Рабочая программа логопедических занятий с группой учащихся 2 класса
рабочая программа на тему

Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по-новому оценить логопедическую работу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon l2kl.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 162

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.Г. ЛАРИКОВА

«Согласовано»

Руководитель МО

________________ФИО

Протокол № ___ от

«____»___________20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_________________ ФИО

«____»____________20__ г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ СКОШ №162 ___________________ФИО

Приказ № ___ от «___»____20_ г.

Рабочая программа

логопедических занятий с группой учащихся 2 класса

                                                                          Составитель Макурина Н.А.

                                                                                     учитель-дефектолог

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика программы.

Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по-новому оценить логопедическую работу.  

Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

Организация работы по программе

Коррекция нарушений речи учащихся школы VIII  вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий.

Учитель – логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 20 – 40 минут.

Предлагаемая программа рассчитана на учащихся 2 класса школ VIII  вида с учетом учебного плана 4 часа в неделю и программы для коррекционных школ под редакцией В.В.Воронковой. Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Материал разбит на блоки в соответствии со структурой логопедических занятий.

 Методологические и теоретические основы программы.

Программа составлена опираясь на разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., базирующихся на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.

Учитывая специфику образовательного процесса в школе VIII вида, где обучаются дети, имеющие нарушение интеллектуального развития, при создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С. Я. Рубинштейн, М.С Певзнер.

Программа логопедических занятий опирается на принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

  • гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода
  • системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта
  • рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития
  • реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы
  • деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту
  • индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы
  • системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Цель программы: 

Коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.

Основные задачи программы:

  1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
  2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
  3. Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
  4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

Структура занятия:

  • упражнения для развития артикуляционной моторики;
  • упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
  • дыхательная гимнастика;
  • коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
  • формирование фонематических процессов;
  • работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
  •  работа над предложением, текстом;
  • обогащение и активизация словарного запаса.

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

Ожидаемые результаты логопедической работы

  • активно пользоваться различными способами словообразования
  • ориентироваться в составе слова, т. е. определять при помощи каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова  и как изменяются их значения
  • правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь в предложении)
  • определять основную мысль, тему рассказа
  • определять последовательность и связность предложений в тексте
  • устанавливать смысловую зависимость между словами в предложении, между предложениями в тексте
  • составлять план связного высказывания

Литература

  1. Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева «Логопедия». Москва. 1995 г.
  2.  Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989.
  3.  Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.
  4. С.Ф. Иваненко «Формирование навыков чтения у детей при тяжелых нарушениях речи». Москва. 1987 г.
  5. Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина «Основы логопедии». Москва. 1989 г.
  6. И.Н. Садовникова «Нарушение письменной речи». Москва. 1983 г.
  7. Л.Н. Ефименкова, Н.Н.Садовникова. Формирование связной речи у детей - олигофренов. – М.: «Просвещение», 1970.
  8. А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: «Просвещение», 1987.
  9. Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.
  10. М.Ф.Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение», 1989.
  11. Е. Косинова. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Эксмо», 2003.
  12. Г.А.Каше, Р.И.Шуйфер, Н.А.Никашина, Э.А.Евлахова. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся. – М., 1960.
  13. Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
  14. Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
  15. Е.В.Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
  16. Е.В.Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
  17. Е.Н. Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб., 2009.


Примерное тематическое планирование логопедических занятий

2 класс 1 четверть

Темы

Занят

Формирование фонетических процессов и навыков звукового анализа и синтеза

Формирование лексической стороны речи

Формирование грамматической стороны речи

1

Органы артикуляции.

Строение, основные функции и движения.

2

Выделение (узнавание) звука на фоне слова

Лето

Составление предложений по картинкам

2

Речь. Предложение

2

Практическое деление предложений на слова

Погода ранней осенью

3

Предложение. Слово. Дифференциация. Понятий “предложение” “слово”

2

Анализ предложений, слов. Звукослоговой анализ слов.

Овощи. Фрукты.

Определение количества слов в предложении. Деление слов на слоги.

4

Звуки речи

1

Анализ и синтез прямых и обратных слогов

Подготовка птиц к перелету

Определение количества звуков в слове

5

Звуки и буквы. Гласные и согласные, их различия

2

Звукобуквенный анализ слов. Определение сильных/слабых позиций гласных звуков. Установление последовательности звуков в слове.

Подготовка  зверей к зиме. Деревья осенью

Различение сходных букв

6

Дифференциация гласных-согласных

1

Звукобуквенный  анализ слов

Поздняя осень. Первый снег

Сравнение пар слов, отличающихся одним звуком или последовательностью

7

Слоговой анализ слов. Деление слов на слоги. Перенос слов

2

Слоговой анализ слов. Звукобуквенный анализ слов со сложным строением

Занятия людей осенью

Словообразовательные роли  гласных

8

Выделение ударного и безударного гласных

2

Анализ гласных в сильной позиции

Занятия людей осенью

Составление, анализ одних и более-сложных слов. Слова со стечением согласных

9

Анализ гласных первого ряда О, А. У. Э,Ы

2

Звукобуквенный анализ слов. Определение места (по порядку) звука в слове. Составление слов по схеме

Погода осенью. Огурцы. Помидоры

Словообразовательная  роль гласных

10

Гласные второго ряда Я, Е, Ю. Е. И. Дифференциация  А-Я, Э-Е, О-Ё, Ы-И, У-Ю

2

Звукобуквенный анализ слов

Школьная мастерская.

Составление и анализ слов с гласными второго ряда. Правописание гласных. После шипящих

11

Анализ звука и букв “П,П”

4

Уточнение правильной артикуляции и произношения звуков

Кустарники. Овощной огород. Клумбы. Газоны.

Согласные звонкие и глухие

12

Анализ звука и букв “Б.Б ”

4

Уточнение артикуляции. Фонетический анализ слов

Морковь, свекла, овощи

Звонкие/глухие согласные

13

Дифференциация  П-Б

2

Развитие навыков фонетического анализа со звуками П-Б

Чеснок. Лук

Согласные звонкие, глухие

14

Дифференциация

“ П-Б ”

3

Звукобуквенный анализ слов. Определение места звука в слове

 

Огород.  Работа в огороде осенью

Составление слогов, слов

15

Анализ звуков Ф-Ф

4

Уточнение артикуляции и правильного произношения звуков

Укроп, петрушка. Мой дом (квартира)

Согласные звонкие и глухие

16

Слова со стечением согласных. Проверочная  работа

2

Анализ и синтез слов со стечением согласных

Мой адрес.

Правописание слов с парными звонкими и согласными


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий с группой учащихся, имеющих нерезко выраженное общее недоразвитие речи

Календарно-тематическое планирование Группа:  Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР) Класс:  1 Учитель-логопед: Косых М.Е. Количество часов:  всего __90__ часов;  в...

Логопедическое занятие с группой учащихся, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленных ФФН или ФН речи.

Комбинированное занятие, направленное на обощение знаний о гласных звуках и буквах. В занятии раскрыты приемы сравнения звуков и букв Ш и Щ на слух и по начертанию....

Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 4Л классе

Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 4Л классе...

Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 5Л классе

Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 5Л классе...

Рабочая программа логопедических занятий для учащихся 2 классов

Автором представлена рабочая программа коррекционных занятий учителя-логопеда на учебный год во 2 классе...