Рабочая программа логопедических занятий с группой учащихся 2 класса
рабочая программа на тему
Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по-новому оценить логопедическую работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l2kl.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 162
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.Г. ЛАРИКОВА
«Согласовано» Руководитель МО ________________ФИО Протокол № ___ от «____»___________20__г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _________________ ФИО «____»____________20__ г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ СКОШ №162 ___________________ФИО Приказ № ___ от «___»____20_ г. |
Рабочая программа
логопедических занятий с группой учащихся 2 класса
Составитель Макурина Н.А.
учитель-дефектолог
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика программы.
Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по-новому оценить логопедическую работу.
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
Организация работы по программе
Коррекция нарушений речи учащихся школы VIII вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий.
Учитель – логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 20 – 40 минут.
Предлагаемая программа рассчитана на учащихся 2 класса школ VIII вида с учетом учебного плана 4 часа в неделю и программы для коррекционных школ под редакцией В.В.Воронковой. Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Материал разбит на блоки в соответствии со структурой логопедических занятий.
Методологические и теоретические основы программы.
Программа составлена опираясь на разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., базирующихся на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.
Учитывая специфику образовательного процесса в школе VIII вида, где обучаются дети, имеющие нарушение интеллектуального развития, при создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С. Я. Рубинштейн, М.С Певзнер.
Программа логопедических занятий опирается на принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
- гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода
- системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта
- рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития
- реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы
- деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту
- индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы
- системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Цель программы:
Коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.
Основные задачи программы:
- Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
- Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
- Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
- Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Структура занятия:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением, текстом;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
Ожидаемые результаты логопедической работы
- активно пользоваться различными способами словообразования
- ориентироваться в составе слова, т. е. определять при помощи каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и как изменяются их значения
- правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь в предложении)
- определять основную мысль, тему рассказа
- определять последовательность и связность предложений в тексте
- устанавливать смысловую зависимость между словами в предложении, между предложениями в тексте
- составлять план связного высказывания
Литература
- Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева «Логопедия». Москва. 1995 г.
- Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989.
- Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.
- С.Ф. Иваненко «Формирование навыков чтения у детей при тяжелых нарушениях речи». Москва. 1987 г.
- Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина «Основы логопедии». Москва. 1989 г.
- И.Н. Садовникова «Нарушение письменной речи». Москва. 1983 г.
- Л.Н. Ефименкова, Н.Н.Садовникова. Формирование связной речи у детей - олигофренов. – М.: «Просвещение», 1970.
- А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: «Просвещение», 1987.
- Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.
- М.Ф.Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение», 1989.
- Е. Косинова. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Эксмо», 2003.
- Г.А.Каше, Р.И.Шуйфер, Н.А.Никашина, Э.А.Евлахова. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся. – М., 1960.
- Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
- Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
- Е.В.Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
- Е.В.Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
- Е.Н. Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб., 2009.
Примерное тематическое планирование логопедических занятий
2 класс 1 четверть
№ | Темы | Занят | Формирование фонетических процессов и навыков звукового анализа и синтеза | Формирование лексической стороны речи | Формирование грамматической стороны речи |
1 | Органы артикуляции. Строение, основные функции и движения. | 2 | Выделение (узнавание) звука на фоне слова | Лето | Составление предложений по картинкам |
2 | Речь. Предложение | 2 | Практическое деление предложений на слова | Погода ранней осенью | |
3 | Предложение. Слово. Дифференциация. Понятий “предложение” “слово” | 2 | Анализ предложений, слов. Звукослоговой анализ слов. | Овощи. Фрукты. | Определение количества слов в предложении. Деление слов на слоги. |
4 | Звуки речи | 1 | Анализ и синтез прямых и обратных слогов | Подготовка птиц к перелету | Определение количества звуков в слове |
5 | Звуки и буквы. Гласные и согласные, их различия | 2 | Звукобуквенный анализ слов. Определение сильных/слабых позиций гласных звуков. Установление последовательности звуков в слове. | Подготовка зверей к зиме. Деревья осенью | Различение сходных букв |
6 | Дифференциация гласных-согласных | 1 | Звукобуквенный анализ слов | Поздняя осень. Первый снег | Сравнение пар слов, отличающихся одним звуком или последовательностью |
7 | Слоговой анализ слов. Деление слов на слоги. Перенос слов | 2 | Слоговой анализ слов. Звукобуквенный анализ слов со сложным строением | Занятия людей осенью | Словообразовательные роли гласных |
8 | Выделение ударного и безударного гласных | 2 | Анализ гласных в сильной позиции | Занятия людей осенью | Составление, анализ одних и более-сложных слов. Слова со стечением согласных |
9 | Анализ гласных первого ряда О, А. У. Э,Ы | 2 | Звукобуквенный анализ слов. Определение места (по порядку) звука в слове. Составление слов по схеме | Погода осенью. Огурцы. Помидоры | Словообразовательная роль гласных |
10 | Гласные второго ряда Я, Е, Ю. Е. И. Дифференциация А-Я, Э-Е, О-Ё, Ы-И, У-Ю | 2 | Звукобуквенный анализ слов | Школьная мастерская. | Составление и анализ слов с гласными второго ряда. Правописание гласных. После шипящих |
11 | Анализ звука и букв “П,П” | 4 | Уточнение правильной артикуляции и произношения звуков | Кустарники. Овощной огород. Клумбы. Газоны. | Согласные звонкие и глухие |
12 | Анализ звука и букв “Б.Б ” | 4 | Уточнение артикуляции. Фонетический анализ слов | Морковь, свекла, овощи | Звонкие/глухие согласные |
13 | Дифференциация П-Б | 2 | Развитие навыков фонетического анализа со звуками П-Б | Чеснок. Лук | Согласные звонкие, глухие |
14 | Дифференциация “ П-Б ” | 3 | Звукобуквенный анализ слов. Определение места звука в слове
| Огород. Работа в огороде осенью | Составление слогов, слов |
15 | Анализ звуков Ф-Ф | 4 | Уточнение артикуляции и правильного произношения звуков | Укроп, петрушка. Мой дом (квартира) | Согласные звонкие и глухие |
16 | Слова со стечением согласных. Проверочная работа | 2 | Анализ и синтез слов со стечением согласных | Мой адрес. | Правописание слов с парными звонкими и согласными |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий с группой учащихся, имеющих нерезко выраженное общее недоразвитие речи
Календарно-тематическое планирование Группа: Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР) Класс: 1 Учитель-логопед: Косых М.Е. Количество часов: всего __90__ часов; в...
Логопедическое занятие с группой учащихся, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленных ФФН или ФН речи.
Комбинированное занятие, направленное на обощение знаний о гласных звуках и буквах. В занятии раскрыты приемы сравнения звуков и букв Ш и Щ на слух и по начертанию....
Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 4Л классе
Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 4Л классе...
Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 5Л классе
Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 5Л классе...
Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 7Л классе
Рабочая программа...
Методические разработки к адаптированной рабочей программе логопедических занятий в 4 классе
Методические разработки...
Рабочая программа логопедических занятий для учащихся 2 классов
Автором представлена рабочая программа коррекционных занятий учителя-логопеда на учебный год во 2 классе...