы разные, дружба (умение общаться, не конфликтовать) | развитие временных представлений; - развитие знаний о явлениях природы; | Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (животных, растений, к явлениям природы). Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков. | Составление, чтение слов типа СГСГ. Рисуем пальчиками на песке. | - развитие активного словаря; - развитие коммуникативных навыков; - развитие познавательной активности. | 1 |
26 | День рождение (как принимать гостей, подарки, веселиться вместе) | представлений; - развитие знаний о явлениях природы; | Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика.Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков. | Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко». Игры «Найди –покажи – назови. У кого картинка?» Рисуем пальчиками на песке. | - развитие активного словаря; - развитие коммуникативных навыков; - развитие познавательной активности. | 1 |
27 | Что такое хорошо и что такое плохо (хорошие и плохие поступки) | развитие временных представлений; - развитие знаний о явлениях природы; | Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Постановка и автоматизация звуков. | Повторить пройденные звуки и буквы. Составление, чтение слогов типа СГ, ГС. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на пескеИгры «Найди –покажи – назови. У кого картинка?» | - развитие активного словаря; - развитие коммуникативных навыков; - развитие познавательной активности. | 1 |
28 | Не хочу быть плохим (формирование понятий «нельзя», «надо») | развитие временных представлений; - развитие мышления (причинно-следственные связи, последовательность событий; - развитие активного словаря; . | Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (животных, растений, к явлениям природы). Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков. | Составление, чтение слов типа СГСГ. Рисуем пальчиками на песке. | - развитие коммуникативных навыков; - развитие познавательной активности | 1 |
29 | Приметы весны: птицы, животные и люди весной. | временных представлений; - развитие мышления (причинно-следственные связи, последовательность событий; | Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Рисуем пальчиками на песке. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика.Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков. | Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко». Игры «Найди –покажи – назови. У кого картинка?» | - развитие активного словаря; - развитие коммуникативных навыков; - развитие познавательной активности. | 1 |
30 | Давай поговорим (как слушать собеседника и вести себя во время разговора) | развитие временных представлений; - развитие мышления (причинно-следственные связи, последовательность событий; | Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (животных, растений, к явлениям природы). Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков. | Составление, чтение слов типа СГСГ. Рисуем пальчиками на песке. | - развитие активного словаря; - развитие коммуникативных навыков; - развитие познавательной активности | 1 |
31 | Телефон (правила общения) | развитие временных представлений, знаний детей о днях недели; - развитие активного словаря; - развитие коммуникативных навыков; - развитие познавательной активности | Развитие представлений об окружающем мире. Повторить пройденные звуки и буквы. Составление, чтение слов типа СГС. Находить картинки по теме «Времена года». Пространственно-временные ориентировки. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков. | Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на песке. Работа с альбомом | - развитие мышления (причинно-следственные связи, последовательность событий; | 1 |
32 | Повторение правил общения, правил хорошего тона за столом. | развитие пространственных представлений, умения ориентироваться в пространстве; - развитие активного словаря; - развитие коммуникативных навыков; - развитие познавательной активности. Звук Б и буква Б | Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (животных, растений, к явлениям природы). Составление, чтение слов типа СГСГ. Рисуем пальчиками на песке. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков. | 1 | ||
33 | Дружба мальчиков и девочек (культура общения полов) Играем вместе, совместная деятельность. | развитие пространственных представлений, умения ориентироваться в пространстве; - развитие произвольного внимания; - развитие активного словаря; - развитие коммуникативных навыков; - развитие познавательной активности. Звук Г и буква Г г | Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (животных, растений, к явлениям природы). Составление, чтение слов типа СГСГ. Рисуем пальчиками на песке. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков. | 1 |
4.Контрольно – оценочная деятельность
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения рабочей программы разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) оценочная деятельность представляет собой оценку результатов освоения рабочей программы и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. При оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности ребенка. Фиксация результатов осуществляется в таблице в виде знаков «+», « - » по следующим критериям:
Уровни самостоятельности при выполнении заданий | |
- не выполняет задание | - |
- выполняет задание со значительной помощью | зп |
- выполняет задание с частичной помощью | чп |
- выполняет заданиепо подражанию | п |
- выполняет заданиепо образцу | о |
- выполняет заданиесамостоятельно, но допускает ошибки | сш |
- выполняет заданиесамостоятельно (без ошибок) | + |
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в АОП. Итоговые результаты обследования за оцениваемый период заносятся в дневники наблюдения. На основе итоговой характеристики составляется АОП на следующий учебный период.
5.Диагностический инструментарий
Диагностика проводится по компьютерной программе «Диагностика речи детей дошкольного и младшего школьного возраста» Авторы: Нурминский Е.В., Безрукова О. А., Каленкова О.Н. Согласно данной методике оцениваемый уровень сформированностиречеязыковой компетенции определяется на основе совокупной оценке результатов выполнения тестовых заданий по трем основным показателям:
- Состояние лексики (объём словарного запаса и его системная организация)
- грамматическая компетенция (словоизменительные.словообразовательные и синтаксические навыки и умения)
- фонетико – фонологическая компетенция (фонематический слух, просодика, слоговая структура слова, навыки звукового анализа и синтеза).
Оформляются результаты диагностической процедуры в виде сводной таблицы, диаграммы и протокола обследования речи ребенка
6.Циклограмма проведения занятий
День недели | Класс | Время |
понедельник | 7 |
Ф.И.О. | Савченко Татьяна Викторовна | ||
Дата рождения | 02.12.1977 | ||
Образование | Высшее | ||
Что окончил, когда, специальность | Комсомольский- на- Амуре государственный педагогический университет по специальности преподаватель дошкольной педагогики и психологии, логопед. Дата окончания: 24.06.2000 | ||
Занимаемая должность | Учитель-логопед | ||
Стаж работы | Общий 22 года | Педагогический – 22года | В данном учреждении – 9 лет |
Квалификационная категория | |||
Срок действия категории | |||
Методическая тема работы | «Развитие произносительной стороны умственно отсталых обучающихся через активные формы педагогической деятельности» | ||
Курсы повышения квалификации за последние 3 года | С 25.02.2019-06.03.2019 прошла обучение в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Уральский государственный педагогический университет» По программе повышения квалификации: «Организация комплексного сопровождения обучающихся в рамках освоения АООП НОО РАС (3,4 вариант) в объеме 72 часа |
7. Сведения об авторе
8.Список литературы для обучающихся и учителя
1. Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики. Дефектология, 2002-№3.
2. Баенская Е. Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет //Дефектология. 1995. № 5.
3. Веденина М. Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации (сообщение 1 и 2) //Дефектология. 1997. N° 2, 3.
4. Громова О.Е. лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет: метод.пособие / О.Е. Громова, Г.Н. Соломатин, - М.: ТЦ Сфера, 2005, -128 с.
5. Кириллова, Л. Советы офтальмолога для воспитателей, работающих с детьми, имеющими недостатки зрения / Юганова И. // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9. – С. 32-36. Материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru
6. Овечая А. А. «Игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста с РДА». г. Краснодар «Детский сад «Сказка» от 27.11.2013 г.
7. Саломатина И.В. Программа сенсорного развития с грубыми множественными нарушениями. //Деффектология – №2, 1998.
8. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. 2000. № 1. С.66-75
9. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод.пособие / Стребелева Е.А. – 3-е издание М.: Просвещение, 2007.- 164 с.
Ресурсное обеспечение рабочей программы.
- Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям, М., 1994;
- Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи,- М., 1985.
Логопедия :Учеб.пособие /Под ред. Л.С.Волковой.- 3-е изд. - М., 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа логопедических занятий.ФФНР(ФНР)1 полугодие
Название предмета Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФН, ФНР, ФФНР)Класс 1-ый год обученияУчитель Галляметдинова Эльмира ШамильевнаОбщее количество часов на предмет по ...
Рабочая программа логопедических занятий. ФФНР(ФНР) 2 полугодие
Название предмета Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФН, ФНР, ФФНР)Класс 1-ый год обученияУчитель Галляметдинова Эльмира ШамильевнаОбщее количество часов на предмет по ...
Рабочая программа логопедических занятий.ОНР. 1 год обучения
Общее недоразвитие речи (ОНР, НОНР, ЛГНР)Класс 1-ый год обученияУчитель Галляметдинова Эльмира ШамильевнаОбщее количество часов на предмет по учебному плану 90 часовИз них на:1...
Рабочая программа логопедических занятий.ОНР. 2 год обучения
Нарушения чтения и письма, об. общим недоразвитием речи (ОНР, НОНР, ЛГНР)Класс 2-ой год обученияУчитель Галляметдинова Эльмира ШамильевнаОбщее количество часов на предмет по учебному плану...
Рабочая программа логопедических занятий в коррекционной школе 8 вида
Рабочие программы на каждый класс, тематическое планирование по четвертям....
Рабочая программа логопедических занятий с группой учащихся 2 класса
Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и...
Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 4Л классе
Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 4Л классе...