Рабочая программа логопедических занятий.ФФНР(ФНР)1 полугодие
календарно-тематическое планирование по теме
Название предмета Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФН, ФНР, ФФНР)
Класс 1-ый год обучения
Учитель Галляметдинова Эльмира Шамильевна
Общее количество часов на предмет по учебному плану _60__часов
Из них на:
1 полугодие 30 часов
Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009г.):
с учётом рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков: Ястребовой А.В., Ефименковой Л. Н., Мисаренко Г. Г., Лалаевой Р. И. , на основе:
- инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000г №2 «об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
- инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В.Ястребовой, Т.Б.Бессоновой. М.,1996
Одобрена на заседании МО учителей-логопедов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_polugodie.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п/п | Тема логопедического занятия | Пространственное ориентирование, мелкая моторика. Профилактика оптической дисграфии. | Содержание работы (цели, виды, пособия) | Неделя, даты, кол-во часов. | |
план | факт | ||||
Аналитико-диагностический этап | |||||
Фронтальное обследование. | Сбор анамнеза, данных о речевом развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Индивидуальное обследование. Обследование речи по тестовой методике Фотековой Т.А. Таблица диагностики. Графики речевых профилей. Ознакомление родителей и педагогов с результатами диагностики. Индивидуальные консультации. Логопедическое заключение. | 1.09- 15.09 | 1.09- 15.09 | ||
1. | 1 этап: формирование фонетико-фонематических представлений | ||||
Вводное занятие. Речь и предложение. | Пространственная ориентация в схеме собственного тела. Пространственная ориентация в помещении (комната, класс) | Цель: -уточнить понятия «речь» и «предложение», границы предложения в устной и письменной речи; -выделять на слух предложения из рассказа, опираясь на смысл и интонацию, указать кол-во предложений: -определить границы предложения ( большая буква, точка, ?, !) в письменной речи; -графическое обозначение предложений; -составление схемы рассказа. Термины: предложение, рассказ, речь, схема, большая буква, точка | |||
2. | Предложение и слово. | Пространственная ориентация на парте. Пространственная ориентация при перемещении предметов. | Цель: -уточнить понятие «слово», раздельное написание слов в предложении; -определить кол-во слов в предложении, о ком или о чем говорится в предложении, порядок слов в предложении; -составить предложение по картинке, по заданным словам; -определить кол-во и последовательность слов, составить схему. Термины: предложение, рассказ, речь, схема, большая буква, точка. Слово, предложение, рассказ | ||
3. | Предложение. ПОСОБИЯ К ТЕМЕ: Предметные, сюжетные картинки, серии картинок, схемы предложений, наглядный материал, индивидуальный раздаточный материал. | Пространственная ориентация на листе бумаги, странице тетради, книги (середина, центр, верх, низ, правый верхний угол, левый..и т.д.) Дифференцировать понятия страница и лист, строчка и страница. Уметь посчитать кол-во листов, страниц, строчек. | Цель: -закрепить умение работать с предложением, состоящим из 3-4 слов, с предлогами и без; -слова в предложении связаны грамматически; -работа с деформированным текстом; -вставить пропущенное слово, подходящее по смыслу и в нужной грамматической форме; -придумать двусоставное предложение, подобрав к словам-предметам слова-действия, и к словам –действиям – слова-предметы; -составление предложений различной структуры (графическая запись); -разделить текст на предложения, составить схему рассказа и схему каждого предложения; -графический диктант. | ||
4. | Звуки и буквы. | Ориентироваться в понятиях: начало строки, середина, конец. Штриховка карандашом, ручкой в разных направлениях. Обводка пунктирных контуров, трафаретов. | Цель: -уточнить понятие о звуке и букве, развивать слуховое восприятие, уточнить артикуляцию, соотнести звуки с известными буквами; -алфавит, буква, как знак звука, буквы, не обозначающие звук; - услышать, запомнить и повторить звуковой ряд из 3-5-7 звуков, проанализировать его; -записать пройденные в классе буквы, прочитать их, проанализировать буквенный ряд; -записать (в воздухе пальчиком, рукой, ногой, в тетради) под диктовку несколько звуков, звукосочетаний, прочитать, проанализировать; -услышать заданный звук в слове ( «хлопушки»), придумать слово на определенный звук, определить место звука в слове ( начало, середина, конец). -выкладывать звуковую модель слова. Термины: звуки, буквы, гласные и согласные, используем для записи «ушки», алфавит, Ь знак. Обозначение звука определенным цветом, звуковая модель слова. | ||
5. | Гласные и согласные. ПОСОБИЯ К ТЕМЕ: Звуковые модели, слоги, слоговые таблицы (в электронном виде), комп. программа «Игры для Тигры», «Баба-Яга учится читать», музыкальный динозаврик. | Закрашивание в одном направлении различных фигур. Уметь правильно держать ручку, находить рабочую строку и вспомогательную строку. Видеть клеточку в тетради, обвести клеточку, обозначить углы клеточки точками, посчитать клеточки, закрасить столбики из заданного кол-ва. | Цель: -уточнить понятия «гласные» и «согласные», их признаки (артикуляция, способ образования), развивать фонематический слух, учить слушать, слышать и различать гласные и согласные. Формировать навык соотнесения звука и буквы; -проанализировать артикуляцию гласных и согласных перед зеркалам; -различать на слух гласные и согласные 9 с проговариванием и без); -записать под диктовку гласные и согласные звуки соответствующими буквами, прочитать и проанализировать их; -прочитать гласные и согласные, записать их в тетрадь, разделив на две строчки, проанализировать ряд гласных и ряд согласных; -из данных букв придумать слова (3-5 букв), указать гласные, согласные, составить схему каждого слова, записать. Термины: звуки, буквы, гласные и согласные, используем для записи «ушки», алфавит, Ь знак. Обозначение звука определенным цветом, звуковая модель слова. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДИНОЗАВРИК | ||
6. | Уточнение гласных а, о, у, ы, и. (э) ПОСОБИЯ К ТЕМЕ: Звуковые модели, слоги, слоговые таблицы (в электронном виде), компьютерные программы «Игры для Тигры», «Баба-Яга учится читать», музыкальный динозаврик. | Выполнять графические диктанты (рисунки по клеточкам). Отличать расположение слов, цифр в столбик от расположения в строчку Копировать изображение по клеточкам. | Цель: -учить выделять гласные из речи, развивать фонематический слух, уточнить артикуляцию и звучание звука соотносить с буквой; -произнести звук «а» перед зеркалом, рассмотреть артикуляцию, способ произнесения, послушать звучание, уточнить характерные признаки; изменение тональности звука; -рассмотреть печатную, письменную, сравнение «а» и «о». -выделить гласный «а» на слух из ряда гласных звуков, из ряда гласных и согласных, из слогов, из слов. -прочитать вслух ряд гласных звуков типа: оооаооо; аоаоао….Работа над дыханием. -записать ряд гласных под диктовку, выделить гласный «а»: -прочитать ряд гласных и согласных, слогов, записать под диктовку, выделив гласный «а»: -на слух определить место звука в слове: начало, середина, конец. Зарисовать графически: а___, __а__, _____а. -записать слова из пройденных в классе букв, выделить гласный. -придумать слова со звуком «а». Таков порядок работы и с остальными гласными, обозначенными в этой теме. Термины: звуки, буквы, гласные и согласные, используем для записи «ушки», алфавит, Ь знак. Обозначение звука определенным цветом, звуковая модель слова. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДИНОЗАВРИК. Игра «Пароходики». | ||
7. | Слоговой анализ и синтез слов. Ударение. СОУ ПОСОБИЯ: 1.таблицы гласных, согласных. 2.цветные фишки или «звукарики» для выкладывания схем. 3.слоговые таблицы. Предметные картинки, звуково-слоговые модели слов. 4. материал для индивид. письма и чтения: слогов. таблицы,»зашумленные» картинки, объемные буквы и т.д. 5.индивидуальные зеркала. | Уметь разделить лист пополам ( реально и мысленно). Уметь проводить горизонтальную и вертикальную черты. | Цель: -учить делить слова на слоги и составлять слова из слогов. Уточнить слогообразующую роль гласной. Произнести слово по слогам, отхлопать слоги, сосчитать их кол-во, назвать первый, второй слог и т.д.; -назвать гласные в слове, уточнить, что их столько же, сколько слогов в слове, назвать гласную первого слога, гласную второго слога, изобразить слово графически: о_ а_ ( ко-са) , записать слово, разделив на слоги; -части слова ( слоги) произносятся с разной силой, один из слогов ударный. Определить , поставить ударение в схеме; -составить слово из слогов, данных в беспорядке, выделить гласные, поставить ударение; -определить пропущенный слог в слове с помощью картинки; -разложить картинки под определенным сочетанием гласных о_ а_ ( окна); Также отрабатываются другие структуры слов; трехсложные, со стечением согласных, гласный-слогом. СОУ (слоги, опасные места, ударение). Термины: звуки, буквы, гласные и согласные, используем для записи «ушки», алфавит, Ь знак. Обозначение звука определенным цветом, звуковая модель слова. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДИНОЗАВРИК. Игра «Пароходики». Артикулирование гласных «беззвучное», «зеркальные» и «не зеркальные» слова, троекратный повтор слова для определения ударного слога. | ||
8. | Звуко-буквенный анализ и синтез. ПОСОБИЯ: 1.таблицы гласных, согласных. 2.цветные фишки или «звукарики» для выкладывания схем. 3.слоговые таблицы. Предметные картинки, звуково-слоговые модели слов. 4. материал для индивид. письма и чтения: слогов. таблицы, «зашумленные» картинки, объемные буквы и т.д. 5.индивидуальные зеркала. | Развитие зрительного-восприятия и узнавания (в том числе буквенного) | Цель: -учить определять кол-во и последовательность звуков в слогах, в словах. Место данного звука по отношению к другим звукам в слове; -формировать навык письма по следам звукового анализа; -проанализировать ряд гласных : ау, уао. Назвать последовательность звуков, их кол-во, место в ряду. Выложить схему, записать ( также проанализировать ряды ( гласных – согласных) ; -проанализировать слоги типа: ум-, на-, ста-. Назвать последовательность звуков в слогах, их кол-во, место звука; назвать гласные и согласные, выложить фишками или «звукариками», нарисовать схему слога с указанием гласного, согласного, записать слоги; -проанализировать односложные слова типа: нос, сон, пост, стоп, сто. Далее двусложные, трехсложные слова и слова со стечением согласных, составить полную графическую схему; -придумать слова, состоящие из 3-4-5 звуков, проанализировать, записать; -придумать слова на заданный звук, записать их в порядке увеличения звуков в слове по следам анализа; -преобразовать слова; цепочки слов, наращивание слов; -поставить слова из заданных букв или из букв одного слова, составить полную схему; -вставить пропущенные буквы в слова; -придумать слова, подобрать картинки к графическим схемам слов; -составить полную графическую схему предложения.
| ||
9. | Твердые и мягкие согласные. | Уточнение и расширение объема зрительной памяти. | Цель: -уточнить понятие о твердых и мягких согласных. Учить пользоваться двумя способами обозначения мягкости на письме. Учить различать на слух твердые и мягкие согласные, развивать фонематический слух; -гласные 1 и 2 ряда, их особенности, йотированные гласные; -согласные с гласными первого и второго ряда в прямых и обратных слогах. Чтение, определение позиции мягкого звука, самостоятельное образование слогов с парными гласными. -на слух определить согласный в слогах: та – ть, пя-пь, ял- ль. -на слух определить гласный в слогах: да-а, дя-я ( после мягкого звука дь пишем букву я ): -прослушать, запомнить и повторить слоги; да-дя-да, ба-бя-ба…: -запись слогов в две строчки: 1 строка – гласная «а», вторая строка – гласная «я».Выделить мягкий согласный: -записать под диктовку слова, разделить на слоги, подчеркнуть гласные «а», «я», отметить мягкий согласный перед «я»: -записать слова-паронимы, проанализировать, выделить мягкий согласный, гласные «а» и «я»: -записать слова в три колонки: с гласными «а», «я» и «ая», подчеркнуть гласные, отметить мягкий согласный; -вставить пропущенные буквы «а» и «я», отметить мягкий согласный перед «я»; -придумать слова с мягким согласным перед «я», определить его место в слове, записать, подчеркнуть; -списать предложения, найти слова с буквами «а», «я», подчеркнуть их, выделить мягкий согласный; -графический диктант с выделением «а», «я»; -написать предложения под диктовку, подчеркнуть гласные «а», «я», выделить мягкий согласный. | ||
10. | Твердые и мягкие согласные перед гласными «а-я». | Развитие зрительного анализа и синтеза. | Цель: -уточнить понятие о твердых и мягких согласных. Учить пользоваться двумя способами обозначения мягкости на письме. Учить различать на слух твердые и мягкие согласные, развивать фонематический слух; -гласные 1 и 2 ряда, их особенности, йотированные гласные; -согласные с гласными первого и второго ряда в прямых и обратных слогах. Чтение, определение позиции мягкого звука, самостоятельное образование слогов с парными гласными. -на слух определить согласный в слогах: та – ть, пя-пь, ял- ль. -на слух определить гласный в слогах: да-а, дя-я ( после мягкого звука дь пишем букву я ): -прослушать, запомнить и повторить слоги; да-дя-да, ба-бя-ба…: -запись слогов в две строчки: 1 строка – гласная «а», вторая строка – гласная «я».Выделить мягкий согласный: -записать под диктовку слова, разделить на слоги, подчеркнуть гласные «а», «я», отметить мягкий согласный перед «я»: -записать слова-паронимы, проанализировать, выделить мягкий согласный, гласные «а» и «я»: -записать слова в три колонки: с гласными «а», «я» и «ая», подчеркнуть гласные, отметить мягкий согласный; -вставить пропущенные буквы «а» и «я», отметить мягкий согласный перед «я»; -придумать слова с мягким согласным перед «я», определить его место в слове, записать, подчеркнуть; -списать предложения, найти слова с буквами «а», «я», подчеркнуть их, выделить мягкий согласный; -графический диктант с выделением «а», «я»; -написать предложения под диктовку, подчеркнуть гласные «а», «я», выделить мягкий согласный. | ||
11. | Твердые и мягкие согласные перед гласными «о-е». | Дифференциация букв, смешиваемых по оптико-кинетическиму сходству. (Найди букву среди ряда других. Сравни, узнай одни и те же буквы, написанные разным шрифтом, стилем.) | Цель: -уточнить понятие о твердых и мягких согласных. Учить пользоваться двумя способами обозначения мягкости на письме. Учить различать на слух твердые и мягкие согласные, развивать фонематический слух; -гласные 1 и 2 ряда, их особенности, йотированные гласные; -согласные с гласными первого и второго ряда в прямых и обратных слогах. Чтение, определение позиции мягкого звука, самостоятельное образование слогов с парными гласными. -на слух определить согласный в слогах: та – ть, пя-пь, ял- ль. -на слух определить гласный в слогах: да-а, дя-я ( после мягкого звука дь пишем букву я ): -прослушать, запомнить и повторить слоги; да-дя-да, ба-бя-ба…: -запись слогов в две строчки: 1 строка – гласная «а», вторая строка – гласная «я».Выделить мягкий согласный: -записать под диктовку слова, разделить на слоги, подчеркнуть гласные «а», «я», отметить мягкий согласный перед «я»: -записать слова-паронимы, проанализировать, выделить мягкий согласный, гласные «а» и «я»: -записать слова в три колонки: с гласными «а», «я» и «ая», подчеркнуть гласные, отметить мягкий согласный; -вставить пропущенные буквы «а» и «я», отметить мягкий согласный перед «я»; -придумать слова с мягким согласным перед «я», определить его место в слове, записать, подчеркнуть; -списать предложения, найти слова с буквами «а», «я», подчеркнуть их, выделить мягкий согласный; -графический диктант с выделением «а», «я»; -написать предложения под диктовку, подчеркнуть гласные «а», «я», выделить мягкий согласный. | ||
12. | Твердые и мягкие согласные перед гласными «у-ю». | Дифференциация букв, смешиваемых по оптико-кинетическиму сходству (Назвать или написать перечеркнутые буквы. Определи букву в неправильном положении. Обведи контурные изображения букв и т.д.) | Цель: -уточнить понятие о твердых и мягких согласных. Учить пользоваться двумя способами обозначения мягкости на письме. Учить различать на слух твердые и мягкие согласные, развивать фонематический слух; -гласные 1 и 2 ряда, их особенности, йотированные гласные; -согласные с гласными первого и второго ряда в прямых и обратных слогах. Чтение, определение позиции мягкого звука, самостоятельное образование слогов с парными гласными. -на слух определить согласный в слогах: ту – ть, пу-пь, юл- ль. -на слух определить гласный в слогах: дууа, дю-ю ( после мягкого звука дь пишем букву я ): -прослушать, запомнить и повторить слоги; да-дя-да, ба-бя-ба…: -запись слогов в две строчки: 1 строка – гласная «а», вторая строка – гласная «я».Выделить мягкий согласный: -записать под диктовку слова, разделить на слоги, подчеркнуть гласные «а», «я», отметить мягкий согласный перед «я»: -записать слова-паронимы, проанализировать, выделить мягкий согласный, гласные «а» и «я»: -записать слова в три колонки: с гласными «а», «я» и «ая», подчеркнуть гласные, отметить мягкий согласный; -вставить пропущенные буквы «а» и «я», отметить мягкий согласный перед «я»; -придумать слова с мягким согласным перед «я», определить его место в слове, записать, подчеркнуть; -списать предложения, найти слова с буквами «а», «я», подчеркнуть их, выделить мягкий согласный; -графический диктант с выделением «а», «я»; -написать предложения под диктовку, подчеркнуть гласные «а», «я», выделить мягкий согласный. | ||
13. | Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы-и». | Дифференциация букв, смешиваемых по оптико-кинетическиму сходству (Назвать или написать буквы, наложенные друг на друга. Найди спрятавшиеся буквы.) | Цель: -уточнить понятие о твердых и мягких согласных. Учить пользоваться двумя способами обозначения мягкости на письме. Учить различать на слух твердые и мягкие согласные, развивать фонематический слух; -гласные 1 и 2 ряда, их особенности, йотированные гласные; -согласные с гласными первого и второго ряда в прямых и обратных слогах. Чтение, определение позиции мягкого звука, самостоятельное образование слогов с парными гласными. -на слух определить согласный в слогах: ты – ть, пы-пь, ыл- ль. -на слух определить гласный в слогах: ды-ы, ди-и ( после мягкого звука дь пишем букву и ): -прослушать, запомнить и повторить слоги; ды-ди-ды, бы-би-бы…: -запись слогов в две строчки: 1 строка – гласная «ы», вторая строка – гласная «и». Выделить мягкий согласный: -записать под диктовку слова, разделить на слоги, подчеркнуть гласные «ы», «и», отметить мягкий согласный перед «и»: -записать слова-паронимы, проанализировать, выделить мягкий согласный, гласные «ы» и «и»: -записать слова в три колонки: с гласными «ы», «и» и «ыи», подчеркнуть гласные, отметить мягкий согласный; -вставить пропущенные буквы «ы» и «и», отметить мягкий согласный перед «и»; -придумать слова с мягким согласным перед «и», определить его место в слове, записать, подчеркнуть; -списать предложения, найти слова с буквами «ы», «и», подчеркнуть их, выделить мягкий согласный; -графический диктант с выделением «ы», «и»; -написать предложения под диктовку, подчеркнуть гласные «ы», «и», выделить мягкий согласный. | ||
14. | Дифференциация гласных «ё-ю». ОБОРУДОВАНИЕ: 1.таблица гласных 1 и 2 ряда. 2.Слоговая таблица для чтения прямых и обратных слогов с гласными 1 и 2 ряда. 3.предметные картинки. 4.опорные схемы для слогового и звуко-буквенного анализа. 5.цифровые ряды. 6.упражения для чтения и списывания. 7.зеркала. | Дифференциация букв, смешиваемых по оптико-кинетическиму сходству (Назвать или написать буквы, наложенные друг на друга. Найди спрятавшиеся буквы.) | Цель: -учить различать гласные «е-ю» в устной и письменной речи; -вспомнить, как образуются гласные «е-ю», сравнить артикуляцию перед зеркалом; -послушать слоги и услышать гласный в слогах:-юм,-ем, -не,-ню… -прослушать, зпомнить, повторить ряды слогов: ем-юм, те-тю, пю-пе-пю; -услышать, назвать буквы «е-ю» в словах; -прочитать слоги с гласными «е-ю» по таблице; -записать слоги в две строчки под диктовку: в первую – с «е», во вторую – с «ю»; -прочитать слова и записать по 2-3 слова на «ю» и «е», подчеркнуть гласные; записать по 2-3 слова графически, надписав над соответствующим слогом буквы «е» или «ю»; -записать под диктовку слова в три колонки: с гласной «е», с гласной «ю», с гласными «е-ю». подчеркнуть гласные, выделить мягкие согласные перед ними; -вставить пропущенную букву «у» или «ю» в слова ( предложение), подчеркнуть; -записать под диктовку 2-3 предложения с «е-ю», подчеркнуть гласные, выделить мягкие согласные перед ним. | ||
15. | Обозначение мягкости согласных при помощи Ь. | Дифференциация букв, смешиваемых по оптико-кинетическиму сходству (Назвать или написать буквы, наложенные друг на друга. Найди спрятавшиеся буквы | Цель: -закрепление навыка различения согласных по твердости-мягкости и обозначение мягкости согласного буквой Ь знак; -послушать, повторить и определить мягкий согласный из пары звуков: д-дь,б-бь…….перед зеркалом; -как запишем эти звуки…д-буквой д, а дь-двумя буквами; -услышать мягкий согласный в звуковом ряду, в ряду слогов, слов; -прочитать слоги, слова, указать мягкий согласный, списать, подчеркнуть Ь знак; -прослушать пары слов, сравнить по написанию, списать, подчеркнуть Ь знак и мягкий согласный перед ним; Вставить пропущенный Ь знак; -вставить в предложение подходящее по смыслу слово; -написать названия к предметным картинкам; Написать под диктовку слова с Ь знаком, предложения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа логопедических занятий. ФФНР(ФНР) 2 полугодие
Название предмета Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФН, ФНР, ФФНР)Класс 1-ый год обученияУчитель Галляметдинова Эльмира ШамильевнаОбщее количество часов на предмет по ...
Рабочая программа Живой мир 6 класс 1 полугодие
Рабочая программа для 6 класса...
Рабочая программа Живой мир 6 класс 2 полугодие
Рабочая программа для 6 класс детей со сложной структурой дефекта....